Е. Н. Асташкина ;
Е. А. Москалева ;
С. В. Червякова
Рациональное питание
Интегрированный урок биологии, медицины, информатики с элементами ролевой игры
Цели урока: формирование представлений о здоровом образе жизни, способствующем установлению гармонических отношений с природой и обществом; формирование научного мировоззрения на базе усвоенных знаний и умений.
Задачи урока: на основе имеющихся знаний об обмене веществ, функциях и строении системы органов пищеварения, используя компьютерные технологии, сформировать представление о гигиенических условиях здорового питания и его режиме; овладеть доступными методами изучения человека; гигиеническое воспитание.
Оборудование: компьютерный класс, диск «Открытая биология».
Форма урока: обобщающий урок с элементами ролевой игры в классе с повышенным уровнем изучения предметов естественнонаучного цикла.
Ход урока
I. Вступительная часть
Ваше здоровье – самое ценное, что у вас есть. Многие болезни – это результат неправильного питания. На этом уроке вы узнаете, что качество жизни можно улучшить благодаря правильному питанию.
Начнем с того, что вспомним, как устроена пищеварительная система и как она функционирует. Затем рассмотрим, что такое пища и почему она необходима каждому из нас, какие основные питательные вещества в ней содержатся.
II. Основная часть
Первый биохимик. Белки – природные полимеры, состоящие из аминокислот. Аминокислоты (АК) – соединения, в молекулах которых содержится несколько функциональных групп. Обратите внимание на образование пептидной связи, а также на гидролиз полипептида (рис. 1).
Рис. 1
Белки – важнейший компонент пищи. От них зависят основные жизненные процессы в организме: обмен веществ, раздражимость нервов, способность к росту, размножению. К белкам относятся, например, гемоглобин, ферменты, некоторые гормоны. Единственным источником их образования в организме человека являются АК, входящие в состав белков пищи. Вот почему белки совершенно необходимы в питании человека.
Но все ли белки в этом отношении равноценны? Нет. Обратите внимание на содержание незаменимых АК в продуктах питания (табл. 1). Можно сделать вывод, что продукты должны быть разнообразными, – только тогда организм будет получать достаточное количество необходимых ему АК.
Таблица 1. Содержание незаменимых АК в продуктах питания
Незаменимые АК |
Яйца |
Молоко коровье |
Говядина |
Творог нежирный |
Мука пшеничная |
Картофель |
Триптофан |
0,2 |
0,05 |
0,2 |
0,2 |
0,13 |
0,02 |
Лейцин |
1,1 |
0,34 |
1,4 |
1,6 |
0,8 |
0,1 |
Изолейцин |
0,8 |
0,22 |
0,9 |
1,0 |
0,48 |
0,09 |
Валин |
0,9 |
0,24 |
0,97 |
1,2 |
0,45 |
0,1 |
Треонин |
0,6 |
0,16 |
0,8 |
0,7 |
0,3 |
0,08 |
Лизин |
0,8 |
0,3 |
1,5 |
1,3 |
0,24 |
0,1 |
Метионин |
0,4 |
0,09 |
0,4 |
0,5 |
0,14 |
0,03 |
Фенилаланин |
0,7 |
0,17 |
0,7 |
0,9 |
0,58 |
0,09 |
Учитель. Найдите в таблице «Содержание органических веществ в продуктах питания» (табл. 2) продукты, особенно богатые белками. Назовите их.
Таблица 2. Содержание органических веществ в продуктах питания
Продукты питания |
Энергия, ккал |
Белки, г |
Жиры, г |
Углеводы, г |
Минеральные |
Витамины |
|||||
Са, мг |
Fe, мг |
А, мг |
D, мг |
В1, мг |
В3, мг |
С, мг |
|||||
Бекон, ветчина |
447 |
24,5 |
38,8 |
0 |
12 |
1,4 |
0 |
0 |
0,4 |
0,19 |
0 |
Бананы |
76 |
1,1 |
0 |
19,2 |
7 |
0,4 |
33 |
0 |
0,04 |
0,07 |
10 |
Хлеб черный |
230 |
9,2 |
1,4 |
48,3 |
88 |
2,5 |
0 |
0 |
0,28 |
0,07 |
0 |
Хлеб белый |
251 |
8 |
1,7 |
54,3 |
100 |
1,7 |
0 |
0 |
0,18 |
0,03 |
0 |
Масло |
731 |
0,5 |
81 |
0 |
15 |
0,2 |
995 |
1,25 |
0 |
0 |
0 |
Сыр |
412 |
25,4 |
34,5 |
0 |
810 |
0,6 |
420 |
0,35 |
0,04 |
0,05 |
0 |
Кофе растворим. |
155 |
4 |
0,7 |
35,5 |
140 |
4 |
0 |
0 |
0 |
0,1 |
0 |
Яйца |
147 |
12,3 |
10,9 |
0 |
54 |
2,1 |
140 |
1,5 |
0,09 |
0,47 |
0 |
Столовый жир |
899 |
0 |
99,9 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Свинина |
330 |
15,8 |
29,6 |
0 |
8 |
0,8 |
0 |
0 |
0,58 |
0,16 |
0 |
Картофель вар. |
80 |
1,4 |
0 |
19,7 |
4 |
0,5 |
0 |
0 |
0,08 |
0,03 |
15 |
Рис |
359 |
6,2 |
1 |
86,8 |
4 |
0,4 |
0 |
0 |
0,08 |
0,03 |
0 |
Спагетти |
364 |
9,9 |
1 |
84 |
23 |
1,2 |
0 |
0 |
0,09 |
0,06 |
0 |
Сахар-рафинад |
394 |
0 |
0 |
105 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Йогурт натуральный |
53 |
5 |
1 |
6,4 |
80 |
0,1 |
10 |
0,02 |
0,05 |
0,26 |
0 |
Второй биохимик. Углеводы – обширный класс органических соединений. В клетках живых организмов углеводы являются источниками и аккумуляторами энергии. Они входят в состав многих важнейших природных соединений, выступают в роли регуляторов важнейших биохимических процессов. Соединяясь с белками и липидами, углеводы образуют сложные высокомолекулярные комплексы, составляющие основу живой материи. Давайте вспомним известные нам группы углеводов (рис. 2).
Рис. 2
Особое место среди углеводов принадлежит глюкозе. Она – необходимый компонент пищи, т.к. при ее окислении выделяется больше трети используемой в организме энергии. Нервные клетки и клетки головного мозга используют только глюкозу. Однако мы получаем глюкозу периодически, а нервным клеткам энергия необходима постоянно. Глюкоза запасается впрок в клетках печени и мышц в виде полимера – полисахарида, называемого гликогеном.
Учитель. Воспользуйтесь уже знакомой вам таблицей 2 и определите продукты, наиболее богатые углеводами. Назовите их.
Третий биохимик. Жиры относятся к классу химических соединений, носящих общее название липиды. Липиды – это сложные органические соединения с близкими физико-химическими свойствами, которые содержатся в растениях, животных, микроорганизмах. Их общие свойства: нерастворимость в воде, наличие в молекулах длинных углеводородных радикалов и сложноэфирных группировок.
Пищевые жиры являются настоящими концентратами энергии. При окислении 1 г жира выделяется 39 кДж (9,3 ккал) энергии, т.е. в 2,25 раз больше, чем при окислении белков и углеводов.
Полное исключение жиров из рациона приводит к серьезным нарушениям здоровья. Недостаток жирных кислот приводит к задержке развития растущего организма, нарушениям структуры и функции клеточных мембран, воспалению кожных покровов. При избыточности жирных кислот возрастает опасность развития атеросклероза.
Учитель. Вновь хочу направить вас к таблице 2, воспользовавшись которой, найдите продукты растительного и животного происхождения, наиболее богатые жирами, и назовите их.
Основоположники разных школ питания пытаются ответить на извечные вопросы: как, когда, сколько и что есть? Помогут разобраться в этих вопросах диетологи.
Первый диетолог. Долгое время придерживались мнения, что поесть – значит «заправить» организм порцией «горючего», не важно, какого и в каком количестве, лишь бы ярко пылало пламя обменных процессов и давало необходимую для жизнедеятельности человека энергию. Никому и в голову не приходило ограничивать себя в еде: считалось, что чем больше съешь, тем больше пользы. Впоследствии выяснилось, что при обильном питании организм запасает избыточную энергию в виде жиров. Кому из нас не знакомо стремление впихнуть в ребенка как можно больше калорийной пищи? «За папу, за маму...»
Идет в знакомом театре драма,
Спектакль с названием «Обед».
Играют роли папа с мамой,
Сынишка, бабушка и дед.Ну, ешь, сыночек. Ты хороший.
Ну, открывай же шире рот.
И папа хлопает в ладоши,
И мама суп сынишке льет.Дед нарядился Фантомасом,
Устроил целый карнавал,
Чтоб внучек взял кусочек мяса,
Чтоб макаронину сжевал.С тарелкой папа, с вилкой – мама,
В руках у бабушки салат…
А не назвать ли эту «драму»
Комедией «Кто виноват?»
Перекармливание с детства формирует устойчивый рефлекс к постоянному жеванию, насыщению пищей до предела. Старинная индийская притча гласит: бог при рождении каждого человека отмеряет ему то количество пищи, которое он должен съесть, и тот, кто сделает это слишком быстро, быстрее умрет.
Второй диетолог. Обратимся опять к таблице 2. Перечисленные здесь продукты содержат еще некоторые органические вещества, о которых мы еще не говорили, не вспомнили – витамины. Потребности в них малы, но роль их в нашей жизни велика. Обмен веществ без них не будет проходить нормально. Недостаток витаминов вызывает различные болезни. Давайте вспомним, какие витамины надо принимать, чтобы не заболеть рахитом? (Витамин D.) А что нужно делать, чтобы избежать простудных заболеваний? (Принимать витамин С.)
Учитель. В каких продуктах этих витаминов содержится больше всего? (Ученики дают ответы, используя таблицу.) Для полноценного питания важен не только баланс белков, жиров и углеводов, но и присутствие витаминов, микроэлементов. Только в этом случае еда будет приносить пользу организму.
Третий диетолог. Но и этого недостаточно! Для полноценного питания необходимо учитывать энергетическую ценность продуктов. У различных категорий людей потребности в энергии различны и зависят от рода их деятельности. Для учащихся вашего возраста эта потребность равна примерно 2700 ккал в сутки. Эти калории не должны поступать в организм за 1–2 раза: принимать пищу следует 4–5 раз в день. Давайте посмотрим на схему распределения калорийности пищи в течение суток (рис. 3).
Учитель. Проанализировав ваши анкеты, мы выявили главный недостаток в вашем питании. Невысокая калорийность завтрака, прием пищи 2–3 раза в день, поздний ужин.
Рис. 3
Рис. 4
III. Заключительная часть
Учитель. Все, о чем мы говорили на сегодняшнем уроке, подводит нас к мысли о том, что питание должно быть рациональным. Что включает в себя это понятие? Ответ на этот вопрос дан в виде схемы на рисунке 4. Важны все три компонента питания. Используя их, составьте правила рационального питания школьника.
Учащиеся.
1. Прием пищи не реже 4–5 раз в сутки.
2. Перерыв между приемами пищи не более 6 часов.
3. Тщательное пережевывание пищи.
4. Не ужинать позже, чем за 1,5–2 часа до сна.
5. Разнообразие пищи.
IV. Домашнее задание
Составить меню и рассчитать калорийность обеда школьника. Работу выполнить в текстовом процессоре Microsoft Word.
Учитель. Закончить урок можно словами известного диетолога: «Одно только поколение правильно питающихся людей возродит человечество и сделает болезни столь редким явлением, что на них будут смотреть как на нечто необыкновенное».