Я иду на урок

Т. И. Мельникова

Рождение цветка

Урок – педагогическая мастерская

Цель урока

Расширить и закрепить знания учащихся о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений.

Задачи:

– обеспечить усвоение знаний о классификации цветков, сформировать понятия «обоеполые», «раздельнополые» цветки, «однодомные» и «двудомные» растения;
– на основе установления сходства в строении цветков различных растений подвести учащихся к выводу о родстве покрытосеменных растений;
– развивать самостоятельность мышления, формировать умение школьников устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы;
– активизировать эмоциональную сферу личности учащихся; воспитывать любовь к живой природе.

Оборудование: таблица «Строение цветка», открытки, карточки с заданиями, цветная бумага, ножницы, клей, препаровальные иглы, консервированные цветки петунии, сирени, цветущие примулы, распустившиеся цветки черемухи.

Класс разбит на 4 группы (руководит консультант). За правильный ответ выдаются жетоны: красного цвета – 3 балла, зеленого – 2 балла, синего – 1 балл.

Спонсор публикации статьи: компания «СПЛАВ» предлагает большой выбор высококачественной обуви, в число которой входят кеды, треккинговая обувь, ботинки с высокими берцами и многое другое. На сайте компании www.Splav.ru можно ознакомиться с предлагаемым ассортиментом и осуществить заказ. Собственное швейное производство, мощное модельно-конструкторское бюро и богатый опыт работы, позволяют производить продукцию соответствующую самым высоким стандартам качества и практичности.

Ход урока

I. Организационный момент

Объясняются тема и задачи урока.

II. Актуализация опорных знаний

Со строением цветка учащиеся познакомились в 5-м классе и поэтому, начиная урок, необходимо в беседе выявить имеющиеся у них знания о цветке (используя рисунок в учебнике).

III. Изучение нового материала

Учитель. Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Цветы – сама жизнь. Великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен говорил: «Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок».

Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, днях рождения и праздниках. Даже самая скромная комната будет выглядеть нарядной и уютной, если на столе стоит букет цветов.

А сейчас я прошу рассказать коротко о своем любимом цветке. Начину сама. Мой любимый цветок – анютины глазки, или виола. Это, если можно сказать, символические цветы. В некоторых странах анютины глазки – символ верности, символ мудрости. Окраска цветка разнообразная, удивительная. В одном цветке множество красок. Мне кажется, это глаза детей Мира.

Работа в группах

Задание 1

Подготовить рассказ о любимом цветке. Обсуждение идет во всех группах одновременно. Затем из каждой группы выступает один ученик.

Задание 2

Каждая группа получает набор открыток с красивыми цветами, сухие букеты цветов. Все рассматривают цветы. Затем учащиеся отвечают на вопросы, учитель дополняет, обобщает ответы. За правильный и оригинальный ответ ученики получают жетоны.

• Почему цветы рождаются такими красивыми?
• Для кого и для чего важна красота цветка?
• Почему они такие разные?
• Какое значение имеет цветок для растения?
• Когда возникли цветы – до появления человека или после?

Работа с учебником (Пасечник В.В. Биология: Бактерии, грибы, растения: Учебник для 6-го класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2006).

Каждая группа получает задание: читая текст учебника, найти знакомые понятия и  повторить их. Изучая новый материал, подумать над вопросами.

Задания для 1-й группы

Прочитать текст «Строение цветка яблони» (с. 125–126, рис. 97).

Ответить на вопросы.

1. Из каких частей состоит цветок?
2. Что называют околоцветником?
3. Чем отличается венчик свободнолепестный от сростнолепестного?
4. Показать на таблице органы цветка. 

Задания для 2-й группы

Прочитать текст «Околоцветник двойной и простой» (с. 126, рис. 98).

Ответить на вопросы.

1. Из каких частей состоит цветок?
2. Что называют околоцветником?
3. Чем отличается двойной околоцветник от простого?
4. Какие цветки называют голыми?

Задания для 3-й группы

Прочитать текст «Строение тычинки и пестика» (с. 127, рис. 99).

Ответить на вопросы.

1. Какие части цветка называются главными? Почему?
2. Каково строение пестика?
3. Каково строение тычинки?
4. Что развивается из семязачатка?

Задания для 4-й группы

Прочитать текст «Цветки обоеполые и раздельнополые» (с. 127, рис. 100, 101).

Ответить на вопросы.

1. На какие группы делят цветки по наличию в них главных частей?
2. Какие цветки называют обоеполыми?
3. Какие цветки называют пестичными, а какие тычиночными?
4. Чем однодомные растения отличаются от двудомных?

Вначале учащиеся обсуждают результаты работы в группах. Затем по очереди выступают представители каждой группы. Учитель дополняет, помогает делать выводы, обобщения. Оценивает ответы. Консультанты выдают жетоны.

IV. Закрепление и применение новых знаний

Лабораторная работа «Изучение строения цветка» выполняется по инструктивной карточке на стр. 128 учебника и оформляется в рабочей тетради. Учитель поясняет, как заполнить таблицу.

Таблица к лабораторной работе

Название растения

Околоцветник простой или двойной (П или Д)

Чашечка сростнолистная или раздельнолистная (С или Р)

Венчик сростнолепестный или раздельно-лепестный (С или Р)

Количество тычинок

Количество пестиков

1.

2.

 

 

 

 

 

Для лабораторной работы используются консервированные цветки петунии, сирени, а также цветки примулы и черемухи.

Консультанты проверяют заполнение таблицы. Выдают жетоны.

 

При ознакомлении учащихся с формулой цветка сначала на классной доске дать полную запись названий и количество всех частей цветка, а затем представить строение цветка в виде формулы и объяснить преимущество такого способа записи.

Для составления формулы используют следующие обозначения:

О – простой околоцветник
Ч – чашелистики
Л – лепестк
Т – тычинки

Число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков показывают цифрами, а если их больше 12, то значком ∞. Если какие-либо части цветка срослись, то цифры пишут в скобках.

Правильный цветок изображают звездочкой *, неправильный – стрелкой ↑, однополые мужские (тычиночные) цветки –  ♂ , женские (пестичные) – ♀.

Примеры

Формула тычиночного цветка огурца:

♂*Ч(5)Л(5)Т(5)П0

Формула обоеполого цветка вишни:

♂♀*Ч5Л5Т5П1

Самостоятельная работа

Задание 1

Это задание потребует быстроты, ловкости, умения. Нужно сконструировать цветок, чтобы в нем были все органы. (Для работы приготовлены ножницы, клей, нитки, гофрированная и обычная бума-
га – чем разнообразнее материал, тем шире возможности.)

Готовые модели цветов выкладываются на общий стол, где их можно рассмотреть, поделиться своими впечатлениями от выполненной работы.

Задание 2

Написать от имени цветка мини-рассказ со словами «Как мне повезло!». В рассказе должны быть использованы понятия об органах цветка. Готовые тексты прикрепляют на доску скотчем, ученики читают рассказы друг друга. Лучший рассказ учитель зачитывает вслух.

V. Итоги урока

Беседа по вопросам:

• Что вам показалось самым интересным на уроке?
• Каких знаний вам было недостаточно во время работы?
• Что вы сегодня чувствовали, что переживали во время урока?
• Какое открытие вы сделали сегодня?
• Что нового обнаружили вы в себе?

Подсчитываются баллы. Выставляются отметки.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru