Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №6/2009

Абитуриенту

Г. И. Лернер

Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ

Продолжение. См. № 2, 3, 4, 5/2009

5. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

1. Лишайник – это организм, состоящий из спор гриба и одноклеточных водорослей. 2. Клетки водоросли, или цианобактерии, входящие в состав лишайника, фотосинтезируют, обеспечивая гриб органическими соединениями. 3. Чаще всего лишайники размножаются половым путем. 4. Растут лишайники очень быстро. 5. Они – пионеры растительности и первыми поселяются в местах, где ее еще нет. 6. Археологи и биологи используют лишайники для определения возраста почвенных слоев.

Отвечая на этот вопрос, нужно вспомнить особенности лишайников и выявить неточности и ошибки, допущенные в тексте, которые могут не очень явно бросаться в глаза.

Элементы правильного ответа**

Ошибки допущены в предложениях 1, 3, 4.

В предложении 1 ошибочно названы элементы лишайника.
В предложении 3 ошибочно указан способ размножения лишайника как наиболее часто встречающийся.
В предложении 4 ошибка связана с указанием скорости роста лишайника.

Самостоятельно найдите ошибки в тексте

1. К особенностям растений как живых систем следует отнести их способ питания, строение клетки, способы распространения. 2. В растительном организме выделяют несколько видов тканей: образовательные, основные, нервные, проводящие, покровные. 3. Размножаются растения преимущественно половым путем. 4. К генеративным органам растения относятся коробочки со спорами и цветки. 5. В экологических системах растения играют роль консументов. 6. Растения изменяют химический состав почвы и атмосферы, влияют на химический состав воздуха.

Задания в рисунках

Задания в рисунках требуют от учащегося умения распознавать изображенный объект, узнавать его существенные признаки. Иногда эти признаки очевидны, и тогда ответить на вопросы легко. Чаще детали замаскированы, и нужно внимательно рассмотреть рисунок, для того чтобы отметить как можно больше особенностей объекта.

Задания в рисунках также требуют умения сравнивать объекты между собой, а для этого необходимо не только уметь видеть детали, но и знать о них.

1. Что общего у организмов, изображенных на рисунке, и чем они различаются?

В данном случае нужно отличить эвглену зеленую от хламидомонады и указать отличительные признаки, в частности наличие у эвглены глотки, сократительной вакуоли, а также образующихся в темноте пищеварительных вакуолей.

2. Что общего у клеток, изображенных на рисунке, и чем они различаются?

3. Строение какого органа растения показано на рисунке? Свой ответ обоснуйте, назовите основные структуры этого органа.

Элементы правильного ответа

1. Показано внутреннее строение листа.
2. Показаны: верхняя и нижняя кожица, столбчатая и губчатая ткани, жилка и другие структуры: устьица, волоски, межклетники.

4. Что общего у органов растений, показанных на рисунке, и чем они различаются?

Элементы правильного ответа

1. Это разные органы – побег и корень.
2. Это видоизмененные органы.
3. В этих органах запасаются питательные вещества.
4. В клетках побега может содержаться хлорофилл, а в клетках корня его нет.

5. Какие типы плодов изображены на рисунке? Укажите их признаки.

Элементы правильного ответа

1. Показаны сухие и сочные плоды.
2. Сухие плоды – стручок и коробочка.
3. Сочные плоды – ягода и костянка.

6. В чем сходство и в чем различие семян, показанных на рисунке?

Элементы правильного ответа

1. Показаны семена однодольного (а) и двудольного (б) растений.
2. Они различаются количеством семядолей зародыша, наличием или отсутствием эндосперма.
3. Сходны по строению: есть семенная кожура, эндосперм (у бобовых его нет!), одна или две семядоли, зародышевый корешок, стебелек, почечка.

7. Какие стадии жизненного цикла споровых растений показаны на рисунке? Что общего у этих растений?

 

Элементы правильного ответа

1. На рисунках показаны:

– заросток папоротника (а);
– спорофит папоротника (б);
– гаметофит и спорофит кукушкина льна (в).

2. Общее заключается в том, что оба растения размножаются спорами; успешность процесса оплодотворения у обоих растений зависит от воды.

Вопросы уровня С3

Обобщение и применение знаний о многообразии организмов

Вопросы части С3 охватывают достаточно широкий спектр знаний. Чтобы правильно и полностью ответить на них, нужно знать характерные признаки основных групп растений: царств, отделов, семейств и уметь применять эти знания на практике.

1. Назовите основные особенности царства Растения.

Отвечая на этот вопрос, нужно перечислить самые существенные особенности, отличающие растения от представителей других царств.

Элементы правильного ответа

1. Автотрофный способ питания.
2. В основном прикрепленный образ жизни.
3. Неограниченный рост.
4. Основными структурными элементами, отличающие растительные клетки от животных, являются целлюлозная клеточная стенка, пластиды и вакуоли с клеточным соком.

2. Дайте характеристику отделу Покрытосеменные растения.

Элементы правильного ответа

1. Покрытосеменные – цветковые растения.
2. Большинство видов имеют органы: корень, стебель, листья, цветки и плоды.
3. Для них характерно двойное оплодотворение.
4. Семя находится внутри плода.
5. Выделяют два класса: Однодольные и Двудольные.

3. Дайте характеристику отделу Зеленые водоросли и назовите его представителей (в других вариантах могут быть Бурые или Красные водоросли).

Элементы правильного ответа

1. Одноклеточные и многоклеточные зеленые водоросли обитают в воде или во влажных местах на суше.
2. Содержат хроматофоры.
3. Размножаются бесполым и половым способами.
4. Представители: хламидомонада, хлорелла, улотрикс, спирогира.

(Могут быть и другие элементы ответа, включающие такие характеристики, как характер питания, особенности передвижения и прикрепления.)

4. Дайте характеристику отделу Моховидные.

Элементы правильного ответа

1. Листостебельные растения.
2. Корней и проводящих тканей у моховидных нет.
3. Гаметофит гаплоиден и представлен зеленым растением.
4. Спорофит – коробочка со спорами – диплоиден и паразитирует на гаметофите.
5. Оплодотворение происходит в воде.
6. Представители: кукушкин лен, сфагнум (торфяной мох).

5. Дайте характеристику отделу Папоротниковидные.

Элементы правильного ответа

1. Многолетние, в настоящее время в основном травянистые растения.
2. Укреплены в почве с помощью корней или корневищ.
3. Гаметофит представлен маленьким заростком, на котором формируются гаметы.
4. Спорофит – зеленое растение, на нижней стороне листьев которого находятся сорусы, а в них спорангии со спорами.

6. Дайте характеристику отделу Голосеменные (на примере сосны).

Элементы правильного ответа

1. Многолетние деревья и кустарники.
2. Листья, как правило, игольчатые.
3. Семена образуются на видоизмененных побегах – шишках (у можжевельника – шишкоягодах).
4. Растения однодомные: мужские и женские красно­коричневые шишки находятся на верхушках побегов.
5. В женских шишках через 1,5–2 года после оплодотворения формируются семена.

7. Дайте характеристику царству Бактерии.

Элементы правильного ответа

1. Бактерии – одноклеточные прокариотические организмы.
2. Генетический аппарат бактерий содержится в кольцевой хромосоме – нуклеоиде.
3. Некоторые бактерии имеют органы передвижения – жгутики.
4. В клетке отсутствуют многие органоиды, характерные для эукариотической клетки: оформленное ядро, митохондрии, аппарат Гольджи, ЭПС, пластиды.
5. При неблагоприятных условиях образуют споры.
6. В экосистемах выполняют функцию редуцентов, обогащают почву азотом, фиксируя его из атмосферного воздуха, паразитические бактерии яв­ляются регуляторами численности видов­хозяев, цианобактерии способны к фотосинтезу и т.д.

8. Дайте характеристику царству Грибы.

Элементы правильного ответа

1. Грибы – одноклеточные и многоклеточные эукариотические организмы.
2. В клеточной стенке содержится хитин.
3. Запасной углевод – гликоген.
4. Размножаются вегетативным, бесполым и половым способами.
5. В экосистемах выполняют функции редуцентов, паразитические грибы являются регуляторами численности видов­хозяев, многие грибы в симбиозе с растениями (микориза) обеспечивают им дополнительное минеральное питание и т.д.

9. Назовите функции образовательной ткани в растении.

Элементы правильного ответа

1. Рост растения в длину (верхушечный рост корня и стебля).
2. Рост растения в толщину (камбий).
3. Вставочный рост побегов.
4. Регенерация ран, повреждений.

Ответьте самостоятельно

Назовите виды и функции покровной ткани растения.
Назовите виды и функции основной ткани.
Назовите виды и функции проводящей ткани.

10. Перечислите приспособления плодов к распространению ветром.

Элементы правильного ответа

1. Наличие крылышек.
2. Опушенность.
3. Легкость.

Ответьте самостоятельно

Перечислите приспособления плодов к распространению животными.
Перечислите приспособления плодов к распространению по воде.

11. Чем объясняется сладкий вкус проростков пшеницы?

Для правильного ответа на этот вопрос необходимо связать процессы расщепления запасного углевода крахмала и превращения его в глюкозу.

Элементы правильного ответа

1. В проростках происходит ферментативное расщепление крахмала до глюкозы.
2. Присутствие глюкозы объясняет сладкий вкус проростков пшеницы.

Ответьте самостоятельно

К чему приведет удаление семядолей у прорастающих семян фасоли?
Чем объясняется происходящее иногда разрушение и затопление морских судов, перевозящих в своих трюмах семена?

12. Почему оплодотворение у цветковых растений названо двойным? Назовите основные этапы процесса.

Правильный ответ на этот вопрос требует точного знания процесса оплодотворения.

Элементы правильного ответа

1. Мужская генеративная клетка образует два спермия.
2. Один спермий сливается с гаплоидной яйцеклеткой, образуя зиготу, из которой развивается зародыш.
3. Второй спермий сливается с диплоидной центральной клеткой, образуя триплоидный эндосперм.

Ответьте самостоятельно

Назовите гаплоидные, диплоидные и триплоидные образования в цветковом растении.
Чем представлены мужской и женский гаметофиты цветкового растения?

13. Что общего между размножением растений клубнями, луковицами, отводками и каков биологический смысл такого размножения?

Этот вопрос требует знания определенного способа размножения, особенностей перечисленных органов.

Элементы правильного ответа

1. Это способы вегетативного размножения.
2. Все названные органы – побеги.
3. Биологический смысл заключается в сохранении наследственной информации и, следовательно, особенностей сорта размножаемого растения.
4. Преимущества такого способа размножения:

а) в природе – дает возможность растениям размножаться и распространяться в условиях, неблагоприятных для полового размножения;

б) в хозяйственной деятельности – позволяет быстро получать генетически однородный материал в нужном количестве, например, для селекционной работы.

Ответьте самостоятельно

Для чего и как проводят прививку одного растения на другое?
Зачем срезают листья у черенков при вегетативном размножении?

14. Какие вещества образуются в результате световой и темновой фаз фотосинтеза? Какая энергия используется для этого процесса?

Для ответа на вопрос необходимо точно знать, какие продукты реакций образуются во время световой и темновой фаз, какие виды энергии  и на каких стадиях используются.

Элементы правильного ответа

1. В световой фазе образуются протоны (ионы водорода Н+), АТФ, кислород.
2. В темновой фазе синтезируется глюкоза.
3. Для запуска процесса используется энергия света.
4. В темновую фазу используется энергия АТФ.

Ответьте самостоятельно

В чем заключается противоположность процессов фотосинтеза и дыхания?
Какие факторы могут влиять на интенсивность фотосинтеза?
За 1 ч синтезируется 1 г глюкозы в расчете на 1 м2 поверхности листьев. Это очень продуктивный процесс. Чем объясняется такая продуктивность?

15. Назовите основные приспособления цветковых растений, позволившие им распространиться на Земле.

При ответе на этот вопрос нужно соотнести определенные признаки покрытосеменных с возможностями их распространения и адаптации к условиям существования.

Элементы правильного ответа

1. Появление цветка, обеспечившего генетическое разнообразие видов растений, благодаря совместной эволюции с насекомыми.
2. Приспособления плодов к распространению различными способами.
3. Многочисленность и защищенность семян.
4. Независимость оплодотворения от воды.

Ответьте самостоятельно

Какие процессы в большей степени содействовали расцвету и распространению покрытосеменных растений: ароморфозы, идиоадаптации или дегенерация?
Какие преимущества появились у семенных растений по сравнению со споровыми?

16. Сравните цветки семейств Крестоцветные и Пасленовые.

Элементы правильного ответа

1. В цветке крестоцветных по 4 лепестка и чашелистика, 6 тычинок и один пестик.
2. В цветке пасленовых по 5 сросшихся лепестков и чашелистиков, 5 тычинок и один пестик.

Ответьте самостоятельно

Сравните плоды у представителей крестоцветных и мотыльковых.
Сравните соцветия и цветки у представителей сложноцветных и злаковых.
Сравните цветки представителей классов однодольных и двудольных растений.

17. Срезанные цветы, поставленные в воду, быстро вянут. Почему? Что нужно сделать, чтобы цветы не завяли?

Элементы правильного ответа

1. Стебли срезанных цветов отчасти заполнены воздухом.
2. Из­за пузырьков воздуха вода не может подниматься по сосудам ксилемы.
3. Чтобы избавиться от пузырьков воздуха стебли еще раз обрезают под водой.

Ответьте самостоятельно

Какие факторы могут препятствовать продвижению воды по растению?
Какие факторы обеспечивают продвижение воды в растении?

18. Цветки у представителей некоторых семейств, например, бобовых, орхидных, мотыльковых, приспособлены к опылению строго определенными насекомыми. Что в этом полезного для растения, и с какими трудностями оно сталкивается?

Элементы правильного ответа

1. Польза заключается в том, что в растения попадает пыльца строго определенного вида (своего собственного) и точно в нужное место.
2. Закрытые цветки некоторых видов защищают цветок от неблагоприятных условий.
3. Исчезновение по какой­либо причине специфических опылителей может привести к вымиранию растений.

Ответьте самостоятельно

В чем заключаются польза и вред самоопыления растений?
Как может решаться растениями проблема отсутствия специфических опылителей?

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru