Олимпиады, викторины, конкурсы, кроссворды

Е. Э. Боровский

КТО есть КТО

Материалы к олимпиаде по экологии для старшеклассников

Статья подготовлена при поддержке компании «ИТАКА+». Долгие поездки и командировки сильно утомляют организм, и чтобы почувствовать себя как дома, компания «ИТАКА+» предоставляет услугу « аренда квартир посуточно в Северодвинске». На сайте, расположенном по адресу www.Itakaplus.Ru, вы сможете забронировать квартиру по оптимальной цене. «ИТАКА+»- это не просто компания, а помощник, способный помочь с временным жильем в городе Северодвинске.

1. Великий французский натуралист, впервые создавший теорию исторического развития живой природы. Человек трагической судьбы. Его научные изыскания подвергались насмешкам и недоброжелательному отношению коллег как при жизни, так и долгие годы после смерти. Последние 10 лет своей жизни, ослепший, он диктовал свои научные работы дочерям. На одном из барельефов, установленного ему в Париже в 1909 г. памятника, начертаны слова одной из них: «Потомство будет восхищаться тобой, оно отомстит за тебя, отец».

Ему посвящены строки О.Мандельштама:

Был старик, застенчивый, как мальчик,
Неуклюжий робкий патриарх...
Кто за честь природы фехтовальщик?
Ну, конечно, пламенный ... .

В главном его труде «Философия зоологии» (1809) есть горькие слова: «Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для проживания». Как актуальны они в свете современных экологических проблем!

* * *

2. Немецкий естествоиспытатель, основоположник экологии как специальной научной дисциплины:

«Экология – это одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды...

Под экологией мы понимаем сумму знаний, относящихся к экономике природы, изучение всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей средой, как органической, так и неорганической, и, прежде всего, его дружественные или враждебные отношения с теми животными или растениями, с которыми оно прямо или косвенно вступает в контакт»  («Всеобщая морфология организмов»).

Первым предложил сделать объектом исследования не просто материальные тела, формы движения материи или процессы, а системные отношения.

Изучая милые его сердцу крохотные организмы, живущие в прозрачной морской воде, ученый вряд ли предполагал, что через сто лет экология займется ядовитыми дымами из труб, коптящими небо, зловонными сточными водами…

* * *

3. Исключительную роль в судьбе этого величайшего английского естествоиспытателя сыграло кругосветное путешествие на корабле «Бигль». Отправившись в путь энергичным молодым натуралистом (ему не было и 23 лет), он через пять с половиной лет вернулся в Англию ученым, стоящим на пороге открытия главных закономерностей развития жизни на Земле.

«Путешествуя на корабле Ее Величества «Бигль» в качестве натуралиста, я был поражен некоторыми фактами, касавшимися распределения органических существ в Южной Америке, и геологическими отношениями между прежними и современными обитателями этого континента. Факты эти, кажется, освещают до некоторой степени происхождение видов – эту тайну из тайн». Так начинается главный труд его жизни – знаменитая книга «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь», вышедшая в свет 24 ноября 1859 г. тиражом более 1000 экземпляров и распроданная в тот же день.

Созданная им теория эволюции органического мира посредством естественного отбора совершила подлинную революцию во всем естествознании.

«Происхождение видов...» – фундаментальная работа, написанная не всегда простым научным языком. А вот изданный отдельно дневник «Путешествие на «Бигле» –  это увлекательное художественное и одновременно научное произведение, насыщенное огромным фактическим материалом о замечательных местах, их природе, людях, растениях и животных и написанное превосходным классическим языком. Во многих семьях в англоязычных странах до сих пор в домашних библиотеках в ряду классических книг о путешествиях и приключениях Роберта Стивенсона, Джошуа Слокама, Германа Мелвилла есть и эта книга.

* * *

4. Во всех советских изданиях о нем было сказано: «Вождь и учитель пролетариата, разработавший вместе со своим другом и сподвижником Марксом теорию научного коммунизма и боровшийся за освобождение рабочего класса».

На самом деле – это выдающийся немецкий философ. Он сознательно и убежденно оставался в тени Маркса и в течение 50 лет, «наступив на горло собственной песне», работал на обеспечение жизни друга и его семьи. В результате многие его научные труды остались в рукописях. Гениальная «Диалектика природы» впервые была издана в 1925 г. на немецком языке (по фотокопии) и в русском переводе.

Он отличался необыкновенной эрудицией, свободно владел двенадцатью языками и читал на двадцати; начал изучать русский язык и переводить «Евгения Онегина». Все, что он создал, написано сочно, талантливо, окрашено его яркой индивидуальностью.

Его исследования по естественным наукам (математике, астрономии, физике, химии, биологии), а также по истории и литературе глубоки и нестандартны. В них сделаны такие новаторские выводы, которые предвосхитили дальнейшее развитие многих наук, в том числе биологии и, как мы сказали бы сейчас, экологии.

«Историю можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга» («Немецкая идеология»).

Высоко оценивал заслуги Дарвина в области теории эволюции, «научный подвиг» Менделеева, знал историю русской науки (в частности, составил на русском языке биографию М.В. Ломоносова).

Актуальны его суждения о неблагоприятных последствиях антропогенного изменения окружающей природной среды.

«И так на каждом шагу факты напоминают нам о том, что мы отнюдь не властвуем над природой так, как завоеватель властвует над чужим народом, не властвуем над ней так, как кто-либо находящийся вне природы, – что мы, наоборот, нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей и находимся внутри ее, что все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять.

Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают последствия первых» («Диалектика природы»).

Или о расширении и культивировании потребления (кстати, одной из причин современного экономического и финансового кризиса): «... цивилизация совершила такие дела, до каких родовое общество не доросло даже в самой отдаленной степени. Но она совершила их, приведя в движение самые низменные побуждения и страсти людей и развив их в ущерб всем их остальным задаткам. Низкая алчность была движущей силой цивилизации с ее первого до сегодняшнего дня; богатство, еще раз богатство и трижды богатство, богатство не общества, а вот этого отдельного жалкого индивида было ее единственной определяющей целью. Если при этом в недрах этого общества все более развивались науки и повторялись периоды высшего расцвета искусства, то только потому, что без этого невозможны были бы все достижения нашего времени в области накопления богатства» («Происхождение семьи, частной собственности и государства»).

В последние годы жизни многое переосмыслил и отказался от «заблуждений» революционной юности, испугавшись эпигонов от марксизма («попов марксистского прихода»). Завещал развеять свой прах над морем.

* * *

5. Этот выдающийся русский ученый известен нам сейчас прежде всего как автор закона, представленного в виде таблицы, носящей его имя. Сделано это открытие было совсем молодым по нынешним меркам человеком, внешне совершенно не похожим на того старца, чей портрет почему-то традиционно украшает эту таблицу.

Открытие ознаменовало новую эпоху во всех естественных науках и философии. Оно было высоко оценено Ф.Энгельсом,  считавшим его настоящим научным подвигом.

О своем учебнике (глубоком по мыслям, фундаментальном по содержанию и самобытном по форме), в котором впервые вся неорганическая химия была изложена с точки зрения периодического закона, его автор говорил: «Любимое дитя мое. В нем мой образ, мой опыт педагога и задушевные мысли».

Сто лет назад самый популярный в России еженедельный иллюстрированный журнал «Нива», издаваемый фирмой А.Ф. Маркса огромным тиражом (200 000 экземпляров!), писал: «Вот имя, которое не произнесет без глубочайшего уважения ни один из людей, так или иначе прикосновенных к науке! Это имя принадлежит знаменитому ученому с широкой мировой известностью – и в то же время вполне самобытному, чисто русскому таланту, от которого веет широким, богатырским размахом какой-то стихийной мощи, столь же беспредельной и величавой, как беспредельна и величава Русская земля».

Профессор Санкт-Петербургского университета, член Лондонского Королевского общества и множества зарубежных академий, он выполнил важные исследования в самых разных областях науки и техники (от химии до аэродинамики), занимался государственными и хозяйственными вопросами, боролся с научным мракобесием и шарлатанством – оккультизмом, спиритизмом, астрологией.

Его перу принадлежат фундаментальные труды, посвященные экономическому развитию России с детальным порайонным анализом, конкретные рекомендации по развитию сельского хозяйства и лесоводства, по освоению природных богатств.

В области сельского хозяйства считал главным такое распределение земельной собственности (лакомого куска для хищнического капитала), которое будет способствовать росту общего благосостояния. Его рекомендации по обработке почвы, применению удобрений, мелиорации актуальны и сегодня.

В работах по лесоводству он отмечал, что в России главный лесовладелец – государство и это благо (как это актуально в настоящее время при стремлении отечественного капитала завладеть этим всенародным богатством!).

Рассматривал экспорт сырой нефти как потерю для России.

«Добывать только сырье – значит отказаться от сливок, довольствуясь снятым молоком. Добывать сырье может и дикарь, свой труд мало ценящий, обработка же производится приемами, доставляемыми образованностью, ценящей свой труд».

Разрабатывал систему развития образования от начального до высшего («Россия… должна позаботиться о собственных Платонах и Ньютонах»), многие положения которой вошли в грандиозную реформу просвещения П.А. Столыпина, рассчитанную до 1937 г. (!), но по известным причинам, увы, не реализованную.

Был не только великим ученым, но и великим гражданином и патриотом, отстаивавшим идею сохранения самобытности России.

«Нам особенно нужны люди, близко знающие русскую природу, т.е. всю русскую действительность, чтобы мы могли сделать настоящие самостоятельные шаги, а не подражательные в деле развития страны».

* * *

6. Французский геолог, антрополог и палеонтолог (один из первооткрывателей синантропа), философ и теолог (иезуит и католический священник).

Занимаясь историей Земли, восстанавливая ее былые состояния, исследуя древнего человека по материалам раскопок, пришел к эволюционным взглядам, противоречащим Библии в ее буквальном понимании. В книге «Феномен человека» обосновал глубокую идею эволюции человеческого разума к высшему проявлению и единству в космических масштабах: мир прошел три стадии эволюции – преджизнь (или литосфера), жизнь (или биосфера) и феномен человека (или ноосфера). В отношении последней разделял взгляды другого французского философа, Эдуарда Леруа, который впервые в 1928 г. ввел термин «ноосфера».

«Если мы хотим включить Человека во всеобщую историю Жизни, не искажая его роли и не дезорганизуя ее, то совершенно необходимо поместить Человека на самом верху предшествующей природы в положении, в котором он над ней господствует, но не вырывать его из нее.  И это сводится к тому представлению, что биосфера животная последовательно продолжается в человеческой сфере, в сфере разума, мысли, свободного и сознательного творчества – в сфере сознания, или ноосфере».

* * *

7. Великий русский ученый, один из самых выдающихся мыслителей первой половины XX в. Его труды оставили глубокий след во многих областях естествознания.

Основоположник геохимии, биогеохимии, радиогеологии, создатель учения о биосфере, живом веществе и ноосфере, изучавший проблемы взаимоотношений человека и природы.

В первой научной работе, выполненной еще студентом под руководством основоположника русского почвоведения В.В. Докучаева, он писал: «Никогда человек не имел такого влияния на окружающую среду, как теперь, никогда это влияние не было так разнообразно и так сильно. Человек настоящего времени представляет из себя геологическую силу».

Исследования по геохимии и эволюции земной коры привели ученого к изучению роли живого вещества в эволюции земной оболочки и биосферы. Он был одним из первых, кто понял, что весь лик Земли, ее ландшафты, химизм, структура атмосферы – все это порождение жизни. Так возникла новая научная дисциплина – биогеохимия.

В работе «Биосфера» он дал реконструкцию процесса развития биосферы и всей внешней оболочки Земли. Он полагал жизнь космическим явлением. По его мнению, наша планета и космос представляют единую систему, в которой жизнь, живое вещество связывают в единое целое процессы, протекающие на Земле, с процессами космического происхождения. На протяжении всей истории Земли количество живого вещества в биосфере, согласно оценкам ученого, было практически постоянно. За счет энергии Солнца возникли так называемые геохимические циклы, или круговорот веществ в природе, в который вовлекались все новые и новые массы первичной материи. Начали возникать толщи осадочных пород, преобразуемых затем геобиохимическими процессами. Как считал еще его учитель В.В. Докучаев, почвы являются той основой, которая связывает в единое целое всю биосферу.

«Вся масса воды и в жидкой, и в газообразной, и в твердой форме находится в непрерывном движении, переполнена действенной энергией, сама вечно меняется и меняет все окружающее» («Биосфера»).

Представленная ученым грандиозная картина общепланетарного развития включала в себя и появление человека – носителя Разума, который многократно ускорил процессы, протекающие на планете, и стал катализатором мирового процесса развития. 

«Человек уничтожил девственную природу. Он внес в нее массу неизвестных ранее химических соединений и форм жизни – культурных пород животных и растений. Он изменил течение всех геохимических реакций. Лик планеты стал новым и пришел в состояние непрерывных потрясений» («Автотрофность человечества»).

«С человеком, несомненно, появилась огромная геологическая сила на поверхности нашей планеты. Равновесие в миграции элементов, которое установилось в течение геологических времен, нарушается разумом и деятельностью человека» («Несколько слов о ноосфере»).

Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.

Н.Заболоцкий

По мнению ученого, человек неизбежно должен будет принять на себя ответственность за будущее развитие Природы. Развитие окружающей среды и общества сделаются неразрывными. Биосфера перейдет однажды в сферу разума – в ноосферу, развитие планеты будет направляться силой Разума.

Учение о биосфере не имеет аналогов в мировой мысли и с середины 1950-х гг. стало направляющим принципом в организации глобальных экологических программ.

При реализации Международной биологической программы, Международной программы исследования проблем опустынивания и др. было показано, что воздействие человека на природу приобрело общепланетарный характер, причем масштабы и темпы антропогенных нарушений окружающей среды намного опережают уровень наших знаний о процессах, происходящих в различных экосистемах. В этих условиях возникла острая необходимость в комплексных фундаментальных исследованиях тенденций эволюции биосферы.

* * *

8. Известный советский ученый, доктор исторических и географических наук, неоднократный узник Гулага, проведший в тюрьмах и лагерях 15 лет. Там, при взгляде на луч света, проникающий в камеру, ему пришла в голову идея, легшая в основу теории пассионарности. Там же были написаны книги «Хунну», «Древние тюрки». По последней книге после освобождения была защищена докторская диссертация.

Создатель этнологии – науки, изучающей закономерности возникновения, функционирования и взаимодействия этнических систем.

Автор более 50 научных трудов. По мнению  академика Д.С. Лихачева «все они читаются как романы».

Двадцать пять лет, в течение которых рабочий кабинет сменялся тюремной камерой и лагерным бараком, понадобилось ученому для создания пассионарной теории этногенеза, созидающей силой которого является биохимическая энергия живого вещества биосферы, открытая и описанная В.И. Вернадским.

Энциклопедические знания всемирной истории и географии Земли, натурфилософский характер мышления и литературный талант соединились в фундаментальном труде «Этногенез и биосфера Земли». В этой работе изложена целостная, непротиворечивая пассионарная теория этногенеза, в которой убедительно показано, что этнос – биосферный, несоциальный феномен человеческого поведения, что этническая история есть составная часть истории развития биосферы, а этносфера является подсистемой биосферы. Ученый расширил и углубил понятие геобиоценоза включением в него этноценоза как верхнего завершающего звена, в котором человек участвует в циклических потоках вещества и энергии наряду с другими биологическими видами, составляющими геобиоценоз.

В понимании ученого пассионарность – это качественный эффект определенного количества биохимической энергии. Именно эта энергия обеспечивает создание и существование в биосфере множества этнических систем (этносов) – природных коллективов людей, обладающих общностью стереотипов поведения и противопоставляющих себя другим таким же коллективам исходя из простой антитезы: мы такие, а все другие – не такие, как мы, они не похожи на нас.

Большое внимание в работах ученого уделяется влиянию ландшафта, окружающей среды на жизнь и поведение людей.

«Природа, не насилуемая техникой, может прокормить не только трудящихся, но и дармоедов» («Древняя Русь и Великая степь»).

«Для того чтобы уберечь беззащитную природу от бессовестных людей, нужно объяснить им пользу от биоценологии, а это сверхсложно. Учение о полезных и вредных животных и растениях гораздо ближе рассудку обывателя, нежели понятие о гармоничности жизни на планете Земля. Обыватель предпочитает ощущать себя царем природы, а не ее составной частью («Этногенез и биосфера Земли»).

«Принцип защиты окружающей среды: оптимальная дружба с природой, а не победа над ней» («Конец и вновь начало»).

«Земля не только кормит, земля и губит, губит за неразумное обращение с ней»  («Этногенез и биосфера Земли»).

Вот живая иллюстрация этого из той же работы. Вавилон – культурная и экономическая столица Ближнего Востока в течение 1,5 тыс. лет – был основан в XIX в. до н.э. Устойчивый антропогенный и природный ландшафт просуществовал здесь до VII в. до н. э. Гибель Вавилонского царства – следствие неумелого хозяйствования, одна из первых региональных экологических катастроф человечества.

«Хозяйство великого города, насчитывавшего около миллиона человек, базировалось на системе ирригации междуречья Тигра и Евфрата, причем избыточные воды сбрасывались в море через Тигр. И это было разумно, так как воды Тигра и Евфрата во время половодий несли много взвеси с Армянского нагорья, а засорение плодородной почвы гравием и песком нецелесообразно.

В 582 г. до н.э. Навуходоносор женился на египетской царевне, в свите которой были образованные египтяне, имевшие богатый опыт строительства ирригационных сооружений для орошения земель в долине Нила. Они предложили построить канал и увеличить площадь орошаемых земель в междуречье. Вода оросила земли, подстилаемые подсоленными почвами, и началось мощное засоление почв. Египетские инженеры, перенеся приемы мелиорации с Нила на Евфрат, не учли, что Нил несет плодородный ил, а почвы ливийской пустыни дренируют любое количество воды, так что в Египте не было опасности засоления почвы.

Вода в Евфрате, откуда ее брали в новый канал, стала течь медленнее, это вызывало отложение осадков в старой ирригационной сети, которая стала выходить из строя. Все ближе к городам и селениям Вавилонии подступала пустыня. Так последствия «победы над природой» погубили город, к началу новой эры от него остались лишь руины.

Исправить последствия мелиорации в Двуречье не удалось и арабам, располагавшим в VII–IX вв. огромной армией дешевых рабов, которых они заставляли собирать в корзины и увозить кристаллы соли вокруг развалин города – жуткая убийственная бесполезная работа под палящим солнцем с изъеденными солью руками и без надежды на отдых».

* * *

9. Известный русский ученый, математик и эколог, один из создателей первой отечественной ЭВМ, на которой были рассчитаны последствия массового применения ядерного оружия («ядерная зима»).

Принимал активное участие в деятельности Международной организации по охране окружающей среды – ЮНЕП; один из учредителей Международного независимого эколого-политологического университета (Москва), Российского Зеленого Креста. Разрабатывал концепцию коэволюции (совместной эволюции) человека и биосферы и современного экологического рационализма.

В последнее время много внимания уделял проблемам экологизации образования.

«Рациональное природопользование и охрана окружающей природной среды не являются самодостаточной областью деятельности человека, а должны стать основным компонентом в системе человеческих приоритетов.

Человечество не может не вмешиваться и не изменять структуру процессов, протекающих в биосфере, в том числе потоков веществ и энергии в природе, приспосабливая их к своим потребностям. Но одновременно оно должно менять и себя, обеспечивая взаимную адаптацию человечества и природы – коэволюцию человека и биосферы, необходимую для будущего благосостояния человечества.

Изучение биогеохимических принципов функционирования биосферы позволяет осознать экологические основы конфликта между человеком и природой и сделать важный шаг к установлению рациональной системы природопользования и охраны окружающей природной среды» («Современный рационализм»).

«Преодоление экологического кризиса только техническими средствами невозможно. Тем более невозможно поддержание состояния равновесия, если общество не будет преобразовывать самое себя, свою нравственность, менталитет, а будет опираться только на технические решения. Человечество ожидает длительный и весьма трудный процесс совместного преобразования природы и общества, причем решающее значение в его деятельности будет иметь формирование цивилизации, отвечающей новым потребностям человека, согласованным с новыми реалиями окружающей среды.

В этом и состоит принцип современного антропоцентризма, основанного на понимании того факта, что дальнейшее развитие человечества сможет состояться только совместно с дальнейшим развитием природы, ее многообразия и богатства».

«Природа без человека жила миллиарды лет и сможет жить без человека, но человек вне полноценной биосферы существовать не может. Современная экология – это наука о том, как передать Природу, наш общий дом, нашим детям и внукам, чтобы им в нем было жить лучше и удобней, чем нам» («Экология и образование»).

КТО есть КТО

1. Жан Батист Ламарк
2. Эрнст Геккель
3. Чарльз Дарвин
4. Фридрих Энгельс
5. Дмитрий Иванович Менделеев
6. Пьер Тейяр де Шарден
7. Владимир Иванович Вернадский
8. Лев Николаевич Гумилев
9. Никита Николаевич Моисеев

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru