М. Б. Булычева
Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках биологии

В последнее время отмечается падение
интереса учащихся к изучению естественнонаучных
дисциплин. И это печально, поскольку именно они
дают знания о Земле как о природном теле,
формируют правильное восприятие окружающего
мира и важ-ны в формировании личности в целом.
Конечно, использованием старых наглядных
пособий, однообразных учебников, таблиц, схем не
поднять интереса к этим предметам. Помочь здесь
могут современные
информационно-коммуникативные технологии (ИКТ),
в частности компьютерные, используемые на
различных стадиях учебного процесса.
Компьютер на уроке создает условия для
самостоятельной работы учащихся и, по существу,
дает:
интерактив;
мультимедиа;
коммуникативность;
производительность.
Интерактив – в переводе с англ.
означает взаимодействие. Именно взаимодействие
с окружающей природной и социальной средой есть
основа разумного существования. Здесь компьютер
представляет поистине революционные
возможности.
Мультимедиа – это представление
объектов и процессов не традиционным текстовым
описанием, а с помощью фото, видео, графики,
анимации, звука, т.е. всех известных сегодня форм (multi
– много, media – способы, средства).
А это уже качественное и количественное
преимущества:
по сравнению с привычным объяснением
учителя полноэкранное видео несет намного
больше информации (порядка 1,2 Гб за 1–2 мин) – вот
уж, действительно, «лучше один раз увидеть, чем
миллион раз услышать»;
качественные преимущества выражаются
в технической привлекательности материала.
Коммуникативность – это
возможность непосредственного общения,
оперативность предоставления информации,
контроль за состоянием процесса.
Производительность при использовании
компьютера означает автоматизацию нетворческих,
рутинных операций, отнимающих обычно много сил и
времени, т.е. речь в данном случае идет о
производительности труда пользователя. Экономия
времени и сил колоссальна.
И еще неоспоримые преимущества ИКТ:
многократность использования и
возможность приостановки в нужный момент;
детализация изучаемых объектов и их
частей;
восприятие материала на зрительном,
слуховом и эмоциональном уровнях.
Уроки с использованием электронных
изданий вызывают большой эмоциональный подъем и
повышают уровень усвоения материала,
стимулируют инициативу и творческое мышление.
Игровой характер компьютерных технологий –
важный мотивационный фактор.
Сегодня уже существует ряд отработанных
моделей использование ИКТ в классе во время
урока:
демонстрация презентации, заранее
подготовленной учителем или учеником;
тестирование (с вводом или выбором
ответа), что обеспечивает быструю безошибочную
аттестацию учащихся по темам;
отработка общеучебных навыков с
помощью компьютерного тренажера.

По способу использования
информационных технологий (по А.Г. Козленко)
выделяют следующие типы уроков:
уроки, на которых компьютер
используется в демонстрационном режиме – один
компьютер на учительском столе + проектор;
уроки, на которых компьютер
используется в индивидуальном режиме, – урок в
компьютерном классе без выхода в Интернет;
уроки, на которых компьютер
используется в индивидуальном дистанционном
режиме, – урок в компьютерном классе с выходом в
Интернет.
В своей практике я применяю учебные
электронные пособия на различных этапах урока:
при изучении нового материала, для закрепления
полученных знаний, контроля знаний, выполнения
лабораторных работ, получения дополнительной
информации для урока. С максимальной
возможностью стараюсь использовать все
электронные учебники, которые имеются у нас в
школе.
Как я использую компьютер

Презентации – это электронные
диафильмы, которые могут включать анимацию,
аудио- и видеофрагменты, элементы
интерактивности. Их может создать любой учитель,
имеющий доступ к персональному компьютеру,
причем с минимальными затратами времени. Для
этого используются такие программные средства,
как PowerPoint или Open Impress. Кроме того, презентации
активно используются и для представления
ученических проектов.
Электронные энциклопедии – являются
аналогами обычных справочно-информационных
изда-ний – энциклопедий, словарей, справочников
и т.д. В отличие от своих бумажных аналогов они
обладают дополнительными свойствами и
возможностя-ми: удобная система поиска по
ключевым словам и понятиям; удобная система
навигации на основе гиперссылок; возможность
включать в себя аудио- и видеофрагменты.
Дидактические материалы – сборники
задач, диктантов, тестов, также представленных в
электронном виде, обычно в виде простого набора
текстовых файлов в форматах doc, txt и объединенных
в логическую структуру средствами гипертекста.
Можно использовать и системы
виртуального эксперимента (этого у нас в школе
нет) – это программные комплексы, позволяющие
обучаемому проводить эксперименты в
«виртуальной лаборатории». Такие эксперименты в
реальности были бы невозможны по соображениям
безопасности, временным характеристикам и т.п.
Программные системы контроля знаний –
тесты – быстрая, удобная, беспристрастная и
автоматизированная обработка полученных
результатов. Главный недостаток – негибкая
система ответов, не позволяющая испытуемому
проявить свои творческие способности.
Электронные учебники и учебные курсы,
которые можно использовать во внеурочной работе
при подготовке к экзаменам, проведении
элективных занятий, написании рефератов,
подготовке презентаций учащимися, использовании
Интернета.
Медиатека по биологии
В работе я использую следующие
электронные пособия.
Электронные уроки и тесты. Биология в
школе. Жизнедеятельность животных. (На всех
этапах урока, наглядность, для подготовки
докладов и выступлений обучающихся, внеклассная
работа. 7, 10–11-й классы.)
Электронные уроки и тесты. Биология в
школе. Организация жизни. (Все этапы урока,
подготовка рефератов, иллюстративность,
использование для проведения занимательных
занятий. 6–11-й классы.)
Электронные уроки и тесты. Биология в
школе. Растительный мир. (Все этапы уроков,
организация интеллектуальных турниров. 6-й
класс.)
Биология 6–11-й кл. «Кирилл и Мефодий».
(Все этапы урока, индивидуальная творческая
работа.)
Биология. Репетитор. (Подготовка к
урокам, олимпиадам, сдаче экзаменов, проектная
работа, поступление в учебные заведения.)
На уроках можно использовать цифровой
микроскоп

Практические работы с использованием
цифрового микроскопа.
«Правила работы с цифровым
микроскопом. Рассмотрение клеток кожицы лука».
«Споры папоротника».
«Строение вегетативных и генеративных
почек».
«Внешнее строение листа».
«Внешнее и внутреннее строение
стебля».
«Строение зеленых водорослей».
«Изучение внешнего вида хвойных
растений. Строение хвоинки».
«Изучение строения плесневых грибов и
дрожжей».
«Изучение дождевого червя».
«Изучение строения крыла насекомого.
Крыло бабочки при разном увеличении».
Литература
1. Осин А. Мультимедиа в образовании:
контекст информатизации // ИКТ в образовании, 2004,
№ 6–25.
2. Андреев А.А. Компьютерные и
телекоммуникационные технологии в сфере
образования // Школьные технологии, 2001, № 3.
3. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник
Н.А. Процесс обучения в информационной среде //
Школьные технологии, 2000, № 6.
4. Дворецкая А.В. Основные типы
компьютерных средств обучения // Школьные
технологии, 2004, № 3.
5. Информационные технологии в начальном
образовании // Школьные технологии, 2000, № 6.
6. Тогиев Т. Будем работать
по-старинке? // ИКТ в образовании, 2004, № 5.