Олимпиады, викторины, конкурсы, кроссворды

С. В. Багоцкий

Биологические олимпиады школьников: проблемы и подходы

Окончание. См. № 1, 2, 4 / 2010

Ответы и решения

40. Правильный ответ.

Вероятность рождения больного ребенка будет равна 0,25 × р1 × р2, где р1 – вероятность того, что носителем является жених, а р2 – вероятность того, что носителем является Агафья Тихоновна.

Подсчитаем вероятность носительства для Агафьи Тихоновны. Если ее брат был больным (гомозиготным), то это значит, что и ее отец, и ее мать были гетерозиготными. Заметим, что сама Агафья Тихоновна здорова (сомневающиеся в этом участники олимпиады могли уточнить, задав вопрос), поэтому для вычисления вероятности носительства нужно рассмотреть три равновероятных варианта:

Вариант 1. А.Т. получила от обоих родителей нормальные аллели.

Вариант 2. А.Т. получила от отца нормальный аллель, а от матери – испорченный.

Вариант 3. А.Т. получила от отца испорченный аллель, а от матери – нормальный.

Агафья Тихоновна окажется носителем при 2-м и 3-м вариантах. Следовательно р2 = 2/3. При этом вероятность рождения больного ребенка окажется равной р1/6. Как мы понимаем, р1 для каждого жениха своя.

Из пункта «г» следует, что для Балтазара Балтазаровича вероятность носительства равна единице. Поэтому мы можем однозначно вычеркнуть моряка из числа перспективных кандидатов. С Подколесиным и Яичницей придется помучиться, тем более что они могли получить опасный аллель как с отцовской, так и с материнской стороны.

Сцена из спектакля «Женитьба»

Публикация статьи произведена при поддержке компании KV-K. Посетив интернет супермаркет комплектующих для изготовления квартальных календарей компании KV-K, располагающийся по адресу http://www.kv-k.ru, Вы найдете все необходимое для того, чтобы заказать календарные блоки и сможете воспользоваться удобным интерактивным конструктором, который позволит создать свой собственный календарь. Все предлагаемые товары – это изделия ведущих мировых производителей. Выгодные цены и доставка заказанных блоков для календарей по Москве и всей России позволят сэкономить Ваши деньги и время.

Давайте подумаем, с какой вероятностью опасный аллель был у отца Подколесина. На первый взгляд кажется, что эта вероятность равна 0,75 (если родной брат отца был гомозиготным, то и дедушка и бабушка были гетерозиготными носителями). Но у нас есть дополнительное условие: другие родственники этой болезнью не страдали. Следовательно, отец Подколесина не был гомозиготным по опасному аллелю. Относительно его генотипа возможны три равновероятных суждения: 1) отец Подколесина получил от обоих родителей нормальные аллели; 2) отец Подколесина получил от своего отца нормальный аллель, а от своей матери испорченный; 3) отец Подколесина получил от своего отца испорченный аллель, а от своей матери нормальный. Иными словами, отец Подколесина был носителем испорченного аллеля с вероятностью 2/3. А мать Подколесина была носителем с вероятностью 1. Рассуждая таким же образом, мы можем заключить, что и отец и мать Яичницы были носителями испорченного гена с вероятностью 1.

Повторяя рассуждения, ранее примененные к отцу Подколесина, заключим, что Яичница был носителем опасного аллеля с вероятностью 2/3. В случае брака с Агафьей Тихоновной вероятность рождения больного ребенка окажется равной 1/9. Это лучше, чем в случае Балтазара Балтазаровича (1/6), но, по-видимому, хуже, чем в случае Подколесина.

Для вычисления  вероятности носительства Подколесина нам нужно рассмотреть 6 вариантов.

Вариант 1. Отец Подколесина не имел опасного аллеля, сын получил аллель от матери (вероятность 1/3 × 1/2 = 1/6).

Вариант 2. Отец Подколесина не имел опасного аллеля, сын не получил аллель от матери (вероятность 1/3 × 1/2 = 1/6).

Вариант 3. Отец Подколесина имел опасный аллель, сын получил аллель от отца, но не получил от матери (вероятность 2/3 × 1/2 × 1/2 = 1/6).

Вариант 4. Отец Подколесина имел опасный аллель, сын получил аллель от матери, но не получил от отца (вероятность 2/3 × 1/2 × 1/2 = 1/6).

Вариант 5. Отец Подколесина имел опасный аллель, но сын не получил его ни от отца, ни от матери (вероятность 2/3 × 1/2 × 1/2 = 1/6).

Вариант 6. Отец Подколесина имел опасный аллель, и сын получил его и от отца, и от матери (вероятность 2/3 × 1/2 × 1/2 = 1/6).

Но Подколесин здоров. Следовательно, вариант 6 не реализовался. У нас 5 равновероятных случаев, причем в трех из них (1, 3, 4-м) Подколесин является носителем. Таким образом, в случае Подколесина вероятность носительства равняется 0,6, а вероятность рождения больного ребенка 1/10.

Гоголь был прав: лучший жених – Подколесин. И зачем он убежал от своего счастья, выпрыгнув в окно?..

41. Правильный ответ.

Вообще говоря, хирургическая операция не самый лучший способ лечения. Если есть возможность, лучше обойтись без нее. И мы можем прогнозировать, что многие заболевания, требующие ныне хирургического вмешательства, станут лечиться терапевтическими методами. Что же касается самой хирургии, то она станет значительно менее «кровавой». Весьма вероятен такой сценарий операции: через маленький разрез или прокол к нужному месту подводится тоненькая оптоволоконная трубочка (катетер) с набором миниатюрных хирургических инструментов на конце, а хирург управляет трубочкой и инструментами, сидя за монитором компьютера. Такие операции делают уже сейчас. Можно себе представить и использование программируемых микророботов.

При ответе на этот вопрос поощрялись любые интересные идеи.

42. Правильный ответ.

Стихотворение, несомненно, является одной из вершин русской философской лирики ХХ в. В нем говорится о возможности неоднократного появления Жизни и о том, что процесс биологической эволюции закономерен и при неоднократном повторении приводит к сходным результатам. Эта идея была популярна во второй половине 1970-х – первой половине 1980-х гг. (работы В.В. Меншуткина и В.Ф. Левченко по математическому моделированию эволюции животных, книга С.Э. Шноля «Физико-химические факторы биологической эволюции», роман В.Ф. Тендрякова «Покушение на миражи»). Однако идея высказывалась и ранее некоторыми философствующими биологами, например И.А. Ефремовым.

Я неоднократно спрашивал знакомых научных работников, кто и когда мог написать это стихотворение. Почти все говорили, что стихотворение написано в начале 1980-х гг., написал его не профессиональный поэт, а человек из науки, скорее всего, физик или математик. Назывались и конкретные фамилии, хорошо известные в научной среде. Высказывалось, например, предположение о выдающемся математике, академике А.Д. Александрове, который писал очень незаурядные стихи, в том числе и на общекосмические темы.

Стихотворение действительно было написано в начале 1980-х гг. (опубликовано в 1983 г.) непрофессиональным поэтом. Его автор – Оля Л., ученица 10-го класса из районного центра одной из областей Поволжья.

Приведенный выше пример наглядно показывает, что может создать подросток, когда он переходит от бездумного повторения фраз из школьного (что требуют учителя) или вузовского (что требует Республиканская биологическая олимпиада) учебника к самостоятельному размышлению и творчеству.

Многие подростки сочиняют замечательные философские стихи, и их литературное творчество, по-видимому, является побочным результатом познания мира. Ведь, как известно, вундеркиндов в литературе нет.

Наша кафедра в Московском институте открытого образования создала и поддерживает сайт «Стихи для уроков» (http://www.stiur.narod.ru). На этом сайте есть специальный раздел со стихами, которые написали сами подростки. Приглашаем зайти и почитать.

Большая часть участников олимпиады идею стихотворения поняла. Мнения о том, когда было написано стихотворение, разделились: часть школьников писали о 1960-х–1970-х гг. (современные подростки читают Ефремова, но не знают Тендрякова), часть – о Серебряном веке. Последнее мнение вполне логично: стихотворение, разумеется, связано с идеями русской космической философии, популярными в начале ХХ в. В отдельных работах высказывалась мысль о пищущем стихи физике. Но никто из ребят и предположить не мог, что стихотворение написала их сверстница. Справедливости ради следует заметить, что и никто из известных мне взрослых до этого не додумался.

При оценке ответа мы, разумеется, принимали во внимание не правильность или неправильность ответа, а то, насколько интересные мысли высказывал отвечающий. Ведь олимпиада, в конечном итоге, проводится не для того, чтобы определить, кто лучше. Для нас все дети хорошие. Главная задача олимпиады – заставить подростков задуматься о том, о чем они раньше не думали.

43. Правильный ответ: б – рибосома.

Рибосома – самый маленький из перечисленных объектов, она была открыта позже всех. Это произошло после изобретения электронного микроскопа в 1940-х гг. Остальные органоиды можно увидеть с помощью светового микроскопа.

44. Правильный ответ: г – выделением азотсодержащих отходов в виде мочевой кислоты.

У страуса на ноге 2 пальца, а киля и зубов нет.

45. Правильный ответ: в – сначала в воде, а затем в углекислом газе.

Кислород поглощается в результате окисления НАДН2 и поэтому сначала оказывается в воде. Однако в цикле Кребса вода поглощается. (Это видно из суммарного уравнения дыхания С6Н12О6 + 6 О2 = 6 СО2 + 6 Н2О, а в дыхательной цепи на одну окисленную молекулу глюкозы образуется 12 молекул воды.) Поэтому постепенно метка попадет в углекислый газ.

46. Правильный ответ: б – половые клетки, образовавшиеся на одном заростке папоротника-орляка.

У папоротника половые клетки образуются в результате митоза.

47. Правильный ответ: в – 21 хромосому.

Эндосперм покрытосеменных триплоиден. Из приведенных чисел только одно делится на три.

48. Правильный ответ: г – свинохвостой макаки.

У орангутана, гориллы и шимпанзе хвоста нет.

49. Правильный ответ: б – старый князь Николай Болконский.

Все это очень хорошо описано в «Войне и мире».

50. Правильный ответ: в – лижет нос дочке прапорщика Сидорова.

Парасимпатическая нервная система переключает организм в режим отдыха и некоторой расслабленности.

51. Правильный ответ: б – изюмом.

Во времена князя Игоря Америку еще не открыли. А изюм (сушеный виноград) хан мог покупать у азиатских купцов.

52. Правильный ответ: б – груши.

И у яблони, и у груши тип плода яблоко.

53. Правильный ответ: б – И.В. Гёте.

Мало-мальски образованный человек такие вещи должен знать.

54. Правильный ответ: б – старообрядцы.

Русскую историю нужно знать.

55. Правильный ответ: в – донской породы.

С.М. Буденный в 1812 г. еще не родился, конь владимирской породы – тяжеловоз, не отличающийся резвостью, орловских рысаков запрягают в карету (поручик Ржевский мог их использовать для того, чтобы увезти из дома барышню), а на донском жеребце ездят верхом (вспомним «Евгения Онегина»).

56. Правильный ответ: г – копья с каменными наконечниками.

Древнейшие люди использовали каменные орудия и, по крайней мере, синантропы, огонь. Лук и стрелы использовали только настоящие сапиенсы.

57. Правильный ответ.

В начале ХХ в. были известны реакции на свободные амино- и карбоксильные группы. Для подтверждения гипотезы нужно показать, что в белках таких групп очень мало, а при распаде белков на аминокислоты число амино- и карбоксильных групп резко возрастает. Это и было показано одним из создателей биохимии Э.Фишером.

58. Правильный ответ. 

Возможны два предположения: либо кролики и кроличьи норы создавали местные неоднородности травяного покрова, что мешало злакам вытеснять двудольные растения с красивыми цветками, либо с кроликами как-то были связаны насекомые-опылители. Действительно, в заброшенных кроличьих норах селятся некоторые перепончатокрылые насекомые, опыляющие цветы.

59. Правильный ответ.

Как известно из физики, при повышении температуры растворимость газов уменьшается. Поэтому в холодных областях газы уходят из атмосферы в воду, а в теплых – возвращаются обратно. Из-за этого холодные течения, идущие от полюсов к экватору, переносят к экватору углекислый газ.

Однако углекислый газ связывается не только в результате растворения, но и в результате фотосинтеза. А освобождается при дыхании. Поэтому для аккуратного описания работы насоса следует измерить уровень фотосинтеза и дыхания в разных районах океана.

60. Правильный ответ. 

В соломе много углерода, но очень мало азота, поэтому бактерии, разлагающие солому, будут брать азот из почвы, отнимая его у растений.

61. Правильный ответ.

В арифметике 1 + 1 = 2, а в биологии:

• 1 животное (голодная кошка) + 1 животное (мышка) = 1 животное (сытая кошка);

• 1 животное (кот) + 1 животное (кошка) = 7 животных (кот, кошка и котята).

Законы арифметики выполняются только для невзаимодействующих объектов. Они могут нарушаться не только в биологии, но и, например, в химии:

• 2 молекулы (водорода) + 1 молекула (кислорода) = 2 молекулы (воды).

Философ, о котором идет речь, Эвальд Васильевич Ильенков (1924–1979), писал: «Дважды два – четыре? Где Вы такое видели?»

62. Правильный ответ.

В результате полового размножения случайно образовавшиеся очень удачные генные комбинации разрушаются. Поэтому животное с такими комбинациями имеет смысл клонировать.

63. Правильный ответ.

Шестидесятилетний зоолог был, скорее всего, убежденным сторонником теории эволюции Дарвина, а более молодой генетик смотрел на дарвинизм скептически. Ибо пути синтеза быстро развивавшейся генетики и дарвинизма в те годы еще не просматривались.

64. Правильный ответ. 

Да, такой фотосинтез можно себе представить. В результате такого фотосинтеза происходит только циклическое фосфорилирование, синтезируется АТФ, но не синтезируется НАДФ•Н2. Поэтому восстановление СО2 до органических веществ не происходит. Свет используется всецело и исключительно для получения энергии, расходуемой клеткой на текущие нужды. Такой фотосинтез возможен у бактерий.

65. Правильный ответ.

Это прежде всего белки, синтезируемые бактериями и простейшими, живущими в кишечнике коровы. В пище может также оказаться некоторое количество не успевших перевариться белков из съеденных растений, а также белков самой коровы (выделенные в кишечник ферменты, белки клеток стенки кишечника). Если в кишечнике коровы живут паразитические черви, то в навозе окажутся и белки, синтезированные ими.

66. Правильный ответ.

Елизавета Петровна была дочерью Петра Великого. Если она получила мутацию от него, то к царю-преобразователю мутация могла попасть только от его матери Натальи Нарышкиной. А отец Анны Иоанновны был сыном царя Алексея от брака с Милославской. К Нарышкиным он никакого отношения не имел. Следовательно, у Анны Иоанновны этой мутации почти наверняка не было.

67. Правильный ответ.

Правило Кренке – следствие закона гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова. Оно основано на том, что у родственных форм наследственная изменчивость должна быть сходной. Эта наследственная изменчивость является материалом для эволюции. В одних случаях наследственное изменение было подхвачено отбором и стало признаком, характерным для вида, а в других – так и осталось редким уродством.

68. Правильный ответ.

Гормон ремонта должен ускорять и распад, и синтез белков, потому что в процессе работы в белковых молекулах накапливаются химические нарушения и белки начинают работать хуже. Поэтому гормон ремонта способствует замене старых испорченных белков новыми. Для этого нужна энергия, поэтому гормон ремонта должен ускорять распад углеводов.

Какой же гормон ускоряет одновременно и распад, и синтез белков, а также ускоряет распад углеводов? Конечно, гормон щитовидной железы.

69. Правильный ответ. 

Судя по всему, хлоропласт, окруженный двумя мембранами, образовался из цианобактерии, перешедшей к жизни внутри крупной эукариотической клетки. При этом внутренняя мембрана хлоропласта образовалась из клеточной оболочки синезеленой водоросли, а наружная – из мембраны фагоцитозного пузырька. Появление хлоропластов, окруженных четырьмя мембранами, можно объяснить тем, что к жизни внутри крупной клетки перешел фотосинтезирующий эукариот, имеющий внутри себя хлоропласт, окруженный двумя мембранами. Самая внутренняя мембрана такого хлоропласта – это наружная оболочка цианобактерии, следующая – фагоцитозный пузырек маленькой эукариотической клетки, затем – наружная оболочка маленькой эукариотической клетки и, наконец, – мембрана фагоцитозного пузырька большой эукариотической клетки. Из этой гипотезы следует, что ДНК будет располагаться под четвертой мембраной (это ДНК цианобактерии) и между второй и третьей мембраной (это ДНК маленького эукариота). Так оно и есть на самом деле.

70. Правильный ответ: а – ламинарии.

У водорослей не бывает устьиц.

71. Правильный ответ: б – внутренней части завязи.

Нужно сообразить, где у сливы семя и из чего образовалась ее мякоть.

72. Правильный ответ: в – ската.

Зубы позвоночных образовались из чешуи хрящевых рыб.

73. Правильный ответ: в – риния.

Риния (из псилофитов) жила еще в девоне.

74. Правильный ответ: б – протоавис.

Протоавис жил в триасе, остальные – в юре и мелу.

75. Правильный ответ: г – рибосомы.

В рибосомах много РНК, в состав которой входит фосфор.

76. Правильный ответ: а – водяного ужа.

Водяной уж – пресмыкающееся.

77. Правильный ответ: в – Н.Н. Бурденко.

Страна должна знать своих героев. Даже если это «страна, которой больше нет».

78. Правильный ответ: г – фотосинтезе.

В 1850-х гг. никаких серьезных данных о бактериях, вызывающих инфекционные заболевания, не было. О витаминах и гормонах вообще ничего не знали.

79. Правильный ответ: а – Н.И. Вавилов.

Нужно подумать, кто из перечисленных биологов мог быть для географов большим авторитетом.

80. Правильный ответ: г – «О, дивный новый мир!» О.Хаксли.

В книге описывается общество, в котором реализованы мечты некоторых уважаемых генетиков о том, чтобы с самого рождения исследовать генотип человека и решить, к чему он больше способен. И далее целенаправленно делать из него того, кого нужно. А такие понятия, как свобода выбора и возможность самому строить свою жизнь, – это все пережитки прошлого, мешающие функционированию стабильного и цивилизованного общества, которым все довольны. Это популярно разъяснил Иисусу Христу Великий инквизитор, а молодым героям «Дивного нового мира» – Его Фордейшество Главноуправитель Мустафа Монд. Объяснения этих уважаемых деятелей совпадают даже в деталях.

Для подростков этот тест является сигналом – почитайте и подумайте.

81. Правильный ответ.  

Пусть х – число мг-молей аденина (и соответственно тимина), у – число мг-молей гуанина (и соответственно цитозина). Возьмем с полки книгу, в которой приводятся формулы аденина, тимина, гуанина и цитозина, и посчитаем, сколько атомов азота содержится в каждой паре нуклеотидов. Предположим, что в паре аденин–тимин содержится u, а в паре гуанин–цитозин v атомов азота. Тогда мы можем записать уравнение u × x + v × y = q для азота и 2x + 2y = r для фосфора. Решать систему из двух линейных уравнений с двумя неизвестными умеет ученик 7-го класса. После несложных преобразований получаем х = (q-v × r/2)/(u-v) и y = (u × r/2-q)/(u-v).

82. Правильный ответ.

У вирусов, вызывающих энцефалит, РНК-полимеразу кодирует цепь РНК, находящаяся в самом вирусе, а у вирусов, вызывающих грипп, – комплементарная к ней цепь. Поэтому для начала синтеза РНК-полимеразы при заражении гриппом проникшая в клетку цепь вирусной РНК должна создать свою копию.  Возможны и другие объяснения, которые по факту не верны, но за которые начислялось небольшое число баллов.

83. Правильный ответ. 

По-видимому, дело не в солености воды, а в том, что пресные водоемы небольшие и изолированы друг от друга. Поэтому расселение паразита из водоема в водоем осуществляет сухопутное животное, в организм которого трудно попасть. С этим, вероятно, и связан сложный жизненный цикл. А в морях проблема расселения решается элементарно.

84. Правильный ответ.

Можно представить себе следующую последовательнось событий.

Предками семенных растений были, по-видимому, какие-то разноспоровые растения с единственной мегаспорой  в спорангии.

При наличии единственной споры ее выпадение из спорангия теряет свой смысл, на землю может падать спорангий целиком. При этом заросток получит дополнительную защиту и, возможно, дополнительный запас питательных веществ. Затем развитие пойдет так же, как и у обычных споровых растений, только развитие заростка, формирование половых клеток и оплодотворение будет происходить не на материнском растении, а на поверхности земли. Такое нередко случается у гинкго.

Затем на этом этапе мегаспорангий, содержащий мегаспору, срастается с несколькими бесплодными мегаспорангиями и образуется семязачаток, имеющий дополнительные защитные оболочки и больший запас питательных веществ.

Следующий шаг: семязачаток не падает на землю и все события (от развития заростка до формирования зародыша) происходят на дереве. При этом возникает проблема с оплодотворением: ведь сперматозоиду для передвижения обязательно нужна вода. Этот этап мы видим у современных саговниковых и у гинкго (у гинкго оплодотворение может происходить как на земле, так и на дереве).     

Проблема воды для оплодотворения решается радикально благодаря пыльцевой трубке, с помощью которой мужские ядра впрыскиваются в женский заросток. Это мы видим у хвойных и у некоторых других голосеменных. Теперь главной проблемой становится эффективный перенос мужского заростка к женскому. Она решается благодаря появлению околоцветника, содержащего привлекательные для насекомых соблазны. Как мы знаем из палеонтологических данных, околоцветник формировался в разных группах мезозойских голосеменных и одна из этих групп (неизвестно какая) стала родоначальницей покрытосеменных растений.

Покрытосеменные принесли в мир очень плодотворную идею: нужно не только брать, но и давать. Давать что-то тем, кто переносит пыльцу и распространяет семена. С этим и связан эволюционный успех покрытосеменных. Недаром народная мудрость гласит: «Нужно делиться!».

85. Правильный ответ.

У пасленовых завязь верхняя, а у тыквенных – нижняя. У растений с верхней завязью ножка и остатки околоцветника находятся на одной стороне плода, а у растений с нижней завязью – на разных. Ваня купил баклажан и показал Пете, что остатки околоцветника окружают ножку. Потому баклажан – это не тыквенное.

86. Правильный ответ.

У нас есть две зрительные системы, система черно-белого зрения и система цветного зрения. Похоже на то, что, когда мы видим смесь цветов, система цветного зрения просто отключается. Как это может произойти?

Система цветного зрения включает в себя несколько групп рецепторов, реагирующих на освещение светом с разными длинами волн. От каждой из групп рецепторов в мозг идут нервные волокна, по которым сигналы проходят независимо друг от друга.

Логично предположить, что сигнал, приходящий от одной группы рецепторов системы цветового зрения, блокирует передачу сигналов в мозг от других групп рецепторов, реагирующих на свет с другой длиной волны. Как это можно технически осуществить с помощью тормозных синапсов, школьники, интересующиеся биологией, знают. Таким образом, при одновременном освещении светом с разными длинами волн сигналы от разных рецепторов могут блокировать передачу друг друга в центральные отделы мозга. Для этого нужно, чтобы тормозные синапсы располагались ближе к центральным отделам мозга, чем место, от которого отходит тормозная нервная веточка. Тогда по тормозной веточке сигнал от рецепторов пойдет, а до мозга не дойдет.

87. Правильный ответ. 

Нужно вспомнить о достижениях биологической науки 1820–1830-х гг. и проявить фантазию.

88. Правильный ответ: в – 3.

NH4+ + 3 НАД + 2 Н2О = NO2 + 3 НАДН2 + 2 Н+.

89. Правильный ответ: в – мальтаза.

-аза – означает фермент, а -оза – сахар. Перевариваривание – это разложение полимеров на мономеры. Белок – это полимер.

А попугай ара – чтобы было интереснее.

90. Правильный ответ: а – диатомовых водорослей.

Белый медведь питается в воде. А то что не крилем – это нужно знать.

91. Правильный ответ: а – в карбоне.

Линия зверозубых рептилий отделилась от общего ствола пресмыкающихся в карбоне.

92. Правильный ответ: а – 6 хромосом.

Эндосперм голосеменных – это гаплоидный заросток.

93. Правильный ответ: г – помидора.

Нужно вспомнить, где у этих плодов ножка, а где – остаток околоцветника.

94. Правильный ответ: б – речной миноги.

Плавательный пузырь бывает только у костных рыб, а минога – это круглоротое.

95. Правильный ответ: г – сорокопут-жулан.

Несмотря на свой хищный клюв, сорокопут-жулан относится к   воробьиным.

96. Правильный ответ: в – нервную.

Когда поднимается температура, у нас начинает шуметь в голове. Поддержание стабильной температуры тела у птиц и млекопитающих обслуживает прежде всего развитый мозг.

97. Правильный ответ: а – белощекий гиббон.

Гиббон – единственная высшая узконосая обезьяна в списке. Остальные – низшие узконосые.

98. Правильный ответ: г – росомаху.

Росомаха живет в тайге, а не в широколиственных лесах.

99. Правильный ответ: б – «Дед Мазай и зайцы».

Кто не знает – все претензии к собственной бабушке.

100. Правильный ответ: а – А.И. Бараева.

Многие участники олимпиады называли Т.С. Мальцева. Мальцев действительно предлагал сходные решения, но решал он другую задачу: защиту от засухи.

101. Правильный ответ: г – Тартуского.

Дерпт, где работал К.Бэр, – это современный Тарту в Эстонии.

102. Правильный ответ: б – Грузии.

Этот тест – наш подарок дорогим гостям из солнечной Грузии.

103. Правильный ответ: в – Саломея Нерис.

В какой из республик бывшего СССР могла появиться поэма о Королеве ужей? Конечно, в какой-то из республик Прибалтики. Участнику Олимпиады соотечественников стыдно не знать, из какой республики Анна Ахматова, Зуля – это узбекское имя, а у Леси псевдоним прямо указывает на национальную принадлежность. Те, кто хорошо знают географию, могут еще вспомнить, что Нерис это не только псевдоним писательницы, но и приток Немана, на котором стоит Вильнюс.

Фото с сайтов: http://funzoo.ru; www.rakovvv.ru

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru