Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №1/2010

Олимпиады, викторины, конкурсы, кроссворды

С. В. Багоцкий

Биологические олимпиады школьников: проблемы и подходы

В начале ноября 2009 г. в Пензе прошла первая Всероссийская конференция, посвященная опыту проведения Биологических и Экологических олимпиад школьников в нашей стране. Эта конференция выявила неудовлетворенность ее участников сложившимся ныне состоянием с Биологическими олимпиадами и разные взгляды на их дальнейшее развитие.

В первом приближении можно выделить две точки зрения на то, что такое Биологическая олимпиада. Первая точка зрения заключается в том, что Биологическая олимпиада – это экзамен повышенного уровня, вторая – что Биологическая олимпиада – это занимательная и поучительная игра. Согласно первой точке зрения, Олимпиада должна поощрять много знающих учеников, согласно второй – умных, наблюдательных и находчивых.

Для того чтобы понять реалии, стоящие за этими точками зрения, нужно вспомнить историю.

Предметные олимпиады школьников в СССР начались с олимпиад по математике. Первая такая олимпиада прошла в 1934 г.

Вообще говоря, идея формирования интеллектуальной элиты в советском обществе считалась идеологически сомнительной. Тем не менее математические Олимпиады школьников явились несомненным порождением социально-экономической реальности 30-х гг. XX в.

Как известно, существуют два типа высококвалифицированных специалистов: «асы» и «профи». Профи очень хорошо знает, что, когда и как он должен делать, но  склонности к творчеству лишен, а творческие способности у него подавлены. Закончив свой рабочий день, профи выпивает две кружки пива и идет смотреть телевизор.

Ас, в отличие от профи, все время пытается искать в своей деятельности что-то новое. Он творит и развивается.

Хрестоматийным примером профи является инспектор Лестрейд, хрестоматийный ас – Шерлок Холмс.

Начиная с XVIII в. перед Россией встал серьезный вопрос: на каких специалистов ей разумнее опираться: на профи или на асов. Этот вопрос был очень жестко поставлен в произведениях и практической деятельности основоположника русской педагогики, великого полководца Александра Васильевича Суворова.

А.В. Суворов велик не только и не столько победами на поле боя, сколько своими принципиально новыми подходами к подготовке войск. Он первым в мире выдвинул и частично, насколько позволяли социально-экономические условия его времени, реализовал идею армии асов, требуя от рядового солдата не только дисциплины, исполнительности и  автоматизма, но и проявления творческих способностей. Однако после смерти полководца все вернулось на круги своя.

Вторично вопрос о профи и асах со всей остротой встал в период индустриализации 1930-х гг. Главным идеологом ставки на профи был директор Института труда, талантливый инженер и поэт А.К. Гастев. Он стремился найти оптимальные приемы труда в любой сфере деятельности и обучить им рабочих. Называя вещи своими именами – выдрессировать.

Негласным оппонентом А.К. Гастева был народный комиссар тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе. Он понимал, что воспитать из вчерашнего крестьянина профи западного образца невозможно. А вот воспитать аса – вполне реально. Вчерашнего крестьянина невозможно обучить передовым приемам промышленного труда – он должен сам их найти.

Назначение Г.К. Орджоникидзе стало воистину политической сенсацией. Ведь товарищ Серго (так Орджоникидзе называли коллеги) до этого ни дня не работал в промышленности.  Но зато хорошо разбирался в людях, поэтому он и стал очень сильным наркомом.

В 1930-х гг., по-видимому, в значительной степени с подачи Орджоникидзе, в СССР возник настоящий культ асов во всех сферах деятельности. Его вершиной стало Стахановское движение, с помощью которого власть показала трудящимся, что рабочий, который не только вкалывает, но и думает, может стать национальным героем.      

Уже после смерти Орджоникидзе для асов была установлена уникальная в мировой практике высшая правительственная награда – звание Героя Социалистического труда.

Стахановское движение и Математические олимпиады школьников – ровесники. И это не случайно. Математические олимпиады формировали у школьников психологию асов, для которых поиск решения сложных проблем был стилем жизни. Ведь наилучший способ воспитания аса – предложить ему для решения интересную и сложную задачу. Именно поэтому Математические олимпиады школьников органично вписались в советский политический курс 1930-х гг.

Математические олимпиады школьников это не экзамен, это игра, для успеха в которой нужны и знания, и творческие способности. Что же касается олимпиад по биологии, возникших существенно позже, то они сплошь и рядом вырождались в экзамен. Этому способствовали и другая историческая эпоха, и большое количество фактического материала, и сложившиеся педагогические традиции, и амбиции уважаемых педагогов, которые с азартом соревновались друг с другом в том, чьи дети больше знают.

Экзамены асов не воспитывают. Они не воспитывают даже и профи, поскольку профи что-то хорошо умеет делать, а не только щеголяет многознанием. Поэтому в начале 1970-х гг. Биологическая олимпиада школьников в Московском Государственном университете (членом жюри и оргкомитета которой я в свое время был) объявила решительную войну экзаменационному подходу к проведению олимпиад. На олимпиаде в МГУ стали предлагаться вопросы, ответы на которые нельзя было найти ни в одной книжке – их можно было найти лишь путем серьезных самостоятельных размышлений, используя имеющиеся знания, почти не выходящие за пределы школьной программы, и собственные наблюдения в природе. Такой подход вызвал бурю возмущений в педагогических кругах. На организаторов Олимпиады косяком шли доносы, которые, в лучших традициях эпохи застоя, к ним же и возвращались.

В конце 1970-х гг. возникла Всероссийская биологическая олимпиада, проводимая по линии Министерства просвещения РФ. Она существует в настоящее время и является главной официальной Биологической олимпиадой в нашей стране.

Сразу скажу, что подходы, практикуемые на Всероссийской биологической олимпиаде, мне решительно не нравятся. Сегодняшняя Всероссийская олимпиада – это экзамен по вузовской программе. В книге «Биология. Всероссийские олимпиады», выпущенной ее оргкомитетом, на с. 21–23 предлагается список литературы, рекомендованный для подготовки к Олимпиаде, насчитывающий 64 (!!!) вузовских учебника. Тестовые задания, приведенные в этой книге, ориентированы всецело и исключительно на проверку знаний, большей частью внепрограммных. Никакой игры нет, все очень серьезно.

Какие качества поощряет и воспитывает такая Олимпиада? Прежде всего, конечно, исключительную целеустремленность и исключительное трудолюбие. Качества эти, безусловно, полезны, но для современного специалиста недостаточны. Ему нужен ум и творческие способности. А эти качества Всероссийская олимпиада не поощряет.

Оргкомитет Всероссийской олимпиады провел унификацию местных районных, окружных, областных и региональных туров Олимпиады, добившись того, что все они стали проводиться по единому образцу и по заданиям, спускаемым сверху.  В результате был выброшен за борт интересный опыт проведения Олимпиад, накопленный на местах, в том числе и в Москве.     

Результатом подобного подхода стало существенное увеличение числа наград, получаемых российскими школьниками на Международных биологических олимпиадах. Мы стали красиво выглядеть «в Европах», но потеряли свое лицо.

Из ныне существующих Биологических олимпиад школьников у меня лично наибольшие симпатии вызывает Межпредметная олимпиада школьников стран СНГ и Балтии, проводимая Министерством иностранных дел РФ для школьников из стран, образовавшихся из республик бывшего СССР. Вместе с моими коллегами по Московскому институту открытого образования я участвовал в составлении заданий для этой олимпиады и проверке их выполнения.

Олимпиада соотечественников межпредметна. Ее участники делятся на три группы: математиков, естественников и гуманитариев. На первом туре им предлагаются письменные задания по нескольким предметам (для естественников – химия, биология, география), на втором, тоже письменном, туре предлагаются задания по одному предмету, выбранному школьником. Места присуждаются по отдельному предмету.  

Основную концепцию Олимпиады можно сформулировать следующим образом. «Прекрасно, если участники нашей олимпиады станут в будущем высококвалифицированными специалистами в избранной ими области. Но в первую очередь мы хотим, чтобы они стали друзьями России и друзьями друг другу и помнили, что Советский Союз – это наша общая Родина».

Эта концепция накладывает сильный отпечаток на задания, предлагаемые на Олимпиаде. Они, как уже говорилось выше, письменные и включают как тесты, так и задания, требующие развернутого ответа. В отличие от Всероссийской биологической олимпиады, на Олимпиаде соотечественников приветствуются задания, для выполнения которых нужно знать историю и литературу, обладать философским складом мышления,  способностями к литературному творчеству.  

Вот некоторые задания, предлагавшиеся на этой Олимпиаде:

1. Не размножаются:

а) книги, которые монахи переписывают в монастыре;
б) книги, которые печатают в типографии;
в) клетки;
г) сплетни из личной жизни кинозвезд.

2. Обмен (непрерывное обновление) веществ свойственен:

а) скелету в школьном кабинете биологии;
б) реке;
в) токарному станку;
г) вермишели.

3. Понятие «функция» неприменимо к:

а) шине грузовика «ЗИЛ-130»;
б) челюсти тигровой акулы;
в) сосульке, свисающей с крыши;
г) начальнику охраны банка «Менатеп».

4. Прыжок тигра обеспечивается энергией в основном за счет:

а) гликолиза;
б) окисления углеводов;
в) окисления жиров;
г) окисления белков.

5. В темновых реакциях фотосинтеза на одну образовавшуюся молекулу глюкозы:

а) расходуется 12 молекул воды;
б) расходуется 6 молекул воды;
в) образуется 6 молекул воды;
г) образуется 12 молекул воды.

6. У грузового автомобиля «КамАЗ» аналогом генотипа организма можно считать:

а) мотор;
б) руль;
в) приборы, на которые смотрит водитель;
г) чертежи и техническую документацию.

7. Говорят, что Дмитрий Федорович Карамазов был гетерозиготен по  редкой рецессивной мутации в соматической (неполовой) хромосоме. У Смердякова эта мутация имелась с вероятностью:

а) 1/2;
б) 1/4;
в) 1/8;
г) 1/16.

8. Действительный статский советник Ростовцев страдал гемофилией. У его родного брата полковника Ростовцева, вышедшего в отставку после тяжелого ранения в битве под Аустерлицем, гемофилия могла быть с вероятностью:

а) 1;
б) 1/2;
в) 1/4;
г) 0.

9. Вероятность кроссинговера между генами А и В составляет 0,02, а между генами А и С – 0,008. Вероятность кроссинговера между генами В и С может составлять:

а) 0,008;
б) 0,012;
в) 0,016;
г) 0,024.

10. Лена обратилась в генетическую консультацию. Она собирается замуж за Мишу, но ее смущает то обстоятельство, что у ее брата и у Мишиной двоюродной сестры одна и та же редкая наследственная болезнь, вызываемая рецессивной мутацией в соматической (неполовой) хромосоме. Вероятность рождения больного ребенка у Лены с Мишей будет равна:

а) 1/32;
б) 3/32;
в) 1/16;
г) 1/24.

11. Яйцеклеток не бывает у:

а) сирени;
б) папоротника орляка;
в) речного рака;
г) гриба подосиновика.

12. На территории Москвы кислорода:

а) выделяется больше, чем поглощается;
б) выделяется столько же, сколько поглощается;
в) выделяется меньше, чем поглощается;
г) совсем не выделяется.

13. Разнообразие видов наиболее велико в:

а) Австралийском Союзе;
б) Индонезии;
в) Польше;
г) Финляндии. 

14. Интенсивный обмен генами может происходить  между популяциями:

а) атлантических сельдей, нерестящихся весной и летом;
б) ершей Волги и Днепра;
в) лещей Волги и Дона;
г) окуней и снетков Псковского озера.

15. Человек принципиально отличается от камышового кота:

а) умением охотиться;
б) наличием митоза;
в) способностью сочинять сказки;
г) устройством почек.

16. Сын французов, воспитывающийся с раннего детства в русской семье, заговорит:

а) по-русски без акцента;
б) по-русски с французским акцентом;
в) по-французски с русским акцентом;
г) по-французски без акцента.

17. Парасимпатическая нервная система кота Василия активно работает, когда он:

а) убегает от собаки Полкана;
б) мурлычет после сытного обеда;
в) истошно кричит в марте;
г) дерется с котом Обормотом. 

18. В отличие от самцов самки многих видов комаров пьют кровь, потому что:

а) кровь легче переваривать;
б) в крови содержится много азота, нужного для построения белков зародышей;
в) кровь более калорийна;
г) в крови больше витаминов.

19. Человек, в отличие от кошки, не может синтезировать в своем организме аскорбиновую кислоту. Это объясняется тем, что:

а) у человека и кошки нет общих предков;
б) предки человека питались фруктами;
в) предки человека питались мясом;
г) аскорбиновая кислота не нужна человеку.

20. Кровеносный сосуд диаметром 3 мм разделился на три сосуда диаметром 1 мм. При этом количество крови, проходящей через единицу площади за единицу времени:

а) не изменилось;
б) увеличилось в 3 раза; 
в) увеличилось в 9 раз;
г) уменьшилось в 3 раза.

21. В основе работы легких лежит физический закон:

а) Авогадро;
б) Бойля–Мариотта;
в) Гей-Люссака;
г) кратных отношений.

22. В жарком и сухом климате лучше всего ходить в:

а) одних трусах;
б) белых одеждах;
в) черных одеждах;
г) одних трусах, но в черной шляпе.

23. По своему темпераменту д'Артаньян:

а) холерик;
б) флегматик;
в) сангвиник;
г) меланхолик.

24. Стихотворение

– Где ты была сегодня, киска?
– У королевы у английской.
– Что ты видала при дворе?
– Видала мышку на ковре. –

рассказывает о:

а) безусловном рефлексе;
б) условном рефлексе;
в) доминанте;
г) кратковременной памяти.

25. Радиальная симметрия свойственна:

а) автомобилю «ЗИЛ-130»;
б) самолету «Ил-76»;
в) электровозу «ЧС-2»;
г) крейсеру «Слава».

26. Усиков нет у:

а) клеща Hyalomma plumbeum;
б) блохи Pulex irritans;
в) саранчи Locusta migratoria;
г) рачка Notodromas monacha.

27. В холодных пресных водоемах выращивают:

а) русского осетра;
б) форель;
в) зеркального карпа;
г) камбалу.

28. Стабильные пары при выводковом типе развития существуют у:

а) орлов-беркутов;
б) больших пестрых дятлов;
в) глухарей;
г) диких гусей.

29. Для охоты на зайца полезнее всего:

а) лайка;
б) сеттер
в) борзая;
г) фокстерьер.

30. Примером маскировки может служить:

а) рыжая окраска лисы;
б) форма тела ужа;
в) колючки ежа;
г) привычка кошки вылизывать шерстку.

31. В результате мейоза образуются ядра:

а) сперматозоида хвоща приречного;
б) споры плауна булавовидного;
в) зиготы мха сфагнума;
г) кожицы листа папоротника орляка.

32. Разноспоровое папоротникоообразное вероятнее всего встретить:

а) на альпийском лугу;
б) в лесу;
в) в степи;
г) в мелководном водоеме.

33. Больше всего белков содержится в семенах:

а) сои;
б) пшеницы;
в) подсолнечника;
г) арбуза.

34. Рядом с донником лекарственным можно встретить:

а) ландыш майский;
б) плаун булавовидный;
в) чернику;
г) бодяк полевой.

35. Халиф Гарун-аль Рашид мог угощать своего визиря:

а) дыней;
б) салатом из помидоров;
в) вареной кукурузой;
г) латимерией под луковым соусом.

36. В Красноярском крае не может расти:

а) береза;
б) пихта;
в) сосна;
г) дуб.

37. Ухаживая за Ольгой Лариной, Ленский мог рассказывать ей о:

а) клеточной теории;
б) митозе;
в) митохондриях;
г) инфузориях.

38. В один и тот же день родились Ч.Дарвин и:

а) Максимилиан Робеспьер;
б) Наполеон Бонапарт;
в) Джордж Вашингтон;
г) Авраам Линкольн.

39. Авторы, придерживающиеся креационистских взглядов, приводят в их защиту следующий аргумент:

«Например, цитохром С (белок, отвечающий за клеточное дыхание бактерии) отличается от аналогичного белка лошади на 64%, голубя – 64, шелкопряда – 65, пшеницы – 66, дрожжей – 69%, а шелкопряда от лошади – на 27%, голубя – 25, черепахи – 26, карпа – 25, миноги – 20%.

Таким образом, эволюция не шла ни через рыб, ни через птиц, ни через млекопитающих. Очевидно, что ее просто не было».

Противоречат ли приведенные факты представлениям об эволюции? Свой ответ обоснуйте.

40. У Агафьи Тихоновны из пьесы Н.В. Гоголя «Женитьба» было тpи жениха:  Подколесин, оставной моpяк Балтазаp Балтазаpович Жевакин и экзекутоp  Яичница. Известно, что в pоду Агафьи Тихоновны и в pоду всех тpех ее женихов была одна и та же наследственная болезнь, вызываемая pедким pецессивным аллелем, pасположенным в соматической хpомосоме. Этой болезнью стpадали:

а) родной бpат Агафьи Тихоновны;
б) бpат отца Подколесина;
в) бабушка Подколесина с матеpинской стоpоны;
г) сын, которого от Балтазаpа Балтазаpовича родила мулатка;
д) бабушка Яичницы с отцовской стоpоны;
е) дедушка Яичницы с матеpинской стоpоны.

Дpугие pодственники этой болезнью не стpадали.

Какова веpоятность того,  что Агафья Тихоновна и каждый из женихов является носителем опасного аллеля?

Какова веpоятность того, что у Агафьи Тихоновны окажется больным пеpвый pебенок от брака с:

а) Подколесиным;
б) Жевакиным;
в) Яичницей.

За кого из тpех женихов лучше выйти замуж Агафье Тихоновне, чтобы веpоятность pождения больного pебенка оказалась наименьшей? (7 баллов)

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru