Я иду на урок

Т. В. Коврова

Продукты питания: съедобны или несъедобны?

Интегрированный урок по экономике и биологии

Думать – самая трудная работа; вот, вероятно, почему этим занимаются столь немногие.

Г.Форд, американский промышленник

Не обманешь – не продашь!

Русская пословица

Цели урока:

– ознакомление учащихся с такими понятиями, как пищевые добавки, штрихкод, генетически модифицированные продукты; развитие умения читать и анализировать информацию на этикетке товара;
– развитие навыков принятия самостоятельных решений, инициативы и активности, необходимых для самостоятельной жизни.

Оборудование: выставка статей о полезности продуктов питания и пищевых добавках; эпиграфы; плакаты: штрихкоды, вредные пищевые добавки; правила покупателя; черный мешочек; наборы упаковок с продуктами питания; карточки первичной экспертизы продуктов.

Ход урока

Учитель. Сегодня на уроке мы поговорим об экономической и потребительской грамотности, о пищевых добавках, используемых для производства продуктов питания, о генетически модифицированных продуктах, их вреде и пользе.
В повседневной жизни мы чаще всего являемся потребителями товаров. Существует русская поговорка: «Не обманешь – не продашь!». А можно ли избежать обмана и как это сделать? Вот об этом и пойдет сегодня речь.
Внимание! Леди и джентльмены! Объявляется аукцион! Спешите! Выставляется лот «Кот в мешке». Кто готов купить товар вслепую? О товаре известно только то, что это гениальное изобретение человечества. В СССР это было дефицитом и считалось признаком интеллигентной семьи. Этот товар нам просто необходим!
Начинаем торги! Начальная цена 10 руб. Кто предложит больше? – 20 руб., 30 руб., 50 руб. – Продано!
Что же в мешке? Это… рулон туалетной бумаги! Какое чувство вы испытываете? Вас обманули! Какую ошибку допустил покупатель? Купил товар, не получив о нем полной информации.
Следовательно, первое правило покупателя: прежде чем купить товар, получи полную информацию о нем.
Сегодня мы выясним, какую информацию можно получить, внимательно прочитав надписи на упаковке, на что нужно обратить внимание, покупая продукты питания, что означают буквы, цифры и штрихи на упаковке.
Реклама заполняет экран телевизора, мы видим ее на страницах газет, журналов, слышим по радио. Нам предлагают различные продукты питания, лекарства, косметические средства. Если мы слышим «товар имеет сертификат качества», то эти слова действую на нас магически – мы его покупаем. Мы верим, что товар будет обязательно отличного качества и с теми свойствами, которые нам нужны.
Представьте, что вы попали в научно-исследовательскую лабораторию «Будь здоров». Ученые-консультанты расскажут вам много интересного. Представитель общества по защите прав потребителя расскажет вам, какую информацию должны содержать этикетки товаров.

Первый консультант. Согласно Закону «О защите прав потребителей» (ст. 8–10) потребитель вправе потребовать от изготовителя (исполнителя, продавца) предоставление необходимой и достоверной информации о его предприятии, реализуемых им товарах (работах, услугах) и режиме его работы. Эта информация должна доводиться до сведения покупателя в доступной форме, обеспечивающей возможность выбора необходимого данному потребителю товара.
Информация о товарах должна содержать:

1) наименование стандарта, требованиям которого должен соответствовать товар;
2) перечень основных потребительских свойств товара, а для продуктов питания – состав (включая перечень использованных в процессе изготовления продуктов и пищевых добавок), массу нетто или объем содержимого, калорийность, содержание вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов, а также противопоказания к применению при отдельных видах заболеваний;
3) цену и условия приобретения товара;
4) гарантийные обязательства изготовителя;
5) правила и условия эффективного и безопасного использования товара;
6) срок службы (годности) товара и сведения о необходимых действиях потребителя по его истечении, а также о возможных последствиях при невыполнении указанных действий;
7) адреса изготовителя и предприятий, уполномоченных изготовителем принимать претензии от потребителя, производить ремонт и техническое обслуживание товара.

Этикетка содержит фирменное название продукции, ее состав, товарный знак компании, рекламные материалы, инструкции по хранению и использованию.

Учитель. Давайте внимательно рассмотрим упаковки некоторых продуктов питания. Существует несколько видов упаковки: металлическая банка, стеклянная банка с металлической крышкой, бумажная, картонная, пластмассовая, целлофановая упаковка и т.д. Во-первых, нужно убедиться, что упаковка не повреждена. На каждой упаковке есть этикетка с названием продукта и информацией о нем. Упаковка товара какой-либо фирмы должна отличаться от упаковки товаров конкурентов, помогать покупателю в поиске товара, придавать товару его образ, соответствовать уровню цены. Продукты питания, упакованные или расфасованные в России, должны быть снабжены информацией о месте их
изготовления.
Что изображено на этикетке? Помимо текста, вы видите загадочные полоски разной толщины и расположенные под ними цифры. Это штриховой код (штрихкод). Что он означает?

Второй консультант. Штрихкод это ряд вертикальных черных и белых полос, под которыми расположено 13 цифр. (Товары небольшиого размер могут иметь укороченный код из 8 цифр.) Первые 3 цифры обозначают страну-изготовителя или продавца продукта, затем следуют 4–6 цифр — регистрационный номер предприятия-изготовителя. Следующие 3–5 цифр кодируют наименование товара, его потребительские свойства. Последняя цифра – контрольная (для проверки правильности считывания штрихов сканером). Примеры некоторых кодов стран: США и Канада – 000–139; Франция – 300–379; Германия – 400–440; Япония – 450–459, 490–499; Россия – 460–469; Великобритания – 500–509; Греция – 520; Польша – 590; Финляндия – 640–469; Китай – 690–695; Турция – 869; Австрия – 900–919. Коды с 200 по 299 предназначены для внутреннего использования предприятиями; их часто применяют для весового товара, кодируя массу, цену и др. параметры.

Учитель. Каждая этикетка содержит информацию о массе, составе продукта, его калорийности, производителе и даже рекомендации по его применению. Часто на этикетке можно видеть целые списки пищевых добавок, особенно на кондитерских изделиях, сладостях, мороженом и т.д. Что такое пищевые добавки? Почему они маркированы бук-вой «Е»?

Третий консультант. Современное производство продуктов питания немыслимо без пищевых добавок. Они способствуют длительному сохранению, улучшению цвета, вкуса или консистенции продукта. В странах Европейского Союза (ЕС) принята система цифровой кодификации пищевых добавок: каждая из них обозначается буквой «Е» и цифровым индексом. Красители (Е-100–Е-199) добавляют в кондитерские изделия, сыр, маргарин и другие продукты. Консерванты (Е-200–Е-299) увеличивают срок хранения продукта. Антиоксиданты (Е-300–E-399) защищают продукт от повреждающего действия кислорода, их добавляют в бульонные кубики, жевательные резинки, мороженое. Стабилизаторы (Е-400–Е-490) поддерживают желеобразную консистенцию продуктов. Эмульгаторы (Е-500–Е-599) используются для приготовления водно-жировых смесей, например, майонеза, кремообразных пищевых продуктов. Усилители вкуса и ароматизаторы (Е-600–Е-699) часто добавляют в соусы, приправы, колбасы.
Значительное количество добавок не имеют разрешения к применению в пищевой промышленности России, а часть из них просто запрещены к применению в производимых у нас или импортируемых продуктах питания: красители Е-121 – цитрусовый красный 2 и Е-123 — амарант; консерванты Е-216 и Е-217 – производные пара-оксибензойной кислоты и Е-240 – формальдегид.
В развитых странах проверка безопасности пищевых добавок проводится постоянно и публикуются списки наиболее вредных из них с указанием характера воздействия. Импортные продукты без указания состава покупать не рекомендуется.

Учитель. В последнее время на этикетках можно увидеть надписи о том, что продукт изготовлен из трансгенных, или генетически модифицированных (ГМ), продуктов или генетически модифицированных источников (ГМИ). Что это значит?

Четвертый консультант. Давайте вспомним, что такое наследственная информация, где она хранится в клетке. Она хранится в молекулах ДНК, которые упакованы в хромосомы, находящиеся в ядре. При создании генетически модифицированных продуктов изменяют набор генов так, чтобы получить продукт с лучшими свойствами. Измененные молекулы ДНК попадают в организм человека, и как они в дальнейшем себя поведут, какие изменения вызовут, еще мало изучено.
Трансгенные, или генетически модифицированные, продукты (ГМП) – это продукты переработки трансгенных организмов, т.е. организмов с откорректированным генетическим кодом. ГМП содержат ценные питательные вещества, которых в обычных продуктах недостаточно, имеют более привлекательный вид. Сейчас в основном работы ведутся с двумя категориями генов: с теми, которые определяют устойчивость растений к внешним условиям (например, стрессам), и теми, от которых зависят качественные и количественные характеристики продуктов.
Использование ГМП в пищу может повлиять на социальную и экономическую сферы жизни человека. Население Земли быстро растет, а урожай трансгенных растений на 15–20% выше, чем у традиционных культур, т.к. трансгенные растения обладают повышенной устойчивостью к вредителям и болезням. При этом снижения питательной ценности полученных из них продуктов не наблюдается. Повышение урожайности модифицированных растений позво-лит сократить использование минеральных удобрений, гербицидов, пестицидов, инсектицидов, отрицательно влияющих на здоровье человека.

Трансгенные продукты – это источник здорового питания. Так, например, получена низкокалорийная соя. Из трансгенных сортов кукурузы, соевых бобов и рапса получают растительное масло, в котором снижено количество растительных жиров, а в картофеле и кукурузе – больше крахмала и меньше воды. Усовершенствованные помидоры, тыквы и картофель лучше сохраняют витамины. Получен рис с повышенным содержанием витаминов и микроэлементов.
Но есть и факты, свидетельствующие об отрицательном воздействии ГМП на здоровье. Например, подопытные мыши, которых кормили ГМП, дали малорослое потомство с ослабленным иммунитетом и склонностью к вырождению. Установлено, что чем больше площади занимают генетически модифицированные культуры, тем меньше становится насекомых, и, как результат, сокращается численность птиц и других животных, что приводит к нарушению экологического равновесия. Каждый ГМП и последствия его длительного использования должны быть тщательно изучены. Однако все проводившиеся испытания ГМП были краткосрочными, а негативное влияние на человека или его потомство может проявиться и через длительное время.
Скептики считают, что наступление эпохи ГМП – это приближающаяся катастрофа для всего человечества. С сентября 2002 г. Минздрав РФ обязал производителей информировать покупателей о присутствии в продуктах генетически модифицированных ингредиентов, если их содержание превышает 5%. Как показывают контрольные закупки Минздрава, правила никто не соблюдает, и мы не знаем, что едим. Генной инженерии не более 20 лет. Это еще слишком короткий срок, чтобы оценить возможные последствия.

Учитель. В школе вы тратите массу энергии на умственную деятельность, физическую работу. Значит, должен быть источник для восполнения энергии и сил. Это в первую очередь продукты питания. О пользе продуктов питания, которые помогают избежать стрессовых ситуаций, добиваться хороших успехов в учебе и в жизни, расскажет консультант научной лаборатории.

Пятый консультант. Клеткам серого вещества мозга необходимо большое количество энергии. Хотя масса мозга человека составляет 2–3% от массы тела, он ежедневно забирает 20% всей энергии, получаемой из пищи, поэтому то, что мы едим, решающим образом сказывается на работоспособности мозга.
Морковь стимулирует обмен веществ в мозге, ананасы улучшают память – их давно используют актеры и оперные певцы, которым приходится много заучивать наизусть. Для желающих поддерживать физическую форму важна низкая калорийность этого продукта. Черника способствует мозговому кровообращению – желательно употреблять ее в свежем или замороженном виде. Лук полезен при переутомлении и психической усталости, он улучшает снабжение мозга кислородом. Орехи стимулируют деятельность мозга, укрепляют нервную систему и особенно рекомендуются при длительной напряженной умственной деятельности.

Учитель. Консультанты из лаборатории «Будь здоров» дали вам полезные сведения о том, как читать и понимать информацию на этикетке продукта, что означают те или иные знаки, буквы, что такое сертификат качества. А какие продукты вы будете потреблять – это ваш выбор.
Теперь можно сформулировать второе правило покупателя: имея информацию о продукте – умей выбрать качественный продукт.
Как же выбрать качественный продукт? Давайте потренируемся.
Проведем практическую работу. На каждой парте есть набор продуктов питания, и каждый из вас получил карточку первичной экологической экспертизы.
Ваша задача:

1) исследовать упаковку продукта питания;
2) исследовать этикетку на продукте питания;
3) заполнить карточку первичной экологической экспертизы;
4) проанализировать полученную информацию;
5) сделать выводы о качестве продукта и о полноте информации на этикетке;
6) индивидуально оформить практическую работу и сдать на проверку сотрудникам научно-исследовательской лаборатории «Будь здоров».

(Учащиеся выполняют практическую работу в течение 5–7 мин, делают вывод и сдают карточки первичной экологической экспертизы.)

Учитель. Для закрепления полученных знаний вам предлагается выполнить дома следующие задания.

1. Вы, конечно, слышали выражение «экологически чистый продукт». Как вы думаете, может ли продукт быть на самом деле экологически чистым и почему?

(С 1 июля 2005 г. постановлением Госстандарта России № 401 от 29.12.2003 г. запрещено наносить маркировку «экологически чистый продукт».)

2. Вспомните пословицы, связанные с понятиями «покупатель», «деньги», «продавец», «потребление».

  • Губа не дура, язык не лопатка, знает, где горько, а где сладко.

  • Не обманешь – не продашь!

  • Деньги не грибы, можно и зимой найти.

  • Все полезно, что в рот полезло.

  • Не красна изба углами, а красна пирогами.

  • Брат братом, сват сватом, а денежки врозь.

  • Деньги без глаз.

  • Где денежкам счет – там добро не утечет.

  • Кто не бережет копейки, рубля не стоит.

  • Лишние деньги – лишняя забота.

  • Копейка рубль бережет.

  • Деньги не в деньгах, а в делах.

3. Попробуйте создать рекламу (телевизионную, печатную или другого вида) детского питания так, чтобы вам поверили и захотели купить.

Название продукта _______________________________________________________

Упаковка (вид, состояние) __________________________________________________

Сведения, указанные на этикетке

1. Предприятие-изготовитель, его адрес ________________________________________

2. Масса товара __________________________________________________________

3. Состав _______________________________________________________________

4. Калорийность _________________________________________________________

5. Срок годности _________________________________________________________

6. Дата изготовления ______________________________________________________

7. Штрихкод (страна-изготовитель) ___________________________________________

8. Наличие консервантов и пищевых добавок ____________________________________

9. Предупреждение об опасности _____________________________________________

Заключение (полная информация, отсутствие информации, ваши рекомендации).

Литература

1. Сгибнева Е.П. Классные часы в выпускных классах: Пища настоящего и будущего. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

2. Симоненко В.Д., Степченко Т.А. Основы потребительской культуры. – М.: Вита-Пресс, 2004.

3. Шашурина А.Т. Экологическая безопасность и продукты питания // Биология в школе, 2000. № 10.

4. Талютина О.А. Нужны ли генетически модифицированные продукты? // Биология, 2005. № 18.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru