Курсы повышения квалификации

Г. А. Воронина ;
М. З. Федорова

Наиболее сложные вопросы преподавания раздела «Человек и его здоровье»

Продолжение. См. № 17, 18/2009

Учебный план курса

№ газеты

Учебный материал

17

Лекция 1. Регуляторные системы организма

18

Лекция 2. Иммунитет

19

Лекция 3. Нарушения в работе иммунной системы
Контрольная работа № 1

20

Лекция 4. Общий план строения нервной системы

21

Лекция 5. Строение и функции отделов центральной нервной системы
Контрольная работа № 2

22

Лекция 6. Гуморальная регуляция функций в организме

23

Лекция 7. Стресс в жизнедеятельности организма человека

24

Лекция 8. Основы рационального питания

Итоговая работа

 

Лекция 3
Нарушения в работе иммунной системы

Функции иммунной системы, как и других систем организма, могут нарушаться. В настоящее время выделяют следующие виды нарушений иммунитета:

– реакции повышенной чувствительности (гиперчувствительности);
– аутоиммунные реакции;
– иммунодепрессивные состояния и иммунодефициты;
– реакция «трансплантат против хозяина».

Реакции гиперчувствительности

Повышенная чувствительность организма к антигенам, обусловленная иммунными механизмами, называется аллергией.

Под аллергией понимают специфическую реактивность организма, возникающую в результате предшествующего контакта с чужеродным агентом (аллергеном). Аллергены – вещества белковой или небелковой природы, способные вызвать состояние сенсибилизации (повышенной чувствительности). Аллергической реакцией называют ответ сенсибилизированного организма на повторное введение данного аллергена. Изучением таких реакций и обусловленных ими заболеваний занимается наука аллергология.

Аллергены разделяют на экзогенные, т.е. попадающие в организм извне, и эндогенные, возникающие в организме под влиянием повреждающих факторов или при комплексации собственных тканей с неантигенными чужеродными веществами.

Среди экзогенных веществ выделяют:

1) инфекционные аллергены – бактерии, вирусы, грибки;

2) неинфекционные аллергены – растительного происхождения (пыльца), животного происхождения (клетки различных тканей), пылевые аллергены, лекарственные (антибиотики), пищевые аллергены (молоко, яйца, мед, крабы, шоколад, ягоды и др.).

Все реакции гиперчувствительности (аллергии), обусловленные антителами, разделяются на два основных типа:

1) аллергии, развивающиеся у всех особей при попадании антигена;

2) реакции атопии, которые проявляются только у некоторых индивидуумов, имеющих соответствующую предрасположенность, при этом среди атопий различают аллергическую астму, аллергические риниты, атопические дерматиты (экземы).

По характеру тканевого повреждения выделяют следующие четыре типа аллергических реакций.

1. Анафилактические и атопические реакции. В этом случае реакция между антителом и аллергеном, происходящая на поверхности клеток (базофилов крови или тканевых макрофагов), ведет к их дегрануляции и высвобождению медиаторов, уровень которых в крови резко повышается. В зависимости от распространенности реакции этого типа могут быть подразделены на генерализованные (анафилактический шок, лихорадочные состояния) и локализованные (бронхиальная астма, крапивница, атопический дерматит).

2. Цитологические или цитотоксические реакции, при которых антитела, циркулирующие в крови, соединяются с антигеном или гаптеном, фиксированным на клетке. Участие комплемента в этих реакциях ведет к лизису клеток. Примером могут быть реакции при переливаниях крови (резус-несовместимость), аутоиммунные заболевания (гемолитические анемии), некоторые лекарственные аллергии, когда сам лекарственный препарат оказывается гаптеном, который фиксируется на клетках крови и вызывает осложнения в виде анемий, лейкопений, тромбоцитопений.

3. Тканевые повреждения, вызванные комплексом, образованным антигеном с другими веществами. Эти комплексы оседают вокруг мелких кровеносных сосудов, повреждают их эндотелий, вызывая местные тромбозы. При избытке антигена могут образовываться растворимые комплексы, обусловливающие токсическое поражение сосудистой стенки. Этот вид реакции наблюдается при введении сывороточных или лекарственных аллергенов (например, сывороточная болезнь, феномен Артюса).

4. Гиперчувствительность замедленного типа характеризуется развитием клеточного воспалительного инфильтрата через 10–12 ч после введения аллергена. Эта реакция развивается при инфекционных заболеваниях, воздействии растительных, промышленных и лекарственных аллергенов. Примеры: туберкулиновая аллергия, контактный дерматит.

При гиперчувствительности замедленного типа главную роль играют сенсибилизированные Т-лимфоциты, которые получают информацию об аллергене от макрофагов. Сенсибилизированные Т-лимфоциты вовлекают в очаг аллергической реакции новые Т-лимфоциты, выделяют вещества, привлекающие макрофаги, осуществляют распознавание аллергена, выполняют функцию киллеров по отношению к клеткам-мишеням. Антитела в развитии аллергии замедленного типа существенной роли не играют. Она формируется в основном лимфоцитами, но благодаря лимфокинам в реакцию включаются и другие клеточные элементы – макрофаги, эозинофилы и т.д.

В развитии аллергических реакций немедленного и замедленного типов выделяют следующие стадии.

1. Иммунологическая – соединение аллергена с сенсибилизированными лимфоцитами или антителами. Эта стадия специфична. Взаимодействие аллергена со специфическим антигеном может происходить в крови и на поверхности клетки. При этом образуется комплекс аллерген–антитело, который изменяет клеточную мембрану тканевых базофилов, вызывая их активацию. Взаимодействие антигена с рецепторами сенсибилизированных лимфоцитов ведет к их пролиферации и активации различных протеолитических ферментов.

2. Патохимическая – результат активации указанных выше клеточных элементов, вследствие которой повышается секреция и в окружающую среду выделяются гранулы, содержащие медиаторы аллергии – гистамин, серотонин, брадикинин. Сенсибилизированные лимфоциты и макрофаги выделяют различные лимфокины.

3. Патофизиологическая – результат действия биологически активных веществ (медиаторов аллергии) на ткани. Характеризуется расстройством кровообращения, спазмом гладкой мускулатуры бронхов, кишечника, изменением проницаемости капилляров, отечностью, зудом, изменением состава сыворотки крови, свертыванием крови.

Биологический смысл аллергии заключается в запуске ее как одной из форм защиты организма против определенных видов антигенов, отличающихся способностью вызывать реакции клеточного типа и продукцию особого вида антител. Отличительной особенностью аллергических реакций является высокая скорость развития.

Механизм развития гиперчувствительности немедленного типа

Первичный контакт организмов с такими антигенами, как сывороточные белки организма другого вида, приводит к развитию сенсибилизации. Сенсибилизированные животные приобретают повышенную чувствительность к антигенам. Крайняя степень такой чувствительности проявляется в виде анафилактического шока после внутривенного введения второй дозы антигена.

Состояние сенсибилизации развивается при введении чрезвычайно малого количества чужеродных антигенов. Инъекция, создающая состояние гиперчувствительности, называется сенсибилизирующей. Реакция анафилаксии иммунологически специфична – шок вызывается только тем антигеном, к которому установилась сенсибилизация. Инъекция, сопровождающаяся развитием анафилактического шока, называется разрешающей. Состояние гиперчувствительности развивается через 7–14 дней после первичного введения антигена. Сохраняться это состояние может месяцы и годы.

Механизм развития анафилактического шока связан с циркуляцией в крови антител, адсорбирующихся на клетках тела. Повторные введения антигена приводят к взаимодействию антигена с антителами на поверхности клеток. В результате высвобождается большое количество гистамина и других биологически активных веществ. Картина анафилактического шока складывается из общего и местного действия этих веществ. Если сенсибилизированному животному ввести соответствующий антиген не внутривенно, а подкожно, то возникает местная анафилаксия, или феномен Артюса. На месте инъекции через 30–60 мин развивается отек и резкая гиперемия. В течение последующих нескольких часов отечность нарастает, воспалительный очаг уплотняется, кожа приобретает черно-красный цвет. При малой дозе антигена через несколько часов начинается обратное развитие процесса, при большой дозе местные явления нарастают. В более поздние сроки очаг может подвергнуться некрозу с последующим рубцеванием.

У человека главными «шоковыми» органами при анафилаксии являются легкие, гортань и сосудистая система. У мышей и крыс «шоковыми» органами являются кишечник и сосуды; у кроликов – легочные артерии; у собак – печеночные вены; у морских свинок – легкие.

Системная анафилаксия возникает после внутривенного введения антигена, например сывороток, гормонов, ферментов, полисахаридов и некоторых лекарственных средств (пенициллина и др.), к которым организм предварительно сенсибилизирован. Тяжесть состояния зависит от уровня предварительной сенсибилизации. Шоковая доза антигена может быть очень мала.

Местные реакции (атопическая аллергия) зависят от места проникновения антигена и имеют характер отека кожи (кожная аллергия, крапивница), выделений из носа и конъюнктив (аллергический ринит и конъюнктивит), сенной лихорадки, бронхиальной астмы или аллергического гастроэнтерита (пищевая аллергия).

Реакции гиперчувствительности замедленного типа являются защитной формой реагирования организма и обеспечивают клеточный антиинфекционный иммунитет, опосредуемый, в отличие от гуморального, антителами. Реакции гиперчувствительности замедленного типа являются ведущим механизмом трансплантационного иммунитета, приводящего к отторжению чужеродных органов и тканей.

Рецепторы лимфоцитов-эффекторов способны взаимодействовать с сенсибилизирующим антигеном. При взаимодействии с антигеном выделяются гуморальные факторы – медиаторы клеточного иммунитета. Одной из основных функций медиаторов является вовлечение макрофагов в процесс разрушения антигена, против которого сенсибилизированы лимфоциты.

Таким образом, существуют два компонента реакции – специфический (распознавание агента лимфоцитами) и неспецифический (привлечение к реакции макрофагов), обеспечивающие разрушение агента, вызвавшего реакцию.

Если макрофаг по каким-либо причинам не в состоянии расщепить внедрившийся в ткани антиген, то процесс иммунного ответа по типу гиперчувствительности замедленного типа затягивается и формируются гранулемы. Образование гранулем характерно для инфекций, вызванных, например, Mycobacterium tuberculosis: при легочной форме туберкулеза гранулемы образуются в легких.

Таблица. Особенности реакций гиперчувствительности

Признак

Гиперчувствительность

немедленного типа

замедленного типа

Клинические проявления

Анафилаксия, сывороточная болезнь, сенная лихорадка, астма, феномен Артюса

Туберкулез, туляремия, бруцеллез, трансплантационные реакции

Антиген

Сывороточные и другие растворимые белки, различные аллергены

Вирусы, некоторые бактерии, трансплантационные антигены, гаптены

Антитела в крови

Присутствуют

Отсутствуют или не играют роли

Сроки появления

Несколько минут

По прошествии 6–8 ч

Токсичность антигена для сенсибилизированных лимфоцитов

Отсутствует

Резко выражена

Аутоиммунные реакции

Причиной некоторых заболеваний человека является развитие иммунной реакции против собственных антигенов. В норме аутоантитела могут быть найдены в сыворотке крови или тканях у многих здоровых людей, особенно в старшей возрастной группе. Безвредные для организма антитела образуются после повреждения ткани и играют физиологическую роль в удалении ее остатков. Типичные аутоиммунные заболевания – системная красная волчанка (аутоантитела реагируют с составными частями ядер различных клеток), тиреоидит Хашимото (появляются антитела против структур щитовидной железы), синдром Гудпасчера (антитела против базальной мембраны легких и почек).

Иммунодепрессивные состояния и иммунодефициты

Иммунодепрессивные состояния, как правило, имеют временный характер, но обычно приводят к нежелательным последствиям. В частности, они являются основной причиной развития инфекций, вызываемых условно-патогенной микрофлорой, а также создают предпосылки для развития болезней злокачественного роста. Искусственное создание иммунодепрессивного состояния проводят в целях предотвращения отторжения трансплантата (пересаженных органов, тканей и т.п.) и для лечения аутоиммунных заболеваний. Состояние иммунодепрессии могут вызывать различные факторы (например, около 90% всех вирусных инфекций сопровождается временной иммунодепрессией).

Иммунодефициты – состояния, развивающиеся при нарушении иммунных механизмов. Обычно характеризуются постоянным или продолжительным характером. Различают первичные иммунодефициты (дефект самой иммунной системы), вторичные иммунодефициты (связан с развитием другого заболевания), специфический иммунодефицит (вызван избирательным поражением либо B-лимфоцитов, либо T-лимфоцитов, либо тех и других вместе – комбинированный иммунодефицит), неспецифический иммунодефицит (вызван сбоем механизмов неспецифических защитных реакций).

Причины развития иммунодепрессивных состояний и иммунодефицитов

Врожденные иммунодефициты – редкие (не более 10% от всех иммунодефицитов) генетические заболевания, характеризующиеся изолированным T- или B-клеточным дефицитом или комбинированным (T- и B-) расстройством.

Гиперкортицизм (повышенное выделение гормонов коры надпочечников в кровь) возникает в результате значительного повышения содержания глюкокортикоидов в крови. Содержание глюкокортикоидов в крови значительно возрастает при развитии стрессовых реакций. Глюкокортикоиды являются противовоспалительными гормонами и антагонистами иммунной системы.

Ионизирующая радиация повреждает иммунокомпетентные клетки в процессе их образования в костном мозге.

Химические иммунодепрессанты – к числу наиболее распространенных иммунодепрессантов относятся некоторые лекарственные препараты, использующиеся в медицинской практике. Это, например, цитостатики, которые применяются для лечения при онкологических заболеваниях (антиметаболиты и алкилирующие агенты), антибиотики и др.

Инфекционные заболевания. Многие вирусные инфекции (например, грипп, корь и др.) вызывают развитие временных иммунодепрессивных состояний, длящихся недели и месяцы. Иммунодепрессивные свойства вирусов создают предпосылки для развития бактериальных суперинфекций (присоединение новой инфекции на фоне существующей), столь характерных для многих острых респираторных вирусных заболеваний. Особую группу составляют так называемые лимфотропные вирусы семейства Retroviridae, вызывающие Т-клеточные иммунодефициты (ВИЧ-инфекция), в дальнейшем приводящие к тотальной иммунодепрессии (СПИД).

СПИД вызывается вирусом иммунодефицита человека, относящимся к лимфотропным ретровирусам, который передается через кровь, ткани или секреты. Чаще всего заражение происходит при половом контакте, внутривенном введении наркотиков, переливании зараженной крови, а также от матери плоду. В начальной стадии ВИЧ-инфекции наблюдаются слабовыраженные гриппоподобные состояния. В дальнейшем происходит подавление всех ростков кроветворения, снижение количества иммунокомпетентных клеток, развивается тяжелый иммунодефицит. Противовирусные препараты и антибиотики, используемые для лечения таких больных, усугубляют картину. На фоне иммунодефицитов у пациентов возникают легочные инфекции, СПИД-энцефалопатии, злокачественные лимфомы, саркомы и другие заболевания.

Также иммунодефициты могут развиваться при ожогах, онкологических заболеваниях, нарушениях обмена веществ и голодании, при хирургических операциях, при приеме ряда лекарств, в условиях неблагоприятной экологической обстановки.

Отторжение трансплантата

Трансплантатами называют пересаженные человеку органы и ткани других людей (доноров). Реакция отторжения трансплантата связана с распознаванием хозяином (реципиентом) пересаженной ткани донора как чужеродной. Различают ауто-, алло- и ксенотрансплантаты.

Аутотрансплантация – пересадка ткани в пределах одного организма. Такая пересадка почти всегда проходит успешно. Свойство аутотрансплантатов легко приживаться применяют при лечении ожогов небольшой площади, когда на пораженные участки тела проводят пересадку собственной кожи, взятой, как правило, с ягодиц или бедер. Практически всегда приживаются и сингенные трансплантаты – ткани, генетически близкородственные донорским (например, полученные от однояйцевых близнецов).

Аллогенные трансплантаты (аллотрансплантаты) – ткани, пересаженные от одной особи другой, являющейся генетически чужеродной для реципиента, и ксеногенные трансплантаты (ксенотрансплантаты) – ткани, пересаженные от особи другого вида, обычно подвергаются отторжению. В основе отторжения алло- и ксенотрансплантатов лежат иммунные реакции, развивающиеся против антигенов донора. Большинство случаев отторжения трансплантата обусловлено Т-клеточными реакциями организма-реципиента.

Для подавления отторжения трансплантата применяют средства, подавляющие иммунный ответ организма на чужеродные антигены (иммунодепрессанты). Основа эффекта иммунодепрессантов – подавление метаболизма иммунокомпетентных клеток. Иммунодепрессанты часто оказывают цитостатическое действие и на клетки других тканей.

В медицинской практике применяют химические и биологические иммунодепрессанты. В некоторых случаях, главным образом при пересадке костного мозга, их применение дополняют воздействием ионизирующего излучения. Возможно общее облучение в низких дозах, локальное облучение селезенки и тимуса, облучение трансплантата, а также экстракорпоральное облучение крови и лимфы реципиента. К иммунодепрессантам относят глюкокортикоиды, антиметаболиты (аналоги пуриновых и пиримидиновых оснований), антагонисты фолиевой кислоты и алкилирующие агенты. Иммунодепрессивный эффект многих антибиотиков основан на подавлении синтеза РНК. Подобными свойствами обладают циклоспорин, актиномицины D и С, пуромицин, хлорамфеникол (левомицетин).

Реакция «трансплантат против хозяина». В случаях пересадки тканей иммунной системы (костного мозга, тимуса) иммунокомпетентные клетки донора начинают «грызть» реципиента изнутри, т.е. уничтожать его клетки. Такая реакция называется «трансплантат против хозяина».

Виды противоинфекционного иммунитета

Врожденный иммунитет – генетически закрепленная невосприимчивость, присущая каждому виду. Например, человек никогда не заболевает чумой крупного рогатого скота, а крысы резистентны к дифтерийному токсину. В пределах вида имеются также особи, дополнительно не восприимчивые к некоторым патогенам (например, среди людей встречаются лица, устойчивые к возбудителям кори или ветряной оспы). Одна из форм врожденного иммунитета связана с переносом антител (иммуноглобулинов) от матери к плоду через плаценту. Это обеспечивает устойчивость новорожденного ко многим возбудителям в течение некоторого времени.

Приобретенный иммунитет формируется в течение жизни индивидуума и не передается по наследству. Различают активно приобретенный иммунитет – состояние невосприимчивости после перенесенного инфекционного заболевания или после вакцинации, т.е. когда организм активно вырабатывает антитела, и пассивно приобретенный иммунитет – состояние невосприимчивости в результате поступления в организм уже готовых антител.

Естественно приобретенный иммунитет развивается после перенесенного инфекционного заболевания, протекавшего в клинически выраженной форме, либо после скрытых контактов с микробными антигенами (так называемая бытовая иммунизация). В зависимости от свойств возбудителя и состояния иммунной системы организма невосприимчивость может быть пожизненной (например, после кори), длительной (после брюшного тифа) или сравнительно кратковременной (после гриппа).

Инфекционный (нестерильный) иммунитет – особая форма приобретенной невосприимчивости. Он не является следствием перенесенной инфекции и обусловлен наличием инфекционного агента в организме. Невосприимчивость исчезает сразу после элиминации возбудителя из организма (например, возбудителя туберкулеза).

Искусственно приобретенный иммунитет – состояние невосприимчивости, развивающееся в результате вакцинации и введения иммунных сывороток.

Активно приобретенный иммунитет развивается после иммунизации ослабленными или убитыми микроорганизмами либо их антигенами. В обоих случаях организм активно участвует в создании невосприимчивости, отвечая развитием иммунного ответа и формированием пула клеток памяти. Как правило, активно приобретенная невосприимчивость устанавливается через несколько недель после иммунизации, сохраняется годами, десятилетиями или пожизненно; по наследству не передается. Вакцино- или иммунопрофилактика – важнейший инструмент в борьбе с инфекционными заболеваниями.

Пассивно приобретенный иммунитет достигается введением готовых антител или сенсибилизированных лимфоцитов. Готовые антитела получают из крови животных (лошадей, коров) или людей-доноров после их вакцинации. Такие препараты представлены чужеродным белком, их введение нередко сопровождается развитием неблагоприятных побочных реакций. По этой причине подобные препараты применяют только с лечебными целями и не используют для плановой иммунопрофилактики. В целях экстренной профилактики применяют столбнячный антитоксин, антирабический иммуноглобулин и др.; широкое распространение нашли антитоксины – антитела, нейтрализующие токсины микроорганизмов. Пассивно приобретенная невосприимчивость развивается быстро, обычно через несколько часов после введения препарата, сохраняется недолго и исчезает по мере удаления донорских антител из кровотока.

Методическое сопровождение курса

Современные педагогические технологии. Примеры проектирования уроков по разделу «Человек и его здоровье»

Понятие «педагогическая технология» широко распространено в педагогической теории и практике. В настоящее время описано множество образовательных технологий, используемых в учебном процессе. Термин «технология» означает совокупность приемов или способов, применяемых в некой области человеческой деятельности (ремесло, мастерство, искусство и др.).

В понятие образовательной, или педагогической, технологии разные исследователи вкладывают разный смысл. Наиболее общее ее понимание представлено в трудах Г.К. Селевко, в которых понятие «педагогическая технология» включает следующие аспекты: научное объяснение, описание алгоритма процесса и его осуществление.

В качестве синонима термина «педагогическая технология» употребляют термин «образовательная технология», а иногда «педагогическая система», и даже «способ обучения», например: коллективный способ обучения, классно-урочная система, академическая модель обучения.

Наиболее распространенная классификация технологий предлагает их деление на традиционные и инновационные технологии и формы организации учебного процесса. К первой группе относят классно-урочную и академическую формы (лекционно-семинарская, зачетная). В инновационную группу включают ролевые игры, проекты, исследования, портфолио. Однако на практике чаще применяют сочетание нескольких технологий, оптимальных для решения поставленных задач. Например, традиционная классно-урочная форма организации учебного процесса предусматривает возможность использования инновационных подходов на отдельных этапах урока для достижения определенных образовательных, воспитательных или развивающих целей.

Другие классификации образовательных технологий предполагают внедрение иных оснований. Так, технологии, основанные на усовершенствовании содержания биологического образования, направлены на его экологизацию, гуманизацию и сохранение здоровья школьников. Имеются образовательные технологии, ставящие целью адаптацию учебного материала к возможности его усвоения определенной группой школьников: личностно-ориентированное обучение, деятельностный подход, проблемное обучение, блочно-модульная технология и др. Кроме того, существуют технологии, учитывающие возраст обучаемых, их интересы, склонности, а также особенности организации учебного процесса или конкретного его этапа. Например: технологии профильного обучения, формы организации биологического практикума, мультимедийные технологии, технологии проверки знаний, умений и навыков и др. Итак, разнообразие предлагаемых технологий позволяет педагогу выбрать оптимальный подход, соответствующий намеченным целям и учитывающий возможности учителя и способности школьников.

Основная общепедагогическая технология традиционного обучения реализована в классно-урочной системе. Педагог работает по утвержденной учебной программе, имея возможность вносить в нее некоторые изменения в соответствии с психолого-педагогическими особенностями обучаемых подростков и собственными методическими предпочтениями.

Традиционная урочная технология ориентирована в первую очередь на усвоение знаний, умений и навыков учащимися. Отметим, что традиционная урочная технология предусматривает разные формы управления познавательной деятельностью школьников и способы деятельности: работа с учебной книгой, самостоятельная работа учеников, работа с применением технических средств обучения и т.д. Наиболее распространены комбинированные уроки, решающие несколько учебных задач: формирование знаний и умений, их первичную проверку и закрепление.

Особенностью применения современных образовательных технологий можно считать отсутствие жесткого планирования учебного времени, педагог в первую очередь учитывает психолого-педагогические особенности обучаемых подростков. Так, урок может быть посвящен лабораторной работе, одной или нескольким, сгруппированным по тематике. Фактически традиционная урочная технология комбинируется с инновационными технологиями, направленными на исследовательскую деятельность школьников. Сходным образом видоизменяется урок, превращаясь в урок-беседу, направленный на усвоение новых знаний или их проверку.

В качестве примера приведем план комплексного урока по теме: «Профилактика инфекционных заболеваний».

После приветствий и организационного момента педагог кратко характеризует тему и план занятия.

Перед изучением нового материала необходимо провести актуализацию имеющихся знаний, которая проходит в форме беседы. В ходе проверки знаний и умений осуществляется диагностика и выявляются проблемные зоны усвоения учебного материала. Коррекцию типичных ошибок организуют с опорой на самостоятельный поиск верных ответов в учебных книгах с последующей взаимопроверкой, в ходе которой активно привлекаются знания из раздела анатомии: иммунитет, виды иммунитета, механизмы иммунных реакций.

Мотивационный этап стимулирует усвоение учебных материалов. Желательно выслушать мнения учащихся о важности предупреждения заболеваний и причинах их возникновения. С этой целью учитель может привести примеры причин ослабления иммунитета. После перечисления наиболее распространенных причин инфекционных заболеваний следует рассказ учителя, раскрывающий их негативное воздействие на организм человека. Объяснение учителя включает элементы беседы со школьниками, позволяющие выработать профилактические рекомендации.

Необходимо предусмотреть возможность самостоятельного составления правил профилактики отдельными учащимися в тетради и одновременную их запись на доске. Затем полученные перечни сравниваются и обсуждаются.

Следующий этап – комментированное чтение. Наиболее сложные вопросы из рассматриваемой темы желательно разобрать более подробно, для чего организуется работа с материалом учебника. В ходе чтения учитель отвечает на возникающие вопросы, привлекая дополнительный материал. Особое внимание уделяется формированию понятия о механизмах иммунитета. С этой целью организуется работа по индивидуальным карточкам или в парах.

На заключительном этапе закрепление учебного материала осуществляется по вопросам и заданиям, помещенным после соответствующего параграфа в учебнике. При этом в зависимости от общей подготовленности группы школьникам разрешается пользоваться учебником, тетрадью, записями на доске. Необходимо отметить наиболее успешных и активных учеников и показать возможности дальнейшего продвижения всем школьникам.

Для рассматриваемых тем существенное значение имеют технологии охраны здоровья и экологизации процесса обучения, в частности изучение проблем экологии человека и культуры здоровья. Многие анатомо-физиологические темы позволяют затрагивать вопросы охраны окружающей среды с целью укрепления и сохранения здоровья человека. Адаптация учебного материала для школ гуманитарного профиля предполагает активное включение таких гуманитарных аспектов тематики, как рассмотрение этических проблем возникновения ряда заболеваний, воспитание отношения к здоровью как к одной из главных ценностей современного человека.

Итак, мы разобрали один из примерных вариантов планирования урока. Отметим, что их организация предполагает значительную вариативность отбора содержания учебного материала в зависимости от выбора педагога и психолого-педагогических особенностей школьников.

Вопросы и задания

1. Выберите из текста лекций несколько наиболее важных понятий. Дайте им объяснение.
2. Что такое гиперчувствительность? Объясните причины ее возникновения.
3. Что вы знаете о СПИДе? Сформулируйте основные правила профилактики этого заболевания.
4. Составьте схему, включающую разные виды иммунитета. Охарактеризуйте способы их приобретения.
5. Что такое педагогическая технология? Приведите примеры.
6. Перечислите несколько классификаций современных педагогических технологий.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Рабсон А. Основы медицинской иммунологии / А.Рабсон, А.Ройт, П.Делвз. – М.: Мир, 2006. – 320 с.
2. Клиническая иммунология и аллергология / Под ред. Л.Йегера. В 3 Т. – М.: Медицина, 1990. – Т. 2. – С.507 – 546.
3. Сапин М.Р. Иммунная система, стресс и иммунодефицит / Р.М. Сапин, Д.Б. Никитюк. – М.: АПП «Джангар», 2000. – 184 с.
4. Маянский А.Н. Лекции по иммунологии / А.Н. Маянский. – Нижний Новгород: Изд-во НГМА, 2003. – 272 с.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru