Я иду на урок

Е. В. Журавлева

Игра «Знатоки природы»

Игра строится по типу телевизионной игры «Брейн-ринг». В игре могут участвовать от 8 до 12 команд по 5–6 человек. Команды заранее готовятся к игре: придумывают название команды, форму или знаки отличия, минутное представление или приветствие соперникам.

В центре игрового зала за двумя круглыми столами одновременно играют две команды. На каждом игровом столе лежит свой музыкальный инструмент или другой предмет, издающий резкие звуки (например бубен и трещотка или колокольчик и свисток).

Присутствующие рассаживаются буквой «П» по отношению к ведущему, который сидит за столом, например на сцене.

После произнесенного приветствия команды кладут на стол ведущему заявки на участие в игре. Ведущий вызывает за игровые столы две команды, выбирая заявки по жребию.

На столе ведущего карточки с вопросами, каждая имеет свой цвет (обозначающий тему) и номер. Карточек определенного цвета может быть 7 или 8 в зависимости от количества вопросов по данной теме. Также имеется мешок с аналогичными жетонами. Кто-то из игроков наугад вытаскивает жетон, ведущий зачитывает вопрос на соответствующей карточке, после чего ударяет в «гонг» и включает секундомер (на обсуждение вопроса отводится 30 с.).

Первой отвечает на вопрос та команда, которая первой подала сигнал своим музыкальным инструментом (секундомер останавливается). Если ответ неверен, секундомер включается снова, и вторая команда может продолжить обсуждение до истечения оставшегося времени.

Игра между двумя командами идет до 3 очков, проигравшая команда покидает игровой стол, а ведущий вызывает следующую. Заявка проигравшей команды может вновь участвовать в жеребьевке, если все остальные команды уже сыграли.

В случае верного ответа жетон, соответствующий вопросу, вручается команде. В конце игры при подведении итогов команда, набравшая наибольшее количество жетонов, объявляется победительницей. Команда, набравшая наибольшее количество жетонов одного цвета, объявляется знатоком этой темы. Остальным командам полагаются поощрения «За активность», «За лучшее представление команды», «За интеллигентную игру» и т.д. Победители награждаются дипломами, книгами о природе и т.д. Для определения победителей и поощряемых должно быть создано жюри; для разрешения спорных ситуаций – конфликтная комиссия. По желанию можно продумать музыкальные паузы.

Спонсор публикации статьи: интернет ресурс для сознательных людей, которых заботит экология их региона www.EcoNew.ru. На страницах сайта Вы найдете пункты, в которых осуществляется прием макулатуры в Челябинске. Контакты и информация о времени работы представленных пунктов, а так-же их расположении, поможет выбрать самый удобное для Вас отделение.

Темы и вопросы игры

Тема 1. Зеленый друг

(Карточки зеленого цвета.)

1. Какие хвойные деревья и кустарники растут в наших лесах? (Ель, сосна, лиственница, можжевельник.)

2. Лесоводы иногда называют березу доброй няней ели. Почему? (Всходы ели под пологом молодого березняка не гибнут от заморозков, засухи и чересчур яркого солнечного света.)

3. Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет? (Сосна – светолюбивое дерево.)

4. Почему если в лесу в санитарных целях вырубают старые дуплистые деревья, то больных деревьев часто становится только больше? (В дуплах деревьев гнездятся птицы, живут летучие мыши, поедающие опасных для леса насекомых.)

5. Какие ядовитые грибы растут в наших лесах? (Бледная поганка, мухомор, ложные опята, желчный гриб, сатанинский гриб.)

6. Съедобен ли гриб-дождевик? (Молодые дождевики съедобны.)

7. Названия каких ядовитых лесных растений связаны с названием птицы и зверя? (Вороний глаз, волчье лыко.)

8. Какое дерево в нашем лесу цветет позднее всех и когда? (Липа, в июне.)

Тема 2. Лесная аптека

(Карточки красного цвета.)

1. Ты натер ногу в пути. С помощью какого растения можно облегчить боль? (С помощью подорожника.)

2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? Почему? (Сфагнум, или торфяной мох, он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество.)

3. Какая болотная ягода заменяет лимон? (Клюква – она содержит лимонную кислоту.)

4. Плоды каких кустарников очень богаты витамином С? (Черной смородины, шиповника.)

5. Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (Отвар из сухих цветков и листьев – хорошее средство от кашля.)

6. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает? (Валериану, капли валерианы употребляют при нервных расстройствах и бессоннице.)

7. Расскажите о правилах сушки лекарственных растений. (Сушить под навесом, на чердаке, избегая прямого солнечного света, разложив тонким слоем. Листья кладут черенками в одну сторону. Корни отмывают от грязи и разрезают. 3–4 раза в день растения переворачивают, сухие убирают.)

Тема 3. Остроглаз

(Карточки синего цвета.)

1. У птенцов рот ярко-красный или оранжевый, почему? (Такая окраска – условный сигнал, вызывающий у птиц-родителей рефлекс – положить в открытый рот корм.)

2. Кто кукует у кукушки – самец или самка? (Самец.)

3. Какие птицы прилетают весной раньше – стрижи или ласточки? Почему? (Ласточки, так как они могут ловить насекомых у земли. Высоко в воздухе, где обитают стрижи, насекомые появляются позднее.)

4. Что называют плачем березы весной? (Начавшееся сокодвижение.)

5. Какое травянистое растение на опушках и в населенных пунктах зацветает первым? (Мать-и-мачеха.)

6. Какое растение называют цветок-букетик? Почему? (Медуницу. Венчики ее отцветающих цветков меняют окраску. Сначала на растении все цветки розовые, а через несколько дней на стебельке можно увидеть голубые, синие и фиолетовые цветки.)

7. У каких растений семена снабжены «парашютами»? (У одуванчика, чертополоха, кипрея, осота, тополя, ивы; возможны и другие правильные ответы.)

Тема 4. Маленькие тайны природы

(Карточки желтого цвета.)

1. Летом на траве, цветках можно увидеть комочки пены, похожие на слюну. Что это? (Это домики личинок цикадки-пенницы, или слюнявницы. Личинка высасывает сок из растения, выпускает его и ножками взбивает вокруг себя пену, выделяя в нее особое клейкое вещество.)

2. «Летят паутины над сонным жнивьем...» (М.Иса-
ковский). Объясните это явление. Когда его можно наблюдать? (Летающие нити – это паутина, на которой, расселяясь, летят маленькие паучки; происходит это осенью.)

3. Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? (Нет, только в ответ на боль, даже слабую.)

4. Какое дерево может мгновенно менять цвет, становясь то серо-серебристым, то зеленым? (Осина, когда дрожат ее листочки.)

5. Почему крапива жжется? (В волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, содержащие кремнезем стенки делают ранку на коже, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение.)

6. Известно, что новорожденных зайчат зайчиха покормит и на 3–4 суток оставляет одних. Зайчата затаиваются, хотя дрожат: мышцы работают, выделяя тепло. Почему зайчонка не учует никакой зверь? (На теле зайчонка нет потовых желез – они расположены на подошвах лап, а лапки зайчонок подбирает под себя.)

7. Зайчиха может приносить приплод три раза в году. Как называют зайчат каждого выводка? (Первый выводок – настовики, появляются, когда на снегу есть наст, летние – колосовики и травники, осенние – листопадники.)

8. Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Она выделяет едкую жидкость. Раз попробовав, птица запоминает яркого жучка.)

Тема 5. Охрана природы

(Карточки черного цвета.)

1. Расскажите о правилах сбора грибов. (Не разрывать мох, не нарушать грибницу. Гриб срезать ножом или выкрутить, ямку засыпать землей.)

2. Почему нельзя шуметь в лесу, включать магнитофоны, разжигать костры, особенно весной и в начале лета? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда.)

3. Вылетевших из гнезда птенцов называют слетками. Почему нельзя уносить их домой? (Птицы учат их искать пищу, защищаться от врагов. Дома прокормить птенца трудно, выпущенный на волю, он будет беспомощным.)

4. Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его? (Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на земле, не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов.)

5. Каковы причины лесных пожаров? (Непотушенный костер, окурок, молния.)

6. Как правильно разжечь костер? (Выбрать место подальше от деревьев, снять дерн и положить под куст подальше от огня. Когда костер будет залит водой, убрать головни, уложить дерн обратно и хорошо полить.)

7. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота.)

Рисунки из книги Г.Свиридонова Лесной огород. – М.: Молодая гвардия, 1984.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru