Я иду на урок

Е. Н. Маслак

Урок-игротека по теме: «Многообразие цветковых растений»

6-й класс

Дидактическая цель: создать условия для проверки знаний и умений учащихся по изученной теме, не вызывая у них излишнего волнения.

Задачи урока

  • Образовательные:

– диагностическая: выявить уровень усвоения учащимися системы знаний признаков классов и семейств цветковых растений, их многообразия и значения, а также умений узнавать растения из изученных семейств на рисунках;
– обучающая: выявить прирост знаний и умений у учеников;
– стимулирующая: определить подготовленность учеников к каждому уроку, сформированность мотивации для изучения биологии;
– корректирующая: в процессе оценивания исправлять ошибки, если это необходимо.

  • Развивающие:

– развивать у школьников интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление;
– эмоциональную сферу: уверенность в себе;
– мотивационную сферу: стремление добиться успеха.

  • Воспитательные:

– способствовать воспитанию у учащихся положительного отношения к учебе, умения общаться и сотрудничать.

Методы урока: репродуктивный и метод проблемного обучения.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная и индивидуальная.

Средства обучения:

  • зачетные листы (каждому ученику);

  • конверт с игрой «Крестики-нолики»;

  • коробка с игрой «Лото»;

  • конверты с четырьмя вариантами игры «Мозаика»;

  • коробка с игрой «Домино».

Ход урока

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Оргмомент

Приветствует класс, проверяет готовность к уроку

Занимают рабочие места

2. Мотивация и целеполагание

Определяет проблему, мотивирует познавательную деятельность учащихся, акцентирует внимание на цели урока

Помогают формулировать цель урока

3. Контроль знаний и умений по изученной теме

Организует работу по выявлению уровня усвоения знаний и умений учащихся: проводит 5 игр

Выполняют устные и письменные задания

4. Рефлексия

Мобилизует учеников на самооценку их деятельности на уроке

Оценивают себя в процессе деятельности

Контроль знаний и умений по теме: «Многообразие цветковых растений»

Зачетный лист – небольшая книжечка (выдается каждому ученику):

Обратная сторона:

Игра «Крестики-нолики»

Учитель называет каждому ученику какое-нибудь изученное семейство цветковых растений, ученики записывают его после слова «семейство» в зачетный лист.
Затем раздаются листы со списком из 16 признаков.

В пронумерованные (от 1 до 16) клеточки игрового поля в зачетном листе ученик должен расставить крестики и нолики:

– крестик ставится, если признак относится к данному семейству;
нолик ставится, если признак к этому семейству не относится.

Пример

Учитель назвал ученику семейство Бобовые – ученик записал название семейства в зачетном листе (внизу) и, прочитав 16 признаков разных семейств и классов цветковых растений, поставил крестики в клетки под номерами 4, 10 и 15. В остальных клетках – нолики.

После окончания игры ученики меняются своими зачетными листами и проверяют работы друг у друга: учитель называет по каждому семейству номера клеток, в которых должны стоять крестики, а затем критерии оценок:

если ошибок нет – «5»,
за одну ошибку – «4»,
за две ошибки – «3»,
а если ошибок более двух – «2».

Ученики выставляют себе оценки в свой зачетный лист напротив названия игры «Крестики-нолики».

Игра «Лото»

Учитель раздает ученикам:

  • альбомные листы, на которых приклеены картинки растений из изученных семейств;

  • набор маленьких полосок, на которых написаны названия семейств.

Ученики должны на картинки с растениями разложить полоски с названиями семейств, к которым они относятся.
Учитель проверяет результаты и выставляет в зачетный лист оценку за игру:

«5» – если нет ни одной ошибки,
«4» – если одна ошибка,
«3» – если две ошибки и
«2» – если ошибок три и более.

Игра «Систематика против...»

Ученики письменно отвечают на вопросы на странице зачетного листа. В игре 4 ступени, на каждой ступени по 4 вопроса.

Первая ступень: вопросы из серии «Знаете ли вы?»

Чтобы перейти на вторую ступень, ученик должен правильно ответить хотя бы на один вопрос, если не будет даже одного верного ответа – ученик выбывает из игры с оценкой «2»: учитель ему говорит: «Вы – слабое звено! Прощайте!»

1. Из стебля какого злака получают сахар? (Сахарный тростник.)
2. Какое бобовое растение прячет орехи в земле? (Арахис.)
3. Какое бобовое растение называют растительной коровой? (Соя.)
4. Из семян какого крестоцветного растения получают пищевую приправу и средство для лечения простуды? (Горчица.)

Вторая ступень: вопросы из серии «Будьте здоровы!»

Чтобы перейти на 3-ю ступень, нужно верно ответить на два вопроса из четырех, а «слабое звено» выбывает из игры с оценкой «3».

1. Плоды какого растения из семейства розоцветных – жаропонижающее средство? (Малина.)
2. Какие растения из семейства лилейных выделяют фитонциды – летучие вещества, убивающие бактерии? (Лук, чеснок.)
3. Плоды каких растений из семейства розоцветных богаты витамином С? (Шиповник, рябина.)
4. Какое растение из семейства лилейных является ядовитым, но используется в медицине для лечения болезней сердца? (Ландыш.)

Третья ступень: загадки.

Чтобы перейти на 4-ю ступень, нужно отгадать не менее трех загадок, а «слабое звено» выбывает из игры с оценкой «4»:

Четвертая ступень: вопросы из серии «Систематика».

Чтобы получить за игру «5», нужно верно ответить на все четыре вопроса.

1. К какому семейству относится кукуруза? (Сем. Злаки.)
2. К какому семейству относится капуста? (Сем. Крестоцветные.)
3. К какому семейству относится тюльпан? (Сем. Лилейные.)
4. К какому семейству относится фасоль? (Сем. Бобовые.)

Игра «Мозаика»

Учитель раздает ученикам конверты. В каждом конверте лежит лист белого картона величиной с открытку, на котором написано 5 вопросов, а также 10 полосок с ответами (на каждый вопрос по 2 ответа, очень похожих или противоположных). Ответы на вопросы пишутся на чистой стороне обычных поздравительных открыток: на одной открытке – верные ответы, на другой – неверные, затем обе открытки разрезаются на полоски, все полоски перемешиваются.

Ученики должны рядом с вопросами разложить полоски с ответами, лишние полоски убрать обратно в конверт, затем все полоски с ответами нужно перевернуть ответом вниз. Если на все вопросы даны верные ответы – должна получиться открытка.

Пример

По количеству верных ответов выставляется оценка за игру:

  • «5» – если не было ни одной ошибки (то есть если собралась открытка),

  • «4» – если одна полоска в открытке не подошла,

  • «3» – если в открытке не подошли 2 полоски,

  • «2» – если в открытке более двух полосок не подошли.

Игра «Домино»

Учитель раздает ученикам картонные карточки, на которых по принципу обычного домино приклеены по 2 картинки растений из изученных семейств.
Ученики по очереди делают ходы – выкладывают карточки так, чтобы рядом оказались картинки растений из одного семейства.
Учитель, наблюдая за игрой, выставляет оценки, учитывая количество сделанных ошибок:

  • за одну допущенную ошибку – «4»,

  • за две ошибки – «3»,

  • если более двух ошибок – «2».

По результатам всех пяти игр ученикам выставляется итоговая оценка, которая пойдет в журнал.
В конце урока проводится рефлексия: учитель задает ученикам вопросы, побуждая их оценить себя в процессе деятельности:

  • довольны ли вы своей оценкой за игру «Крестики-нолики»?

  • почему?

  • из-за чего возникли затруднения?

  • кто в этом виноват?

и т. д. – про каждую игру.

Урок можно провести немножко по-другому: привлечь учеников из старших классов, расставить столы в кабинете по 2 для 5 игр, разделить учеников на 5 групп, организовать урок как игру «Путешествие по станциям»: через каждые 7 мин каждая группа учеников перемещается к очередному столу и участвует в игре, проводимой старшеклассниками, в этом случае учитель играет только роль координатора.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru