Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №8/2009

Абитуриенту

Г. И. Лернер

Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ

Продолжение. См. № 2, 3, 4, 5, 6, 7/2009

12. Почему появление хорды и позвоночника у животных считается ароморфозом?

Для ответа на этот и похожий вопросы нужно точно знать определение ароморфоза и понимать биологический смысл этого явления.

Элементы правильного ответа

1. Хорда (и впоследствии позвоночник) – это основа внутреннего скелета животных.
2. Возникновение внутреннего скелета позволило создать новый тип опоры тела и новый способ прикрепления мышц.
3. Появление внутреннего скелета обеспечило хордовым увеличение размеров тела, высокую дифференциацию его отделов и, прежде всего, опорно-двигательной системы.
4. В результате указанных изменений хордовые оказались на значительно более высоком уровне организации, чем беспозвоночные животные. Поэтому их появление можно считать результатом ароморфоза.

Ответьте самостоятельно

• Каким образом развитие нервной системы хордовых повлияло на их строение и поведение?
• В чем заключается усложнение строения кровеносной системы позвоночных животных?

13. Почему некоторые рыбы погибают после нереста?

Элементы правильного ответа

1. Многие виды рыб по пути к местам нереста не питаются и истощаются.
2. Икрометание требует больших затрат энергии.
3. Истощенные, обессиленные самки (например, кеты) погибают.
4. Некоторые виды рыб нерестятся вообще один раз в жизни.

Ответьте самостоятельно

• Приведите примеры существования заботы о потомстве у рыб.
• Почему некоторые рыбы откладывают до нескольких миллионов икринок?

14. У каких позвоночных животных появились суставы и как это повысило уровень их организации?

Элементы правильного ответа

1. Суставы появились у земноводных.
2. Сустав – это система рычагов, позволяющая активно передвигаться как в воде, так и по суше.

Ответьте самостоятельно

• Какие приспособления к жизни на суше появились у земноводных?
• Какие преимущества дает земноводным развитие потомства с превращением?

15. Сравните кровеносную систему рыб и земноводных. Какие выводы можно сделать на основе этого сравнения?

Элементы правильного ответа

1. У рыб двухкамерное сердце и один круг кровообращения.
2. У земноводных трехкамерное сердце и два круга кровообращения.
3. В сердце земноводных частично смешанная кровь, а в сердце рыб венозная кровь.
4. Второй (легочный) круг кровообращения вместе с развитием легких обеспечил земноводным возможность жизни на суше.

Ответьте самостоятельно

• Сравните строение скелета рыб и земноводных и сделайте выводы из этого сравнения.
• Каковы особенности дыхания земноводных по сравнению с рыбами?
• Как происходит размножение и развитие земноводных?

16. Какие эволюционные изменения в системе дыхания пресмыкающихся позволили им стать первыми настоящими наземными позвоночными животными?

Элементы правильного ответа

1. Формирование ячеистых легких с большой рабочей поверхностью.
2. Образование диафрагмы, разделяющей грудную и брюшную полости.

Ответьте самостоятельно

• Какие эволюционные изменения в скелете пресмыкающихся помогли им завоевать сушу?
• Какие эволюционные изменения позволили пресмыкающимся размножаться на суше?

17. Докажите, что органы кровообращения пресмыкающихся соответствуют условиям их наземного существования.

Элементы правильного ответа

1. Сердце разделено частичной перегородкой, что способствует большему разделению крови.
2. От левой части желудочка артериальная кровь идет к мозгу, и он лучше снабжается кислородом.
3. Хорошее снабжение мозга кислородом необходимо для повышения скорости реакций, что очень существенно для жизни на суше.

18. Какие особенности строения нервной системы обеспечили более разнообразное поведение птиц по сравнению с рептилиями?

Элементы правильного ответа

1. Развитие коры головного мозга и значительное, по сравнению с рептилиями, увеличение больших полушарий.
2. Развитие мозжечка обусловило хорошую координацию в пространстве.

Ответьте самостоятельно

• Чем объясняется тот факт, что у птиц не встречаются виды с недоразвитыми глазами?
• У большинства птиц обоняние развито слабо, а вот у грифов и киви хорошо. С чем это связано?

19. Почему полное разделение кругов кровообращения и возникновение теплокровности считается ароморфозами?

Элементы правильного ответа

1. Полное разделение кругов кровообращения позволило разделить кровь на венозную и артериальную. Это привело к повышению интенсивности обмена веществ и теплокровности.
2. Возникновение теплокровности обеспечило приспособленность животных к самым разнообразным климатическим условиям среды, позволило занять разные среды обитания.

Ответьте самостоятельно

• Каковы преимущества четырехкамерного сердца перед трехкамерным?
• Каковы преимущества теплокровности перед холоднокровностью?

20. Какие прогрессивные черты по сравнению с птицами появились у млекопитающих?

Элементы правильного ответа

1. У млекопитающих сформировалась кора головного мозга из тел нейронов – серого вещества мозга.
2. Млекопитающие – живородящие животные, вскармливающие своих детенышей грудным молоком.
3. У млекопитающих появился кожный волосяной покров с его производными.

Ответьте самостоятельно

• Какие особенности строения кожного покрова млекопитающих обеспечивают его функции?
• У какого из двух животных зависимость температуры тела от температуры окружающей среды выше: у обыкновенной полевки или собаки? Ответ обоснуйте.

21. Докажите, что утконос и ехидна по уровню организации ниже, чем настоящие звери.

 Элементы правильного ответа

1. Утконос – яйцекладущее млекопитающее животное, у которого терморегуляционные функции развиты хуже, чем у настоящих зверей. Есть роговой клюв и клоака.
2. Ехидна – яйцекладущее сумчатое животное, у которого терморегуляционные функции развиты хуже, чем у настоящих зверей. Есть роговой клюв и клоака.
3. Нервная система более примитивна, чем у настоящих зверей.

Ответьте самостоятельно

• Почему кенгуру относят к настоящим зверям, а ехидну к первозверям?
• Докажите, что первозвери – это млекопитающие животные.

Вопросы уровня С2

Умение работать с текстом и рисунком

1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

1. В богатых перегноем почвах живет один из представителей класса кольчатых червей – дождевой червь. 2. Он относится к типу Малощетинковые черви. 3. Питается дождевой червь растительным опадом, заглатывая его вместе с почвой. 4. Кровеносная система у дождевых червей незамкнутая. 5. Роль сердец выполняют кольцевые кровеносные сосуды. 6. Газообмен происходит в подкожных капиллярах. 7. Дождевые черви гермафродиты.

Элементы правильного ответа

Ошибки допущены в предложениях 1, 2, 4.
В предложении 1: Кольчатые черви – это тип животных.
В предложении 2: Малощетинковые черви – класс животных.
В предложении 4: кровеносная система у кольчатых червей замкнутая.

2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

1. У двустворчатых моллюсков тело заключено в раковину, образованную двумя створками. 2. При раскрытии раковины можно увидеть голову и ногу. 3. Представителями двустворчатых моллюсков являются беззубки, мидии, прудовики. 4. Тип питания двустворчатых – фильтрация. 5. Вода проходит через сифоны – вводной и выводной. 6. Дышит двустворчатый моллюск всем телом, поглощая растворенный в воде кислород.

В этом и в ряде следующих заданий элементы правильного ответа будут только подсказываться, но не даваться полностью. Ваша задача – объяснить допущенные ошибки самостоятельно.

Элементы правильного ответа

Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 6.
В предложении 2 ошибочно назван элемент строения моллюска.
В предложении 3 неверно указан один из представителей двустворчатых.
В предложении 6 допущена ошибка в описании дыхания моллюска.

3. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

1. Появлению первых представителей типа Плоские черви предшествовало появление ряда крупных ароморфозов. 2. Возникли многоклеточность и двуслойное строение тела – основа для формирования многих органов и систем органов. 3. У червей появилась лучевая симметрия тела, обеспечивающая свободное плавание в воде. 4. Ориентации в пространстве способствовало возникновение органов чувств и диффузной нервной системы. 5. Появились пищеварительная и выделительная системы. 6. Сформировались постоянные половые железы, которые обусловили наиболее эффективные формы полового размножения.

Элементы правильного ответа

Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 4.
В предложении 2 неверно указано количество слоев тела.
В предложении 3 неверно указан тип симметрии тела.
В предложении 4 неверно указан тип нервной системы.

4. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

1. Возникновению кольчатых червей предшествовал ряд идиоадаптаций. 2. Важнейшим изменением, обусловившим расцвет кольчецов, стало появление первичной полости тела. 3. Появление кровеносной и дыхательной (у многощетинковых) систем существенно повысило интенсивность обмена веществ. 4. Кровеносная система кольчатых червей незамкнутая. 5. Дыхательная система многощетинковых представлена жабрами. 6. К типу Кольчатые черви относятся Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки и некоторые другие классы.

Элементы правильного ответа

Ошибки допущены в предложениях 1, 2, 4.
В предложении 1 неверно указано направление эволюционного процесса.
В предложении 2 неверно указана полость тела, возникшая у кольчатых червей.
В предложении 4 неверно указан тип кровеносной системы.

5. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

1. К членистоногим животным относятся водные формы, обладающие членистыми конечностями и сегментированным телом. 2. Появление членистых конечностей обеспечило высокую двигательную активность членистоногих. 3. Появление внутреннего скелета способствовало прикреплению мышц. 4. Пищеварительная система получила дальнейшее прогрессивное развитие – появились печень и слюнные железы. 5. Общими признаками всех членистоногих являются: сегментированное тело, замкнутая кровеносная система, членистые конечности. 6. Тип насчитывает три класса: Ракообразные, Паукообразные и Насекомые (многоножки в школе не изучаются).

Элементы правильного ответа

Ошибки допущены в предложениях 1, 3, 5.
В предложении 1 неверно указана среда обитания членистоногих.
В предложении 3 неверно указан тип скелета членистоногих.
В предложении 5 неверно указан тип кровеносной системы.

Задания в рисунках

Отвечая на вопросы к рисункам, нужно извлекать максимум информации из представленного изображения.

1. Что общего между показанными на рисунке организмами и чем они различаются?

Элементы правильного ответа

1. Нужно назвать изображенных животных.
2. В качестве сходства нужно указать подцарство, к которому принадлежат эти животные, среду обитания, особенности строения.
3. В качестве различий между изображенными животными нужно указать разное систематическое положение (класс и тип, способы питания, которыми они отличаются, и основные различия в строении).

2. К какому типу животных принадлежит организм, клеточное строение которого показано на рисунке? Докажите свой ответ.


Элементы правильного ответа

1. Нужно назвать тип животных, к которым принадлежат организмы с показанным строением тела (Кишечнополостные).
2. Нужно указать количество слоев тела и назвать их (два слоя – эктодерма и энтодерма).
3. Нужно назвать основные представленные на рисунке клетки и указать их положение (кожно-мускульные, нервные, стрекательные, пищеварительно-мускульные, железистые и половые клетки).

Отвечая на вопрос, вы можете обозначить цифрами каждую из названных структур.

3. Нервные системы каких животных показаны на рисунке? Чем они отличаются друг от друга.

 

Элементы правильного ответа

1. На рисунках показаны нервные системы плоских червей (планарии) и кишечнополостных (гидры).
2. У плоских червей от головного нервного узла отходят два нервных ствола, соединенные нервами.
3. У гидры диффузная нервная система.

4. На рисунке показан круглый червь – ришта и его промежуточный хозяин – рачок циклоп. Червь ришта был распространен в арыках Средней Азии. Самка ришты паразитирует в соединительной ткани человека, образуя подкожные нарывы. После вскрытия нарыва из него выходит множество личинок. Каким образом человек может заразиться риштой? Предложите меры борьбы с риштой.

Элементы правильного ответа

1. Личинки попадают в воду, где их проглатывают циклопы.
2. Человек может заразиться, если выпьет сырой воды, содержащей зараженных циклопов.
3. Меры борьбы – очистка водоема, фильтрация и кипячение воды, прокладка водопроводов.
(Могут быть предложены и такие методы борьбы с риштой, как уничтожение больных собак, учет заболевших и их лечение, запуск в водоемы рыб, питающихся циклопами).

5. На рисунке показан жизненный цикл бабочки озимая совка. Объясните рисунок.

Ответ на этот и подобные вопросы требует достаточно подробного объяснения рисунка.

Элементы правильного ответа

В данном случае следует указать:

1) тип развития насекомого;
2) названия стадий развития бабочки;
3) среды обитания этих стадий;
4) особенности жизнедеятельности стадий 2 и 4;
5) приспособления к выживанию на разных стадиях развития.

6. Кто лишний на этом рисунке? Ответ обоснуйте.

При ответах на подобные вопросы нужно внимательно рассмотреть рисунок и исключить одного из изображенных представителей, руководствуясь определенными основаниями. При ответе на этот вопрос могут быть два основания для классификации. Первое показано. Найдите второе.

Элементы правильного ответа

1. Лишний – кузнечик.
2. Кузнечик относится к насекомым, развивающимся с неполным превращением.
3. Остальные насекомые, показанные на рисунке, развиваются с полным превращением.

7. Обозначьте на рисунке отделы тела ланцетника.

Элементы правильного ответа

1. Нервная трубка.
2. Хорда.
3. Пищеварительная трубка (кишка).
4. Ротовое отверстие.
5. Жаберные щели.
6. Анальное отверстие. 

8. Назовите рыбу, изображенную на рисунке. Объясните, чем она интересна.

Элементы правильного ответа

1. Это кистеперая рыба – латимерия, или целакант.
2. Ученые предполагают, что от древних кистеперых рыб произошли земноводные.
3. На происхождение земноводных от кистеперых рыб указывают такие признаки, как сходство в строении плавников латимерии с пятипалой конечностью земноводных, зачатки легких.

9. Сравните головной мозг рыб и земноводных, отметив различия в их строении. Объясните найденные различия.

Головной мозг рыбы

Головной мозг лягушки

 

Элементы правильного ответа

1. Большие полушария головного мозга у земноводных развиты лучше, чем у рыб.
2. Мозжечок у земноводных развит хуже, чем у рыб.
3. Различия объясняются особенностями развития, поведения и средой обитания.

Отвечая на этот вопрос можно добавить, что у земноводных передний мозг разделен на две части, что малые размеры мозжечка связаны с тем, что движения земноводных однообразны и достаточно просты. Хорошо у земноводных, по сравнению с рыбами, развиты органы чувств: зрение, обоняние, слух.

10. К каким отрядам относятся изображенные животные? Какие особенности строения и жизнедеятельности пресмыкающихся позволили им распространиться на суше?

Элементы правильного ответа

1. Нужно назвать отряды, к которым принадлежат изображенные животные.
2. Нужно перечислить приспособления пресмыкающихся к жизни на суше: особенности строения, жизнедеятельности и развития.

Отвечая на этот вопрос, нужно вспомнить об отряде клювоголовых (2). Остальные животные узнаются достаточно легко. Говоря о приспособлениях к жизни на суше, следует отметить особенности строения скелета, кровеносной и нервной систем органов, кожных покровов, строения яйца. В зависимости от уровня ваших знаний вы можете назвать еще ряд особенностей, удовлетворяющих условию вопроса. Например, можно сказать о дифференциации дыхательных путей, о легочном дыхании, о впервые появившейся коре головного мозга и т.д.

Вопросы уровня С3

Обобщение и применение знаний о многообразии организмов

1. В чем заключается сходство и различие яйцеклеток и сперматозоидов у животных?

При ответе на этот вопрос необходимо отметить черты строения названных клеток, особенности их функций и биологическое значение.

Элементы правильного ответа

1. Яйцеклетки и сперматозоиды – это половые клетки животных, или женские и мужские гаметы соответственно.
2. Гаметы имеют гаплоидный набор хромосом и несут наследственную информацию, полученную от одного из родителей.
3. Сперматозоид – подвижная мужская гамета, имеющая головку и хвостик.
4. Яйцеклетка – неподвижная женская гамета, содержащая запас питательных веществ для развития зародыша.

Ответьте самостоятельно

• Каковы функции половых клеток животных?
• Чем спора отличается от гаметы?

2. Чем объясняется периодичность приступов малярии?

Элементы правильного ответа

1. Малярийные паразиты выходят в кровяное русло человека через определенные промежутки времени.
2. Выход паразитов в кровь сопровождается разрушением эритроцитов.
3. Продукты жизнедеятельности паразита попадают в кровь человека, что вызывает лихорадку, подъем температуры, т.е. приступ малярии.

Ответьте самостоятельно

• Почему простейшие практически не изменились за многие миллионы лет своего существования?
• Какие особенности строения и жизнедеятельности простейших обеспечили им приспособленность к паразитическому образу жизни?

3. Какие доказательства можно привести в пользу происхождения кишечнополостных животных от простейших?

Элементы правильного ответа

1. У кишечнополостных животных существует специализация клеток, но нет систем органов, кроме нервной.
2. Специализированные клетки по форме напоминают разных простейших – жгутиковых, амеб и др.
3. Развиваются из одной клетки бесполым или половым способом.

4. Какими ароморфозами сопровождалось появление кишечнополостных животных?

Элементы правильного ответа

1. Возникновение многоклеточности.
2. Возникновение двух зародышевых листков.
3. Дифференциация клеток.
4. Возникновение кишечной полости.
5. Появление диффузной нервной системы.

Ответьте самостоятельно

• Опишите особенности пищеварения у гидры.
• В чем заключается дифференциация и специализация клеток у кишечнополостных животных?

5. Дайте характеристику типа Кишечнополостные.

Дать характеристику типа животных – это значит назвать основные особенности строения и жизнедеятельности его представителей, отметить их значение в природе и жизни человека, назвать, если требуется, систематические группы, входящие в данный тип.

Элементы правильного ответа

1. Кишечнополостные – водные двуслойные животные с радиальной симметрией тела.
2. Все кишечнополостные имеют стрекательные клетки.
3. В типе насчитывается три класса: Гидроидные, Сцифоидные медузы и Коралловые полипы.
4. Кишечнополостные – хищники. Переваривание пищи происходит как в кишечной полости, так и внутри пищеварительно-мускульных клеток.
5. Размножение кишечнополостных происходит как бесполым, так и половым путем.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru