Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №5/2009

Абитуриенту

Г. И. Лернер

Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ

Продолжение. См. № 2, 3, 4/2009

Вопросы по генетике

Вопросы уровня С1

  • Кареглазый блондин женился на голубоглазой брюнетке. С какими генотипами по этим признакам могут быть у них дети при условии, что гены сцеплены и в отцовских хромосомах произойдет кроссинговер?
  • Муж гетерозиготен по резус-­фактору, а жена – резус­-отрицательна. Каковы возможные генотипы будущих детей по резус­-фактору? Какие прогнозы можно дать этой паре?
  • Женщина со вздорным характером вышла замуж за человека с мягким характером. От этого брака родились три дочери: Елена, Ксения, Анна, у одной из которых был вздорный характер. Анна, у которой был мягкий характер, вышла замуж за человека с таким же характером. У них было два сына. Скандалист Владимир и добряк Юрий. Укажите на родословной этой семьи генотипы всех ее членов. Какова вероятность рождения вздорного ребенка от брака Юрия с женщиной, имеющей мягкий характер, при условии, что Юрий гомозиготен? Заштрихуйте на родословных значки в соответствии с решением.

  • Таня и Наташа – родные сестры, и обе страдают дальтонизмом. У них есть сестра с нормальным зрением и брат с нормальным зрением, но гемофилик. Таня и Наташа вышли замуж за здоровых по указанным признакам мужчин. У Тани родились 2 мальчика-­дальтоника и две здоровые девочки. У Наташи два сына, оба гемофилики и дальтоники одновременно. Определите генотипы Тани, Наташи, их родителей и всех детей. Почему дети Наташи страдают двумя заболеваниями? Заштрихуйте на родословных значки в соответствии с решением.

  • Кареглазый Борис, родители которого были кареглазыми, женился на голубоглазой Вере, также имевшей кареглазых родителей. У них родился голубоглазый мальчик Петя. Определите генотипы всех членов семьи. Заштрихуйте на родословных значки в соответствии с решением.

  • При многократном внутрипородном скрещивании коротконогих особей крупного рогатого скота 25% родившихся телят оказываются мертворожденными, а 25% – длинноногими. Каковы генотипы коротконогих особей? Какой ген доминирует? Каковы генотипы погибших особей?
  • Одна из форм анемии (заболевание крови) наследуется как аутосомный доминантный признак. У гомозигот это заболевание приводит к смерти, у гетерозигот проявляется в легкой форме. Женщина с нормальным зрением, но с легкой формой анемии родила от здорового (по крови) мужчины-­дальтоника сына, страдающего легкой формой анемии и дальтонизмом. Какова вероятность рождения следующего сына без аномалий?
  • На заседании «Союза меча и орала» Остап Бендер заявил, что он является законным наследником Российского престола, ибо его матушка состояла в гражданском браке с Государем Императором. В подтверждение этого великий комбинатор сказал, что он, как и его сводный брат Алексей, страдает гемофилией. Убедительны ли претензии гражданина О.Бендера на Российский престол?

Ботаника (растения, бактерии, грибы и лишайники, систематика)

Вопросы уровня С1

Все вопросы этого уровня оцениваются в 2 балла.

1. Какие ткани обеспечивают рост растения в длину и толщину?

В ответе нужно применить знания о видах и названиях тканей, местоположении тканей.

Элементы правильного ответа

1. Рост растения связан с образовательными тканями – меристемами.
2. Рост растения в длину обеспечивают верхушечные меристемы – точки роста побега и корня.
3. Боковые меристемы – камбий и перицикл – обеспечивают рост растения в толщину.
4. Вставочные меристемы обеспечивают ветвление побегов.

Ответьте самостоятельно

  • Как, зная особенности роста растений, можно обеспечить боковой рост корней?
  • Зачем пикируют корни растений?
  • Зачем садоводы стригут кустарники в парках?
  • О чем «рассказывают» годичные кольца деревьев?

2. Как вы думаете, почему проводящая ткань луба (флоэма) названа ситовидными трубками?

Элементы правильного ответа

1. Ситовидные трубки состоят из живых клеток, стенки которых пронизаны порами.
2. Поры нужны для связи клеток друг с другом.
3. Эта связь обеспечивается цитоплазматическими мостиками.

Ответьте самостоятельно

  • В каких направлениях и по каким сосудам движутся питательные вещества в растении?
  • Из чего состоит луб и каковы его функции?
  • Где и почему образуются наплывы на коре дерева?

3. Какие ткани проходят через все органы растения?

В ответе нужно применить знания о видах тканей, их местоположении и функциях. Очевидно, что основные и выделительные ткани не пронизывают все растение, т.к. располагаются локально в органах, а вот проводящие и механические ткани действительно связывают все растение.

Элементы правильного ответа

1. Через все органы растения проходят механические ткани, обеспечивающие опору растения.
2. Проводящие ткани – ксилема и флоэма – также проходят через все органы растения и обеспечивают передвижение по растению органических и неорганических соединений.

Ответьте самостоятельно

  • Как связаны между собой органы цветкового растения?
  • Каковы функции проводящих и механических тканей?

4. Какие процессы обеспечивают транспорт минеральных веществ в растениях?

Для ответа на этот вопрос необходимо соотнести процессы поступления питательных веществ в растение и факторы, влияющие на их продвижение вверх.

Элементы правильного ответа

1. Корневое давление (осмос).
2. Капиллярные явления в сосудах ксилемы.
3. Транспирация воды листьями.

Ответьте самостоятельно

  • Почему процесс поступления воды и минеральных солей сравнивают иногда с работой насоса?
  • Какая связь существует между корневым давлением и транспирацией?

5. Назовите основные функции вегетативных органов цветкового растения.

Ответ на этот вопрос требует применения знаний о строении и функциях вегетативных органов растения, понимания термина «вегетативный».

Элементы правильного ответа

1. Рост.
2. Питание.
3. Дыхание.
4. Транспорт веществ.
5. Вегетативное размножение.

Ответьте самостоятельно

  • В каких органах растения происходит фотосинтез?
  • Каковы способы вегетативного размножения растений?
  • Какие органы растения дышат?
  • На каком основании такие растения­-паразиты, как раффлезия, заразиха, Петров крест, считают растениями, ведь хлорофилла они практически не содержат?

6. Какую роль играют генеративные органы цветкового растения?

Отвечая на это вопрос, необходимо вспомнить основные функции генеративных органов, понимая, что имеются в виду органы воспроизведения растений.

Элементы правильного ответа

1. Образование гамет.
2. Оплодотворение.
3. Формирование семян и плодов.

Ответьте самостоятельно

  • Какова роль цветка в жизни растения?
  • Есть ли у цветковых растений споры?
  • Чем отличается половое размножение от бесполого?
  • Почему оплодотворение у цветковых растений названо «двойным»?

7. Какова роль растений в экологических системах?

При ответе на этот вопрос необходимо вспомнить о роли растений в производстве органических соединений, круговороте веществ.

Элементы правильного ответа

1. Растения – продуценты (создают органические вещества).
2. Растения выделяют кислород.
3. Растения участвуют в круговоротах двуокиси углерода и азота.

Ответьте самостоятельно

  • Почему считается, что растения – основные поставщики энергии в экосистемах?
  • Почему фотосинтез и дыхание – взаимно противоположные процессы?

8. Почему могут завянуть растения, если их будут поливать концентрированным раствором удобрений?

Отвечая на этот вопрос, нужно обратить внимание на термин «концентрированный» и соотнести его с процессом, который начнется в растении после полива концентрированным раствором.

Элементы правильного ответа

1. Концентрация солей в растении ниже их концентрации в растворе.
2. Вода из растения будет просачиваться в почву за счет осмоса.
3. Из-­за недостатка воды растение завянет.

Ответьте самостоятельно

  • Какие процессы обеспечивают тургор клеток?
  • Почему в жару растения могут завянуть? Что такое вирусное и бактериальное увядание?
  • Какова роль транспирации в растении?
  • Что произойдет с живыми клетками растения, помещенными в дистиллированную воду? Почему?
  • Полезно ли поливать растения дистиллированной водой?

9. Как можно продлить жизнь цветов, поставленных в вазу с водой?

Это достаточно сложный вопрос. Однако его вполне могут задать на экзамене, т.к. он имеет определенное практическое значение.

Элементы правильного ответа

1. В проводящие сосуды цветов на месте среза попадает воздух.
2. Он мешает воде подниматься вверх по растению.
3. Нужно обрезать часть стебля цветка под водой, чтобы вытеснить воздух из сосудов растения.

Ответьте самостоятельно

  • Зачем в вазу с цветами добавляют сахар?
  • Зачем иногда очищают от коры часть стебля цветка, прежде чем поставить его в вазу с водой?

10. Какие приспособления существуют у ветроопыляемых цветковых растений?

Ответ на этот вопрос требует приведения примеров не менее трех приспособлений для опыления растений ветром.

Элементы правильного ответа

1. Мелкие цветки, собранные в соцветия.
2. Сухая мелкая пыльца.
3. Тычинки на длинных тычиночных нитях.
4. Рыльца пестиков высовываются из цветков.
5. Пыльца созревает рано, до распускания листьев.
6. Растения растут группами.

Ответьте самостоятельно

  • Какие приспособления к опылению есть у насекомоопыляемых растений?
  • Почему ветроопыляемые растения часто цветут до распускания листьев?
  • Почему не из всех цветков развиваются плоды?

11. В клетках есть эндоплазматическая сеть, в митохондриях – кристы, в хлоропластах – граны. Что общего между этими структурами и каков биологический смысл этой «общности»?

При ответе на этот вопрос необходимо вспомнить принцип строения указанных органоидов клетки, а затем объяснить биологический смысл такого устройства органоидов.

Элементы правильного ответа

1. Перечисленные органоиды содержат складки из мембран.
2. Эти складки увеличивают площадь рабочей поверхности органоида и клетки в целом.

Ответьте самостоятельно

  • Зачем деревьям и кустарникам нужны большие кроны?
  • У деревьев большие кроны и сильно разветвленные корни. Могут ли эти особенности ограничивать жизнедеятельность деревьев?

12. Могут ли генетически одинаковые растения отличаться друг от друга при попадании в различные условия внешней среды? Приведите примеры.

Отвечая на этот и похожий вопросы, нужно вспомнить, что условия внешней среды влияют на выраженность признака, на внешний облик организма.

Элементы правильного ответа

1. Да, могут.
2. Форма кроны сосны изменяется под действием ветров, дующих в одном направлении, и принимает форму флага.
3. Потомки одного растения, выросшие в совершенно разных условиях, например на лугу и в лесу, отличаются размерами.
4. Это примеры модификационной изменчивости.

Вы можете сами привести еще несколько примеров.

Ответьте самостоятельно

  • Объясните возможные причины внешних различий между потомками одного растения.
  • Исследователю нужно выяснить, результатом какой изменчивости стали различия между потомками одного растения. Как это можно сделать?

13. Почему бактерии выделяют в отдельное царство?

Отвечая на этот вопрос, вспомните, по каким признакам организмы объединяются в группу. Назовите признаки бактерий, по которым они отличаются от других организмов.

Элементы правильного ответа

1. Организмы объединяются в группы по принципу общности существенных признаков.
2. Все бактерии – безъядерные организмы, содержащие одну кольцевую молекулу ДНК.
3. Клетки бактерий лишены ряда органоидов, имеющихся у эукариотических организмов.

Ответьте самостоятельно

  • Назовите отличия бактериальной клетки от растительной.
  • Каковы характерные особенности бактериальной клетки?
  • Каким образом бактерии получают энергию для своего существования?
  • Какие функции выполняют бактерии в экосистемах?

14. Предложите способы борьбы с болезнетворными бактериями, учитывая диапазон их распространения, устойчивости и скорости размножения.

Отвечая на этот вопрос, нужно подумать о том, где можно встретиться с бактериями, в каких условиях они живут и как распространяются. Затем следует предложить способы борьбы, направленные на ухудшение условий существования бактерий (для ответа на вопрос уровня С1 достаточно привести 2–3 способа борьбы).

Элементы правильного ответа

1. Профилактические прививки от заболеваний.
2. Термическая обработка пищи, пастеризация.
3. Контроль качества воды и производства продуктов питания для предотвращения распространения бактерий.
4. Дезинфекция в больницах, поликлиниках, детских учреждениях.
5. В больницах – стерилизация инструментов и перевязочного материала.
6. Облучение операционных ультрафиолетом.
7. Личная гигиена.

Ответьте самостоятельно

  • В чем заключается полезная роль бактерий?
  • Приведите 2–3 примера использования бактерий в промышленности.
  • Что такое дисбактериоз и как его преодолеть?

15. Почему через некоторое время белая плесень, образованная мукором, чернеет?

Для ответа на этот вопрос нужно знать, что потемнение плесени означает созревание спор гриба.

Элементы правильного ответа

1. До созревания спор плесень остается белой.
2. Почернение плесени вызвано созреванием спор.

Ответьте самостоятельно

  • Чем отличается мукор от пеницилла?
  • Что собой представляют дрожжи и каково их значение в пищевой промышленности?
  • Какой вред наносят грибы растениям и животным?

Вопросы уровня С2

Проверка умений работать с текстом и рисунком.

Задания, требующие найти и объяснить ошибки в тексте *.

1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

1. Цветковые, или покрытосеменные, растения – наиболее многочисленный класс растений. 2. В цветке идут процессы бесполого и полового размножения. 3. Из семян развиваются плоды. 4. Плод защищает семена от неблагоприятных условий внешней среды и имеет приспособления к распространению. 5. В жизненном цикле покрытосеменных растений наблюдается чередование полового (гаметофит) и бесполого (спорофит) поколений. 6. Женский гаметофит цветкового растения – пылинка, а мужской – зародышевый мешок. 7. В результате слияния одного спермия с яйцеклеткой, а другого с центральной клеткой образуется диплоидная зигота и триплоидный эндосперм.

Задания на поиск ошибок требуют от учащегося точного знания материала и повышенного внимания к тексту, ибо ошибки могут быть тщательно замаскированы. Выполняя это и подобные ему задания, необходимо знать основные признаки отдела растений, точно различать понятия «гаметофит» и «спорофит», иметь представление о местах обитания растений.

Элементы правильного ответа

Ошибки содержатся в предложениях 1, 3, 6.

В предложении 1: покрытосеменные растения – это отдел, а не класс.
В предложении 3: плод развивается не из семян, а из завязи.
В предложении 6 две ошибки: пылинка – мужской гаметофит, а зародышевый мешок – женский.

2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

1. Моховидные – вечнозеленые многолетние растения. 2. В цикле развития преобладает спорофит – коробочка со спорами. 3. Стебель представляет собой побег с листьями. 4. Вода и минеральные соли поднимаются вверх по ксилеме. 5. Органические вещества, синтезированные в листьях, проводятся по флоэме. 6. Гаплоидный гаметофит – зеленое листостебельное растение, на котором образуются гаметы. 7. Корней у мхов нет; некоторые из них закрепляются в почве ризоидами.

Элементы правильного ответа

Ошибки содержатся в предложениях 2, 4, 5.

В предложении 2: в цикле развития мхов преобладает гаметофит.
В предложении 4: ксилемы у мхов нет.
В предложении 5: флоэмы у мхов нет.

3. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

1. Папоротники растут только в тропических лесах. 2. Они закрепляются в почве только корневищами. 3. В жизненном цикле папоротников преобладает спорофит – бесполое поколение. 4. Гаметы у папоротников образуются в сорусах со спорами. 5. Для оплодотворения папоротникам необходима вода. 6. После оплодотворения из зиготы вырастает молодой гаметофит – заросток. 7. После отмирания заростка развивается новое листостебельное растение.

Элементы правильного ответа

Ошибки допущены в предложениях 1, 2, 4, 6.

В предложении 1: папоротники растут и в лесах умеренных зон.
В предложении 2: у большинства папоротников хорошо развиты придаточные корни и только у некоторых есть корневища.
В предложении 4: гаметы у папоротников образуются на заростке.
В предложении 6: из зиготы вырастает зеленое растение – спорофит.

4. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

1. Грибы – это один из отделов растений. 2. У грибов есть некоторые признаки животных: гетеротрофный тип питания, хитин, входящий в состав клеточной стенки, запасной углевод – глюкоза. 3. Тело грибов состоит из гифов, которые, в свою очередь, собираются в мицелий (грибницу). 4. Вместе с корнями высших растений грибы образуют микозы, а с водорослями – лишайники. 5. Почвенные грибы могут играть роль корневых волосков, которые всасывают воду и минеральные вещества. 6. Размножаются грибы только половым путем.

Ответ на этот вопрос требует от вас не только точного знания темы «Грибы», но и повышенного внимания к тексту. В нем употребляются близкие по звучанию термины «микозы» – «микориза», а также понятия, требующие точной дифференциации.

Элементы правильного ответа**

Ошибки допущены в предложениях 1, 2, 4, 6.

В предложении 1 допущена ошибка в систематике грибов.
В предложении 2 неправильно назван запасной углевод.
В предложении 4 неправильно употреблен термин «микозы».
В предложении 6 ошибочно указан только один способ размножения.
В этом, как и в ряде следующих заданий, помеченных звездочками (**), элементы правильного ответа даны не полностью, а в виде подсказок. Ваша задача – объяснить допущенные ошибки самостоятельно.


* В экзаменационных работах обычно допускается сделать три ошибки.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru