Копилка опыта

Л. Н. Анищенко ;
Л. И. Булавинцева

Работа с терминами на уроках биологии

Методические рекомендации

Пособие содержит справочные материалы по этимологии и семантике наиболее часто употребляемых биологических терминов. Работа с терминами иностранного происхождения должна способствовать повышению общей грамотности учащихся. В пособии приведены примеры заданий для организации работы с терминами при изучении разделов «Человек и его здоровье» и «Общая биология», опираясь на которые, учитель сможет самостоятельно организовать работу с терминоэлементами.

Введение

Овладение системой понятий по предмету – залог эффективности учебного процесса при обучении учащихся любой дисциплине и, конечно, биологии и экологии.

Термин – это «слово или словосочетание – название определенного понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства» (Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1991). Таким образом, термин может служить названием понятия и отражать содержание понятия. Термины школьного курса биологии и экологии связаны с понятиями науки и входят в определение понятия.

Так как многие термины имеют иностранное происхождение, необходимо ознакомить учащихся со смысловым (семантическим) значением термина, его русским переводом. Такая работа будет способ-ствовать основательному усвоению понятий и лучшему запоминанию терминов.

Понятия, составляющие содержание курса биологии (экологии), очень разнообразны и находятся в постоянном развитии. В каждом изучаемом разделе учитель должен выделить основные понятия, обеспечить развитие понятий, установить внутри- и межпредметные связи. Поэтому целенаправленная работа над осмыслением каждого термина, формулировки, определения, правильным пониманием сущности понятий приводит к глубокому запоминанию учебного материала. Такое осмысление названо семантизацией, в котором нуждаются и термины иностранного происхождения, и русские названия.

Предложенные задания по темам разделов «Человек» и «Общая биология» для организации работы с терминами могут включаться учителем в процесс формирования понятий, осуществляемых по схеме: «ощущение – представление – понятие» на этапе перехода от представлений к понятиям.

Можно использовать логический прием анализа и синтеза в системе перехода от этимологического значения (происхождения) термина к его семантике, т.к. в большинстве случаев смысловое значение термина совпадает с основным содержанием того понятия, которое определено термином. Проанализировав термин, определив слова, его составляющие, необходимо произвести синтез смыслового значения слов, составляющих термин. Так определяется понятийное значение термина. Например, в отдельных случаях необходимо прежде всего познакомить школьников с переводом двух терминоэлементов, слагающих термин: airo в переводе с греческого означает «поднимаю» и morphosis в переводе с греческого – «форма» или «вид». Соединив смысловое содержание двух указанных слов, образующих термин, учащиеся сами определяют его смысловое значение: ароморфоз – это такой путь эволюции, который не только совершенствует форму организма, но и способствует повышению его общей организации, обеспечивая преимущества в новой среде обитания. Но в некоторых случаях дословный перевод нельзя отождествлять с понятийным значением термина. Необходимо привести дополнительную информацию и рассуждения, которые помогут выйти на смысловое значение термина. Перевод с латинского языка терминоэлемента degenerare означает «вырождаться». Поэтому учитель прежде сообщает, что некоторые организмы живут в условиях, обеспечивающих их жизнедеятельность без особых усилий со стороны организмов, ввиду чего у них наблюдается некоторое упрощение в строении. Такой путь эволюции связан с упрощением в строении и называется дегенерацией, что означает «вырождение». Перевод терминоэлемента дает опору для запоминания сущности термина.

При организации работы с терминами нужно использовать учебник и дополнительные литературные источники, давая задания следующего характера: «Пользуясь указателем терминов, найдите на соответствующих страницах освещение понятийного значения данного термина». Или: «Пользуясь указателем терминов, найдите объяснение термина. Выясните сущность этого явления, опираясь на смысловое значение данного термина». Таким образом, необходимо использовать разнообразные приемы работы с терминами и понятиями.

Отдельные терминоэлементы в заданиях выделены знаком «*» (звездочкой), они предназначены для конструирования терминов, отсутствующих в тексте параграфов действующих учебников, однако знание смыслового содержания подобных терминов необходимо. Учитель по своему усмотрению может разнообразить приемы работы с предложенным материалом, комбинируя задания, заменяя их.

Словарь наиболее распространенных терминоэлементов (составляющих частей терминов) позволит создать свои задания.

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина "Schoolstyle.ru". В магазине Вы можете приобрести школьную форму для мальчиков и девочек из натуральных высококачественных тканей. Все модели формы позволяют регулировать полноту по мере роста детей. На каждом этапе покупки и после неё консультации для клиентов по любым вопросам относительно формы. Для родительского комитета, который покупает на класс действуют скидки от суммы покупки, а также скидки для многодетных и малоимущих семей и индивидуальные скидки. Посмотреть каталог товаров, цены и оформить заказ Вы сможете на сайте, который расположен по следующему адресу: http://schoolstyle.ru/.

Пособие может быть использовано на уроках и при подготовке учащимися домашних заданий, а также для повторения материала при поступлении в средние и высшие учебные заведения.

Раздел «Человек и его здоровье»

Темы: «Кровь», «Кровообращение»

Задание 1

A. Ознакомьтесь с терминоэлементами.

Б. Сконструируйте термины изученной темы с использованием указанных слов, запишите их в тетрадь.

B. Выделите орфограммы в терминах, проверьте написанное по учебнику.

Г. Расшифруйте смысловое значение сконструированных вами терминов.

Leucos (греч.) – белый, бесцветный.
Cardio (греч.) – сердце.
Myos (греч.) – мышца.
Peri (греч.) – около.
Thrombos (греч.) – пробка, затычка, ком.
Haima (греч.) – кровь.
Philia (греч.) – любовь.
Erythros (греч.) – красный.
Poesis (греч.) – сотворение.
Cytos (греч.) – клетка.
Endo (греч.) – внутри.
Immunitas (лат.) – освобождение.
Systole (греч.) – сокращение.
Anti (греч.) – против.
Transplantatio (лат.) – пересаживание.
Capillaris (лат.) – волосяной.
Agglutinatio (лат.) – приклеивание.
Arteria (греч.) – артерия.
Arteriacus (греч.) – относящийся к трахее.
Phagos (греч.) – пожираю.
Klappe (нем.) – крышка, заслонка.
Lympha (лат.) – влага, чистая вода.
Pulsus (лат.) – удар.
Globus (греч.) – шарик.
Hyper (греч.) – сверх.
Hypo (греч.) – под, вниз.
Tonus (греч.) – давление.
Cor, cordis (лат.) – сердце.
Vena (лат.) – кровеносный сосуд.
Corona (лат.) – венец, венок.
Diastema (греч.) – расстояние, интервал.

Задание 2

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами, указанными в задании 1.

Б. Обозначьте термином основное содержание понятия.

1. Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют ... .
2. Жидкая соединительная ткань – ... .
3. Растворенный в плазме белок, необходимый для свертывания крови, – ... .
4. Кровяной сгусток – ... .
5. Плазма крови без фибриногена – ... .
6. Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин – ... .
7. Состояние организма, при котором в крови уменьшается количество эритроцитов либо содержание гемоглобина в них, – ... .
8. Форменные элементы крови, белые кровяные тельца – ... .
9. Форменные элементы крови, плоские, подвижные безъядерные образования неправильной формы, кровяные пластинки – ... .
10. Человек, дающий кровь для переливания, – ... .
11. Человек, принимающий кровь, – ... .
12. Явление поглощения и переваривания лейкоцитами микроорганизмов и иных чужеродных тел – ... .
13. Способность организма защищать себя от болезнетворных микроорганизмов и вирусов – ... .
14. Культура ослабленных или убитых микроорганизмов, вводимых в организм человека, – ... .
15. Препарат готовых антител, выделенных из крови животных, которые были специально заражены, – ... .
16. Природное или искусственное соединение, способное вызвать иммунный ответ, – ... .
17. Белки, синтезирующиеся в организме в ответ на присутствие антигена, – … .
18. Состояние повышенной чувствительности организма к антигенам – … .
19. Склеивание и агрегация антигенов под воздействием агглютининов – ... .
20. Дыхательный пигмент, способный обратимо связывать кислород, состоящий из гема (комплексного соединения Fe2+ с порфирином) и белка глобина, – ... .
21. Тканевая жидкость организма, циркулирующая по каналам лимфатической системы, – ... .
22. Вид лейкоцитов, способных проникать через стенки сосудов, поглощать и переваривать болезнетворные микроорганизмы, – ... .

Задание 3

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами, указанными в задании 1.

Б. По основному содержанию понятий определите соответствующие термины.

1. К органам кровообращения относят ... и ... .
2. Сосуды, по которым кровь течет от сердца к внутренним органам, – … .
3. Сосуды, по которым кровь течет от внутренних органов к сердцу, – ... .
4. Мельчайшие кровеносные сосуды, в которых происходит обмен веществ между кровью и тканями, – ... .
5. Путь крови от левого предсердия до правого желудочка – ... .
6. Путь крови от правого предсердия до левого желудочка – ... .
7. Самый широкий кровеносный сосуд – ... .
8. Четырехкамерный мышечный орган, работающий в течение всей жизни, – ... .
9. Способность сердца ритмически сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в нем самом, без внешних раздражителей, – ... .
10. Сосуды, снабжающие сердце кровью, – ... .
11. Ритмические колебания стенок сосудов – ... .
12. Недостаточная физическая подвижность – ... .
13. Повышение кровяного давления – ... , понижение – ... .
14. Период сокращения сердечной мышцы – ... .
15. Период расслабления сердечной мышцы – ... .
16. Околосердечная сумка из плотной соединительной ткани – ... .
17. Складки, вдающиеся в просвет сосудов и разделяющие отделы сердца, – ... .
18. Заболевание, вызывающее несвертываемость крови и повышенную кровоточивость сосудов, – ... .
19. Пересадка ткани или органа от донора к реципиенту – ... .

Тема: «Нервная регуляция функций. Органы чувств»

Задание 4

A. Ознакомьтесь с терминоэлементами.

Б. Сконструируйте термины изученной темы с использованием указанных слов, запишите их в тетрадь.

B. Выделите орфограммы в терминах, проверьте написанное по учебнику и дополнительной литературе.

Г. Расшифруйте смысловое значение сконструированных вами терминов.

Otos (греч.) – ухо.
Lithos (греч.) – камень.
Ахоп (греч.) – ось, стержень.
Meta (греч.) – между, после.
Mediator (греч.) – посредник.
Secretio (лат.) – отделение.
Sensus (лат.) – восприятие.
Liquor (лат.) – жидкость.
Glia (греч.) – клей.
Vegetatio (лат.) – возбуждение.
Hypo (греч.) – под, вниз, снизу.
Stress (англ.) – напряжение.
Nervalis (лат.) – нервный, сухожильный.
Myops (греч.) – близорукий.
Optice (греч.) – оптика.
Catarracta (греч.) – пороги, водопад.
Retina (лат.) – сетчатка.
Pigmentum (лат.) – краска.
Efferensis (лат.) – выносящий.
Endon (греч.) – внутри.
Ophtalmicus (греч.) – глазной врач, окулист.
Oculus (лат.) – глаз, око.
Afferens (лат.) – приносящий.
Synapsis (греч.) – соединение, связь.
Accomodatio (лат.) – приспособление.
Recipero (лат.) – вновь получать, восстанавливать.
Dendron (греч.) – дерево.
Para (лат.) – около.
Reflexus (лат.) – изгиб, обратное движение.
Instinctus (лат.) – побуждение.
Auricula (лат.) – ухо, ушная раковина.
Vestibulum (лат.) – площадка перед домом, преддверие.
Bi- (лат.) – двойной.
Sensus (лат.) – восприятие, чувство, ощущение.
Phone (греч.) – звук.
Refractaire (франц.) – невосприимчивый.

Задание 5

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами, указанными в задании 4.

Б. Подберите, опираясь на содержание понятия, соответствующий термин.

1. Ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая и контролируемая нервной системой, – ... .
2. Путь, по которому проходит нервный импульс от органов чувств к рабочему органу, – ... .
3. Один из способов регуляции и координации работы органов и их систем в организме, осуществляемый нервной системой, – ... .
4. Клетка нервной ткани – ... .
5. Клеточные элементы нервной ткани, не способные к электрическому возбуждению, выполняющие опорную, защитную, питательную функции, – ... .
6. Скопление тел нервных клеток – ... .
7. Скопление отростков (аксонов) нервных клеток, покрытое оболочкой, – ... .
8. Длинный, мало ветвящийся отросток нервной клетки – ... .
9. Короткие, сильно ветвящиеся отростки нерв-ной клетки, напоминающие ветки дерева, – ... .
10. Электрический сигнал, бегущий по нервному волокну, – ... .
11. Снижение возбудимости нервной клетки, сопровождающее возникновение потенциала дейст-вия, – ... .
12. Чувствительные образования нервной системы, воспринимающие и преобразующие раздражители из внешней и внутренней среды, – ... .
13. Система органов, совокупность специализи-рованных частей в организме, позволяющая воспринимать и перерабатывать информацию, поступающую из внешней и внутренней среды, – ... .
14. Система органов, осуществляющая контроль организма в целом и его частей, обеспечивая интеграцию и координацию работы его органов и их систем, – ... .
15. Передний отдел центральной нервной системы, расположенный в черепной коробке, – ... .
16. Отдел центральной нервной системы, тяж нервной ткани, лежащий в позвоночном канале, – ... .
17. Жидкость, циркулирующая в канале спинного мозга, мозговых желудочках и между мозговыми оболочками, – ... .
18. Специализированный контакт, образованный двумя нервными клетками или нейроном и волокнами, – ... .
19. Физиологически активные вещества, посредством которых в нервной системе осуществляются контактные межклеточные взаимодействия, – ... .
20. Часть нервной системы, контролирующая и регулирующая работу внутренних органов, – ...
21. Отдел вегетативной нервной системы, регулирующий восстановительные процессы в организме, – ... .
22. Отдел вегетативной нервной системы, приводящий организм в состояние готовности к активным действиям, – ... .
23. Отдел вегетативной нервной системы, нервные центры которого лежат автономно в стенках внутренних органов, обладающих моторной активностью, – ... .
24. Динамическое постоянство внутренней среды организма, поддерживаемое в постоянно изменяющихся условиях среды, – ... .
25. Нерв, несущий нервный импульс к органу, – ... .
26. Нерв, проводящий нервный импульс от мозга к периферии, – ... .
27. Совокупность нейроспециализированных реакций организма, адаптационная реакция в ответ на воздействие факторов среды, требующая напряжения работы систем органов, – ... .
28. Зрение, при котором расположенный пред-мет видится двумя глазами одновременно, – ... .
29. Слуховое восприятие звуковой волны одновременно двумя ушами – ...
30. Орган чувств, воспринимающий положение тела в пространстве и участвующий в обеспечении поддержания равновесия, – ... .
31. Орган зрения животных, парное образование, оптическая система из рецепторного отдела и устройства для фокусировки – ... .
32. Орган слуха и равновесия человека, периферическая часть слухового анализатора, – ... .
33. Внутренняя светочувствительная оболочка глаза, выстилающая глазное дно, преобразующая световое раздражение в нервный импульс, – ... .
34. Клетки, преобразующие механическую энергию звуковых колебаний в нервный импульс, – ... .
35. Твердые образования, расположенные в органах равновесия позвоночных организмов, – ... .
36. Высокоспециализированные органы, воспринимающие действие на организм раздражителей, периферическая часть сенсорных систем, – ... .

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru