Курсы повышения квалификации

Г. А. Воронина ;
М. З. Федорова

Наиболее сложные вопросы преподавания раздела «Человек и его здоровье»

Продолжение. См. № 17, 18, 19, 20/2009

Учебный план курса

№ газеты

Учебный материал

17

Лекция 1. Регуляторные системы организма

18

Лекция 2. Иммунитет

19

Лекция 3. Нарушения в работе иммунной системы
Контрольная работа № 1

20

Лекция 4. Общий план строения нервной системы

21

Лекция 5. Строение и функции отделов центральной нервной системы
Контрольная работа № 2

22

Лекция 6. Гуморальная регуляция функций в организме

23

Лекция 7. Стресс в жизнедеятельности организма человека

24

Лекция 8. Основы рационального питания

Итоговая работа

Лекция 5
Строение и функции отделов центральной нервной системы

К центральной нервной системе (ЦНС) относится спинной и головной мозг. Оба отдела ЦНС надежно защищены от внешних механических воздействий: головной мозг располагается внутри черепа, спинной – внутри позвоночного столба. Спинной и головной мозг окружены тремя оболочками. Наружная оболочка носит название твердой, она состоит из плотной и прочной соединительной ткани. Средняя оболочка – паутинная – образована рыхлой соединительной тканью и отделяет твердую оболочку от мягкой. Внутренняя оболочка (мягкая, или сосудистая) тесно связана с мозгом и пронизана кровеносными сосудами. Между паутинной и мягкой оболочками имеется пространство, заполненное жидкостью (ликвором), выполняющей те же функции, что и межклеточная жидкость в других тканях организма. Ликвор заполняет также все полости (желудочки) головного мозга и постоянно обменивается содержимым с кровью. При нарушении циркуляции ликвора развивается гидроцефалия (водянка мозга). Водянка может быть следствием родовой травмы, воспаления мозговых оболочек, опухоли мозга.

Нервная система образована нервной тканью. Нервная ткань, как и другие ткани организма, имеет клеточное строение. В состав нервной ткани входят два вида клеток: нервные (нейроны) и глиальные (нейроглия, глия).

Глиальных клеток в нервной системе примерно в 10 раз больше, чем нервных. По объему они занимают около 50% головного мозга. В отличие от нервных клеток, они в течение всей жизни сохраняют способность к делению. Выделяют несколько разновидностей глиальных клеток: астроциты, олигодендроциты, клетки микроглии, эпендимальные клетки, клетки радиальной глии. Астроциты располагаются между нервными клетками и кровеносными сосудами, регулируют поступление веществ из крови к нейронам. Олигодендроциты изолируют нейроны друг от друга и образуют оболочки вокруг нервных волокон (безмякотные и мякотные). Микроглия выполняет защитную функцию. Клетки микроглии способны превращаться в фагоциты, они защищают нервную систему от инфекций, переваривают погибшие нейроны. Эпендимальные клетки выстилают полости мозговых желудочков. Радиальная глия играет важную роль на ранних стадиях развития нервной системы: ее клетки «указывают» путь миграции вновь образующимся нейронам, «очерчивают» границы будущих нервных центров, специализирующихся на регуляции определенных функций, например зрительный центр, сердечный центр и т.д.

Нервные клетки очень сильно дифференцированы и выполняют специфические функции, поэтому на ранних стадиях развития они теряют способность к делению. * В течение жизни человека возможно восстановление только нервных волокон (отростков нервных клеток) при условии, что остается целым тело нейрона.

Все нервные клетки у человека образуются в течение первых 150 дней внутриутробного развития (20–24 недели эмбриогенеза). Далее нервные клетки мигрируют к местам будущего расположения, объединяются в нервные центры. Между нервными клетками устанавливаются синаптические связи. Синапсы (от греч. συν = απτω – связывать, соединять) – это места контакта нервных клеток с другими клетками организма. В большинстве синапсов передача нервного импульса (информации) опосредуется специальными веществами – медиаторами. Синапс имеет сложное устройство и механизм работы (см. рис.).

Устройство и механизм работы синапса

Синапс состоит из трех частей: 1 – пресинаптического элемента, содержащего синаптические пузырьки (везикулы) с медиатором, 2 – синаптической щели и 3 – постсинаптического элемента с белками-рецепторами, обеспечивающими взаимодействие медиатора с постсинаптической мембраной и белками-ферментами, разрушающими или инактивирующими медиатор. Когда нервный импульс в виде потенциала действия (трансмембранный ток, обусловленный ионами натрия и калия) «приходит» к синапсу, в пресинаптический элемент поступают ионы кальция. Ионы кальция обеспечивают разрыв пузырьков и выход медиатора в синаптическую щель. Пройдя через синаптическую щель, медиатор связывается с белками-рецепторами на постсинаптической мембране. В результате этого взаимодействия на постсинаптической мембране возникает новый нервный импульс, который передается другим клеткам. После взаимодействия с рецепторами медиатор разрушается и удаляется белками-ферментами. Информация передается другим нервным клеткам в закодированном виде (частотные характеристики потенциалов, возникающих на постсинаптической мембране; упрощенным аналогом такого кода является штрих-код на упаковках товаров). «Расшифровка» происходит в соответствующих нервных центрах.

В раннем детстве нейроны имеют небольшие размеры, тонкие отростки и небольшое количество сформировавшихся синапсов. В процессе роста и развития ребенка нервные клетки увеличиваются в размерах, формируются новые синапсы. Благодаря росту нервных клеток, образованию синапсов, объединению нейронов в нервные центры происходит совершенствование функций нервной системы: ребенок взрослеет, приобретает способность накапливать знания и передавать их.

Масса мозга новорожденных составляет 320–390 г, к концу первого года жизни она увеличивается до 870–940 г, к 7 годам – до 1300–1350 г. К 11–13 годам масса мозга детей приближается к массе мозга взрослого человека, т.е. 1300–1400 г.

На ранних этапах созревания мозга (внутриутробный период) его развитие обусловлено преимущественно генетическими факторами, а позднее (после рождения) усиливается влияние факторов внешней и внутренней среды. В связи с этим очень важно для развития нервных и психических функций расширение контакта ребенка с внешней средой, дающего стимул к их развитию.

Известны факты, когда в силу тех или иных причин контакты ребенка с окружающей средой были ограничены, что приводило к отсутствию сформированных генетически возможных функций. Например, дети с врожденной катарактой (помутнение хрусталика), прооперированные после 11–13 лет, когда заканчивается рост головы и всех ее органов, в том числе глаз, остаются «невидящими» из-за неразвитости зрительных центров. Клиническими наблюдениями установлено, что зрительные центры коры формируются до 4–5 лет. Если в первые годы жизни нейроны зрительного центра не получают информации, связи между ними и другими центрами не формируются должным образом и ориентация в окружающей среде с помощью зрения становится невозможной.

Речевая функция формируется у ребенка только на основе общения с себе подобными. Дети глухие от рождения или при неадекватных условиях воспитания (например, среди животных) часто остаются немыми. Центры устной речи формируются у человека к 5–7 годам, в более позднем возрасте речевая функция не реализуется. Развитию речи ребенка, кроме словесного общения с ним, способствует мелкая моторика пальцев рук, общая двигательная активность, умение слушать и слышать слабые естественные (природные) звуки: шум дождя, шелест листьев, журчание ручья, шорох травы и т.п.

В головном мозге выделяют три основные части: мозговой ствол, мозжечок и большие полушария. Мозговой ствол – это наиболее древняя часть мозга, которая является продолжением спинного мозга. К стволовой части относятся продолговатый мозг, мост, средний и промежуточный мозг. Мозжечок располагается над продолговатым мозгом и мостом. Большие полушария – самая крупная часть головного мозга. У человека масса больших полушарий составляет 78% от общей массы головного мозга.

 

Спинной мозг представляет собой тяж цилиндрической формы, расположенный в позвоночном канале. У человека он имеет протяженность от начала шейного отдела позвоночника до второго поясничного позвонка. От спинного мозга отходит 31 пара спинномозговых нервов. Каждый спинномозговой нерв является смешанным и образуется в результате слияния спинномозговых корешков – заднего (чувствительного) и переднего (двигательного). Нервы выходят через межпозвоночные отверстия, ветвятся и подходят к различным частям тела.

Спинной мозг состоит из белого и серого вещества. Белое вещество располагается по периферии и состоит из отростков нервных клеток, выполняет проводниковую функцию: обеспечивает связь между органами и головным мозгом. Серое вещество располагается в центре спинного мозга, на поперечном срезе имеет форму бабочки и состоит из тел нервных клеток и их отростков. В сером веществе нейроны объединяются в нервные центры.

В спинном мозге находятся центры соматических и вегетативных рефлексов. К соматическим рефлексам относятся:

1) собственно мышечные, возникающие при растяжении мышцы, которая является исполнительным органом; примером таких рефлексов являются сухожильные рефлексы (коленный, ахиллов и др.);

2) сгибательные рефлексы – мощные защитные реакции, направленные на уклонение от повреждающего действия раздражителей, например отдергивание руки от горячего или колющего предмета;

3) тонические рефлексы, обеспечивающие поддержание позы животных и человека;

4) ритмические рефлексы, которые являются основой сложных циклических движений (ходьба, бег, полет, плавание и др.); в чистом виде проявляются в виде чесательного рефлекса (почесывание участка кожи, на который действуют слабые раздражители).

Вегетативные рефлексы спинного мозга связаны с деятельностью внутренних органов, расположенных в брюшной полости: мочеиспускание, опорожнение толстого кишечника, простейшие половые рефлексы.

У взрослого человека все рефлексы спинного мозга, за исключением наиболее простых (сгибание, разгибание), находятся под контролем различных отделов головного мозга. При травмах или ранениях, приводящих к разрыву спинного мозга, спинномозговые рефлексы исчезают: скелетные мышцы полностью расслаблены, становятся непроизвольными рефлексы опорожнения мочевого пузыря и прямой кишки. Через некоторое время (недели, месяцы) может произойти восстановление отдельных рефлексов, но полного восстановления функций спинного мозга не происходит даже спустя годы. Чаще всего травмы спинного мозга у человека связаны с переломами позвоночника, возникающими при нырянии в незнакомом месте, когда человек ударяется головой о подводные предметы; качанием на стуле, приводящим к падению и т.п.

Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга. Белое вещество продолговатого мозга, как и спинного, выполняет проводниковую функцию. Серое вещество расположено внутри белого и образует скопления в виде ядер.

В ядрах продолговатого мозга находятся жизненно важные центры, повреждение которых ведет к несовместимому с жизнью нарушению функций. К ним относятся: дыхательный центр, обеспечивающий вдох, выдох и приспособление дыхания к изменениям окружающей среды; сердечный центр, регулирующий работу сердца; сосудодвигательный центр, поддерживающий определенную величину кровяного давления, и пищевой центр, регулирующий секреторную и моторную функции пищеварительной системы.

В продолговатом мозге находятся центры некоторых защитных рефлексов: чихания, кашля, рвоты, слезотечения, мигания (смыкания век). Продолговатый мозг участвует в поддержании позы, перераспределении тонуса мышц при вращательных и ускоренных движениях. Вращательные и ускоренные движения могут сопровождаться повышением активности многих центров продолговатого мозга и вызывать укачивание, или болезнь движения.

Укачивание может возникать на качелях, каруселях, во время поездок на морских и речных судах, автомобилях, автобусах, поездах, самолетах и др. При укачивании возникают нарушения пространственной ориентации, тошнота, рвота, изменения в работе сердца, бледность лица, обморочные состояния. Тем, кто склонен к укачиванию, не следует смотреть в окно (мелькания перед глазами усиливают проявления болезни движения), рекомендуется глубокое, редкое (8–10 раз в мин) и ритмичное дыхание, сосание лимона и леденцов, обтирание лица и шеи холодной водой.

Мост располагается выше продолговатого мозга. Он также состоит из белого и серого вещества. Серое вещество образует ядра. От моста берут начало 5–7-я пары черепно-мозговых нервов. В мосте расположены центры, регулирующие ритм дыхания.

Мозжечок располагается кзади от продолговатого мозга и моста. Он состоит из двух полушарий, соединенных непарным образованием, называемым червем за внешнее сходство с этой группой животных. Серое вещество в мозжечке имеется и внутри и снаружи. Внутри мозжечка оно образует ядра, окруженные белым веществом. Серое вещество, покрывающее мозжечок снаружи, называется корой. Кора мозжечка складчатая, образует борозды и извилины.

Мозжечок участвует в регуляции сложных произвольных и непроизвольных движений, обеспечивает программирование и координацию движений, поддержание мышечного тонуса, равновесия. При поражении мозжечка снижается сила мышечных сокращений, повышается утомляемость, человек не может длительно выполнять физическую работу, сидеть или стоять. Появляется неточность движений, неуверенность, шаткая походка, дрожание рук и головы, затрудняется речь, возникают нарушения почерка. Человеку становится сложно осваивать новые движения. При нарушении функций мозжечка снижается чувствительность кожи.

Мозжечок не является жизненно важным отделом головного мозга. Компенсация функций организма после удаления или вследствие недоразвития мозжечка происходит достаточно эффективно. Но есть виды движений человека, в которых мозжечок незаменим. Это сложные баллистические движения, которые нельзя скорректировать или исправить по ходу их выполнения. Например, бросок чего-то в цель, бег с препятствиями, умение барабанить пальцами по столу и т.п. Точно выполнить такие движения можно только за счет программ, имеющихся в мозжечке. В коре мозжечка хранятся копии программ сложных двигательных реакций, сформировавшихся в коре больших полушарий. При повреждении некоторых центров коры больших полушарий возможно частичное восстановление утраченных функций за счет этих программ.

Выше моста располагается средний мозг. Это небольшой отдел, по строению сходный с продолговатым мозгом и мостом. От среднего мозга начинаются 3-я и 4-я пары черепно-мозговых нервов.

Общими для человека и высших животных функциями ядер среднего мозга является регуляция ориентировочных рефлексов или реакций настораживания. Эти реакции возникают при действии световых или звуковых раздражителей. Зрительные ориентировочные рефлексы проявляются в сужении или расширении зрачка при изменении освещенности; движениях глаз, повороте головы и туловища к источнику света. Слуховые ориентировочные рефлексы выражаются в виде настораживания ушей у животных, прислушивании, повороте головы и туловища к источнику звука у человека. Ориентировочные рефлексы у хищных животных играют существенную роль в охотничьем поведении; у травоядных – в реакциях обнаружения близкой опасности. Человеку ориентировочные рефлексы помогают отразить удар при фехтовании или игре в теннис, сориентироваться в командных играх (салки, футбол, баскетбол и др.), вовремя заметить приближающийся автомобиль и т.п. Средний мозг у человека участвует в координации мелких и точных движений пальцев рук, например при игре на музыкальных инструментах, письме, вязании, вышивании. Особого развития средний мозг достигает у людей, работающих с мелкими деталями, таких как часовые мастера, ювелиры.

Промежуточный мозг имеет сложное строение. От него берут начало 1-я и 2-я пары черепно-мозговых нервов. В промежуточном мозге много ядер, участвующих в регуляции различных функций. Он контролирует работу вегетативной нервной системы, а через нее всех внутренних органов. В промежуточном мозге располагаются центры голода и насыщения, жажды и питьевого насыщения, центры, регулирующие половое поведение на уровне биологической потребности. При повреждении этих центров могут возникать явления афагии (отказ от пищи), булимии («волчий голод», усиленное желание есть, гиперсексуальность). Близко к промежуточному мозгу примыкает железа внутренней секреции – гипофиз. Вместе с гипофизом промежуточный мозг регулирует обмен веществ и температуру тела. В промежуточном мозге находятся центры, регулирующие болевую чувствительность. Боль – это защитная реакция. Она сигнализирует о неблагополучии в организме. Болевые сигналы могут поступать от внутренних органов (сердечная, зубная, желудочная, головная боль) и кожи (при ожогах, порезах, ушибах). В медицинской практике описаны случаи, когда в результате поражения промежуточного мозга люди теряли способность воспринимать сильные повреждающие раздражители как болевые. Такое изменение чувствительности опасно, т.к. человек теряет способность различать обычные и наносящие вред организму воздействия среды.

Большие полушария относятся к переднему мозгу. Они состоят из двух полушарий и связывающего их мощного пучка проводящих волокон – мозолистого тела. Особого развития большие полушария достигают у высших млекопитающих (хищники, приматы) и человека. В больших полушариях имеется белое и серое вещество. Серое вещество образует ядра в толще белого (подкорковые ядра) и покрывает полушария сверху (кора). Глубокими бороздами каждое полушарие делится на доли: лобную, теменную, затылочную, височную. Более мелкие борозды делят доли на извилины. Благодаря складчатости кора больших полушарий имеет большую площадь. У человека она составляет в среднем 2200–2400 см2. У животных, имеющих сложное поведение и рассудочную деятельность, площадь коры также велика, например у шимпанзе – 790 см2, у дельфина афалины – 940 см2.

Подкорковые ядра играют важную роль в управлении движениями. Подкорковые ядра связаны с двигательными центрами среднего, продолговатого, спинного мозга, мозжечка. Они контролируют силу, размах, направление движений. При поражении подкорковых ядер у человека возникают различные двигательные расстройства: непроизвольное подергивание мышц лица и туловища, размашистые движения конечностей, дрожание, нарушение жевания, глотания, речи и др. Такие нарушения в Средние века называли плясками святого Витта. В настоящее время их разделили на несколько групп в зависимости от характера навязчивых движений и поражения подкорковых ядер: атетоз (медленные движения – корчи), хорея (быстрые причудливые подергивания), дрожательный паралич (болезнь Паркинсона).

В коре больших полушарий выделяют три группы областей, или зон: чувствительные, двигательные и ассоциативные. Чувствительные области получают информацию от рецепторов и органов чувств. Выделяют следующие чувствительные зоны: зрительная, расположенная в затылочной доле, слуховая – в височной доле, вкусовая – в теменной доле, обонятельная – на нижней поверхности лобной доли, в структурах древней коры, зона кожно-мышечной чувствительности – в теменной доле. На основе анализа сигналов в чувствительных областях у человека возникают ощущения.

Зрительные ощущения проявляются в различении светлого и темного, яркого и тусклого, определении цвета и т.п. Слуховые – в определении громкости, длительности, высоты и других характеристик звука. Вкусовые – в различении кислого, сладкого, горького и соленого. Обонятельные – в способности определять основные запахи. Благодаря анализу информации в зоне кожно-мышечной чувствительности человек различает прикосновения, тепловое и холодовое воздействия на кожу; в темноте и с закрытыми газами «знает», в каком положении находится его тело (согнуты или выпрямлены руки, ноги, в какую сторону повернута голова и т.п.).

Двигательные зоны находятся в лобной доле. Они обеспечивают произвольное сокращение скелетных мышц, т.е. сознательные движения. Человек по собственному желанию может поднять или опустить руку, присесть на корточки, пойти или побежать. Все произвольные движения управляются корой больших полушарий.

Наибольшая площадь коры у человека (82–86%) приходится на ассоциативные области. В ассоциативных зонах находятся центры эмоций, памяти, научения, речи, счета, мышления. В них происходит сложный анализ информации, поступающей от органов чувств, на основе которой возникают представления об источнике раздражения. Например, человек услышал звук звонка. Он может определить: был это звонок в дверь или телефонный. На основе различий формы листа человек может отличить тополь от осины. Попробовав с закрытыми глазами несколько ягод, человек может сказать, что это было: смородина, крыжовник или земляника.

В коре больших полушарий создаются программы сложных движений и поведенческих реакций. Сложные движения лежат в основе различных видов деятельности: работа на станках, сборка деталей на конвейере, спортивные упражнения и др. От человека часто требуется выбор той или иной формы поведения. Так, диспетчер решает вопрос, разрешить посадку самолету или отправить его на запасной аэродром. Директор предприятия ищет способы повышения производительности труда. Руководитель похода принимает решение об изменении маршрута при смене погоды. Люди строят дома, осваивают космос, пишут романы и стихи, создают музыкальные шедевры. В основе всех этих и других видов человеческой деятельности лежат процессы, протекающие в коре больших полушарий.

В ассоциативных областях мозга функции между полушариями распределены неравномерно. У большинства людей центры речи, счета, абстрактного мышления, сложных движений находятся в левом полушарии. За художественные, музыкальные способности ответственно в основном правое полушарие. В зависимости от развития полушарий у человека преобладают те или иные способности. Через проводящие пути мозолистого тела полушария постоянно обмениваются информацией, поэтому мозг функционирует как единое целое.

Из-за неравномерного распределения функций в полушариях у человека существуют асимметрии движений и чувствительности. Более 85% людей предпочтительно пользуются правой рукой при письме, еде, игре в теннис и др. Таких людей называют правшами. При выполнении прыжков в длину, высоту первой отрывается от опоры ведущая нога. У многих людей длина шага правой и левой ноги неодинаковая, поэтому в незнакомой местности без ориентиров человек идет не по прямой, а по окружности. С такой ситуацией можно столкнуться, заблудившись в лесу: стараясь идти прямо, человек через некоторое время приходит на то же место. С давних времен сохранилось выражение, характеризующее эту ситуацию: «Леший водит». Если нужно прислушаться или присмотреться к чему-то, человек использует ведущее ухо или ведущий глаз. Функциональные асимметрии – это врожденное свойство человека. Переучивание на пользование неведущей рукой или органом чувств затрудняет работу нервной системы, может вызвать функциональные нарушения в организме.

Методическое сопровождение курса

Проверка знаний и умений по разделу «Человек и его здоровье». Тест по биологии как особая форма проверки

Проверка знаний и умений – неотъемлемый компонент учебного процесса. В педагогике проверка неразрывно связана с систематическим контролем, оценкой и учетом знаний, умений и навыков. Контроль может быть как одним из обязательных этапов традиционного урока, так и основной целью на занятиях, посвященных обобщению учебного материала по теме, главе, разделу. Проверки знаний и умений позволяют педагогу получить объективную информацию об особенностях усвоения разными группами учащихся вопросов программы.

Фактически проверка знаний на уроках первичного предъявления нового материала позволяет педагогу диагностировать уровень усвоения школьниками предшествующей темы. С этой целью используются разные методы и методические приемы: устный и письменный опрос, работа с карточками, фронтальная беседа, тестовая проверка и др. На этапе закрепления знаний предлагаемые задания имеют иную направленность, что связано с задачей первичной диагностики и коррекции приобретенных знаний и умений. При использовании одноименных методических приемов содержание конкретных заданий может существенно варьировать.

С помощью разных способов проверки на тематических повторительно-обобщающих уроках можно решить гораздо больше задач: контроль и оценка знаний, коррекция неправильного понимания биологического материала, повторение ключевых вопросов программы, обобщение и схематизация основных логических звеньев, знакомство с разными аспектами рассмотрения основных проблем. Итоговый контроль служит основой определения соответствия уровня знаний и умений школьников требованиям образовательного стандарта.

Выбор методических приемов зависит от места и роли проверки знаний и умений в образовательном процессе. Правильно подобранные методы и методические приемы не только дают учителю информацию о познавательной деятельности школьников, удовлетворенности достигнутыми результатами, но и позволяют самим учащимся осознать адекватность собственных познавательных действий уровню образовательных притязаний, почувствовать удовлетворенность образовательным процессом.

Разные способы проверки и контроля знаний можно объединить в следующие группы.

1. По количеству школьников, принимающих участие:

– индивидуальный,
– фронтальный,
– комбинированный (уплотненный опрос).

2. По форме организации контроля знаний и умений:

– письменный,
– устный,
– смешанный (практикум).

3. По регулярности проведения проверки знаний и умений:

– текущий (в ходе урока с целью проверки предыдущей темы или закрепления нового материала),
– итоговый (в конце изучения главы, раздела или курса).

Тест как особая форма проверки знаний и умений школьников обладает рядом неоспоримых достоинств. При проведении теста обеспечивается формирование самостоятельной учебной деятельности школьников, выявляется уровень общей подготовленности учеников, осуществляется подготовка к выпускным итоговым испытаниям – ЕГЭ (Единый государственный экзамен). Достоинства тестового контроля связаны с серьезной экономией учебного времени при его проведении на уроке и облегчением работы педагога при проверке выполненных заданий.

К организации и проведению тестовой проверки знаний предъявляются следующие требования.

1. Систематический характер проведения, позволяющий регулярно осуществлять контроль и оценку.
2. Соответствие основных проверяемых элементов содержания базовым положениям образовательного стандарта, программы, учебника.
3. Разнообразие форм предлагаемых заданий (закрытые, открытые), наличие нескольких уровней сложности.
4. Соблюдение логических правил как при составлении теста в целом, так и при разработке каждого задания.
5. Достаточное число заданий для объективного контроля знаний школьников и ясная система их оценивания.

Рассмотрим теперь этапы разработки теста. Во-первых, необходимо понять, с какой целью проводится проверка знаний (текущий или итоговый контроль, подготовка к экзамену и др.). Далее определяем тему и отбираем ключевые элементы содержания. Обращаем внимание на то, что следует избегать заданий, проверяющих второстепенные, малозначимые детали. Частные вопросы лучше затронуть в устном опросе, при организации беседы или в индивидуальных заданиях, обеспечивающих реализацию вариативного подхода.

При составлении теста важно определить логику его построения, что связано с определением числа заданий. Отметим, что слишком малое число заданий не позволит педагогу объективно диагностировать уровень знаний и умений школьников. Наименьшее число заданий для текущей проверки знаний составляет 12–15.

Формы предлагаемых заданий могут быть чрезвычайно разнообразны. Если учитель ориентируется на материалы ЕГЭ, то целесообразно использовать подобные формы, подготавливающие школьников к экзамену. На экзамене по биологии применяются следующие основные формы.

1. Задание с выбором ответа (один из четырех или три из шести вариантов).

Пример 1. Дыхательный центр располагается в отделе головного мозга:

а) промежуточном;
б) продолговатом;
в) среднем;
г) переднем.

Ответ: б).

Пример 2. Продолговатый мозг контролирует функции:

а) дыхание;
б) сердцебиение;
в) координация движений;
г) равновесие;
д) ориентировка в пространстве;
е) выделение пищеварительных соков.

Ответ: а), б), е).

2. Задания на установление соответствия между несколькими группами объектов или явлений.

Пример 3. Установите соответствие между отделом головного мозга и функцией, которую он контролирует.

Отдел головного мозга:

А. Продолговатый мозг.
Б. Мозжечок.

Функции:

1. Осуществление вдоха.
2. Выработка желудочного сока.
3. Поддержание мышечного тонуса.
4. Уровень артериального давления.
5. Поддержание равновесия.
6. Бег.

Ответ: А – 1, 2, 4; Б – 3, 5, 6.

3. Задания на определение правильной последовательности биологических явлений.

Пример 4. Установите правильную последовательность нейронов рефлекторной дуги.

А. Вставочный.
Б. Центробежный.
В. Центростремительный.

Ответ: В–А–Б.

4. Задания с открытой формой ответа предполагают развернутый письменный ответ учащегося, содержащий определенные элементы знаний.

Пример 5. Каково строение переднего мозга?

Ответ учащегося должен включать следующие элементы содержания: полушария, мозолистое тело, серое и белое вещество, кора и подкорковая область, чувствительные зоны коры, борозды и извилины.

Первые три из перечисленных форм заданий наиболее часто встречаются в тестах, т.к. они предполагают зашифрованный в буквенно-числовом выражении ответ. Кроме формы, необходимо определить уровень трудности заданий: базовый, повышенный и высокий. К последнему относят задания с открытой формой ответа.

При составлении заданий на выбор ответа необходимо обратить внимание на то, что правильный ответ не должен быть самым длинным или коротким, а также повторять слова из вопроса. После разработки все задания проверяются на однозначность правильных ответов.

При организации проверки теста следует правильные ответы представить в виде таблицы, что облегчит и ускорит процесс контроля и оценивания работ школьников.

№ вопроса

 1

 2

3

4

Ответ

 А

 Б

В

Г

Педагог аттестует учащихся в соответствии с примерными нормами оценок. Можно воспользоваться следующей обобщенной шкалой.

Менее 50% правильных заданий – «неудовлетворительно» (2).

Примерно 50% выполненных заданий – «удовлетворительно» (3).

Около 75% правильных ответов – «хорошо» (4).

Более 80–90% правильных ответов – «отлично» (5).

Итак, тестовая проверка знаний и умений школьников является эффективным методическим приемом, позволяющим диагностировать уровень знаний большой группы школьников, создать объективное мнение о результативности образовательного процесса, систематизировать контроль и учет знаний учащихся.

Вопросы и задания

1. Заполните таблицу «Клетки нервной системы человека».

Название клеток нервной системы

Место расположения клеток в организме

Значение клеток

 

 

 

2. Докажите, что стимул к развитию специализированных мозговых образований ребенка дает контакт с внешней средой.

3. Заполните таблицу «Отделы центральной нервной системы человека».

Отдел ЦНС

Особенности строения отдела ЦНС

Регуляция функций организма

 

 

 

4. Какие способы проверки и контроля знаний и умений школьников вам известны?

5. Перечислите основные требования к тестовым заданиям.

6. Проанализируйте несколько тестовых заданий по следующему плану:

– форма задания;
– проверяемый элемент содержания;
– уровень сложности;
– вид контроля (текущий, итоговый и др.).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Симонов П.В. Лекции о работе головного мозга. – М.: Наука, 2001. – 95 с.
2. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. – М.: Мир, 1988. – 248 с.
3. Частная физиология нервной системы: Руководство по физиологии. – Л.: Наука. – 734 с.


* В 1998 г. было показано, что в гиппокампе человека ежедневно образуется 0,5–1 тыс. новых нервных клеток (см. «Первое сентября» № 37/2002).

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru