Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №20/2009

Элективные курсы

А. Ф. Трофимова

Нетрадиционные способы выращивания растений

Программа элективного курса для 10–11-х классов

Книга природы есть
неисчерпаемый источник
познаний для человека.

ВОЛЬТЕР

Пояснительная записка

Программа предлагаемого элективного курса разработана в соответствии с «Концепцией профильного обучения» и может быть реализована на агроэкобиотехнологической базе муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей – Станции юных натуралистов.

Сказочное многообразие флоры позволяет выращивать в замкнутой агроэкосистеме защищенного грунта самые разнообразные растения, которые обычно комнатными не считаются. Но для этих растений нужны особые условия выращивания в замкнутом пространстве, ставшем для них теперь средой обитания. Приходится искусственно создавать то, что в природе называется биотоп, т.е. их собственный  климатический «островок».

Для того чтобы добиться положительного результата, нужно уметь рисковать, любить экспериментировать и быть готовым к возможным неудачам, поскольку единственной гарантией успеха может служить только опыт.

Сегодня в моде различные композиции, растения в которых тщательно подбираются. Специалисты называют такие композиции флорариумами. Тропические и субтропические растения стали неотъемлемой частью оформления интерьеров миниатюрными ландшафтами в стеклянных бутылках, вазах, витринах, контейнерах, террариумах, на стволах деревьев. Увлечение флористическим оформлением интерьеров может перерасти в профессиональный интерес.

Предпрофильная ориентация подрастающего поколения в этом направлении формирует не только знания и успехи в их практическом воплощении, но и определенные качества личности, такие как экологическое сознание. В программу включены актуальные научные знания агробиологической науки по нетрадиционным способам выращивания растений и опыт практической деятельности, накопленный в данной области.

Освоение программы создает ориентационную и мотивационную основу для выбора в старшей школе и высшем учебном заведении профиля обучения, связанного с отраслью биологической науки (агрономией, экологией, ботаникой, ландшафтным и садовым искусством).

Цель программы – формирование у обучающихся интереса и положительной мотивации к использованию современных технологий флористического оформления интерьеров.

В число основных задач программы входит:

– ознакомление с разнообразием растений и видов альтернативных технологий их возделывания в условиях замкнутой экологической системы;
– привитие навыков профессионального труда растениевода защищенного грунта в условиях замкнутой экосистемы;
– формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры.

Программа предусматривает такие формы обучения, как лекции, лабораторные и самостоятельные работы, экскурсии, встречи со специалистами.

Контроль знаний, умений и навыков проводится в форме защиты проекта, тестирования, решения кроссворда, зачета.

Программа курса по выбору предназначена для учащихся 10–11-х классов общеобразовательных учреждений, оптимальная продолжительность обучения – одна четверть. Число обучающихся: 10–12 человек. Занятия проводятся один раз в неделю, по 1 ч. Продолжительность курса – 34 ч; курс включает 17 теоретических и 17 практических занятий.

На занятиях используются фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения. Проведение практических работ не зависит от сезона года, что очень важно в климатических условиях северного региона.

Программа может быть использована для преподавания самостоятельного курса в учебных объединениях по интересам в системе дополнительного образования.

При разработке программы элективного курса учтены рекомендации специалистов Ботанического сада МГУ им. М.В. Ломоносова.

Содержание курса

Вводное занятие (1 ч)

Знакомство обучающихся с содержанием программы, расписанием. Инструктаж по технике безопасности. Встреча со специалистами.

Роль зеленых растений в жизни человека (1 ч)

Теоретическое занятие. Введение растений в эргономические системы как часть общей теории дизайна, предполагающей эстетические, санитарные, экологическые и другие аспекты.

Экскурсия в теплицу, тема экскурсии – «Растения – ионизаторы воздуха».

Экологические факторы роста растений и микроклимат помещений (2 ч)

Теоретическое занятие (1 ч). Экология. Климатический фактор, эдафический фактор. Перенесение растений из природной обстановки в искусственно созданные режимы. Акклиматизация растений. Микроклимат современных общественных зданий.

Практическая работа (1 ч). Определение условий для озеленения интерьеров. Составление карты температурного и светового режимов.

Общие вопросы культуры растений в интерьере (2 ч)

Теоретическое занятие (1 ч). Питательный грунт и режим полива. Компоненты природной почвы. Земельные смеси. Дерновая земля. Листовая земля. Хвойная земля. Перегной. Торф. Выращивание растений без почвы на искусственных питательных средах. Заменители садовых земель – гравий, вермикулит, перлит, керамзит, мох, торф, гидрогель. Специфика борьбы с вредителями и болезнями растений.

Практическая работа (1 ч). Подготовка компонентов почвосмесей. Составление питательных смесей.

Гидропоника (2 ч)

Теоретическое занятие (1 ч). Среда обитания – вода. Преимущества гидропоники. Подводные растения. Укрепление корневой системы. Сосуды для выращивания растений. Удобрения.

Практическая работа (1 ч). Перевод растения с традиционного выращивания на гидропонику. Экскурсия на тему «Элементы гидропоники в аквариуме».

«Цветочное окно» (1 ч)

Теоретическое занятие.Понятие цветочного окна. Виды растений для декорирования флористических витрин.

Экскурсия в оранжерею, тема экскурсии – «Декоративно-лиственные растения».

«Садик» в бутылке (2 ч)

Теоретическое занятие (1 ч). Варианты подбора растений для микросада. Композиция с тропическими растениями. Композиция гористого ландшафта. Технология создания «садика» в бутылке.

Практическая работа (1 ч).«Садик» из травянистых растений.

Комнатный сад на воде (1 ч)

Теоретическое занятие. Сочетание растений. Оборудование для флористики. Использование ветвистых корней. Технология создания сада.

Экскурсия в мастерскую курса «Фитодизайн», тема экскурсии – «Сад на воде».

Растения террариума (2 ч)

Теоретическое занятие (1 ч). Эпифиты. Миниатюрный ландшафт из растений, корней, стволов, камней.

Экскурсия (1 ч) в акватеррариумный зал зоопарка, Станции юных натуралистов, тема экскурсии – «Растения террариума».

Растения в нетипичных местах (2 ч)

Теоретическое занятие (1 ч). Изменение места выращивания растений в зимних условиях. Переоборудование подвала, чердака, гаража для возделывания растений.

Самостоятельная работа: схема декорирования ванной комнаты.

Практическая работа (1 ч). Озеленение нетипичных мест своей квартиры.

Эпифиты на стволе (2 ч)

Теоретическое занятие (1 ч).Растения экваториальных лесов. Эпифиты. Ствол как опора и субстрат. Способы крепления эпифитов к стволу. Метод Гюнтера–Траутмана.

Практическая работа (1 ч). Оформление ствола дерева эпифитами.

Современный флорариум (16 ч)

Новые таланты знакомых растений. Как все начиналось. Достоинства изобретения доктора Варда. Устройство флорариума. Содержание комнатных растений.

Самостоятельная работа. Создание декоративного домашнего микропарника. Флорариум в дизайне интерьера. Композиция из живых растений в стеклянном сосуде. Стиль композиции. Природный стиль. Абстрактный стиль. Инструментарий. Составление субстрата. Удобная емкость. Декоративные аксессуары. Подбор растений. Использование растений в сосудах. Влагоемкие материалы. Композиционное решение.

Практические работы (10 ч).

Подготовка стеклянной емкости. «Полевые» работы. Джунгли в декоративных стеклянных сосудах.
Ландшафт в замкнутой экосистеме. Модель замкнутой экосистемы. Технология создания. Замкнутый флорариум из пластиковых бутылок.
«Суровые рыцари» полупустынь. Суккуленты – прекрасный материал для оформления рабочих помещений.
Экологический принцип подбора растений. Выбор емкости и уход. Составление композиции.
Флорариум для офисных помещений.

Требования к уровню подготовки

Учащиеся должны знать:

– о типах экосистем,
– об экологических факторах роста растений,
– об общих вопросах культуры растений в интерьере,
– о нетрадиционных способах выращивания растений;

Учащиеся должны обладать умениями и навыками:

– определения условий для озеленения интерьера;
– составления почвосмесей;
– перевода растений с традиционного метода выращивания на нетрадиционные;
– составления рабочих растворов удобрений и их внесения с соблюдением техники безопасности;
– проектирования;
– моделирования проектов.

Тестовые задания к программе элективного курса

(Правильные ответы выделены курсивом.)

1. Самые первые заморские диковинки, появившиеся в России:

а) дыни и арбузы;
б) папоротники и ландыши;
в) апельсины и лимоны.

2. Первые оранжереи и зимние сады появились в России в поместьях:

а) графа Шереметева;
б) князя Голицына;
в) и у того, и у другого.

3. Роль живых растений в интерьере:

а) создают иллюзию контакта с природой;
б) выполняют санитарную и гигиеническую функции;
в) увлажняют, ионизируют воздух;
г) уничтожают болезнетворные микроорганизмы;
д) всё перечисленное.

4. Наука, изучающая взаимоотношения организмов со средой:

а) экология;
б) биология;
в) ботаника.

5. Перед посадкой растений в интерьере в первую очередь необходимо изучить:

а) микроклимат помещения;
б) ассортимент растений;
в) пластичность растительных организмов.

6. Компонент природной почвы, обеспечивающий рыхлость и влагоемкость субстрата в цветоводстве:

а) глина;
б) перегной;
в) торф.

7. Метод выращивания растений в водной среде обитания:

а) гидрогель;
б) гидропоника;
в) твердый субстрат.

8. Композиция из живых растений в стеклянном сосуде:

а) флорариум;
б) аквариум;
в) террариум.

9. В углублениях коры, между ветвями, корнями в экваториальных лесах живут растения:

а) суккуленты;
б) эпифиты;
в) паразиты.

Рейтинг@Mail.ru