Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №3/2009

Абитуриенту

Г. И. Лернер

Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ

Продолжение. См. № 2/2009

3. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

1. Быстрое протекание химических реакций в организме обеспечивают ферменты. 2. Один фермент катализирует несколько разных реакций. 3. Так, например, фермент, расщепляющий белки, может расщеплять и жиры. 4. Это обусловлено тем, что молекула фермента может пространственно изменяться в зависимости от вещества, с которым он взаимодействует. 5. Сам фермент не изменяется по своему химическому составу в результате реакции. 6. Каждая молекула фермента может осуществлять несколько тысяч операций в минуту.

Элементы правильного ответа

Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 4, 6.

В предложении 2 неверно указано одно из свойств ферментов.

В предложении 3 ошибочно указана способность одного фермента участвовать в реакциях разных типов.

В предложении 4 неверно указана особенность взаимодействия фермента с субстратом.

В предложении 6 неверно указаны кинетические характеристики ферментов в общем случае.

4. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

1. Углеводы – органические соединения, в состав которых входят углерод, кислород и вода. 2. Углеводы делятся на моно- , ди- и полисахариды. 3. Они выполняют в организме энергетическую, структурную и ферментативную функции. 4. Крахмал откладывается в запас в клетках животных. 5. Гликоген входит в состав растительных тканей. 6. Углеводы могут выполнять и защитную функцию, т.к. жидкости, защищающие слизистые оболочки органов, богаты углеводами.

Элементы правильного ответа

Ошибки допущены в предложениях 1, 3, 4, 5.

В предложении 1 неверно указан состав углеводов.

В предложении 3 одна из функций углеводов указана ошибочно.

В предложениях 4 и 5 неверно указаны запасающие вещества в клетках растений и животных.

5. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

1. Липиды – органические соединения, растворимые в воде и органических растворителях. 2. По химической структуре липиды – это соединения глицерина и аминокислот. 3. Липиды выполняют структурную, энергетическую, защитную, двигательную функции. 4. Жиры плохо проводят тепло. 5. У многих млекопитающих образуется «бурый жир», играющий роль терморегулятора. 6. Многие липиды входят в состав гормонов.

Элементы правильного ответа

Ошибки допущены в предложениях 1, 2, 3.

В предложении 1 неверно указан один из растворителей липидов.

В предложении 2 неверно указана химическая структура липидов.

В предложении 3 одна из функций указана неправильно и одна не названа.

6. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

1. Молекула ДНК состоит из мономеров – нуклеотидов. 2. Каждый нуклеотид ДНК состоит из азотистого основания, углевода рибозы и остатка фосфорной кислоты. 3. Нуклеотиды двух цепей ДНК связаны нековалентными водородными связями по правилу комплементарности. 4. Четыре нуклеотида в цепи молекулы ДНК кодируют одну аминокислоту в молекуле белка, информация о строении которого заложена в гене. 5. ДНК контролирует синтез иРНК на одной из своих цепей. 6. Процесс синтеза иРНК на матрице ДНК называется трансляцией.

Элементы правильного ответа

Ошибки допущены в предложениях 2, 4, 6.

В предложении 2 неверно назван углевод, входящий в состав ДНК.

В предложении 4 неверно указан код ДНК.

В предложении 6 неверно назван процесс синтеза иРНК на ДНК.

7. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.

Ниже перечислены имена ученых и их открытия.

1. Джеймс Уотсон и Френсис Крик – расшифровали структуру молекулы ДНК и генетический код.
2. Теодор Шванн – открыл клеточное строение организмов.
3. Рудольф Вирхов – создал вакцины против бешенства и сибирской язвы.
4. Матиас Шлейден – один из создателей клеточной теории.
5. К.А. Тимирязев – доказал, что при фотосинтезе растения выделяют кислород.
6. Д.Ф. Ивановский – открыл вирус табачной мозаики.

Элементы правильного ответа

Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 5.

Предложение 2 – клеточное строение организмов открыл и описал другой ученый.

Предложение 3 – Рудольф Вирхов не создавал вакцин.

Предложение 5 – К.А. Тимирязев не доказывал, что растения выделяют кислород при фотосинтезе. Это сделал другой исследователь (Дж. Пристли).

8. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

1. Клетки зеленых растений, используя энергию солнечного света, способны синтезировать органические вещества. 2. Исходными веществами для фотосинтеза служат углекислый газ и азот атмосферы. 3. Процесс фотосинтеза как в прокариотических, так и в эукариотических клетках происходит в хлоропластах. 4. В световой стадии фотосинтеза происходит синтез АТФ и разложение воды – фотолиз. 5. В темновой стадии фотосинтеза образуются глюкоза и кислород. 6. Энергия АТФ, запасенная в световой стадии, расходуется на синтез углеводов.

Элементы правильного ответа

Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 5.

В предложении 2 ошибочно названо одно из исходных веществ, участвующих в фотосинтезе.

В предложении 3 неверное обобщение – не во всех прокариотических и эукариотических клетках имеются хлоропласты.

В предложении 5 ошибочно назван один из продуктов темновой фазы.

Задания уровня С3

Примечание: приведенные примеры ответов не являются единственно возможными. Важно, чтобы ваш ответ не искажал смысла вопроса и не содержал биологических ошибок.

1. Почему клетка считается структурной и функциональной единицей живого?

Элементы правильного ответа

1. Живые системы состоят из клеток.

2. Клетка может быть частью многоклеточного организма или самостоятельным организмом.

3. Живые системы развиваются из одной клетки.

Ответьте самостоятельно

  • Докажите, что совокупность клеток, тканей и органов еще не представляет собой организм.

  • Докажите, что отдельная клетка может быть самостоятельным организмом.

2. Докажите, что клетка является открытой саморегулирующейся системой.

Элементы правильного ответа

1. Клетка участвует в постоянном обмене веществ и энергии с окружающей средой.

2. Клетка отвечает на сигналы внешней среды и возвращается к исходному состоянию. Ее реакции на стимулы обратимы.

3. Клетка способна к регуляции своего химического состава.

Ответьте самостоятельно

  • Докажите, что биосферный уровень – высший уровень организации жизни.

  • В чем заключается общность всех живых систем?

3. Сравните строение прокариотической и эукариотической клеток.

Элементы правильного ответа

1. Прокариотические клетки не имеют оформленного ядра, двумембранных органоидов.

2. Прокариотические клетки размножаются путем деления.

3. В эукариотических клетках есть ядро с хромосомным набором, одно- и двумембранные органоиды. Такие клетки размножаются как бесполым, так и половым способами.

4. Эукариотические клетки в несколько раз крупнее прокариотических клеток.

Ответьте самостоятельно

  • Сравните строение растительной и животной клеток.

  • Подтвердите фактами идею о химическом единстве живой и неживой природы.

  • Какие признаки характерны для вирусов?

4. Как строение клеточной мембраны соответствует выполняемым ею функциям?

Элементы правильного ответа

1. Двойной липидный слой мембраны обеспечивает избирательное проникновение веществ в клетку.

2. Встроенные белки выполняют транспортную, строительную, сигнальную функции.

3. Встроенные углеводы выполняют структурную и сигнальную функции.

4. Пластичность мембраны позволяет ей осуществлять процессы фагоцитоза и пиноцитоза.

Ответьте самостоятельно

  • Докажите, что клеточная мембрана – полупроницаемый барьер между клеткой и окружающей средой.

5. Каким образом вещества поступают в клетку?

Элементы правильного ответа

Поступление веществ в клетку может происходить следующими путями:

1) фагоцитоз;
2) пиноцитоз;
3) диффузия и осмос;
4) с помощью специальных белков-переносчиков, например натриевого или кальциевого насоса.

Ответьте самостоятельно

  • Что такое активный транспорт ионов?

  • Дайте характеристику активного и пассивного транспорта веществ через клеточную мембрану.

6. Что общего и различного в строении и функциях хлоропластов и митохондрий?

Элементы правильного ответа

Общее:

– двумембранное строение этих органоидов;
– увеличение площади рабочей поверхности за счет внутренних мембран – тилакоидов у хлоропластов и крист у митохондрий;
– эти органоиды способны к синтезу белков и размножению;
– и в хлоропластах, и в митохондриях синтезируется АТФ.

Различия:

– хлоропласты содержат хлорофилл и находятся только в растительных клетках;
– митохондрии содержатся и в растительных, и в животных клетках;
– в хлоропластах происходит фотосинтез, а митохондрии осуществляют клеточное дыхание.

Ответьте самостоятельно

  • Сравните функции лизосом и аппарата Гольджи.

  • В чем заключаются особенности строения и функций эндоплазматической сети?

  • Каково строение и функции ядра?

7. Сравните по строению и функциям нуклеиновые кислоты – ДНК и РНК.

Элементы правильного ответа

1. ДНК и РНК – это полинуклеотиды.
2. ДНК и РНК – это кислоты.
3. ДНК – спиральная молекула, состоящая из двух комплементарных антипараллельных цепей, содержащая углевод дезоксирибозу и нуклеиновые основания: аденин, гуанин, цитозин и тимин.
4. РНК – одноцепочная молекула, в которой вместо тимина содержится урацил, а вместо дезоксирибозы – рибоза.
5. ДНК – хранит и передает наследственную информацию.
6. РНК – обеспечивает передачу информации при синтезе белков в рибосомах.

Ответьте самостоятельно

  • Докажите, что строение молекулы ДНК обеспечивает выполнение ее функций.

  • Почему процесс биосинтеза белка называется матричным синтезом?

  • Какова роль рибосом в биосинтезе белка?

8. Сравните автотрофный и гетеротрофный способы питания организмов.

Элементы правильного ответа

1. Автотрофный способ питания характерен для растительных организмов, некоторых бактерий.

2. Гетеротрофный способ питания характерен для животных, грибов, некоторых растений, многих бактерий.

3. При автотрофных способах питания – фото- или хемосинтезе – используется энергия света или энергия окисления неорганических соединений.

4. При гетеротрофном способе питания используется энергия органических соединений, содержащихся в живых или мертвых телах.

Ответьте самостоятельно

  • Докажите, что обмен веществ происходит и на клеточном, и на биосферном уровнях организации жизни.

  • Опишите основные этапы клеточного дыхания.

9. Сравните процессы дыхания и фотосинтеза.

Элементы правильного ответа

1. Дыхание – процесс, связанный с окислением углеводов и запасанием части освободившейся энергии в виде АТФ.

2. У аэробных организмов в процессе дыхания образуются углекислый газ, вода и АТФ.

3. В процессе дыхания поглощается кислород и выделяется углекислый газ.

4. В процессе фотосинтеза поглощаются энергия света, вода и углекислый газ, а образуются органические вещества и кислород.

Ответьте самостоятельно

  • Какие вещества участвуют в процессе фотосинтеза и дыхания и что с ними происходит?

  • В чем заключаются различия в обмене веществ у анаэробных и аэробных организмов?

  • Как преобразуется энергия в ходе процессов фотосинтеза и дыхания?

10. Сравните процессы митоза и мейоза.

Элементы правильного ответа

1. Митоз – способ бесполого размножения клетки, обеспечивающий сохранение наследственной информации, рост и развитие организма.

2. Мейоз – способ образования гамет, способствующий возникновению новых генетических комбинаций.

3. В результате митоза образуются диплоидные ядра дочерних клеток, а в результате мейоза – гаплоидные.

4. В результате митоза из ядра одной клетки образуются два ядра двух новых клеток.

5. В результате мейоза из одного ядра диплоидной клетки образуются четыре гаплоидных ядра четырех клеток.

Ответьте самостоятельно

  • В чем заключается биологическое значение митоза и мейоза?

  • Как строение гамет связано с их функциями?

11. Каковы достоинства и недостатки полового и бесполого способов размножения?

Элементы правильного ответа

1. Достоинства полового размножения заключаются в том, что в результате образуются особи, несущие новые наследственные комбинации признаков, что приводит к увеличению разнообразия организмов.

2. К недостаткам полового размножения можно отнести вероятность передачи скрытых наследственных заболеваний потомству, трудности поиска полового партнера у некоторых организмов, затраты энергии на заботу о потомтве и др.

3. Достоинства бесполого способа размножения клеток и организмов заключаются в том, что наследственная информация при росте и развитии организма сохраняется неизменной, а поколение более многочисленно.

Ответьте самостоятельно

  • Какие способы оплодотворения у растений и животных вам известны и в чем заключаются их различия?

  • Какие биологические процессы приводят к повышению разнообразия организмов?

12. Каковы основные задачи генной инженерии? Приведите примеры, подтверждающие ваш ответ.

Элементы правильного ответа

1. С помощью генной инженерии можно организму одного вида искусственно пересаживать гены от организма другого вида.

2. Методами генной инженерии можно получать необходимые белки, лекарства в промышленных масштабах.

3. Примером получения лекарств может служить производство гормонов соматотропина и инсулина путем использования генов, встроенных в геном бактерии – кишечной палочки.

Ответьте самостоятельно

  • Что такое генетически модифицированные организмы?

Вопросы уровня С5

Таблица генетического кода (иРНК)

Первое основание

Второе основание

Третье основание

У

Ц

А

Г

У

ФЕН
ФЕН
ЛЕЙ
ЛЕЙ

СЕР
СЕР
СЕР
СЕР

ТИР
ТИР
Стоп
Стоп

ЦИС
ЦИС
Стоп
ТРИ

У
Ц
А
Г

Ц

ЛЕЙ
ЛЕЙ
ЛЕЙ
ЛЕЙ

ПРО
ПРО
ПРО
ПРО

ГИС
ГИС
ГЛН
ГЛН

АРГ
АРГ
АРГ
АРГ

У
Ц
А
Г

А

ИЛЕ
ИЛЕ
ИЛЕ
МЕТ

ТРЕ
ТРЕ
ТРЕ
ТРЕ

АСП
АСП
ЛИЗ
ЛИЗ

СЕР
СЕР
АРГ
АРГ

У
Ц
А
Г

Г

ВАЛ
ВАЛ
ВАЛ
ВАЛ

АЛА
АЛА
АЛА
АЛА

АСП
АСП
ГЛУ
ГЛУ

ГЛИ
ГЛИ
ГЛИ
ГЛИ

У
Ц
А
Г

Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берется из левого вертикального ряда, второй – из верхнего горизонтального ряда и третий из правого вертикального. В точке пересечения всех трех нуклеотидов и находится искомая аминокислота.

1. Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов ТЦАЦГТАЦГГГТ. Используя таблицу генетического кода, определите последовательность иРНК, антикодонов тРНК и соответствующую последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка.

Элементы правильного ответа

1. Сначала необходимо дописать цепь иРНК, синтезируемую на данном фрагменте ДНК:

ДНК Т Ц А Ц Г Т А Ц Г Г Г Т
иРНК А Г У Г Ц А У Г Ц Ц Ц А.

2. Следует соотнести кодоны полученной цепи иРНК с данными таблицы

АГУ – сер
ГЦА – ала
УГЦ – цис
ЦЦА – про

3. Антикодоны тРНК – УЦА, ЦГУ, АЦГ, ГГУ.

4. Последовательность аминокислот в молекуле белка: сер–ала–цис–про.

2. Даны антикодоны тРНК. Используя таблицу генетического кода, определите последовательность аминокислот в молекуле белка, кодоны иРНК и триплеты во фрагменте гена, кодирующего этот белок.

тРНК: ГАА–ГЦА–ААА–АЦГ

Элементы правильного ответа

1. Кодоны иРНК: ЦУУ–ЦГУ–УУУ–УГЦ.

2. Последовательность аминокислот: лей–арг–фен–цис.

3. Триплеты ДНК: ГАА – ГЦА – ААА – АЦГ.

3. Дан фрагмент двухцепочной молекулы ДНК. Воспользовавшись таблицей генетического кода, определите структуру фрагмента белковой молекулы, кодируемой этим участком ДНК.

ААА–ТТТ–ГГГ–ЦЦЦ
ТТТ–ААА–ЦЦЦ–ГГГ

Элементы правильного ответа

Т.к. иРНК синтезируется всегда только на одной цепи ДНК, которую на письме принято изображать как верхнюю, то:

– иРНК, кодируемая верхней цепью: УУУ–ААА–ЦЦЦ–ГГГ;
– фрагмент белка, кодируемый верхней цепью: фен–лиз–про–гли.

4. Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность ТГГЦАГ. Определите последовательность второй цепи и общее число водородных связей между азотистыми основаниями. Ответ поясните.

Элементы правильного ответа

1. Последовательность нуклеотидов во второй цепи АЦЦГТЦ.

2. Общее число водородных связей между азотистыми основаниями равно 16.

3. Между основаниями А и Т образуются две водородные связи. Таких пар в данной цепи ДНК две, следовательно, число связей между ними равно 4. Между основаниями Г и Ц образуются три водородные связи, пар оснований 4, следовательно, связей между ними 12. Всего получается 12+4=16 водородных связей.

5. Фрагмент гена состоит из 40 нуклеотидов в каждой цепи. Определите количество водородных связей между азотистыми основаниями, если известно, что в верхней цепи гена 4 адениловых нуклеотида, 7 тимидиловых, 4 цитозиновых и 5 гуаниновых нуклеотидов.

Элементы правильного ответа

1. Между тимидиловым и адениловым нуклеотидами образуется две водородные связи, всего таких связей 8 + 14 = 22.

2. Между цитозиновым и гуаниновым нуклеотидами образуется три водородные связи, всего таких связей 12 + 15 = 27.

3. Полное число водородных связей 22+27=49.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru