Элективные курсы

Т. А. Козлова

Сорные растения и борьба с ними

Элективный курс для 7–9-х классов

Пояснительная записка

Курс предназначен в первую очередь для учащихся сельских школ, но может быть реализован и в поселковых, и в городских школах, расположенных рядом с зелеными массивами.

Изучение сорных растений и практические работы с ними могут обеспечить выполнение многих образовательно-развивающих и воспитательных задач: расширение и углубление знаний об особенностях строения и жизнедеятельности растительных организмов; выявление многообразных черт приспособленности к произрастанию в  различных растительных сообществах, взаимоотношений с окружающей растительностью и их зависимости от экологических факторов данной местности.

Уничтожение сорных растений на сельскохозяйственных угодьях – показатель высокой культуры земледелия. Сорные растения не только снижают урожай, а значит, увеличивают себестоимость сельскохозяйственной продукции, но и ухудшают ее качество. На сильно засоренных полях урожай с/х культур снижается в 1,5–2 раза. На таких полях даже выращивание новых сортов и гибридов, использование высокоэффективных удобрений, применение новых способов обработки почвы не дает экономического эффекта.

На возделываемых и необрабатываемых полях России произрастает свыше 2000 видов сорных растений, на борьбу с которыми приходится более 30% от общих затрат на сельское хозяйство.

Сорные растения истощают культурные посевы и овощные плантации, извлекая из почвы большое количество питательных веществ и воды. Часто заросли сорняков становятся местообитанием и источником распространения насекомых-вредителей и грибковых заболеваний. На участках, занятых сорной растительностью, поселяются грызуны.

Засорение культурных полей зарослями сорняков усложняет обработку почвы. Семена с/х культур приходится дополнительно очищать от семян сорных растений.

Некоторые сорные растения вызывают отравление с/х животных, что приводит к снижению качества животноводческой продукции. Многие аллергические заболевания людей вызываются пыльцой сорных растений.

В то же время среди сорняков немало лекарственных, медоносных, кормовых растений. Некоторые дикие виды могут служить «донорами» ряда ценных наследственных качеств, которые стоит «передать» с/х культурам, чтобы повысить их устойчивость к заболеваниям и к неблагоприятным факторам внешней среды.

Наконец, сорные растения являются частью общего растительного покрова Земли, входят в состав ряда естественных сообществ. Полностью уничтожить все сорняки не только невозможно, но и не нужно. Основная задача работников сельского хозяйства заключается в контроле за численностью сорных растений в агроценозах, снижении их количества до такого уровня, при котором они не наносили бы существенного урона сельскому хозяйству.

Выпускники сельских школ должны быть вооружены знаниями и умениями, которые могут обеспечивать рациональные действия по борьбе с сорными растениями.

Данный элективный курс может быть реализован в разных вариантах.

В 7-х классах изучение курса позволит углубить и расширить знания учащихся о конкретных чертах приспособленности растительных организмов (сорных растений) к разным условиям обитания, то есть к действию различных экологических факторов. Они получат дополнительные сведения об особенностях строения сорняков, способах их питания, распространения плодов и семян. Все это поможет упрочить ту биологическую подготовку по разделу «Растения», полученную учащимися в 6–7-х классах.

Теоретические знания семиклассников закрепляются и углубляются на практических занятиях: лабораторных работах, экскурсиях, занятиях на пришкольном участке, домашних заданиях по выявлению видового разнообразия сорных растений, их развития и обилия на своих приусадебных или дачных участках.

Наибольший объем практических работ может быть реализован летом, если организована практика на учебно-опытных участках, либо весной или осенью, если такой практики нет.

С учащимися 8-х классов занятия могут проводиться на основе повторения ботанической систематики, с привлечением зоологических знаний, которые параллельно изучаются по программе раздела «Животные». Основное содержание элективного курса должно быть сосредоточено на проблеме борьбы с сорной растительностью. Эту проблему следует раскрывать и характеризовать, опираясь на научные основы борьбы с сорняками: использовании агробиологических и чисто биологических приемов.

Знания, приобретенные учащимися 8-х классов, могут быть использованы в курсе биологии для 9-го класса при изучении проблемы разных форм борьбы за существование и эволюционных механизмов формирования приспособленности.

Примечание. Количество часов учитель определяет сам, исходя из учебного плана данной школы и местных природных условий.

Спонсор публикации статьи интернет-магазин "Все кроссовки". Мужская, женская и детская спортивная обувь - футбольная и баскетбольная, Ugg Australia, эспадрильи Toms, Crocs, сапоги, ботинки Timberland, кроссовки Nike, Adidas, Puma, Saucony, New Balance, Reebok и другие популярные бренды. Гарантия качества, доступные цены, скидки и акции. Смотрите каталог товаров и оформляйте заказ на сайте: http://vse-krossovki.in.ua/catalog/puma-blaze.

Содержание программы для 7-х классов

Тема 1. Общие сведения. Сорные растения как часть растительного покрова суши

Сорные растения наших полей и борьба с ними. Знания особенностей строения и размножения основных биологических групп сорных растений – основа успешной борьбы с сорняками.

Слагаемые растительного покрова определенного региона нашей страны: дикорастущие, сорные, культурные растения. Роль сорных растений в общем растительном покрове данной местности.

Экскурсия на учебно-опытный участок, в школьный сад, парк, на прилегающие пустыри или по окрестностям. Изучение сорных растений – обитателей почвенных участков с разными условиями.

Тема 2. Знакомство с общей классификацией сорных растений

Классификация сорных растений по месту обитания: пашенная, или сорнополевая, растительность. Виды сорных растений, произрастающие в озимых посевах; на яровых полях; в посевах многолетних трав или в посевах специальных культур; сорняки – захватчики паровых полей и невозделываемых участков между посевами и посадками культурных растений. Мусорная, или рудеральная, сорная растительность.

Сорная растительность естественных угодий с нарушенным растительным покровом.

Классификация сорных растений на основе жизненных форм и биологических типов. Автотрофные растения. Малолетники: однолетники весенне-летние; однолетники летне-осенние; двулетники. Многолетники: корневищные, корнеотпрысковые; стержнекорневые; столонолуковичные; клубнекорневые; кистекорневые; дерновые. Кустарнички и полукустарнички.

Полугетеротрофные и гетеротрофные сорные растения: полупаразиты, паразиты корневые и стеблевые.

Лабораторные работы

1. Ознакомление на живых или гербарных образцах с различными сорными растениями.
2. Распознавание органов сорных растений, относящихся к разным классификационным группам.

Тема 3. Основные экологические особенности сорных растений

Общее знакомство с распределением сорной растительности по территории России в зависимости от климатических условий: северная и южная группы сорной растительности.

Группы сорняков по отношению к водному режиму: погруженные в воду – гидрофиты; обитающие в местах избыточного увлажнения, – гигрофиты; обитатели умеренных мест (от довольно влажных до иногда пересыхающих) – мезофиты; наиболее засушливых мест обитания – ксерофиты.

Группы сорной растительности, требующие различной степени освещенности. Гелиофиты – сорняки, не выносящие затенения. Сорные растения, выносящие небольшое затенение; теневыносливые растения.

Распределение сорных растений в агроценозах.

Экскурсия. Ознакомление с состоянием агроценозов в окрестностях школы или недалеко от мест проживания учащихся. Выявление биологической, экологической, биоценотической приспособленности сорняков к успешному произрастанию среди с/х растений.

Лабораторные работы

1. «Изучение особенностей строения и размножения сорных растений, требующих для своего роста и развития различного количества воды».
2. «Изучение строения сорняков, произрастающих в условиях различной освещенности».
3. «Особенности строения, роста и развития сорной растительности, произрастающей в разных ярусах определенных агроценозов».

Содержание программы для 8–9-х классов

Тема 1. Научные основы борьбы с сорной растительностью

Знание особенностей строения, размножения, жизнедеятельности сорных растений разных систематических групп как необходимое условие оптимальной борьбы с сорняками.

Экскурсии на поля, огороды, плодово-ягодные участки с целью изучения степени их засоренности и тех способов борьбы с сорной растительностью разных систематических групп, которые используются в данных агроценозах.

Тема 2. Приспособленность сорных растений к местам обитания

Биологическая, экологическая и биоценотическая приспособленность сорных растений к произрастанию среди культурных с/х растений.

Лабораторные работы

1. «Изучение особенностей строения сорных растений, произрастающих на зерновых полях».
2. «Изучение особенностей сорных растений, произрастающих на полях пропашных культур».
3. «Изучение особенностей строения и жизнедеятельности сорняков пустырей, парков, околиц населенных пунктов».

Тема 3. Агробиологические методы борьбы с сорной растительностью

Основные мероприятия по уничтожению сорняков в посевах. Севообороты и обработка почвы. Очистка полей от сорняков методом истощения, удушения, перегара и вымораживания. Влияние применяемых агротехнических мер на рост и развитие сорняков в разные периоды их жизнедеятельности.

Экскурсия на поля прилегающих государственных или частных хозяйств с целью изучения эффективности применения агротехнических мероприятий по уничтожению сорняков.

Тема 4. Биологические способы борьбы с сорняками

Использование насекомых и нематод, которые питаются сорными растениями. Применение микроорганизмов и вирусов для борьбы с сорными растениями. Использование биогенных препаратов и продуктов биосинтеза микроорганизмов. Использование птиц для уничтожения семян сорных растений и некоторых видов рыб для борьбы с нежелательными водными растениями. Введение в оборот (севооборот) культур, подавляющих рост отдельных сорных растений.

Экскурсия в различные агроценозы с целью изучения методов и способов борьбы с сорняками, заселяющими зерновые поля и поля пропашных культур, а также к зарослям сорных растений – спутников человека (на пустырях, обочинах дорог, железнодорожном полотне, насыпях, парках, скверах и пр.).

Тема 5. Химические способы борьбы с сорной растительностью

Особенности химических методов борьбы с сорняками: использование особых веществ – гербицидов для уничтожения сорной растительности. Морфологические и анатомические особенности строения высших растений (однодольных и двудольных) как основание для применения различных гербицидов.

Условия внесения гербицидов в почву. Особые меры предосторожности при работе с этими веществами. Использование гербицидов в сочетании с механической обработкой почвы.

Экскурсия с целью изучения особенностей и результатов применения химических методов борьбы с сорной растительностью.

Практические работы на время летних каникул

• Наблюдение за распространением сорных растений в естественных условиях произрастания, на различных полях агроценозов; выявление степени зараженности различных агроценозов определенным типом сорной растительности.
• Постановка опытов по выявлению особенностей размножения различных групп сорной растительности.
• Выполнение некоторых агротехнических мероприятий по борьбе с сорняками.
• Составление карт и описания распространенности сорной растительности в агроценозах данной местности.

Закладка опытов для второго года изучения темы по данному элективному курсу.

Литература

Блинников В.И., Блинникова Л.Н. Биоэкологические экскурсии в природу. – Рязань, 1993.
Губанов И.А., Крылова И.Л., Тихонова В.А. Дикорастущие полезные растения, 2-е изд. доп. – М., 1993.
Культиасов И.М. Экология растений. – М., 1982.
Кузнецова М.А. Резникова А.С. Сказание о лекарственных растениях. – М., 1992.
Миркин Б.М. Наумова Л.Г. Экология земледелия // Биология в школе, 1993. № 3.
Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений. – М.: Просвещение, 1991.
Озеленение населенных мест: Справочник / Под ред. В.И. Ерохиной. – М.: Стройиздат, 1987.
Работнов Т.А. Луговедение. – М., 1984.
Хассард Дж. Уроки естествознания. – М.: Центр «Экология и образование», 1996.
Чернер В. Интересна ли ботаника? / Пер. с нем. – М., 1979.

Поурочное планирование курса «Сорные растения»

Тема 1. Сорные растения как часть растительного покрова суши (5 ч)

Задачи: познакомить учащихся с разнообразием растений, входящих в состав растительного покрова любого региона нашей страны; дать представление об обязательных компонентах растительного покрова каждого региона; дикорастущих, культурных и сорных растениях. Познакомить учащихся с трудностями определения каждой группы растений; сформировать понятия о сорных растениях как обязательной части растительности и роли сорняков в растительном покрове и в с/х производстве. Сформировать представление о высокой культуре земледелия, начать формировать убежденность в необходимости знаний о строении, особенностях жизнедеятельности сорных растений для борьбы с ними и достижения высокой культуры земледелия.

Урок 1. Введение. Сорные растения наших полей и борьба с ними.

Задачи: познакомить учащихся с дополнительным разделом биологии – модулем «Сорные растения», целями и задачами изучения этого модуля; сформировать общее представление о задачах сельскохозяйственного производства, которые могут быть решены на основе высокой культуры земледелия; дать представление о слагаемых урожая с/х растений: плодородии почвы, сортах культурных растений, агротехнике.

Оборудование: гербарные экземпляры сорных растений; таблицы с изображением сорных растений (рис. 1, 2) и общей картины флоры какого-либо региона России.

Основное содержание. Значение биологической науки для решения практических задач получения хорошего урожая с/х растений. Условия получения высоких урожаев: обеспечение растений светом, питанием, водой. Сорные растения как конкуренты с/х растений в борьбе за источники жизни. Потери урожая на полях, где не проводится борьба с сорняками. Относительность понятия «сорные растения».

Задание на дом. На основе собственных наблюдений за степенью засоренности полей, садов и огородов ближайших к школе хозяйств ответить на вопросы.

1. Почему на засоренных полях снижается урожай сельскохозяйственных растений?
2. Какой урон сельскохозяйственным растениям наносят сорняки, поселившиеся на полях?
3. Почему необходимо удалять сорняки из посевов и посадок культурных растений?

Предложить учащимся приготовить небольшое сообщение на тему: «Сорные растения биологически сильнее культурных».

Главное, на что должны обратить внимание учащиеся в процессе подготовки сообщения, это освещение вопроса о том, почему культурные растения бывают угнетены сорняками. Во время заслушивания сообщений на следующих уроках следует подчеркнуть мысль о том, что культурные растения выращиваются людьми с давних пор, и каждый год отбираются на семена такие, у которых лучше развиты органы, имеющие хозяйственную ценность. При этом культурные растения, как бы отдавая все силы совершенствованию своей природы в угоду человеку, теряют свои природно-защитные силы и не выдерживают конкуренции с растущими рядом сорными растениями, среди которых эволюционно отбираются самые неприхотливые.

Урок 2. Растительный покров нашего региона.

Задачи: познакомить школьников с обязательными компонентами флоры региона проживания: дикорастущими, культурными и сорными растениями данной местности; с трудностями определения каждой группы растений; начать или продолжить формирование понятия растительного сообщества (фитоценоза).

Оборудование: таблицы и гербарные материалы с изображением основных растений фитоценозов данного региона, определители или определительные карточки.

Основное содержание. Растительность любой территории, образующая устойчивую совокупность, – это растительное сообщество, фитоценоз. Растительные сообщества возникают как результат длительного приспособления разнообразных растений к природным условиям данной местности и сосуществованию друг с другом. Важный признак сообщества – количественное соотношение между видами, входящими в его состав. Понятие видов преобладающих (доминирующих) и видов, встречающихся в меньшем количестве. Типы растительных сообществ: лес, поле, луг, болото и пр. и преобладающие растения в каждом из них. Трудности отнесения растений определенного сообщества к какой-либо определенной категории: пырей ползучий желателен на пастбище, но нежелателен на поле и в огороде; одуванчик – обычный компонент лесных опушек, но сорняк в саду и в огороде и пр.

Задание на дом. Приготовить сообщения о видовом составе растительного покрова территорий, близко расположенных к школе, к домам и хозяйственным постройкам; найти в культурных посевах и посадках (агрофитоценозах) сорные растения, проанализировать условия их обитания.

Урок 3. Роль сорных растений в растительном покрове данной местности.

Задачи: познакомить учащихся с понятием «сорные растения», показать относительность этого понятия; продолжить формирование понятия растительного сообщества – фитоценоза.

Оборудование: таблицы, изображения или гербарные экземпляры сорных растений данной местности.

Основное содержание. Значение растений в природе, жизни людей. Растения – создатели органических веществ, аккумуляторы солнечной энергии, источник кислорода, участники биологического круговорота веществ в системе «атмосфера – почва – живые организмы». Растительный мир – источник продуктов питания для человека, кормов для скота, источник разнообразного сырья, строительных материалов, лекарственных веществ и пр. Сорные растения – растения, нежелательные для территорий, которые люди используют для хозяйственной деятельности. Примеры относительности понятия «сорные растения».

Отрицательные последствия распространения сорняков на культурных территориях: угнетение жизнедеятельности выращиваемых растений; снижение качества урожая; истощение почв. Заросли сорняков – первичные резерваты вредителей и болезней с/х растений. Ликвидация сорных растений – первейшая задача в обеспечении высокой культуры земледелия.

Большую засоренность полей снижают более глубоким лущением: 8–10 вместо 5–6 см. Засоренность сорняками может быть очень большой. Сорные растения образуют большое количество семян. Одно-единственное растение всем знакомой лебеды (мари белой) может образовать в течение лета до 600 тыс. семян. Другой сорняк, щетинник сизый, дает 10 тыс. семян в год, а щирица запрокинутая – более 600 тыс. семян за лето.

С другой стороны, проникновение корневой системы многих сорных растений в почву на большую глубину обеспечивает перенос некоторых питательных элементов из нижних почвенных слоев в верхние. Сорные растения после отмирания и гниения обогащают почвы органическими веществами.

Задание на дом. Приготовить рассказ о роли сорных растений в растительном покрове данного региона. Подумать над вопросом о том, могут ли сорняки приносить пользу.

Урок 4. Общие сведения о мерах борьбы с сорняками.

Задачи: сформировать знания об основах правильной борьбы с сорняками с учетом особенностей строения и размножения основных биологических групп сорных растений.

Оборудование: таблицы с изображением некоторых приемов борьбы с сорными растениями.

Основное содержание. Знание биологии сорных растений (особенностей плодоношения и распространения, жизнеспособности семян, форм размножения, потребностей в свете, влаге, температуре) как основа успешной борьбы с сорняками. Основные приемы борьбы с сорняками: агротехнические, биологические и химические.

Вред, наносимый сорным растением, оценивается по количеству культур, посевы которых поражаются этими сорняками, а также по числу стран, в которых находит распространение данный сорняк. С этих позиций самым опасным сорняком следует считать сыть круглую (Cyperus rotundus). Родина этого растения – Индия. В настоящее время сыть круглая засоряет посевы и угнетает рост и развитие 52 культур в 92 странах мира.

Лабораторная работа «Определение сорных растений по всходам».

Оборудование: гербарные экземпляры или живые образцы всходов наиболее распространенных сорняков с указанием названий (5–10 экземпяров); всходы тех сорных растений, которые следует определять; лупы.

Задание. Определите образцы всходов сорных растений путем сравнения с гербарными образцами. Изучите особенности жилкования листьев определяемых всходов сорняков; установите, к какой группе (однодольных или двудольных) относится то или иное растение. Узнайте, среди каких с/х культур поселяются те сорняки, всходы которых определили. Результаты запишите в тетради в таблицу «Характеристика сорных растений».

Таблица. Характеристика сорных растений

Название сорного растения

Форма листа

Форма корня

К какой группе относится

Какие культуры засоряет

Меры борьбы

однодольные

двудольные

             
             

Задание на дом. Подготовить сообщение о мерах борьбы с сорняками. Уметь аргументированно освещать проблему выбора мер на основе знаний о строении и размножении сорных растений.

Подготовить комментарии следующего утверждения: правильная и эффективная система борьбы с сорными растениями основывается на знании особенностей их строения и размножения, принадлежности к определенной биологической группе.

Урок 5. Экскурсия на учебно-опытный участок (или в окрестности школы, на любое поле, плантацию с/х предприятия) на тему: «Разнообразие сорных растений различных мест обитания».

Цель экскурсии: осуществить наблюдения в реальных условиях фитоценоза над распространением сорняков, убедиться в их разнообразии, приспособленности к различным условиям освещенности, водного режима, виду почв.

Самостоятельная работа школьников на экскурсии осуществляется по заданиям, которые предлагает учитель в зависимости от местных условий.

Тема 2. Ознакомление с общей классификацией сорных растений (6 ч)

Задачи: используя биологические знания, приобретенные учащимися при изучении основного курса, ознакомить их с биологической классификацией сорных растений; с комплексами признаков, на которых основывается классификация; наличием морфологических особенностей, особенностей размножения, со способами питания, образом и длительностью жизни на одном и том же участке почвы.

Урок 1. Классификация сорных растений по месту обитания.

Задачи: сформировать знания о приспособленности сорных растений к определенному месту обитания; об особенностях сорных растений каждой группы: растущих на полях и в посевах культур с различной агротехникой, имеющих различные периоды развития (озимые или яровые). Раскрыть понятия: сорнополевые (сегетальные) растения; мусорные (рудеральные) растения; придорожные (сорные); паразитные и полупаразитные растения; карантинные и ядовитые растения.

Оборудование: гербарные или живые экземпляры сорных растений, произрастающих в озимых и яровых посевах, в посевах трав и технических культур.

Основное содержание. Господствующее положение в агрофитоценозах культурных растений и второстепенная роль сорных растений. Участие людей в создании фитоценозов: активное воздействие на развитие культурных и сорных растений – усиление первых и ослабление или уничтожение вторых. Сорные растения нашей местности, произрастающие в озимых или яровых посевах, в посевах трав, на паровых полях, в посевах технических культур, на невозделываемых местах среди полей.

Практическая работа «Определение семян сорных растений».

Цель: научить учащихся определять семена наиболее распространенных в данной местности сорных растений.

Оборудование: коллекция семян сорняков в пробирках или в небольших баночках с их названиями; смесь семян тех же сорных растений для работы по определению названий; лупа; таблица «Характеристика семян сорных растений» (если нет готовой, следует сделать самодельную).

Ход работы. Учащиеся получают в чашках Петри или на небольших поддонах смесь семян сорняков, наиболее распространенных в данной местности. Сначала следует разобрать смесь на кучки сходных семян; затем рассмотреть и изучить с помощью лупы форму, окраску, характерные особенности (гладкая или шероховатая) поверхности семян; определить приблизительно размеры семян в миллиметрах. После этого, сравнивая изученные семена с эталонными образцами, установить, семена каких именно сорных растений были предложены для определения. Результаты работы внести в таблицу «Особенности семян сорных растений».

Таблица. Особенности семян сорных растений

Название сорных растений

Спутник культурных растений

Размеры семян, мм

Форма

Окраска

ширина

длина

           
           

Задание на дом. Подготовить сообщение о видах сорняков, растущих в культурных фитоценозах.

Урок 2. Мусорная (рудеральная) растительность.

Задачи: познакомить учащихся с сорными растениями, произрастающими в населенных пунктах, на огородах, около линий железных дорог, старых и новых построек и пр.

Оборудование: таблицы, изображения, гербарные или живые экземпляры тех сорных растений, которые являются обитателями огородов, населенных пунктов, линий железнодорожного полотна и пр.

Основное содержание. Двойственное значение сорной (рудеральной или мусорной) растительности: с одной стороны, это определенный растительный покров данного населенного пункта, виды, входящие в состав сообществ, а иногда имеющие кормовое, лекарственное, даже мелиоративное значение. С другой стороны, мусорная растительность может засорять агроценозы, т.е. становиться сорной. Виды рудеральной растительности нашей местности.

Лабораторная работа «Изучение строения плодов и семян некоторых сорняков (одуванчика, желтого осота, полевого бодяка, чистотела, черного паслена и других) и способов их распространения».

Задание на дом. Приготовить сообщение о видовом составе мусорной растительности; сделать описание растений, встречающихся на огородах или делянках учебно-опытного или приусадебного участка.

Урок 3. Сорная растительность естественных угодий с нарушенным растительным покровом.

Задачи: познакомить учащихся с видовым составом сорных растений, произрастающих на лесных вырубках, лугах, в степях, на площадках, используемых под пастбища; охарактеризовать особенности таких растений.

Оборудование: таблицы, гербарные или живые экземпляры сорных растений естественных угодий,  с нарушенным растительным покровом.

Основное содержание. Общая характеристика естественных угодий, приспособленность коренной растительности к условиям произрастания в условиях луга, леса, степи и т.д. Нарушение из-за хозяйственной деятельности людей видового состава этих угодий. Изменение почвенного покрова, условий освещенности и пр. Распространение сорных растений в измененных условиях естественных фитоценозов: зарастание лесных вырубок марьянником, снытью и другими растениями; зарастание участков луга со снятым дерном сурепкой, дикой горчицей, разными видами ромашек, осотом и др.

Задание на дом. Подготовить рассказы о распространении сорной растительности в измененных естественных фитоценозах. Отметить примеры таких изменений в окрестностях школы; определить видовую принадлежность обнаруженных сорных растений в измененных фитоценозах.

Урок 4. Жизненные формы и биологические типы сорняков.

Задачи: познакомить учащихся с принципом классификации сорных растений на основе особенностей жизненных форм, создать условия для формирования понятия «жизненная форма растения».

Оборудование: гербарные или живые экземпляры сорных однолетних, двулетних и многолетних растений (рис. 3, 4).

Основное содержание. Жизненная форма растительного организма – это общий облик растения, проявляющийся в особенностях строения вегетативных органов, которые приспособлены к обитанию в определенных условиях.

Изучение жизненных форм сорных растений с использованием таблиц с последующей конкретизацией примерами местных сорняков.

Лабораторная работа «Изучение морфологических особенностей сорных растений различных биологических групп».

Задание. Из набора гербарных или живых сорных растений выбрать: однодольные и двудольные, яровые, озимые и зимующие. Рассмотреть и зарисовать их, изучив особенности корневой системы и побегообразования.

Задание на дом. Приготовить сообщение о разнообразии сорных растений исходя из особенностей их жизненных форм; осуществить наблюдения за состоянием сорных растений в данное время года на территориях, близко расположенных к школе и к жилым строениям.

Урок 5. Жизненные формы и биологические типы сорных растений. Паразитные и полупаразитные растения.

Задачи: продолжить формирование понятия «жизненная форма» на примере паразитных и полупаразитных сорняков; охарактеризовать особенности строения и жизнедеятельности таких растений.

Оборудование: гербарные экземпляры, таблица с изображением полупаразитных сорных растений (рис. 5).

Основное содержание. Понятие «паразитные сорняки». Характерные особенности таких растений: отсутствие корней и зеленых листьев, невозможность фотосинтеза; питание сорняков-паразитов за счет растения-хозяина.

Изучение данных жизненных форм по обобщенной таблице с последующей конкретизацией.

Лабораторная работа «Изучение строения паразитных и полупаразитных сорных растений».

Задание на дом. Подготовить рассказ об особенностях строения и жизнедеятельности паразитных и полупаразитных сорняков.

Урок 6. Экскурсия на тему: «Биологическая классификация сорных растений».

Цель: получить наглядное представление о месте обитания, особенностях строения, приспособленности сорняков различных биологических групп в разных жизненных условиях.

Место проведения экскурсии учитель определяет сам. Это может быть экскурсия на участок рядом со школой, но могут быть и дальние поездки – все определяют местные условия. Перед проведением экскурсии следует повторить характерные особенности каждой группы сорняков.

Задания учащимся предлагает учитель. Цель заданий – продемонстрировать, что сорные растения образуют разные биологические группы. Такие группы сорняков произрастают в тех условиях, которые соответствуют их потребностям.

Тема 3. Основные экологические особенности сорных растений (6 ч)

Задачи: создать первичное представление о распределении сорной растительности на территории России в зависимости от климатических условий, учитывая выделение в многообразии сорных растений южных и северных типов. Объяснить экологические требования сорняков к определенным факторам внешней среды: влажности, освещенности, температуре. Сформировать знания учащихся о распределении сорной растительности в агроценозах и об общих мерах борьбы с сорняками.

Основное содержание. Тепло – ведущий экологический фактор, обусловливающий географическое распространение сорных растений. Выделяют два типа сорной растительности по отношению к сумме температур за вегетационный период: группу северных (бореальных) и группу южных (тропических) сорняков. Из 1032 видов сорных растений, произрастающих в нашей стране, к северному типу относятся 777 видов (это 75,3%), а к группе тропических – 255 видов (24,7%). Сорные растения из северной группы могут расти при температуре ниже +5.. +10 °С, а температура + 30 °С угнетает их рост и развитие.

Особенности строения вегетативных органов сорняков (на примере местных видов): листья простые и сложные; корневая система стержневая (у двудольных) и мочковатая (у однодольных); возобновление злаковых корневищных сорняков вегетативным способом. Особенности строения цветков, соцветий, плодов и семян сорняков.

Лабораторная работа «Изучение строения однодольных и двудольных сорных растений; знакомство с особенностями строения их вегетативных органов и цветков».

Задание на дом. Подготовить сообщение о строении сорных растений – представителей двух классов покрытосеменных (цветковых).

Урок 2. Отношение сорных растений к влажности.

Задачи: добиться усвоения понятия о различной потребности сорных растений во влаге и разделении их в зависимости от этого на группы.

Оборудование: таблицы, гербарные экземпляры сорных растений, обитающих в условиях различной увлажненности.

Основное содержание: группы сорных растений по отношению к воде: гидрофиты растут в состоянии погружения в воду; гигрофиты произрастают в избыточно влажных местах обитания; мезофиты растут в умеренно влажных местах, но поселяются на достаточно увлажненной почве. Засушливые и совсем сухие участки заселяют засухоустойчивые ксерофиты. Возможно обитание разных групп этих сорняков на участках смешанного увлажнения.

Лабораторная работа «Изучение особенностей строения гидрофитов (гидрилла; гидрохарисс; оттелия; повойничек; болотница и пр.); гигрофитов (хвощи, папоротники, частуха, стрелолист, полевица, мята, лютики и др.); мезофитов (овсюг, свинорой, марь, горчица, пастушья сумка, ярутка, молочай, подорожники, тысячелистник, амброзия, васильки и пр.)».

Задание на дом. Подготовить сообщения о сорных растениях, произрастающих в местах с различной степенью увлажненности. Постараться найти в своей местности сорняки, растущие на засушливых, влажных или сильно увлажненных участках почвы; отметить виды культурных растений, произрастающих рядом; выявить зависимость роста и развития сорной и культурной растительности на участках почвы с разным увлажнением.

Урок 3. Потребности сорняков в освещенности.

Задачи: сформировать знания школьников о различной потребности сорных растений в освещенности.

Оборудование: таблицы и гербарные материалы, живые сорняки.

Основное содержание. Разделение сорных растений на не выносящих затенения (гелиофиты); выносящих небольшое затенение; теневыносливых, но выдерживающих сильное освещение.

Распределение сорных растений по ярусам. Отражение различной потребности сорных растений в получении световых потоков в ярусном расположении. Биологические особенности светолюбивых и теневыносливых сорных растений.

Лабораторная работа «Изучение особенностей строения сорных растений в связи с приспособленностью к произрастанию в различных ярусах фитоценозов».

Задание на дом. Приготовить сообщение о строении сорняков и их приспособленности к выживанию при различных режимах освещенности.

Урок 4. Распределение сорных растений в агроценозах.

Задачи: познакомить школьников с общей структурой агроценозов, их основными компонентами, с отличием агроценозов от естественных сообществ; дать представление о конкретных сорных растениях определенных агроценозов (в посевах зерновых; посадках овощей и плодово-ягодных культур и пр.).

Оборудование: таблицы с изображением разных типов агроценозов и сорных растений, которые произрастают или могут произрастать в них; гербарные или живые экземпляры сорняков.

Основное содержание. Понятие агроценоза, его сходство с естественным сообществом живых организмов и отличие от него; характерные особенности сорных растений, поселяющихся в разных типах агроценозов, их приспособленность к определенным экологическим условиям данного агроценоза. Отношение разных сорных растений к абиотическим факторам.

Задание на дом. Подготовить характеристику какого-либо агроценоза, расположенного рядом со школой или населенным пунктом, описать сорные растения, которые встречаются в этом агроценозе; обратить внимание на черты их приспособленности к условиям обитания на определенных участках.

Задание по желанию. Составить карту распространения сорных растений на окружающей территории. Для выполнения такого задания следует выбрать какой-либо участок территории, составить его примерную карту, обследовать, выявляя и занося в блокнот участки обильного произрастания сорных растений. Затем с помощью цветных карандашей обозначить места, наиболее густо заселенные определенными видами сорных растений. Постараться выяснить зависимость обильного произрастания сорных растений от экологических условий данного участка.

Урок 5. Общие агротехнические мероприятия по борьбе с сорной растительностью.

Задачи: на основе знаний школьников о биологических особенностях сорных растений и их потребностях в главных экологических факторах, раскрыть некоторые агротехнические приемы борьбы с сорняками.

Оборудование: таблицы с изображением агроприемов борьбы с сорняками, например, «Схема постепенного уничтожения корневищных сорняков в результате глубокой пахоты».

Основное содержание. Биологические преимущества сорной растительности в сравнении с культурными растениями, произрастающими совместно с сорняками: более высокая плодовитость, лучшая приспособленность к условиям обитания, разнообразие биологических особенностей семян и органов вегетативного размножения.

Агробиологические приемы борьбы с сорняками: использование правильных севооборотов, зяблевая вспашка почвы, предпосевная обработка паров. Общая система борьбы с сорняками.

Задание на дом. Подготовить сообщение о способах борьбы с сорной растительностью на основе знаний их биологических особенностей; уметь рассказать о многообразии приемов, используемых для уничтожения сорняков.

Уроки 6–7. Экскурсии на поля ближайших к школе государственных или частных хозяйств; установление степени их засоренности и применяемой системы борьбы с сорными растениями.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru