Человек и его здоровье

О. А. Попова

Онтогенез и репродуктивное здоровье человека

Системный подход в решении проблем внутриутробного развития и абортов на занятиях Объединения дополнительного образования

Педагогический марафон 2009

Мы многому учим детей в общеобразовательной школе, гимназических и лицейских классах: иностранным языкам и риторике, экономике и логике. Но при современном уровне развития науки, информатизации образовательного пространства и с учетом акселерации учащихся нельзя не говорить о проблемах, возникающих в ходе изучения темы по эмбриогенезу, в том числе об абортах. Иначе через Интернет или от уличных «профессоров» они получат эту информацию в самой извращенной форме.

Было бы прекрасно, если бы эта проблема обсуждалась во всех учебниках биологии в старших классах. Кроме как в школе, грамотные и научно обоснованные знания по этой теме детям получить негде. Пока информация об абортах вошла лишь в некоторые школьные учебники, например учебник А.Г. Драгомилова для 8-го класса. Но, упомянув о вреде искусственного прерывания беременности, мы, учителя, должны объяснить, чем конкретно вреден аборт. Говорим же мы о вреде курения, изучая дыхательную систему, и демонстрируем при этом снимки изуродованных легких.

На занятиях Объединения дополнительного образования констатируется факт: аборт наносит не только телесный, физический и психический вред женщине, но это и убийство ее собственного ребенка. Подтверждает этот факт новая современная медицинская техника, позволяющая увидеть путь, который проходит человек от зачатия до рождения: на 5-й неделе можно записать кардиограмму сердца; на 6-й неделе ребенок вытягивает и поворачивает голову, двигает руками и ногами, с помощью электроэнцефалографа могут быть записаны его мозговые импульсы. Это является юридическим доказательством, что человек живой, при этом аборты официально разрешены и продолжают проводиться по 12-ю неделю включительно. А на 12-й неделе малыш узнает голоса родителей, улыбается, реагирует на поглаживания, у ребенка сформированы все системы органов. По приказу Минздрава РФ с 1992 г., если вес ребенка составляет не менее 500 г, он регистрируется в органах ЗАГСа.

С большим интересом на занятиях кружка воспринимают учащиеся историю о шведской студенческой семье. На весь период беременности в организм будущей матери была встроена микровидеокамера, сконструированная японскими учеными, с помощью которой фиксировались взаимоотношения малыша и мамы в различных жизненных ситуациях. Ребенку – 5 месяцев с момента зачатия.

Ситуация первая: будущая мама-студентка не успела поесть, т.к. сдает экзамен, к плаценте поступает недостаточное количество питательных веществ. Как же малыш реагирует на эту проблему? Он захватывает ртом большой палец своей маленькой ножки вместо пустышки и успокаивается.

Ситуация вторая: мама огорчилась во время сдачи экзамена. Камера фиксирует: ребенок плачет, только слез не видно, так как он находится в своем маленьком мирке – океанчике околоплодных вод, его не слышно, но мимика говорит о том, что ему плохо.

Ситуация третья: папа-студент подарил будущей маме цветок. Какова реакция малыша? Он улыбается, как будто цветок подарили ему. А значит, он получает положительные эмоции, при этом у него нормально формируется психика и нервная система в целом. Наверное, не зря беременным в древности говорили знахарки: «Смотри на красивое – ребенок родится красивый». И они были правы, ведь любой здоровый, спокойный, добродушный и улыбающийся малыш всегда красив.

Далее на занятиях демонстрируется фильм «Пусть он увидит Солнце».

Обидеть малое дитя – грех, а уничтожить маленького человечка, который не может оказать никакого сопротивления, – смертный грех. В фильме «Безмолвный крик» мои ученики увидели, как во время аборта ребенок пытается спрятаться куда-нибудь от страшных инструментов, стремящихся уничтожить его, и безмолвно кричит. До глубины души их возмущает эта жестокая процедура. Сколько гневных слов они высказывали после просмотра этого фильма в адрес женщин и врачей, участвующих в убийстве нерожденных детей. Ведь с момента зачатия – это человек, который раньше не существовал в истории и никогда не будет существовать снова.

Не важно какую стадию эмбриогенеза мы с ребятами обсуждаем на занятиях Объединения дополнительного образования: зигота, эмбрион, плод – все это означает крошечного ребенка в утробе матери на разных стадиях развития. Лоно матери – это первый из миров, в котором каждый из нас живет на этом свете.

В США успешно работает программа «Роди и отдай»: если ты несовершеннолетняя и по финансово-экономическим причинам не сможешь содержать ребенка, а поддержки от родителей нет; если произошел в организме сбой и не сформировался материнский инстинкт; если родился больной ребенок, которого ты не хочешь брать домой, и т.д.

С ребятами мы проводим дискуссии об этических, нравственных и юридических проблемах, связанных с «ненужными» детьми, детьми-отказниками. Я зачитываю в качестве затравки вопрос известного французского специалиста Жерома Лежена, заданный им коллегам на конференции акушеров-гинекологов: «Что бы вы, уважаемые коллеги, посоветовали в данном случае? Один ребенок родился слепым, другой родился глухим, еще один ребенок болен туберкулезом. Сама мать больна туберкулезом, и она снова беременна». Коллеги в один голос возмущенно выдохнули: «Аборт!» Тогда Лежен произнес: «Ребенком, который родился от этой беременности, был Людвиг ван Бетховен».

А позже констатирую исторический факт. В конце XIX в. в Австрии родились два малыша: мальчик с громким голосом и тихая девочка с синдромом Дауна. Это начало двух жизней, а итог? Мальчик – это Адольф Гитлер, со всеми вытекающими разрушительными последствиями мирового масштаба, а ласковая трудолюбивая девочка украсила старость своих родителей.

Мои ученики воспринимают изучаемые темы с сочувствием и пониманием, никогда никаких усмешек и сарказма, полное доверие и открытость – будь то двоечник или отличник, хулиган или примерный ученик, холерик или сангвиник...

Многие проблемы онтогенеза и репродуктивного здоровья человека мы разбираем на занятиях Объединения дополнительного образования в 9–11-х классах. Программа Объединения рассчитана на 76 ч. Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 ч. Форма работы – групповая, включающая практические занятия, лекции, дискуссии, деловые игры, вечера, конференции, семинары.

Главная цель нашего объединения – сформировать личную нравственную ответственность учащихся за демографическую ситуацию в России, дать знания о репродуктивном, физическом и морально-нравственном здоровье человека. На занятиях планируется рассмотреть взаимосвязь между репродуктивным здоровьем и демографической ситуацией, обсудить проблему восстановления нравственных ценностей семьи и брака, осознать ответственность за рождение здоровых детей и их воспитание. Углубленно изучаются процессы эмбриогенеза, его индукция и регуляция, рассматриваются проблемы аборта и их пагубное влияние.

Все занятия проводятся по модели «Поиск–открытие–творчество», то есть реализуется проблемно-развивающее обучение, так как в процессе изучения курса ребята приобретают не только дополнительные теоретические знания по биологии, но и практические умения, лежащие за рамками программы.

Тематическое планирование курса

Раздел I. Репродуктивное здоровье и онтогенез человека (20 ч)

Занятие 1. Репродуктивное здоровье (дискуссия с элементами беседы).
Занятие 2. Размножение организмов и его формы.
Занятие 3. Онтогенез и его периоды.
Занятие 4. Эмбриогенез.
Занятие 5. Гаметогенез. Овогенез. Сперматогенез. Оплодотворение.
Практическая работа № 1 «Составление сравнительной таблицы по фотографиям различных стадий гаметогенеза».
Занятие 6. Зигота. Типы зигот. Дробление.
Занятие 7. Гаструляция. Процессы, обеспечивающие гаструляцию.
Занятие 8. Органогенез. Нейрула. Зародышевые листки и их производные.
Практическая работа № 2 «Сопоставление фотографий различных стадий эмбриогенеза».
Занятие 9. Эмбриональная индукция и регуляция эмбриогенеза.
Занятие 10. Постэмбриогенез. Партеногенез. Нарушение онтогенеза. Старение. Проблемы геронтологии (дискуссия по теме с элементами практики).

Раздел II. Этика и психология семейных отношений с позиций репродукции (24 ч)

Занятие 11. Переходный возраст.
Занятие 12. Целомудрие. Гражданский и церковный браки, сожительство.
Занятие 13. Любовь, влюбленность, страсть.
Практическая работа № 3 «Различие понятий».
Занятие 14. Вступление в брак. Нравственные ценности.
Занятие 15. Зачатие.
Занятие 16. Дети. Ответственность за их воспитание.
Занятие 17. Грехи против семьи.
Занятие 18. Аборт. Противозачаточные средства.
Занятие 19. Практическая работа № 4 «Планирование семьи».
Занятие 20. Дискуссия «Кто глава семьи?».
Занятие 21. Семинар «О мужественности и женственности».
Занятие 22. Внутренний уклад семьи.

Раздел III. Феномен человека (10 ч)

Занятие 23. Природа человека.
Занятие 24. Сознание человека.
Практическая работа № 5 «Возможности высшей нервной деятельности человека».
Занятие 25. Вера, мнение и знание.
Занятие 26. Душа человека.
Занятие 27. Лики любви.

Раздел IV. Феномен общества (12 ч)

Занятие 28. Человек в поисках идеала.
Занятие 29. Два мира: сущий и должный.
Занятие 30. Социальная деятельность человека. Общественный идеал.
Занятие 31. Политическая деятельность человека. Идеальное государство.
Занятие 32. Хозяйственно-экономическая деятельность человека.
Практическая работа-эссе № 6 «Что я могу сделать для России?».
Занятие 33. Труд и бережливость.

Раздел V. Феномен личности (8 ч)

Занятие 34. Право на жизнь.
Занятие 35. Жизнь и смерть.
Занятие 36. Право на бессмертие.
Занятие 37. «На свете счастья нет...», «Нет, весь я не умру...».

Раздел VI. Демография России. Нравственное и репродуктивное здоровье человека (2 ч)

Занятие 38. Конференция на тему «Демография России. Репродукция человека» (по материалам Центра планирования семьи и православного медико-просветительского центра «Жизнь»).

Краткое содержание программы

Раздел I. Репродуктивное здоровье и онтогенез человека

Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размножение. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организма – онтогенез. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Индукция и регуляция эмбриогенеза. Внутриутробное развитие организма и проблемы абортов. Причины нарушений развития организмов. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Профилактика наследственных заболеваний человека.

В разделе запланированы биологические исследования, составление схем скрещивания, выявление источников мутагенов в окружающей среде, анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в генной и клеточной инженерии. Раздел включает дискуссии и семинары по проблемам аборта и о его вреде.

Раздел II. Этика и психология семейных отношений

Этот раздел очень важен для старшеклассников. Ведь физиками и химиками станут лишь единицы, хотя эти предметы изучаются по несколько лет, семью же создавать будут практически все, хотя в школах об этом почти ничего не говорится. Мы коснемся нескольких тем, относящихся к интимной стороне брака. Сопоставим понятия «церковный брак», «гражданский брак» и «сожительство». Проведем дискуссию не тему: «Может ли брак быть вечным, есть ли верность и настоящая любовь?». Посмотрим фильмы «Не убий» и «Безмолвная любовь».

Обсудим книги В.Приселковой «Неудачное замужество и одинокое воспитание ребенка», А.Владимирова «Любовь и вера». Изучим внутренний уклад семьи в разные периоды существования России.

Раздел III. Феномен человека

В ходе дискуссии попытаемся с учащимися изложить свои воззрения и ответить на следующие вопросы.

• Каковы природа человека и его предназначение.
• Что значит для него мир и что он значит для мира?
• Что такое жизнь и смерть?
• Способен ли человек познать мир?
• Может ли человек победить зло?
• Спасет ли мир красота?

Рассмотрим возможности высшей нервной деятельности человека с помощью практических работ с заданиями-кодограммами.

Раздел IV. Феномен общества

Девиз этого раздела «Познай себя через свое место в этом мире». Мы рассмотрим общие закономерности природы и общества, осмыслим их значение в жизни человека. Учащиеся в группах проанализируют по карточкам-заданиям различные исторические ситуации, условия жизни людей в разных исторических формациях, многообразие интересов, потребностей, ценностные ориентации людей.

Сделаем вывод, что все эти различия порождают множество философских течений, учений, направлений, каждое из которых поможет оценить мир, общество и место человека в нем. Этот раздел заставит ребят задуматься о значимости для общества личности, таких факторов, как труд, бережливость, ответственность и творческий потенциал; ответить на вопрос: «Что я смогу сделать для своей страны и общества, чтобы они стали более совершенными?».

Раздел V. Феномен личности

Рассмотрим некоторые виды человеческой деятельности. Поможем найти смысл в жизни, а значит, проложим дорогу к истине, утвердим добро, постигнем красоту. Выявим с помощью тестов самые глубинные переживания личности.

Каждый учащийся окажется в центре диалога и размышлений о жизни и смерти, о праве на жизнь. Ряд идей, мыслей и фактов позволят выложить мозаику личностных переживаний. Итог размышлений – право на бессмертие: возможно ли оно?

Раздел VI. Демография России и репродукция

Вспомним демографическую ситуацию Севера и Юга планеты. Решая задачи, рассчитаем коэффициенты рождаемости, смертности, ежегодного естественного движения населения в различных городах нашей страны, покажем, что в России резко снизилась рождаемость.

Дадим определение понятию «депопуляция», разберем проблему замещения коренного населения эмигрантами. Подводя итоги семинара, сделаем вывод о социальной значимости повышения рождаемости и родительской ответственности за воспитание гармоничной, физически развитой, профессионально значимой, творческой личности ребенка, который станет успешным в жизни общества и государства в целом.

Завершит курс занятий объединения конференция на тему «Демография России. Репродукция человека».

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

1. Компьютерная информационная и обучающая система «Атлас морфологии человека с анатомией новорожденного и эмбриологией». – CD-ROM NOW, май, 1995.
2. Видеофильмы Медико-просветительского центра «Жизнь»: «Чудо жизни», «Пусть он увидит Солнце», «Безмолвный крик», «На столе», «Начало».

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта www.Grinchevskiy.Ru. На страницах сайта www.Grinchevskiy.Ru собрана большая коллекция исторических документов, записей речей и выступлений политических и государственных деятелей Соединенных Штатов Америки. Архив сайта www.Grinchevskiy.Ru включает в себя такие документы, как конституция и декларация независимости США, билль о правах, закон о ленд-лизе, Атлантическая хартия и многие другие материалы, оказавшие сильное влияние историю Америки и всего мира. Интернет проект www.Grinchevskiy.Ru будет полезен учащимся, педагогам и другим людям, интересующимся историей США.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антохин А.И. Анатомия и физиология человека. – М.: Мин-здрав РФ, РГМУ, 2004.
2. Берсенева Т.А. Вопросы репродуктивного здоровья в школьном курсе ОБЖ. – СПб., 2004.
3. Владимиров А. Любовь и вера. – М.: Благо, 2000.
4. Малышевский А.Ф. Мир человека. Учебное пособие для 10–11-х классов. – М.: Просвещение, 1994.
5. Невярович В.К. Терапия души. – М., 2000. 
6. Приселкова В. Неудачное замужество и одинокое воспитание ребенка. – М.: Благо, 2000.
7. Сборник материалов в защиту жизни. – М.: Центр «Жизнь», 2006. CD-ROM.
8. Татаринкова Л.Т. Российская школа здоровья и индивидуального развития детей. – СПб., 2004.
9. Шугаев И. Один раз на всю жизнь. – М., 2007.
10. Янушкевичус Р. Основы нравственности. – М.: Прогресс, 2000.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru