Экология

Д. В. Моргун

Роль дополнительного экологического образования в образовательном пространстве г. Москвы

Дополнительное эколого-биологическое образование дает возможность учащимся овладеть новыми, специфическими знаниями, помогает развитию собственных способностей и самореализации, формированию общей экологической культуры. При этом, помимо профессиональной ориентации молодежи, создаются предпосылки научного, творческого подхода к решаемым проблемам. В связи с возрастающей ролью биологии в решении гуманистических и социокультурных задач приоритет отдается социальному воспитанию и привлечению детей и молодежи к общественно полезной работе.

Система дополнительного образования, сложившаяся в настоящее время в России, является уникальной в мировом масштабе. Она обладает высокой адаптацией к происходящим в обществе изменениям, быстро реагирует на индивидуальные образовательные и другие потребности детей, а главное, в отличие от регламентируемого стандартом школьного образования, предлагает свободу выбора программ, направлений обучения и воспитания.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании» (в редакции от 23.12.2003 г. №186-ФЗ), ведущей функцией системы дополнительного образования детей является реализация образовательных программ и образовательных услуг в целях удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

Базовыми принципами, на основе которых разрабатывается содержание дополнительного эколого-биологического образования, являются: 1) принцип научности и фундаментальности, обеспечивающий познавательное отношение к окружающей среде; 2) аксиологический и гуманистический принцип, формирующий нравственное и эстетическое отношение к окружающей среде, направляющий становление системы ценностей у обучающихся, в которой экологические идеалы имеют первостепенное значение; 3) деятельностный принцип, формирующий познавательные и практические умения экологического плана, развивающий волевые и творческие качества обучающихся.

Содержание дополнительного эколого-биологического образования сформировалось в результате постепенной эволюции кружковой формы работы юных натуралистов, берущей начало в 1918 г. от организации первой станции юннатов в Сокольниках. Эту эволюцию можно схематично изобразить следующим образом: натуралистическое образование (экология понимается как биологическая экология) → практическая, прикладная экология, связанная с деятельностью по охране окружающей среды → социальная экология, урбоэкология, экология человека → эколого-образовательные программы, содержащие модули по устойчивому развитию.

Экология сегодня представляет собой комплексное, междисциплинарное знание. Современное эколого-биологическое дополнительное образование детей отличается эклектичностью и плюрализмом: в нем сосуществуют различные по предметному содержанию образовательные направления, что дает возможность выбора индивидуальной траектории обучения и воспитания для обучающихся, интересующихся экологией и биологией. Содержание эколого-биологического образования испытывает существенное влияние концепций устойчивого развития, коэволюционной модели, «ноосферного мышления» при сохранении натуралистических традиций. Эти концептуальные направления – основа инновационного потенциала дополнительного образования. В Москве и многих других субъектах Российской Федерации дополнительное эколого-биологическое образование включает реализацию дополнительных образовательных программ, организацию массовых эколого-образовательных мероприятий разных типов (культурно-досуговых, научнообразовательных), вовлечение обучающихся в практические формы деятельности по мониторингу и охране природной среды.

В Москве в настоящее время около 8400 детей занимаются в 620 учебных объединениях в государственных учреждениях дополнительного образования по программам эколого-биологической направленности. Наибольшее количество таких учреждений в Северо-Восточном, Северо-Западном округах и в Зеленограде (экологическую направленность имеют 60–70% учреждений). Учреждения, не имеющие этого направления в лицензии на образовательную деятельность, осуществляют экологическое образование в рамках образовательных программ естественнонаучной и туристско-краеведческой направленности.

Дополнительное экологическое образование все шире внедряется в  общеобразовательные школы: педагоги дополнительного образования работают с ними в тесном контакте, оказывая различную помощь учителям-биологам и экологам. Основное направление этого взаимодействия – обмен методическим опытом, методическая помощь, совместная организация экологических акций и научно-познавательных мероприятий, апробация различных инновационных методов и форм экологического обучения и воспитания, организация экологических лагерей и полевых исследовательских стационаров, экскурсионная, просветительская деятельность на «экологических тропах». Работая по программам дополнительного образования, школы осуществляют различные формы сотрудничества с природными территориями Москвы. Учащиеся 40% школ проводят экологический мониторинг на ООПТ, изучают состояние городской среды Московского мегаполиса на выездах и в городских экологических лагерях. 92% школ вывозят учащихся в экспедиции, на экологические экскурсии и туристические слеты, 60% – в экологические лагеря. Научно-исследовательская и проектная работа проводится в 56% школ.

Традиции натуралистического движения, составляющие ценностное ядро современного экологического образования, поддерживаются многими старейшими в стране кружками, ведущими эколого-биологическую работу с детьми, и рядом относительно молодых коллективов. В их числе: КЮБЗ (Кружок юных биологов Зоопарка), биологический кружок Дарвиновского музея «ВООП», кружок юных натуралистов Зоологического музея МГУ, клуб юных исследователей природы «Трампеадор», Кружок юных исследователей природы на базе Звенигородской биологической станции МГУ (ЗБС МГУ), ЦДТ «Бабушкинский». Несколько биологических учебных объединений занимаются на базе биологического факультета МГУ.

В программах дополнительного образования на первое место выходят проблемы изучения локальной или региональной экологической обстановки, формирование подходов к улучшению экологического состояния окружающей среды. От природоцентристской установки натуралистических программ, главным предметом изучения в которых являются биологические объекты и процессы, дополнительное образование постепенно переходит к изучению социоприродного взаимодействия (программы социально-экологического, урбоэкологического, мониторингового и природоохранного направлений).

Однако пока полноценного развития эта проблематика не получила: нужны и разносторонняя подготовка педагогов, и специфические образовательные запросы самих обучающихся. Как правило, за получением образовательных услуг обращаются обучающиеся, уже имеющие сознательную мотивацию для выбора той или иной программы.

Поэтому мы за постепенное внедрение данной проблематики в существующий спектр образовательных программ по аналогии с популярной экологизацией учебных предметов. Речь идет о разработке и внедрении модулей, содержащих идеи устойчивого развития, а также об отслеживании результативности обучающихся, осваивающих интегрированные курсы.

На основе существующих программных материалов, а также используя опыт разработки содержания общеобразовательного курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» (2008 г.), группой авторов, сотрудников Московского детского эколого-биологического центра, были разработаны образовательные модули, которые могут быть использованы как самостоятельные разделы программ дополнительного образования по следующим направлениям: экология города, социальная экология, человек и окружающая среда, экологический мониторинг, геоэкология, а также ряд частных программ естественнонаучного направления (например, палеонтология, геология, экспериментальная химия и др.). Эти модули могут стать основой для отдельных элективных курсов, выбираемых обучающимися в общеобразовательных школах для изучения во внеурочное время.

В 2008 г. был опубликован сборник программно-методических материалов «Проблемы устойчивого развития в сфере дополнительного образования» (под ред. академика Г.А. Ягодина) с программными модулями по устойчивому развитию, прошедшие апробацию в составе разных образовательных программ и показавшие свою эффективность: «Концепция устойчивого развития», «Эволюция Земли и жизни на ней в контексте концепции устойчивого развития: экологические кризисы», «Человек и биосфера», «Биоэкологические исследования», «Экологическая безопасность и здоровье человека», «Социальная практика молодежи». В сборнике также предложены программы дополнительного образования, рекомендуемые для преподавания социальной экологии и устойчивого развития, а также выработки компетенций в области проведения экологического мониторинга. Часть этих материалов уже опубликована в сборнике типовых программ эколого-биологической направленности для дополнительного образования (2005 г.).

На основе предложенных модулей разработаны интегрированные программы. Так, в текущем учебном году на базе МДЭБЦ реализованы инновационные программы: «Экология и устойчивое развитие» и «Ресурсосбережение в образовательных учреждениях».

В ближайшем будущем предполагается совершенствование заложенных в дополнительном образовании оснований устойчивого развития. Это коснется проектной работы обучающихся, проводимой совместно с социальными структурами, с привлечением широкой общественности; пропаганды и дистанционного образования по вопросам рационального использования ресурсов. Специализированная подготовка педагогов дополнительного образования ведется на курсах Московского института открытого образования с 2008 г., с привлечением сотрудников МДЭБЦ. Уже сейчас очевидна необходимость трансляции этого опыта в педагогической среде. Необходимо совершенствование содержания и методики преподавания созданных образовательных модулей по устойчивому развитию с учетом новых подходов к общему экологическому образованию, отраженных в новом Госстандарте, а также с учетом особенностей социального заказа.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru