Я иду на урок

И. Г. Бедарик

Внешнее строение костных рыб

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта AllFirm.com. Посетив сайт интернет проекта allfirm.com, Вы найдете большой электронный каталог компаний, фирм и организаций стран СНГ. Удобный рубрикатор позволит быстро отыскать нужную компанию по названию или виду осуществляемой деятельности. Благодаря услугам интернет проекта AllFirm.com, поиск контактов предприятий и новых деловых партнеров стал по настоящему простым и удобным.

Оборудование: презентация «Внешнее строение костных рыб»; учебная таблица «Внешнее строение рыб»; дидактические таблицы; микроскоп, предметные стекла, пинцет; виды чешуи костных рыб (натуральный материал); аквариум с аквариумными рыбками; карточки с заданиями; «смайлики» для прикрепления на магнитной доске при оценке ответов; выставка дополнительной литературы по теме.

Ход урока

I. Организационный момент

Объявляются тема и цель урока, класс делится на рабочие группы по 5–6 человек.

II. Активизация познавательной деятельности перед изучением новой темы

Эвристическая беседа.

Вопросы:

• Кто такие рыбы? Назовите 3–5 признаков, которые наиболее емко характеризуют этих животных.
• Какие признаки позволяют отнести рыб к хордовым животным.
• Назовите виды рыб, обитающих в реке Западная Двина. (Лещ, плотва, окунь, голавль, щука, сом, налим, густера, уклейка, судак, пескарь.)

Сигнальный опрос «Светофор» (по разделу «Особенности строения хордовых животных»).

У учащихся карточки двух цветов, зеленую они поднимают, если считают высказывание верным, красную – если неверным.

Скелет наружный, хитиновый или известковый. (–)
Скелет внутренний, хрящевой или костный. (+)
Имеют лучевую симметрию. (–)
Двусторонне-симметричные животные. (+)
Двуслойные животные (тело развивается из двух зародышевых листков). (–)
Трехслойные животные (тело развивается из трех зародышевых листков). (+)
Кровеносная система замкнутая. (+)
Кровеносная система незамкнутая. (–)
Имеется вторичная полость тела. (+)
У большинства хорошо развит головной мозг. (+)
Сердце находится на брюшной стороне тела. (+)

За каждый правильный ответ присуждается 1 балл, в конце урока баллы суммируются.

III. Изучение нового материала

Групповая работа, выполнение заданий по карточкам, выступление учащихся.

Работа идет в группах из 5–6 человек. Каждая группа получает карточку с заданиями.

Задания для группы «Систематики»

Изучите материал учебника и дополнительной литературы.

Определите систематическое положение белуги, исправив таблицу.

Систематическая единица

Название

Тип

Животные

Надкласс

Хордовые

Отряд

Позвоночные

Род

Рыбы

Царство

Костные рыбы

Подтип

Осетрообразные

Класс

Осетровые

Семейство

Huso

Вид

Белуга

Определите особенности биологии белуги: районы распространения, размеры, образ жизни, питание, особенности нереста.

Подумайте, благодаря какому признаку класс Костные рыбы располагают на эволюционной лестнице «выше» класса Хрящевые рыбы?

Задания для группы «Ихтиологи»

Изучите под микроскопом чешую разных рыб (щуки, леща).

Определите возраст рыбы по годичным кольцам на чешуе.

Найдите соответствие: вид чешуи и рыба, которой она принадлежит.

Ответ: 1 – Д, 2 – В, 3 – А, 4 – Б.

Задание для группы «Экологи»

Изучите среду обитания рыб, ее особенности.

Познакомьтесь с основными особенностями среды обитания рыб (первая колонка таблицы) и выясните характер их приспособленности к обитанию в водной среде – заполните вторую колонку таблицы.

Для работы используйте учебник и дополнительную литературу.

Факторы водной среды

Приспособления к факторам среды

Большая плотность воды

 

Прозрачность. Сильное поглощение солнечных лучей

 

Способность растворять различные вещества, малое содержание кислорода

 

Текучесть

 

Высокое давление на больших глубинах

 

Солевой режим, свойства грунта, течения и др.

 

Задания для группы «Аквариумисты»

Проведите наблюдение за живой рыбой в аквариуме.

Установите, как рыба реагирует на различные раздражители (корм, постукивание палочкой по стенке аквариума).

Изучите движение рыбы в воде. Воспользовавшись дополнительной литературой, определите виды плавников и их значение. Заполните таблицу.

После выполнения задания представитель группы выступает с ответом, который оценивают учитель и ученики из других групп. Оценка по каждому положению присуждается в виде «смайликов»:

– полностью согласны с ответом группы,

– есть неточности в ответе,

– категорически не согласны с ответом,

которые крепятся в графу каждой группы в таблице на магнитной доске. По результатам подсчета «смайликов» группа получает результирующий балл.

Группа

 

Сумма
баллов

I

 

 

 

 

II

 

 

 

 

III

 

 

 

 

IV

 

 

 

 

IV. Установление биологической закономерности в системе

Учащиеся должны установить биологическое соответствие в системе «организм–среда», используя метод вепольного анализа, т.е. следует найти взаимодействие между двумя элементами системы.

Известно, что рыбы – типичные обитатели водной среды жизни. Как приспособились рыбы к жизни в таких условиях?

Составляем схему взаимодействия по условию проблемы «Слепые рыбы астинаксы – пещерный водоем».

Учащиеся в столбик выписывают описание структурных ресурсов взаимодействующих элементов для того, чтобы оценить возможности каждого из них в организации взаимодействия.

Взаимодействия между элементами обозначаются стрелками. Сплошная стрелка – положительное взаимодействие, пунктирная стрелка – неопределенное взаимодействие, волнистая стрелка – отрицательное взаимодействие. Ученики могут поставить разные стрелки. Над стрелкой указывается явление или процесс взаимодействия. Можно поставить знак вопроса.

Для определения характера связей между выбранными элементами выдвигаются гипотезы. При этом учащимся предлагается рассмотреть внешнее строение рыбы с точки зрения представителей различных профессий – ребята получают карточки с названием профессий и выдвигают гипотезы для нахождения взаимодействия предложенных систем.

Профессия

Предмет изучения

Звукооператор

Звуки, шум, музыка, ультразвуки, инфразвуки

Врач-окулист

Освещение, затемнение, отражение света, изменение зрения

Ветврач

Питание, дыхание, транспорт веществ, размножение, рост, образование новых органов, ориентация, миграции

Электрик

Образование, передача, накопление разрядов и тока

Фармацевт

Изменение цвета, запаха, вкуса, повышение солености, использование лекарств, ядов, жира

Инженер

Движение тел, веществ, изменение размеров и формы тел, трение, давление

Учитель физики

 Нагревание, охлаждение, магнитное поле Земли, притяжение

V. Выводы

После проделанной на уроке работы ученики приходят к следующим выводам.

• Рыбы приспособлены к жизни в водной среде. Они имеют обтекаемую форму тела. Тело покрыто кожными производными – чешуей, которая имеет защитное значение и улучшает гидродинамические свойства рыбы, и слизью, которая способствует лучшему передвижению, уменьшению трения, обладает бактерицидными свойствами.

• Тело рыбы несет особые органы движения – плавники, каждый из которых выполняет определенную функцию.

• Внешний вид рыбы, окраска, форма плавников соответствуют особенностям среды обитания.

VI. Домашнее задание

Изучить материал учебника; составить кроссворд из названий рыб (с ответами).

VII. Рефлексия

На доске – таблица настроения. Ученики ставят плюсики под той картинкой, которая отражает их настроение после данного урока.

Все успел выполнить, результатом доволен

Узнал много нового, достиг хороших результатов

Многое не успел, результатом не доволен

 

 

 

Фото с сайтов: www.ebio.ru; dic.academic.ru; www.brik.org; www.ponds-flowers.narod.ru; www.studionemo.ru

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru