Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №6/2009

Мои методические находки

С. В. Дружинин

Микросъемка биологических объектов

Практически в каждой школе имеются микроскопы, при помощи которых учащиеся изучают различные биологические объекты. Существует методика зарисовки объектов, наблюдаемых в микроскоп, с которой знакомятся все учащиеся на уроках биологии. Но при создании рисунка легко упустить ряд деталей, не обратив на них внимания. Особенно это касается исследовательских работ учащихся, когда значимость тех или иных особенностей меняющегося с течением времени объекта становится ясной только впоследствии. Поэтому при проведении подобных исследовательских работ желательно иметь не зарисовки микрообъектов, а их фотографии. Получить их можно с помощью цифрового фотоаппарата с матрицей в 5 мегапикселей и более.

Микроскоп при этом используется обычный, школьный, например ШМ-1. Увеличение окуляра должно быть небольшое, 7–10-кратное, – при большем увеличении камера зачастую «отказывается» наводиться на резкость. Увеличение объектива на возможности автофокусировки фотоаппарата не влияет – можно использовать 8–20-кратное увеличение. Выбирая объектив, следует помнить, что его увеличение влияет не только на общее увеличение микроскопа, но и на глубину резко изображаемого пространства. Т.е. при съемке тонких объектов (например, срезов под покровным стеклом) можно использовать большее увеличение, а если глубина резкости становится важной (например, при съемке простейших, плавающих в капле воды или структуры поверхности в отраженном свете) увеличение объектива следует уменьшить.

При освещении объекта не стоит использовать люминесцентные лампы – они мигают с частотой 50 или 100 Гц, что вносит помехи при коротком времени открытия затвора фотоаппарата.

Линзы микроскопа при съемке должны быть абсолютно чистыми. Их легко прочистить палочками с ватой, но без использования растворителей.

При съемке сначала добиваются четкого изображения надлежащим образом освещенного (в проходящем или отраженном свете) объекта при визуальном наблюдении, после чего объектив фотоаппарата аккуратно прикладывают вплотную к окуляру и делают снимок. На камере должен быть включен режим макросъемки (обычно это кнопка с изображением цветка). Если есть возможность изменять фокусное расстояние объектива приближение должно быть минимальным («зум» отключен). Фотовспышку тоже надо отключить – она здесь абсолютно не нужна. Плоскость объектива, камеры должна совпадать с плоскостью окуляра микроскопа, а их оптические оси должны быть совмещены. Соответствующий навык приходит уже после нескольких первых попыток, тем более что правильность положения камеры легко контролировать по изображению на жидкокристаллическом дисплее. Как обычно, сначала легким нажатием на кнопку спуска фотокамеры производят автофокусировку, а затем, утопив кнопку до конца, – снимок.

С помощью микроскопа и цифрового фотоаппарата можно получать замечательные по качеству снимки, например кожицы чешуи лука, инфузории туфельки и т.п., не говоря о снимках более крупных объектов. Очень удобно и то, что полученные изображения можно в течение нескольких минут отобразить на мониторе компьютера или спроецировать на большой экран с помощью мультимедиапроектора. Помимо фотографий можно получать и тут же демонстрировать классу и короткие видеоролики – например, при наблюдении за простейшими.

Примеры приведенных в статье фотографий микрообъектов (стандартные микропрепараты, поставляемые в школу) получены автором по описанной методике с использованием микроскопа ШМ-1 и фотокамеры SAMSUNG S-500.

Рейтинг@Mail.ru