Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №23/2009

Я иду на урок

К. Е. Безух

«Своя игра» по теме «Физиология для любознательных»

8-й класс

Статья подготовлена при поддержке портала о кулинарии «multirecepty.com». Если вы приобрели мультиварку, но при этом не знаете что можно в ней приготовить, то оптимальным решением станет заглянуть на портал о кулинарии «multirecepty.com». Там вы найдете интересные и необычные рецепты для мультиварки, которыми вы всегда сможете воспользоваться. Портал о кулинарии «multirecepty.com» постоянно пополняется новым статьями, поэтому вы всегда сможете найти новые статьи.

Цели игры: закрепить знания учащихся по курсу анатомии и физиологии человека; расширить кругозор.

Оборудование: сигнальные карточки.

Участники: 5 команд по 4–5 человек.

Ход игры

Ведущий объясняет условия игры. Команды по очереди выбирают область знаний и цену вопроса в соответствии с «Игровым полем». Вопрос зачитывает ведущий. На обдумывание дается 5–10 с. При правильном ответе команда получает баллы в соответствии с ценой вопроса, при неправильном – такое же количество баллов снимается.

Игровое поле

Области знаний

Цена вопроса

Ударения

10

20

30

40

50

Тематические названия

10

20

30

40

50

Вопросы

10

20

30

40

50

Задачи

10

20

30

40

50

Если команда, выбравшая вопрос, затрудняется с ответом, отвечать будет команда, первой поднявшая сигнальную карточку. Если ни одна из команд не дает ответа, его дает ведущий. Вопросы, оставшиеся без ответа, фиксируются в бланках у жюри.

Во время обдумывания ответов командами зрителям предлагается поиграть в игру «Словесная анатомия» (задания могут быть написаны на доске или специальном планшете). Наиболее активному зрителю можно вручить приз – «5 за знания».

После окончания раунда звучит гонг, объявляется музыкальная пауза для подсчета баллов. Результат игры оглашает жюри, в состав которого входят учащиеся – эксперты в данной области знаний.

Словесная анатомия (для зрителей)

Отгадайте слова, содержащие названия частей тела, органов людей или животных.

• Живот… – живое существо. (Животное.)
• Борода… – небольшой округлый нарост на коже. (Бородавка.)
• …лапа… – часть, деталь сердца. (Клапан.)
• Зуб… – парнокопытное животное. (Зубр.)
• Рог… – часть глаза. (Роговица.)
• …рот – насекомоядное, ведущее подземный образ жизни. (Крот.)
• Голова… – хвостатая личинка бесхвостых земноводных. (Головастик.)
• …нос… – зверек с ценным мехом. (Горностай.)
• …ухо… – красивый, но ядовитый гриб. (Мухомор.)
• …рог – молочный продукт. (Творог.)
• …усы… – домашняя птица. (Гусыня.)
• Череп… – медлительное пресмыкающееся. (Черепаха.)
• …кость – вещество, способное течь. (Жидкость.)
• …нога – водное позвоночное со змеевидным телом. (Минога.)

10 баллов

1. Ударения

Перепишите предложенные термины, обозначая ударные гласные заглавными буквами. Например, слово сустав перепишем как сустАв.

Диафиз.

(Ответ. ДиафИз.)

2. Тематические названия

Найдите в теле человека не менее 5 «цветных» названий.

(Ответ. Серое и белое вещество мозга, красный и желтый костный мозг, радужная оболочка, красное ядро, черная субстанция, белая линия живота, желтая связка, желтое пятно.)

3. «Чувственный» вопрос

Может ли слуховой анализатор воспринимать свет, а зрительный — звук? Почему?

(Ответ. Нет, центры этих анализаторов располагаются в разных частях головного мозга: слуховой – в височных долях, а зрительный – в затылочной. Органы чувств строго специфичны и воспринимают только один тип раздражителей.)

4. Задача «Подарки»

19 июля 1912 г. великий русский физиолог Иван Петрович Павлов должен был получить почетное звание доктора Кембриджского университета. Когда он шел получать диплом, то с удивлением увидел, что стоявшие на хорах английские студенты спустили ему на веревочке какой-то предмет. Это оказался подарок. Позже Павлов узнал, что 30 лет назад примерно так же студенты приветствовали Чарльза Дарвина. Что могли подарить англичане Павлову, а что – Дарвину?

(Ответ. Павлов получил игрушечную собачку, а Дарвин – обезьянку.)

20 баллов

1. Ударения

Перепишите предложенные термины, обозначая ударные гласные заглавными буквами. Например, слово сустав перепишем как сустАв.

Каталепсия, сенсорный.

(Ответ. КаталЕпсия, сенсОрный.)

2. Тематические названия

Найдите в теле человека не менее 5 «географических» названий.

(Ответ. Полушария, бугорок, родничок, экватор, полюс, островок, бугор, холмик, горка, пещера, впадина, проток, озеро.)

3. Медицинский вопрос

Наступление смерти не означает одновременного умирания всех органов. Почему?

(Ответ. Смерть – прекращение жизнедеятельности организма, разрушение взаимосвязи его частей, но в определенных органах некоторое время еще происходят физиологические процессы, и они живут еще несколько часов и даже суток после остановки сердца: например, растут волосы, ногти.)

4. «Юридическая» задача

В древней Индии для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если обвиняемый его съедал, считалось, что он невиновен, если нет, то виновен. На чем основано применение испытания рисом?

(Ответ. Испытание основано на том, что при стрессе и страхе прекращается слюноотделение, во рту пересыхает, а сухой рис съесть невозможно. Безусловно, при этом мог пострадать и невиновный.)

30 баллов

1. Ударения

Перепишите предложенные термины, обозначая ударные гласные заглавными буквами.

Диоптрия, фасция, эпифиз.

(Ответ. ДиоптрИя, фАсция, эпифИз.)

2. Тематические названия

Найдите в теле человека не менее 5 названий растений и их частей.

(Ответ. Дерево, почки, яблоко, шишка, чечевица, олива, скорлупа, дендриты, ствол, ветви, лист, кора, корень, корешок, луковица, гроздь, миндалины.)

3. Вопрос «Система»

Организм – целостная система. Функции органов и систем тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Какова связь между кишечной микрофлорой, синтетической функцией печени и свертыванием крови?

(Ответ. Важным компонентом системы свертывания крови является прототромбин – белок плазмы крови, который образуется в клетках печени при участии витамина К. Синтез витамина К осуществляется бактериями толстого кишечника.)

4. Задача «Из истории медицины»

Однажды в VI в. врач Андреас Везалий в присутствии зрителей вскрывал труп человека. После вскрытия грудной клетки зал ахнул – у мертвого человека сердце слабо пульсировало. Неужели такой опытный врач, как Везалий, мог ошибиться и вскрыть живого человека? Если нет, то почему работало сердце у мертвого человека? Был ли человек мертв?

(Ответ. Человек, которого вскрывал Везалий, был, бесспорно, мертв, но организм умирает не сразу, отдельные органы функционируют еще некоторое время. Возобновление сокращений сердца, вероятно, было вызвано раздражением соответствующих нервных узлов, обеспечивающих его автоматику.)

Примечание: В качестве доказательства школьники могут привести пример опыта А.А. Кулябко по оживлению сердца после смерти пациента, изложенный в учебнике.

40 баллов

1. Ударения

Перепишите предложенные термины, обозначая ударные гласные заглавными буквами.

Новорожденный, санитария, синапс, гипофиз.

(Ответ. НоворождЕнный, санитарИя, сИнапс, гипОфиз.)

2. Тематические названия

Найдите в теле человека не менее 5 «именных» названий.

(Ответ. Кортиев орган, гайморова пазуха, капсула Шумлянского–Боумена, островки Лангерганса, петля Генле, волокна Пуркинье, перехваты Ранвье, центр Брока, центр Вернике, боталлов проток, гаверсова система, шванновские клетки, аппарат Гольджи, ахиллово сухожилие, евстахиева труба.)

3. «Национальный вопрос»

Перечислите нежелательные эффекты в функционировании организма, которые возникают у женщин ряда национальностей в связи с традицией всегда полностью закрывать свое тело одеждой, оставляя лишь щель для глаз.

(Ответ. Если тело человека постоянно будет закрыто одеждой, может развиться рахит, т.е. размягчение костей из-за нехватки ионов кальция в костях. В организме человека ионы кальция из пищи не усваиваются без витамина D, который переносит этот ион из пищеварительного тракта в кровь, а кровь – к костям. А витамин D синтезируется в организме под действием солнечного света.)

4. Задача «Рефлекс Робинзона»

У новорожденных (особенно недоношенных) детей проявляется рефлекс Робинзона, названный по имени врача, который его открыл. Новорожденный крепко захватывает любой предмет, попавший в его руку. Однако в дальнейшем с развитием организма рефлекс ослабляется. Дайте объяснение этому явлению.

(Ответ. Рефлекс Робинзона – безусловный хватательный рефлекс, который возникает в ответ на прикосновение предмета к ладони и раздражение осязательных рецепторов. Центр рефлекса находится в спинном мозге. С возрастом, когда развивается головной мозг, этот рефлекс тормозится.)

50 баллов

1. Ударения

Перепишите предложенные термины, обозначая ударные гласные заглавными буквами.

Антропометрия, асфиксия, ганглий, симфиз, эпилепсия.

(Ответ. АнтропомЕтрия, асфИксия, гАнглий, симфИз, эпилЕпсия.)

2. Тематические названия

Найдите в теле человека не менее 5 названий различных построек и их частей.

(Ответ. Пирамида, лабиринт, крыша, купол, основание, стенка, перегородка, окно, труба, водопровод, порог, ворота, мост.)

3. «Ночной» вопрос

Объясните, почему ночью предметы видны лучше, если не смотреть прямо на них?

(Ответ. Когда мы смотрим на предмет прямо, отраженный от него свет проходит вдоль оптической оси глаза и падает на желтое пятно сетчатки (скопление колбочек). Днем благодаря большой интенсивности света, падающего на колбочки, в мозге будет возникать детальное изображение предмета. Однако ночью сила света слишком мала для активации колбочек. Если направить взгляд немного в сторону, свет от предмета будет падать не на желтое пятно, а на другой участок сетчатки, где имеются палочки, обеспечивающие сумеречное зрение.)

4. Задача «Невидимый»

Герберт Уэллс описал человека-невидимку, который стал невидимым благодаря тому, что ткани его тела не преломляли и не поглощали лучи света. В рассказе человек-невидимка ничем, кроме невидимости, не отличался от других людей. Возможно ли это? Какие нежелательные эффекты могут таиться в личной невидимости?

(Ответ. Человек-невидимка, описанный Уэллсом, должен был быть абсолютно слеп. Если хрусталик не преломляет лучи света, то изображения предметов не фокусируются на сетчатке глаза. Если сетчатка не поглощает лучи света, то никакого изображения на ней не будет. Кроме того, у невидимки вскоре развился бы дефицит витамина D, поскольку он синтезируется в коже под действием солнечных лучей, а также недостаток кальция, который не усваивается в достаточном количестве без этого витамина.)

ЛИТЕРАТУРА

1. Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.: Сфера, 2004. – С. 105–107.
2. Демьянков Е.Н. Биология. Мир человека. 8-й кл.: задачи, дополнительные материалы. – М.: ВЛАДОС, 2004. – С. 29, 35, 41, 46, 50.
3. Дмитриева Т.А., Гуленков С.И. и др. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999. – С. 88, 102.
4. Машанова О.Г., Евстафьев В.В. Тесты, вопросы и задачи по биологии. – М.: Московский лицей, 1997. – С. 13.
5. Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: Пособие для учителей. – СПб: Акцидент, 1998. – С. 106.
6. Нянковский М.А. Неизвестное об известном: Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: Академия развития, 1997. – С. 139.
7. Самойлова И.Р. Биологические понятия и термины. Раздел «Человек и его здоровье». Учебное пособие. – Калуга, 1998. – С. 72–73.
8. Тверская С.С. Анатомия и физиология: Учебный терминологический словарь-справочник. – М.: МОДЕК, 2002.
9. Химия и общество / Пер. с англ. — М.: Мир, 1995.

Рейтинг@Mail.ru