|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
А. П. Веселов ;
|
Эталон ответа, предложенный составителями КИМа |
Ответ, предложенный «отличником» |
Бактерии – доядерные организмы, не имеющие оформленного ядра и многих органоидов |
Бактерии – доядерные организмы, не имеющие оформленного ядра и многих органоидов |
По способу питания бактерии – автотрофы и гетеротрофы |
Имеют одну кольцевую хромосому – нуклеоид |
Высокая скорость размножения путем деления |
Размножаются путем прямого (простого) деления пополам |
Анаэробы и аэробы |
70S-рибосомы |
Неблагоприятные условия переживают в состоянии спор |
Многие способны к фиксации азота |
Кроме того, КИМы ЕГЭ иногда страдают некорректностью, имея в закрытых заданиях с одним правильным ответом два или более верных (или частично верных) ответа. «Отличник» посчитает верным иной ответ, чем ориентировавшийся на среднего ученика автор.
Пример 2. Правильными являются два ответа: 1 и 4, частично правильным – ответ 3.
Эффективность действия естественного отбора в природе повышается при:
1) усилении мутационного процесса;
2) ослаблении внутривидовой борьбы;
3) снижении численности популяции;
4) увеличении числа гомозиготных особей [4].
Еще одной бедой «отличника» являются слишком простые задания ЕГЭ: ученик, углубленно изучавший предмет, не может поверить, что ему задают такие примитивные вопросы, ищет в задании подвох и отвечает с ложной глубокомысленностью.
Таким образом, если ЕГЭ не способен оценить уровень знаний выпускников профильных классов, то и сама система профильного обучения начинает представляться школьникам и их родителям ненужной и даже вредной. А ведь «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная Правительством Российской Федерации» предусматривает в целях создания необходимых условий для достижения современного качества образования «введение профильного обучения в старшей школе, отработку гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего высшего профессионального образования» [5].
Возможно, для выпускников профильных классов необходимо предусмотреть другие контрольно-измерительные материалы? Выходом из существующего положения представляется двухступенчатый экзамен: первая школьная ступень на базе образовательного минимума – обязательная для всех выпускников и вторая – вузовская – более сложный экзамен для абитуриентов, в том числе выпускников профильных классов.
Конечно, вуз принимает в свои стены не только «профильных» абитуриентов. Мы сравнили уровень мотивации и начальной биологической подготовки у студентов биологического факультета, зачисленных с помощью ЕГЭ и традиционным способом.
Для выявления остаточных знаний студентам первого курса в сентябре был предъявлен специально составленный тест входного контроля по биологии [6]. Тест имеет 100% содержательную валидность, оптимальные статистические характеристики и чрезвычайно высокую прогностическую валидность (коэффициент корреляции эффективности выполнения теста с успеваемостью на биологическом факультете в течение всех пяти лет обучения равен 0,88 при p<0,001). Таким образом, все показатели теста соответствуют самым жестким критериям качества, и он может правомерно считаться адекватным инструментом оценки остаточных биологических знаний студентов [7]. В обоих случаях студенты не были предупреждены заранее о тестировании и не готовились к нему специально.
Выявлено, что первичный тестовый балл (процент выполнения теста) 82 студентов, поступивших в 2003 г. традиционным образом, составляет 65,98±1,37, а 94 студентов, зачисленных в 2009 г. по результатам ЕГЭ, – 51,61±1,37. Таким образом, биологические знания студентов, сдававших ЕГЭ, не только статистически значимо хуже, но вплотную приближаются к отметке «2», поскольку 50% выполнения теста – это критерий неусвоения знаний.
Для оценки профессиональных склонностей учащихся мы использовали 1-й вариант дифференциально-диагностического опросника Е.А. Климова «Я предпочту» [8], хорошо зарекомендовавший себя в оценке профессиональной ориентации старшеклассников [9]. Опросник содержал 20 взаимоисключающих утверждений и был анонимным. Методика оценивала уровни выраженности склонности ученика к профессиям, связанным с природой, техникой, человеком, художественным образом, знаком. Уровни склонностей оценивали по 8-балльной системе.
Выяснено, что в обоих случаях первокурсники биологического факультета проявили наибольшую склонность к профессиям, связанным с природой, однако при традиционном поступлении (2008 г.) эта склонность была достоверно более выраженной (см. табл.).
Таблица. Средний балл склонности к профессиям студентов в зависимости от формы их поступления (по 8-балльной системе)
Форма и год поступления, |
Средний балл склонности к профессиям, связанным с |
||||
природой |
техникой |
человеком |
знаком |
художественным |
|
Традиционная, |
5,46±0,11 |
2,28±0,11 |
5,11±1,10 |
2,43±0,10 |
4,72±0,11 |
ЕГЭ, |
4,77±0,14 |
2,62±0,13 |
5,00±0,12 |
2,44±0,13 |
5,18±0,12 |
Таким образом, наше исследование показало, что первокурсники, поступившие на биологический факультет ННГУ по результатам ЕГЭ, имеют более низкий уровень остаточных знаний по биологии и профессиональной склонности к обучению на биологическом факультете, чем студенты, поступавшие ранее по результатам обычных вступительных испытаний. Возможно, это связано с тем, что в силу непригодности ЕГЭ для оценки знаний учащихся высокого уровня подготовки среди студентов, поступивших по результатам ЕГЭ, значительно меньше выпускников профильных классов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дятлова К.Д. Подготовка абитуриентов в профильных классах НГСХА // Педагогическое обозрение. 2004.
№ 1–2. С. 41–43.
2. Воронцова И.А., Лисовская Л.П. Развитие естественнонаучного мышления в условиях профильного обучения – основа профессионального самоопределения школьников // Естественнонаучное образование: методология, теория и методика: Сб. материалов V Международного методологического семинара. 22–24 ноября 2005 г., Вып. 4. Ч. 1. – Санкт-Петербург. – СПб.: ТЕССА, 2005.– С. 122–126.
3. Важенин Ю.М., Мальцев А.В. Ограничения тестовой технологии контроля знаний // Тез. докл. Второй всероссийской конференции «Развитие системы тестирования в России». Ч. 3.– М.: Прометей, 2000. – С. 22–24.
4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: Биология / Авт.-сост. Е.А. Никишова, С.П. Шаталова. – М.: АСТ, Астрель, 2009.
5. Модернизация российского образования: документы и материалы / Ред.-сост. Э.Д. Днепров. – М.: ГУ ВШЭ, 2002. – С. 36.
6. Дятлова К.Д., Михалева Т.Г. Исследование влияния порядка расположения тестовых заданий на статистические характеристики теста // Вопросы тестирования в образовании. 2003. № 7. С. 72–79.
7. Францева Ю.Е. Лонгитюдное исследование прогностической валидности теста по биологии и школьного аттестата // Вопросы тестирования в образовании. 2007. № 4 (20). С.12–20
8. Климов Е.А. Путь в профессию. – Л.: Лениздат. 1974. – 190 с.
9. Малиновская Н.В. Значение профессиональной ориентации учащихся в предпрофильной подготовке и профильном обучении биологии // Естественнонаучное образование: методология, теория и методика. – Сб. материалов V Международного методологического семинара 22–24 ноября 2005 г. Вып. 4. Ч. 1. – СПб.: ТЕССА, 2005.– С. 129–133.
Фото с сайтов: http://www.rabota-nsk.ru; www.ng.ru