Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №7/2010

Разное

С. В. Багоцкий

Дарвинизм и эволюция сплетни

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта "Летопись". Посетив сайт интернет проекта "Летопись", располагающийся по адресу www.Letopis.info, Вы найдете большое количество статей о различных исторических событиях и явлениях. К Вашему вниманию публикации, которые расскажут про Олимпийский огонь, немое кино, музыку Древнего Рима, историю русской живописи, Великую Китайскую стену и многое другое. Интернет проект "Летопись" поможет найти требуемую информацию каждому человеку, увлекающемуся историей и позволит интересно и с пользой провести Ваш досуг.

Хотите верьте, хотите нет, но дарвинизм описывает не только эволюцию живых организмов. Это более общая теория, описывающая эволюцию несущих информацию размножающихся объектов любой природы. К числу таких объектов принадлежат, например, сплетни.

Как-то юная Маша, живущая в городе N, решила разыграть свою подружку Катю и рассказала ей, как популярная эстрадная певица заказала киллеру убийство своего неверного супруга и его возлюбленной. Через несколько дней эта история вернулась обратно к Кате, украшенная разными интересными подробностями. Оказывается, киллер связал свои жертвы канатами из джута и сделал им смертельную инъекцию дифенилтетраэтилтрипропилметана, а трупы скормил огромной зеленой крысе, выведенной методами генной инженерии бывшим победителем Всероссийской биологической олимпиады школьников. Внимательное прочтение 64 рекомендованных для участников этой Олимпиады вузовских учебников не прошло бесследно для молодого ученого. Испытав сильное нервное потрясение, он создал мерзкое животное, введя в зародыш обычной серой крысы гены секвойядендрона (чтобы крыса была большая и зеленая), гены палочника Phyllium crurifolium (чтобы под видом листа крысу можно было бы пронести в коттедж, где жили жертвы), а попутно и гены инфузории Trachelonema grassei (просто так, из вредности). Узнала Маша и другие подробности гнусного преступления, которое она сама же и выдумала.

Нетрудно догадаться, что произошло за эти несколько дней. «Классно!» – завизжала Катя, услыхав от Маши душещипательную историю, и сразу же побежала к своей подружке Наташе, чтобы пересказать услышанное. Разумеется, при пересказе Катя, сама того не заметив, добавила к страшному рассказу несколько новых деталей. Наташа, в свою очередь, побежала к Юле и так далее.

История житейская и всем хорошо известная. Но для нас важно увидеть сходство между этой историей и процессами, рассматриваемыми теорией биологической эволюции, разработанной Ч.Дарвином.

Давайте предположим, что сплетня, живущая в легкомысленной девичьей головке, – это живой организм. Тогда пересказ сплетни другой девочке можно сравнить с бесполым размножением. Была одна сплетня (в Катиной голове), а стало две сплетни (одна в голове у Кати, другая у Наташи). Заметим, что размножению предшествует появление «мутаций» (новых сюжетных ходов) и «отбор» (отбраковка неинтересных либо слишком уж невероятных версий). По мере того как увеличивается число девочек, услышавших эту сплетню, сплетня… начинает размножаться половым путем. Происходит это очень просто: несколько девочек встречаются и начинают обсуждать дошедшие до них версии. Одна девочка слышала, что крысе были введены гены секвойядендрона, вторая – что могучего баобаба, а третья – и вовсе нильского крокодила. Первая девочка слышала про гены инфузории Trachelonema grassei, а вторая считала, что настоящий ученый из вредности может ввести в крысу только гены какого-нибудь паразитического червя. Лучше всего – описторха кошачьего, чтобы голодные бродячие коты обходили генно-инженерного монстра стороной. В результате обсуждения сформируется комбинированный вариант, который полетит дальше на крыльях девичьего воодушевления.

Если бы число девочек в городе N было бы бесконечно, то бесконечным было бы и число вариантов. Но число девочек конечно. Учитывая, что число девочек, слышавших сплетню, так же, как и число свободных нейтронов при ядерном взрыве, растет со временем в геометрической прогрессии, среда, в которой сплетня размножается, оказывается быстро заполненной. Начинается конкуренция между сплетнями. В этой конкуренции решающую роль играет отбраковка неинтересных и невероятных вариантов. В конце концов устанавливается канонический вариант сплетни, в которую не входит, например, описторх кошачий. Эволюция сплетни замедляется, и на первый план выходит стабилизирующий отбор.

Канонический вариант сплетни будет, безусловно, зависеть от свойств среды, в которой сплетня обитает. Большое число биологических деталей указывает на то, что в городе N есть биологический вуз. А упоминание про дифенилтетраэтилтрипропилметан говорит о том, что органическую химию в этом вузе преподают плохо. Попробуйте нарисовать структурную формулу этого соединения и сами убедитесь.

Может происходить и образование новых «видов». Вера из города К, приехав на день в город N к бабушке, услышит одну из версий сплетни и занесет ее в родной город. Там произойдет абсолютно то же самое, хотя, скорее всего, канонический вариант сплетни окажется несколько иным. Если химию в вузах города К преподают лучше, то вместо дифенилтетраэтилтрипропилметана местные сплетницы будут рассказывать о каком-то реально существующем и, возможно, действительно ядовитом веществе.

Причина различия канонических вариантов заключается в том, что обмен информацией между сплетницами из города N и города К происходит редко. В теории биологической эволюции это называется географической изоляцией, о важной роли которой писал выдающийся зоолог-эволюционист Эрнст Майр.

Обратите внимание на очень важную деталь: начало новому виду дает очень маленькая популяция, представленная единственным организмом, – сплетней в голове Веры. Точно так же и в живой природе, судя по всему, видообразование в большинстве случаев происходит не путем разделения вида на две сопоставимые по размеру части, а путем отпочковывания малых популяций. При этом важную роль в облике будущего вида играет дрейф генов.

Рассказ о механизмах эволюции сплетен поможет учащимся лучше понять теорию биологической эволюции. А попутно будет полезным и с воспитательной точки зрения. Может быть, кто-то из девочек поймет, что сплетничать нехорошо.

Идея сравнения биологической эволюции с эволюцией сплетен, а также иных произведений народного творчества, принадлежит английскому биологу-эволюционисту Ричарду Докинзу.

ЛИТЕРАТУРА

Докинз Р. Эгоистичный ген. – М.: Мир, 1993. – 317 с.

Рисунки из книги: 1000 загадок. – М.: АСТ, 2008

Рейтинг@Mail.ru