Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №15/2009

Элективные курсы

Н. А. Коловская

Загадки живой клетки

Программа элективного курса

Пояснительная записка

Предлагаемый элективный курс содержит сведения о клетке – элементарной единице живой природы – и предназначен для учащихся профильных классов, проявляющих интерес к цитологии и биохимии. Предлагаемый элективный курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Изучение элективного курса поможет в выборе дальнейшего обучения и профессиональной деятельности.

Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений по избранной теме, отрабатывают технику эксперимента.

Элективный курс рассчитан на 35 ч. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение семинаров и лабораторных работ.

Цель курса: углубленное изучение строения и свойств клетки, необходимое для комплексного осмысления биологических фактов, явлений и процессов.

Задачи курса: формирование умения выявлять, раскрывать, использовать связь строения и функции клетки при рассмотрении биологических процессов и явлений; закрепление навыков и умений, необходимых для проведения лабораторных работ; привлечение учащихся к самостоятельной работе с дополнительной литературой; стимулирование познавательной деятельности учащихся, интересующихся цитологией и биохимией; формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии.

Основная концепция курса: использование комплексного подхода при изучении организмов на разных уровнях организации, формирование эволюционного мышления.

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

– устройство микроскопа и приемы работы с ним;
– положения клеточной теории;
– сходство и различия растительной и животной клеток;
– роль различных химических соединений в клетке;
– основные компоненты и органоиды клетки;
– особенности строения клеток прокариот и эукариот;
– нарушения обмена белков, углеводов;
– значение отдельных минеральных элементов.

Учащиеся должны уметь:

– работать с микроскопом;
– называть основные части клетки, узнавать их на схемах, фотографиях;
– изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;
– правильно оформлять лабораторные работы;
– самостоятельно работать с дополнительной литературой и использовать современные технологии.

Статья опубликована при поддержке электронного курса подготовки к ЕГЭ по математике. ЕГЭ по математике базовый уровень и профильный уровень. Видео-лекции, онлайн-презентации и удобные тесты для подготовки к ЕГЭ 2016. Быстрая и эффективная подготовка к ЕГЭ по математике для поступления в ведущие ВУЗы России. Подробнее смотрите на сайте, который располагается по адресу: "егэ-по-математике.онлайн".

Содержание курса

Тема 1. Клетка: история изучения (3 ч)

Урок № 1. Введение в цитологию клетки. Клетка – целостная система. История изучения клеток. Задачи современной цитологии.

Урок № 2. Создание клеточной теории. Методы изучения клетки. Параллелизм в эволюции микроскопической техники и уровня цитологических исследований.

Урок № 3. Лабораторная работа № 1. «Устройство микроскопа и техника микроскопирования».

Тема 2. Химия клетки (8 ч)

Урок № 1. Химические элементы в составе клетки. Особенности химического состава живого. Ионы в клетке и организме. Содержание химических соединений в клетке. Роль воды в живой системе.

Урок № 2. Органические соединения. Химия белков. Белки – коллоиды, белки – амфотерные электролиты, белки – гидрофильные соединения.

Лабораторная работа № 2. «Доказательство биокаталитической функции белков-ферментов».

Урок № 3. Незаменимые аминокислоты. Патологические явления при отсутствии в пище белков и нарушениях белкового обмена.

Урок № 4. Лабораторная работа № 3. «Обнаружение белков в биологических объектах».

Урок № 5. Углеводы – самые распространенные органические вещества на Земле. Связь строения углеводов с биологическими функциями. Патологии, связанные с нарушением обмена углеводов в организме: уровень сахара в крови в норме и при патологиях, гипер- и гипогликемия, сахарный диабет.

Урок № 6. Лабораторная работа № 4. «Обнаружение углеводов в биологических объектах».

Урок № 7. Липиды. Роль липидов в появлении определенной автономности такой биологической системы, как клетка.

Лабораторная работа № 5. «Обнаружение липидов в биологических объектах».

Урок № 8. Нуклеиновые кислоты. Модель Уотсона и Крика.

Лабораторная работа № 6. «Выделение дезоксинуклеопротеида из ткани селезенки (печени). Качественная реакция на ДНК».

Тема 3. Общий план строения клетки (10 ч)

Урок № 1. Мембрана. Современная модель строения клеточной мембраны. Клеточная стенка, гликокаликс.

Урок № 2. Цитоскелет, его компоненты и функции в клетках разных типов.

Урок № 3. Мембранный транспорт.

Урок № 4. Эндоцитоз и рецепторная функция мембраны.

Уроки № 5–6. Мембранные органеллы клетки.

Уроки № 7–8. Немембранные органеллы клетки. Прокариоты и эукариоты. Животная и растительная эукариотическая клетка.

Лабораторная работа № 7. «Особенности строения прокариот и эукариот».

Урок № 9. Лабораторная работа № 8. «Физиологические свойства клеточной мембраны».

Урок № 10. Семинар. Перспективы развития мембранологии.

Тема 4. Метаболизм (6 ч)

Урок № 1. Источники энергии клетки. Гетеротрофы и автотрофы.

Урок № 2. Митохондрии – энергетические станции клетки. Схема биосинтеза АТФ.

Урок № 3. Механизм фотосинтеза. Хемосинтез.

Урок № 4. Биосинтез белков. Структура гена. Транскрипция.

Урок № 5. Рибосомы. Типы и структуры рибосом прокариот и эукариот.

Урок № 6. Трансляция. Регуляция транскрипции и трансляции. Эпигенетические факторы.

Тема 5. Ядерный аппарат и репродукция клеток (6 ч)

Урок № 1. Понятие о хроматине. Ядро эукариотической клетки. Кариоплазма.

Урок № 2. Жизненный цикл клетки. Репродукция клеток.

Урок № 3. Понятие о стволовых клетках.

Урок № 4. Старение и смерть клеток. Некроз и апоптоз. Рак.

Урок № 5. Лабораторная работа № 9. «Митоз в клетках корешка лука».

Урок № 6. Семинар.

Тема 6. Эволюция клетки (2 ч)

Уроки № 1–2. Теория эволюции прокариот и эукариот. Итоговая конференция «Первичные этапы биологической эволюции».

Лабораторная работа № 1. «Устройство светового микроскопа и техника микроскопирования»

Цель работы: на основе знаний устройства светового микроскопа освоить технику микроскопирования и приготовления временных микропрепаратов. Ознакомиться с правилами оформления лабораторной работы.

Оборудование: микроскоп на каждого ученика. Предметные и покровные стекла, пипетки, стаканчики с водой, вата, фильтровальная бумага, пинцеты, ножницы, тетрадь, альбом. Схема устройства микроскопа и его частей.

Ход работы

Рассмотрите основные части микроскопа: механическую, оптическую и осветительную.

К механической части относятся: штатив, предметный столик, тубус, револьвер, макро- и микрометрические винты.

Оптическая часть микроскопа представлена окуляром и объективами. Окуляр (лат. okulus – глаз) находится в верхней части тубуса и обращен к глазу. Это система линз, заключенных в гильзу. По цифре на верхней поверхности окуляра можно судить о кратности его увеличения (×7, ×10, ×15). При необходимости окуляр можно вынуть из тубуса и заменить на другой. На противоположной стороне тубуса – вращающаяся пластина, или револьвер (лат. revolvo – вращаю), в которой находятся гнезда для объективов. Объектив – система линз, они имеют различную кратность. Различают объектив малого увеличения (×8), объектив большого увеличения (×40) и иммерсионный объектив для изучения мелких объектов (×90). Общее увеличение микроскопа равно увеличению окуляра, умноженному на увеличение объектива.

Осветительная часть состоит из зеркала, конденсора и диафрагмы.

Конденсор находится между зеркалом и предметным столиком. Он состоит из двух линз. Для перемещения конденсора предназначен специальный винт. При опускании конденсора освещенность уменьшается, при поднимании – увеличивается. Меняя положение пластинок диафрагмы, с помощью специальной ручки можно также регулировать освещение.

Задание: зарисовать микроскоп и пометить его части.

Правила работы с микроскопом

1. Установить микроскоп штативом к себе, предметным столиком от себя.

2. Поставить в рабочее положение объектив малого увеличения.

3. Глядя в окуляр левым глазом, вращайте зеркало в разных направлениях, пока поле зрения не будет освещено ярко и равномерно.

4. Положите на предметный столик приготовленный препарат (покровным стеклом вверх), чтобы он находился в центре отверстия предметного столика.

5. Под визуальным контролем (смотреть не в окуляр, а сбоку) медленно опустить тубус с помощью макровинта, чтобы объектив находился на расстоянии 2 мм от препарата.

6. Глядя в окуляр, медленно поднимать тубус, пока не появится изображение объекта.

7. Для того чтобы перейти к рассмотрению объекта при большом увеличении микроскопа, надо отцентрировать препарат, т.е. поместить объект в центр поля зрения.

8. Вращая револьвер, перевести в рабочее положение объектив большого увеличения.

9. Опустить тубус под визуальным контролем почти до соприкосновения с препаратом.

10. Глядя в окуляр, медленно поднимать тубус, пока не появится изображение.

11. Для тонкой фокусировки использовать микроскопический винт.

12. При зарисовке препарата смотреть в окуляр левым глазом.

Задание: переписать правила работы с микроскопом в тетрадь для лабораторных работ.

Методика приготовления временного препарата

1. Взять предметное стекло, держа его за боковые грани, положить на стол.

2. Поместить в центр стекла объект, например кусочки ваты длиной 1,5 см. Пипеткой нанести на объект одну каплю воды.

3. На предметное стекло положить покровное стекло. Убрать лишнюю воду кусочком фильтровальной бумаги.

4. Рассмотреть готовый препарат.

5. Зарисовать в альбом, как выглядят волокна ваты при малом и большом увеличениях.

Микроскопирование простейших

Из давно не чищенного аквариума взять каплю вместе с веточкой растения или листочком ряски и рассмотреть под микроскопом при малом увеличении. Обычно видны разнообразные простейшие: инфузории туфельки, амебы – свободно живущие и прикрепленные к водоросли (сувойки). В воде могут быть и многоклеточные организмы – мелкие черви и ракообразные (циклопы, дафнии). Рассматривая этот препарат, можно потренироваться в наведении микроскопа на движущиеся объекты.

Правила оформления лабораторной работы

Необходимым элементом микроскопического изучения объекта является его зарисовка в альбом. Для этого надо иметь альбом 21×30 см и карандаши (простой и цветные). Для записи текстового материала и выполнения схем необходима тетрадь.

1. Рисовать можно только на одной стороне листа.

2. До начала зарисовки вверху страницы записать название темы.

3. Рисунок должен быть крупным, детали хорошо различимы.

4. Рисунок должен правильно отображать формы, соотношение объема и размеров отдельных частей и целого.

Сначала надо нарисовать контур объекта (крупно), затем внутри – контуры деталей и после этого четко вырисовать их.

5. Рисовать, четко повторяя все линии объекта. Для этого надо не отрывать глаз от микроскопа, а только переключать внимание с объекта на рисунок (этому надо учиться).

6. К каждому рисунку надо дать обозначение частей. Все надписи должны быть параллельны друг другу. К отдельным частям объекта ставят стрелочки, против каждой пишется название части объекта.

Лабораторная работа № 2. «Доказательство биокаталитической функции белков-ферментов»

Цель работы: доказать каталитическое действие белков-ферментов, показать их высокую специфичность, оптимальная активность в физиологических условиях.

Оборудование: штатив с пробирками, пипетки на 1 мл, водяная баня, термостат; 1% раствор крахмала, 1% раствор йода в йодиде калия, 5% раствор сульфата меди, 10% раствор гидроксида натрия, 2% раствор сахарозы, 0,2% раствор соляной кислоты, раствор слюны, разведенной водой в 5 раз (к 1 объему слюны добавить 4 объема воды).

Ход работы

1. Ферментативный гидролиз крахмала

В качестве фермента, гидролизующего крахмал на его составные части (мальтозу, глюкозу), выступает амилаза слюны. Результаты опыта оцениваются с помощью цветных реакций – с йодом и реакции Троммера (качественная реакция на глюкозу). Негидролизованный крахмал дает синее окрашивание с йодом и отрицательную реакцию Троммера. Продукты гидролиза крахмала не дают реакции с йодом, но дают окрашивание в реакции Троммера.

Объемы можно измерять каплями: 1 капля – это приблизительно 0,2 мл.

1. Взять две пробирки (№ 1 и № 2) и в каждую внести по 10 капель 1% раствора крахмала.

2. В пробирку № 1 добавить 4 капли воды (контроль), содержимое осторожно перемешать и поставить пробирку на водяную баню или в термостат при 37 °С на 20 мин.

3. Через 5 мин в пробирку № 2 внести 4 капли разбавленного раствора слюны и тоже поставить в термостат на 20 мин,

4. После выдержки в термостате из пробирки № 1 перенести по 4 капли в 2 разные пробирки.

5. В одну из пробирок добавить 1 каплю 1% раствора йода в йодиде калия, в другую – 1 каплю 5% раствора сульфата меди и 4 капли 10% раствора гидроксида натрия и эту пробирку осторожно нагреть до кипения.

6. То же повторить с содержимым пробирки № 2.

В присутствии воды гидролиза крахмала не происходит, и в реакции с йодом должно появиться синее окрашивание крахмала, а в реакции Троммера раствор должен остаться голубого цвета. Амилаза слюны гидролизует крахмал до глюкозы: реакции с йодом нет, а в реакции Троммера происходит окрашивание сначала в желтый (образование CuOH), а затем в кирпично-красный цвет (образование Cu(OH)2).

2. Специфичность действия ферментов

Каждый фермент действует только на одно вещество или группу сходных субстратов. Это обусловлено соответствием структуры фермента (его активного центра) и структуры субстрата. Например, амилаза действует только на крахмал, а сахараза только на сахарозу.

1. Приготовление раствора сахаразы. Взять 10 г свежих или 3 г сухих пекарских дрожжей, растереть в фарфоровой ступке с 6 мл дистиллированной воды, добавить 20 мл воды и профильтровать через вату (хранить в холодильнике).

2. Приготовление раствора амилазы. Отмеряют 50 мл дистиллированной воды и ополаскивают ею рот в 2–4 приема в течение 3–5 мин. Собранную жидкость фильтруют через вату и используют в качестве раствора амилазы.

3. Взять 4 пробирки. В пробирки № 1 и № 2 внести по 10 капель 1% раствора крахмала. В пробирки № 3 и № 4 внести по 10 капель 2% раствора сахарозы. В пробирки № 1 и № 3 добавить по 5 капель раствора амилазы. В пробирки № 2 и № 4 внести по 5 капель раствора сахаразы. Перемешать и выдержать в термостате при температуре 38–40 °С 15 мин.

С содержимым всех четырех пробирок провести реакции с йодом и Троммера. Заполнить таблицу.

Таблица. Определение специфичности действия ферментов

№ пробирки

Субстрат

Фермент

Реакция с йодом

Реакция Троммера

1
2
3
4

Крахмал
Крахмал
Сахароза
Сахароза

Амилаза
Сахараза
Амилаза
Сахараза

 

 

В выводах надо отметить, в какой пробирке и при каких условиях обнаружено действие ферментов и почему.

3. Влияние pH среды на активность ферментов

Для каждого фермента существует определенное значение реакции среды, при котором он проявляет максимальную активность. Изменение pH среды вызывает снижение или полное торможение деятельности фермента.

В 8 пробирок прилить по 1 мл дистиллированной воды. В пробирку № 1 внести 1 мл 0,2% раствора соляной кислоты, перемешать. Отобрать 1 мл смеси из пробирки № 1 и перенести в пробирку № 2, перемешать, 1 мл перенести в пробирку № 3 и т.д. Из пробирки № 8 отобрать 1 мл и вылить. Получим среды с различными значениями pH. Значения pH можно проконтролировать pH-метром или по универсальной индикаторной бумаге.

В каждую пробирку добавить по 2 мл 1% раствора крахмала и по 1 мл раствора амилазы (см. выше). Пробирки встряхнуть и поставить в термостат при 37 °С на 15 мин.

После охлаждения добавить во все пробирки по одной капле 1% раствора йода в йодиде калия. Полный гидролиз произойдет в пробирках № 5 и № 6, где pH среды раствора находится в пределах 6,8–7,2, т.е. в оптимальных для действия амилазы условиях.

Лабораторная работа № 3. «Обнаружение белков в биологических объектах»

Цель работы: доказать присутствие в биологических объектах белков.

Оборудование: штатив с пробирками, пипетка, водяная баня, капельница; раствор яичного белка; 10% раствор NaOH, 1% раствор сульфата меди, 0,5% водный раствор нингидрина; азотная кислота (концентрированная).

Ход работы

1. Биуретовая реакция для определения пептидных связей.

Метод основан на способности пептидной связи в щелочной среде образовывать с сульфатом меди окрашенные комплексные соединения.

В пробирку внести 5 капель 10% раствора яичного белка (белок фильтруют через марлю, затем разводят дистиллированной водой 1:10), три капли 10% раствора гидроксида натрия и 1 каплю 1% раствора сульфата меди и перемешать.

Содержимое пробирки приобретает сине-фиолетовое окрашивание.

2. Нингидриновая реакция.

Белки, полипептиды и свободные аминокислоты дают с нингидрином синее или фиолетовое окрашивание.

В пробирку внести 5 капель 10% раствора яичного белка, прилить 5 капель 0,5% водного раствора нингидрина и нагреть. Через 2–3 мин развивается розовое или сине-фиолетовое окрашивание.

3. Ксантопротеиновая реакция (греч. xantos – желтый). С помощью этой реакции в белке обнаруживают аминокислоты, содержащие бензольные кольца (триптофан, тирозин др.).

В пробирку внести 5 капель 10% раствора яичного белка, добавить 3 капли концентрированной азотной кислоты (осторожно) и нагреть. После охлаждения в пробирку добавить 5–10 капель 10%  раствора едкого натра до появления оранжевого окрашивания (оно связано с образованием натриевой соли циклических нитросоединений).

Кристаллы в клетках растений

Лабораторная работа № 4. «Обнаружение углеводов в биологических объектах»

Цель работы: доказать присутствие углеводов в биологических объектах.

Оборудование: штатив с пробирками; пипетки, водяная баня; 1% раствор крахмала, 1% раствор сахарозы, 1% раствор фруктозы, 1% раствор йода (в растворе йодида калия); 1% спиртовой раствор нафтола, 1% спиртовой раствор тимола; серная кислота (концентрированная); реактив Селиванова (0,5 г резорцина в 100 мл 20% соляной кислоты).

Ход работы

1. Обнаружение крахмала.

В пробирку внести 10 капель 1% раствора крахмала и одну каплю 1% раствора йода в йодиде калия. Содержимое пробирки приобретает сине-фиолетовое окрашивание.

2. Обнаружение углеводов.

С помощью реакции с нафтолом или тимолом обнаруживаются незначительные количества углеводов или углеводные компоненты в сложных соединениях.

В две пробирки внести по 10 капель 1% раствора сахарозы. В одну пробирку добавить 3 капли 1% спиртового раствора нафтола. В другую пробирку – 3 капли 1% спиртового раствора тимола. В обе (осторожно) налить по 0,5 мл концентрированной серной кислоты и на границе двух жидкостей наблюдать фиолетовое окрашивание в пробирке с нафтолом и красное в пробирке с тимолом.

3. Обнаружение фруктозы (реакция Селиванова).

Фруктоза при нагревании с соляной кислотой и резорцином дает вишнево-красное окрашивание.

В пробирку налить 10 капель реактива Селиванова, 2 капли 1% раствора фруктозы и осторожно нагреть. Наблюдается красное окрашивание.

Лабораторная работа № 5. «Обнаружение липидов в биологических объектах»

Цель работы: доказать присутствие липидов в биологических объектах.

Оборудование: штатив с пробирками, водяная баня, пипетка, стеклянные стаканчики, палочки, марля; желток куриного яйца, 1% раствор холестерина в хлороформе; концентрированная серная кислота, ацетон.

Ход работы

1. Обнаружение лецитина.

Лецитин относится к группе фосфолипидов, входит в состав клеточных мембран, составляет основную массу мозговой ткани. Лецитин не растворяется в воде и ацетоне, но хорошо растворяется в этиловом спирте, эфире и хлороформе.

В стаканчик поместить часть желтка куриного яйца. Помешивая палочкой, по каплям прилить горячий этиловый спирт (из расчета 80 мл на целый желток). Спирт нагревать только на водяной бане! Когда раствор остынет, отфильтровать его в сухую колбу. Фильтрат должен быть прозрачным. Его нужно использовать сразу же.

В сухую пробирку внести 10 капель ацетона и по каплям добавить спиртовой раствор лецитина. Выпадает белый осадок.

2. Обнаружение холестерина.

Холестерин – жироподобное вещество, для организма имеет большое значение. Входит в мембраны многих органов и тканей, является предшественником желчных кислот, витамина D, половых гормонов, гормонов коры надпочечников. Реакция Сальковского основана на том, что под действием концентрированной серной кислоты происходит дегидратация холестерина с образованием холестерилена, имеющего красную окраску.

В сухую пробирку внести 15–20 капель 1% хлороформного раствора холестерина и (осторожно) по стенке сосуда добавить 0,5 мл концентрированной серной кислоты. На границе жидкостей появляется красное кольцо.

Лабораторная работа № 6. «Выделение дезоксинуклеопротеида из ткани селезенки (печени). Качественная реакция на ДНК»

Цель работы: доказать, что нуклеиновые кислоты в большом количестве содержатся в виде соединений с белками (дезоксинуклопротеиды – ДНП) в тканях, богатых ядрами (селезенка, зобная железа, печень и т.п.).

Оборудование: штатив с пробирками, ступка с пестиком, стеклянный порошок или промытый песок, кристаллизатор, мерные цилиндры на 50 мл и 300 мл, пипетки вместимостью 1 мл, деревянные палочки с насечками, водяная баня, марля для фильтрования; 5% раствор хлорида натрия (содержащий 0,04% трехзамещенного фосфата), 0,4% раствор гидроксида натрия; дифениламиновый реактив; селезенка (печень) свежая или мороженая; РНК дрожжевая, свежеприготовленный 0,1% раствор.

Ход работы

1. Выделение дезоксинуклеопротеида (ДНП) из ткани селезенки (печени).

Метод основан на способности ДНП растворяться в солевых растворах большой ионной силы и выпадать в осадок при снижении их концентрации.

В ступке с небольшим количеством стеклянного порошка тщательно растереть 2–3 г ткани, постепенно приливая раствор хлорида натрия порциями по 10–15 мл (всего расходуют около 40 мл раствора) в течение 12–15 мин.

Полученный вязкий раствор профильтровать через два слоя марли в кристаллизатор. Цилиндром отмерить шестикратный (по отношению к фильтрату) объем дистиллированной воды и, медленно помешивая деревянной палочкой, вылить в фильтрат. Образовавшиеся нити ДНП наматываются на палочку, после чего их можно перенести в пробирку для дальнейшего использования.

2. Качественная реакция на ДНК.

Метод основан на способности дезоксирибозы, которая входит в ДНК дезоксирибонуклеопротеидов, образовывать соединения синего цвета с дифениламином при нагревании в среде, которая содержит смесь ледяной уксусной и концетрированной серной кислот. С рибозой РНК аналогичный реактив дает зеленое окрашивание.

Приготовление дифениламинового реактива: 1 г дифениламина растворить в 100 мл ледяной уксусной кислоты, к раствору прибавить 2,75 мл концентрированной серной кислоты.

К 1/4 части осадка ДНП прилить 1 мл 0,4% раствора гидроксида натрия (до растворения). Добавить 0,5 мл дифениламинового реактива. Содержимое пробирки перемешать и поставить на кипящую водяную баню на 15–20 мин. Отметить характерное окрашивание.

Лабораторная работа № 7. «Особенности строения клеток прокариот и эукариот»

Цель работы: на основе изучения клеток бактерий (прокариот), растений и животных (эукариот), обнаружить основные черты сходства в строении бактерий, животных и растений как показатель единства организации живых форм.

Оборудование: микроскоп; предметные и покровные стекла; пипетки, стаканы с водой, пинцеты, скальпели, раствор йода, водный раствор туши; фуксин, раствор метиленового синего, кусочки мяса, рыбы или белок яйца, лук репчатый; таблица строения бактериальной, растительной и животной клеток.

Ход работы

1. Заранее приготовить настои из различных продуктов: мяса, рыбы, белка яйца.

Небольшое количество материала измельчить и поместить в колбу, добавить мела на кончике скальпеля. Залить водой на 2/3 объема. Колбу с настоем выдержать в тепле (в темном месте) 3–5 дней. За это время в среде накапливается много разнообразных бактерий.

2. На предметное стекло поместить каплю настоя. Препарат рассмотреть, пользуясь объективом ×40, но можно попробовать и ×90 (временный препарат готовят по правилам, описанным в предыдущей работе).

3. Добавить каплю туши. На общем фоне клетки бактерий неокрашенные.

4. Зарисовать клетки бактерий.

5. Приготовить временный препарат растительной клетки. Ядра в неокрашенных клетках не видны.

От кусочка луковицы отделить мясистую чешуйку. На внутренней стороне находится тонкая пленка, которую надо снять и отрезать. Положить кусочек пленки на предметное стекло, набрать пипеткой раствор йода, капнуть на пленку, накрыть покровным стеклом.

Можно приготовить препарат листа элодеи, в котором видны хлоропласты – пластиды зеленого цвета.

6. Рассмотреть препарат при малом увеличении. Крупные округлые ядра в клетках окрашены йодом в желтый цвет.

7. Перевести микроскоп на большое увеличение и найти оболочку клетки. В ядре можно заметить 1–2 ядрышка, иногда видна зернистая структура цитоплазмы. Неокрашенные пустоты в цитоплазме клеток представляют собой вакуоли.

8. Зарисовать несколько клеток. Обозначить: оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоли (если они видны).

9. На готовом препарате рассмотреть животные клетки, зарисовать. На рисунке должны быть обозначены: оболочка, цитоплазма, ядро.

10. Провести совместное обсуждение. Какие положения клеточной теории можно подтвердить результатами проведенной работы?

Лабораторная работа № 8. «Физиологические свойства клеточной мембраны»

Цель работы: показать, что клеточная мембрана обладает избирательной проницаемостью, продемонстрировать роль мембраны в процессе фагоцитоза и пиноцитоза, а также ознакомиться с плазмолизом клетки – процессом отделения протопласта (содержимого клетки) от клеточных стенок.

Оборудование: микроскопы, покровные и предметные стекла, скальпели, препаровальные иглы, фильтровальная бумага, пипетки, тушь; культура инфузорий или амеб, культура ткани на питательной среде, кусочки листьев элодеи; растворы: хлорида калия, хлорида кальция, хлорида магния,
2% раствор альбумина, 10% раствор хлорида натрия; дистиллированная вода.

Ход работы

1. В 10% раствор хлорида натрия или калия поместить инфузорий, амеб или кусочки культивируемой ткани. Приготовить препарат для микроскопа. Можно увидеть сморщивание клеток, которое указывает на проницаемость клеточной оболочки. В данном случае вода из клетки выходит в окружающую среду.

2. Перенести клетки в каплю дистиллированной воды или оттянуть из-под покровного стекла раствор при помощи фильтровальной бумаги и заменить его на дистиллированную воду. Пронаблюдать, как клетки набухают, т.к. в них поступает вода.

3. Поместить инфузорий или кусочки культивируемой ткани в раствор хлорида кальция или хлорида магния небольшой концентрации. Инфузории и культивируемые клетки продолжают жить. Ионы кальция и магния понижают проницаемость клеточной оболочки. Передвижение воды через оболочку не происходит.

4. Поместить амеб в каплю 2% раствора альбумина (белок куриного яйца). Приготовить препарат для микроскопа. Через некоторое время на поверхности амеб образовываются пузырьки, выпячивания, канальцы. Создается впечатление, что поверхность амеб «кипит». Это сопровождается интенсивным движением жидкости у поверхности мембраны. Капли жидкости окружаются выступами цитоплазмы, которые затем смыкаются. Пиноцитозные пузырьки иногда появляются внезапно. Это говорит о том, что капельки жидкости вместе с растворенными в ней веществами захватываются быстро. Пиноцитоз вызывают вещества, которые понижают поверхностное натяжение клеточной оболочки. Например, аминокислоты, некоторые соли.

В каплю жидкости, в которой находятся амебы, ввести немного туши. Приготовить препарат. Через некоторое время амебы начинают медленно передвигаться в сторону крупинок туши, выпуская псевдоподии (ложноножки). Крупинки туши прикрепляются к поверхности псевдоподий, окружаются ими и через некоторое время оказываются погруженными в цитоплазму. Под микроскопом наблюдается явление фагоцитоза у амебы.

Литература для учителя

1. Вельш У., Шторх Ф. Введение в цитологию. Перевод с нем. – М.: Мир, 1986.
2. Заварзин А.А. и др. Биология клетки. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1992.
3. Свенсон К., Уэбстер П. – М.: Мир, 1982.
4. Лямб М. Биология старения. – М.: Мир, 1980.
5. Маркосян А.А. Физиология. – М.: Медицина, 1968.
6. Либерман Е.А. Живая клетка. – М.: Мир, 1987.
7. Ермолаев М.В. Биологическая химия. – М.: Медицина, 1984.
8. Рувинский А.О. Общая биология. – М.: Просвещение, 1993.

Литература для учащихся

1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3 т. – М.: Мир, 1993.
2. Де Дюв К. Путешествие в мир живой клетки. – М.: Мир, 1982.
3. Либерман Е.А. Живая клетка. – М.: Мир, 1987.
4. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М.: Мир, 1988.

Рейтинг@Mail.ru