Копилка опыта

И. П. Порхачева

Учись учиться

Познай себя и ты познаешь весь мир.

Сократ

Очень часто, проверяя домашнее задание, я слышу в ответ: «Я учил, но ничего не помню». Такая проблема возникает у ребят, которые не умеют учиться, не привыкли работать. Чтобы учеба была максимально эффективной, надо осознать необходимость этого процесса, дать себе установку на
учебу. Попросите учеников ответить на следующие два вопроса.

1. Что заставляет тебя учиться?
– Любопытство.
– Стремление к самосовершенствованию.
– Страх провала.
– Деньги.
– Неудовлетворенность.
– Поиск развлечений.
– Учеба ради учебы.
– Другие причины.

Понять, зачем нужно учиться, – это уже стимул к обучению. Необходимость – мать учения.

2. Что тебе мешает учиться?
– Лень.
– Недостаток денег.
– Страх.
– Привычка.
– Отсутствие целеустремленности.
– Учиться нечему.

Существует немало препятствий, которые мешают нам учиться, и одно из самых труднопреодолимых – лень. Предаваясь лени и избегая любых усилий, мы перестаем двигаться вперед.

При изучении нового часто приходится сталкиваться с незнакомым и непонятным, и тут возника-ет следующее препятствие – страх. Его надо обязательно преодолеть. По мере приближения к цели страх исчезает, растет уверенность в своих силах. Когда вы осознаете, какой путь прошли, когда поймете, на что способны, вы почувствуете себя в без-опасности.

Практически в каждом деле есть вероятность того, что всё пойдет вкривь и вкось. Всегда есть факторы, неподвластные нашему контролю, всегда существует вероятность, что вы что-то сделаете неправильно. К несчастью, в нашей культуре сильна взаимосвязь таких понятий, как «ошибка» и «неудачник». Боязнь совершить ошибку мешает учебе. А ведь ошибка – прекрасный способ обучения. Ошибки говорят нам, в каких случаях нужно изучить предмет более подробно или изменить подход к изучению темы. Поймав себя на ошибке, представляйте эту ситуацию как переход от незнания к знанию. Прогресс невозможен без совершения ошибок. Ошибки должны дать толчок к тому, чтобы изменить то, что вы давно хотели изменить, но до чего просто «не доходили руки».

Математик Джордж Мур считал, что для совершенствования в математике нужно постоянно решать те задачи, в которых все время делаешь ошибки. Какой смысл решать задачи, которые у вас и так получаются! Отслеживайте свои ошибки и используйте их как руководство к совершенствованию.

Еще одно серьезное препятствие заключается в том, что иногда вам кажется, будто вы всё уже знаете о предмете. Ведь если мы думаем, что не можем ошибаться, значит, мы не в состоянии принять иную точку зрения. Если считаем, что всё знаем о предмете, то останавливаем процесс обучения, самосовершенствования.

 

Итак, вы дали себе установку на учебу. Теперь надо приложить усилия, чтобы проверить и развить свое внимание и память.

Современная наука утверждает, что люди используют менее 10% своих возможностей. Остальное – запас прочности.

У каждого из нас имеются большие резервы для развития интеллекта. Если бы мы умели заставить свой мозг работать хотя бы вполовину его возможностей, то для нас никакого труда не составило бы выучить сорок языков, запомнить все сведения, изложенные в «Большой советской энциклопедии», усвоить курс десятка высших учебных заведений. А мы используем лишь 4% интеллектуальной мощи, следовательно, можем поумнеть раз в 25.

Наш мозг может запечатлевать, хранить и воспроизводить массу полученной информации. Память обладает огромной емкостью. Так, для обычного человека емкость памяти измеряется огромной величиной – 1020 бит, что соответствует информационному фонду Библиотеки имени В.И. Ленина, насчитывающему более 25 млн книг, брошюр и статей.

Римский император Юлий Цезарь помнил имена всех своих 30 тыс. легионеров. Римский философ и писатель Луций Сенека, один раз услышав 2 тыс. отдельных слов, мог повторить их в том же порядке. Фемистокл знал каждого жителя Афин в лицо и по имени. Моцарт мог точно записать сложную пьесу, услышанную один раз. Композитор А.Глазунов очень легко восстанавливал по памяти утерянные партитуры музыкальных произведений. Советский академик А.Ф. Иоффе знал наизусть таблицу четырехзначных логарифмов.

Итак, резервы нашей памяти огромны. Что же надо делать, чтобы привести их в действие?

Существуют четыре вида памяти: зрительная, слуховая, двигательная (или моторная) и смешанная. Каждый из видов имеет свои особенности. Определи, каким видом памяти ты лучше всего владеешь, и используй его характерные свойства.

При наличии зрительной памяти (она свойственна 80% людей) целесообразно:

– при восприятии на слух (занятия, консультации и т.п.) кратко фиксировать услышанное на бумаге;
– учебный материал читать самому, а не слушать чтение другого;
– пользоваться книгами и учебными пособиями, имеющими иллюстрации, это способствует лучшему усвоению текста;
– работая над собственными записями или конспектами, подчеркивать основное в тексте цветными карандашами, делать пометки, ставить знаки и т.д.;
– пользоваться имеющимися в кабинетах, лабораториях, библиотеках наглядными пособиями, просматривать научные кинофильмы, телепередачи, посещать выставки, музеи и т.п.

Если ты обладаешь слуховой памятью, то для большего ее развития рекомендуется:

– как можно чаще слушать других;
– читать учебный материал вслух;
– работать в тишине, чтобы посторонний шум не отвлекал внимание;
– стараться читать и рассуждать вслух, даже когда ты один;
– чаще посещать публичные лекции, бывать в театре, на концертах и т.д.

При хорошо развитой двигательной (моторной) памяти необходимо:

– всегда работать с карандашом, записывать, подчеркивать, выписывать, составлять планы, тезисы, конспекты;
– цифровой материал выписывать или оформлять в виде таблиц, диаграмм, графиков;
– при проработке учебного материала всё возможное и доступное делать своими руками в лабораториях, мастерских и т.п.

Смешанный вид памяти присущ почти всем людям. Одновременное запоминание при помощи зрения, слуха и движения дает наилучший результат.

Каждый сам должен установить, в каком порядке ему лучше готовиться к занятиям.

Существуют два способа заучивания: механический и логический (смысловой).

Механическая память как бы фотографирует необходимую информацию. Учащийся заучивает, «зубрит» материал. Такой метод усвоения, с бесконечными повторениями, малопроизводителен, он не развивает обучающегося, не расширяет его кругозор.

Смысловая (или логическая) память, по мнению педагогов Д.М. Гришина и Я.И. Колдунова, примерно в 25 раз продуктивнее механической. Она дольше хранит информацию и выдает ее по первому требованию мыслительного аппарата. Первым условием прочного запоминания является глубокое понимание изучаемого материала, логическое осмысление его. Логическая память также предполагает глубокий анализ изучаемого материала, выявление в общей массе информации наиболее существенного, главного. Проанализированный материал затем обобщается.

Наша память имеет избирательный характер: лучше запоминается то, что интересно и наиболее существенно для овладения той или иной областью знаний. Поэтому так важна установка на запоминание, мобилизация для наилучшего восприятия и сознательного запоминания. Не случайно процесс запоминания сравнивают с творческой деятельностью, ибо во время сознательного процесса запоминания путем анализа, рассуждения и сравнения создаются новые понятия и представления.

Сознательному запоминанию помогают следующие этапы работы:

– чтение всего учебного материала и анализ прочитанного: разбивка на логические части;
– выделение трудных мест, в необходимых случаях составление плана;
– чтение и запоминание материала по частям;
– повторное чтение всего текста целиком;
– пересказ (вслух или мысленно) прочитанного;
– воспроизведение заученного материала по плану, составленному или сложившемуся в твоем представлении;
– названия, даты, иностранные слова приходится запоминать механически, путем многократного повторения. При этом рекомендуются искусственные (мнемонические) приемы запоминания. Например, годы рождения и смерти М.Ю. Лермонтова состоят из одних и тех же цифр, только две последние стоят в обратном порядке (1814—1841), – так они запомнятся без особого труда.

При чтении цифровых данных рекомендуется обращать внимание на относительное значение цифр, выражать их в процентах, оценивать отклонения от средних значений.

Законы памяти

1. Объем кратковременной памяти 5–9 символов.

2. Закон оптимальной длины ряда: чем больше превышение длины предъявленного ряда информации над объемом кратковременной памяти, тем хуже он запоминается.

3. Закон края: в информационном ряду лучше и быстрее запоминается начало и конец, середина запоминается хуже.

4. Закон реминисценции: временное непроизвольное улучшение памяти после ее ухудшения.

Память, как и характер, нужно и можно воспитывать. Академик В.А. Обручев утверждал, что умст-венные способности, в том числе и память, «растут, как мускулы, при тренировке». Чем больше мы тренируем нашу память, тем лучше она нам служит.

Психологи различают три стадии запоминания.

Посмотрите на следующий ряд букв: П В Ц В З С И.

Взгляните на буквы снова и сразу же закройте глаза. Вы заметите, что форма букв оставляет след в памяти. Даже если этот след различим всего лишь мгновение – самое большее секунду, – он все же играет роль в процессе запоминания. Некоторое время после того, как вы что-то увидели, услышали, почувствовали, – восприятие продолжается. Для зрительных образов оно имеет наименьшую длительность, для звуковых – несколько более продолжительно, для осязательных – может длиться несколько секунд.

Это продолжение восприятия называется сенсорной регистрацией. Она обеспечивает непрерывность нашего восприятия – мир не исчезнет неожиданно, если мы вдруг моргнем.

Теперь посмотрите на приведенные выше буквы еще раз и попробуйте воспроизвести их по памяти, сначала повторяя звуки, а потом представляя себе форму букв. Так вы используете кратковременную память, которая находится на «переднем крае» нашего сознания и фокусируется по нашему желанию, в отличие от сенсорной регистрации, которая происходит бессознательно и невольно.

Долговременная память – самый главный компонент всей системы памяти. Это долгосрочное хранилище информации в виде конкретных воспоминаний и различных абстрактных понятий, например системы жизненных ценностей. Без этой памяти мы постоянно балансировали бы на тонкой грани настоящего, все время как бы пробуждаясь ото сна.

Чтобы информация была зафиксирована в вашей памяти, она должна пройти все три стадии: сенсорную, кратковременную и долговременную. Некоторые данные автоматически переходят из кратковременной памяти в долговременную, как, например, очень важные или сильно эмоционально окрашенные события, но в большинстве случаев это не так. Поэтому, чтобы улучшить память, нужно научиться переводить информацию из кратковременной памяти в долговременную.

Чтобы запомнить слова, числа, перечень того, что нужно купить и сделать, надо закодировать эту информацию в долговременной памяти. Это можно сделать разными способами. Чем основательнее вы размышляете о чем-либо, тем больше у вас появляется путей для последующего доступа к этой информации, тем больше образуется ассоциаций и тем легче вызвать данную информацию из памяти. Память становится более богатой, гибкой, быстродействующей, если снабдить ее шаблонами, зацепками, образами, ассоциациями.

Чтобы решить, стоит ли запоминать ту или иную информацию, определите для себя ее значение. Если вы считаете, что она важна для вас и для других людей, если она понадобится вам в самое ближайшее время, то такая информация должна стоять первой в списке приоритетов. Высокий приоритет – дополнителъный стимул для запоминания.

Для того чтобы память была хорошей, полезно ее тренировать. Например, когда вы будете убирать ключи от дома, не просто бездумно бросьте их куда попало, а положите на вполне определенное место. Если вы кладете ключи на стол, то осмотрите его. Спросите себя, светлая или темная поверхность у стола. Гладкая или шершавая? Посмотрите на ключи. Как они легли – веером или стопкой? Лежит ли кольцо на поверхности стола или расположено под углом к ней? Прикоснитесь к ключам и к столу. Каковы они на ощупь? Включите все свои чувства. Ощущаете ли вы запах? Сухой окружающий воздух или влажный? Невозможно предугадать, какой намек впоследствии включит аппарат воспоминания. Первое время для составления полного впечатления вам может потребоваться не один десяток секунд. Позднее это будет занимать лишь мгновение.

Точно так же, когда вы в следующий раз будете с кем-нибудь разговаривать, обращайте самое пристальное внимание буквально на всё. Самая рас-пространенная причина того, что мы забываем, о чем говорили, состоит в том, что мы на самом деле не слушаем. Либо наши мысли где-то витают, либо мы сосредоточены только на том, что хотим сказать сами. Быть хорошим слушателем значит уметь сосредоточить внимание на том, что говорит собеседник. Помните: «Самая лучшая беседа та, во время которой вы сосредоточиваетесь на смысле разговора, а не на словах».

Тренировка внимания

Положите перед собой часы с секундной стрелкой. На несколько мгновений расслабьтесь, затем сконцентрируйте свое внимание на движении секундной стрелки. В течение 2 мин фокусируйте на этом все ваши мысли, как будто в мире не существует ничего другого. Если ваше внимание рассеялось и вы задумались о чем-то другом или просто отключились – остановитесь, сконцентрируйте ваше внимание и начинайте снова. Постарайтесь сохранить подобную сосредоточенность в течение 2 мин.

Есть несколько способов модифицировать упражнение и сделать его более увлекательным и интересным.

Положите часы прямо перед телевизором, где в это время идут новости или, еще лучше, какая-нибудь развлекательная программа. В течение 2 мин старайтесь удерживать внимание только на движении секундной стрелки. Не позволяйте себе отвлекаться на телевизионную передачу.

Поделите внимание пополам. Сосредоточьте одну половину на движении секундной стрелки, а другую – на своих руках.

Следите за движением секундной стрелки и в то же время мысленно перебирайте в уме числа: 2, 4, 6, 8, 10, 8, 6, 4, 2, 4, 6 и т.д. Делите свое внимание между этими двумя задачами. Как только вы начинаете думать о чем-то постороннем или сбиваетесь со счета, начинайте сначала. Выполняйте это упражнение в течение 2 мин, а лучше еще дольше.

Сосредоточьте на движении секундной стрелки 1/3 вашего внимания. Вторую треть направьте на чтение стихов типа «Шалтай-Болтай висел на стене» или «У Пэгги жил веселый гусь». Оставшуюся треть внимания сфокусируйте на последовательности чисел.

Как вы справились с двухминутной концентрацией мыслей? Не правда ли, сосредоточиться было не так уж и сложно, а вот удерживать внимание оказалось намного труднее? Как вам кажется, хорошо ли вы умеете концентрировать внимание? Сколько времени вы можете удерживать мысли на определенном предмете, прежде чем что-то другое отвлечет ваше внимание?

Упражнения для развития памяти

1. Попытайтесь вспомнить:

– о чем вы думали пять минут назад;
– о чем вы думали час назад;
– о чем вы думали вчера в это же самое время;
– что вы ели на завтрак последние три дня;
– что вы надевали в прошлое воскресенье.

2. Кратковременное внимание

Сядьте напротив другого человека, выберите наугад любую фразу из книги и прочитайте про себя. Посмотрите в глаза партнеру и четко произнесите эту фразу вслух. Ваш партнер должен повторить то, что вы сказали. Если он ошибется, повторите фразу снова. Когда ваш партнер повторит предложение правильно, переходите к следующему. Начинайте с коротких фраз, постепенно переходя к более длинным и трудным. Затем поменяйтесь ролями.

3. Картина

В следующий раз, когда будете обедать в столовой, постарайтесь сделать в уме моментальный снимок места. Установите воображаемую связь между различными предметами, которые находятся на столе. Например, представьте, как солонка падает в тарелку, тарелка начинает вертеться, вилки и ножи ударяются о стакан, который толкает вазу, ваза падает на стол, цветы попадают в кувшин с водой, который, в свою очередь ...

4. Зрительная память

Посмотрите в течение 1 мин на любой рисунок, а затем постарайтесь по памяти воспроизвести его как можно точнее.

5. Ваш день – взгляд со стороны

Отходя ко сну, мысленно просмотрите события дня. Вспомните, что произошло с вами с того момента, когда вы проснулись. Взгляните на события своей жизни так, как если бы они были сняты скрытой камерой.

6. Ваш день – взгляд изнутри

Отходя ко сну, мысленно просмотрите события дня. Но вместо того, чтобы представить события так, как если бы они были сняты скрытой камерой, смотрите на них своими собственными глазами.

7. Ваш день – сенсорная память

Отхода ко сну, мысленно прослушайте всё, что вы услышали в течение дня. Затем припомните за-пахи, вкусовые и другие ощущения, которые вы пережили в течение дня.

8. Память как средство воспитания силы воли

Твердо решите, что некоторое простое действие, например завязывание шнурков или почесывание носа, вы должны выполнить сегодня в строго определенное время. Что может заставить вас забыть о своем решении?

Полезные советы

Ваша память – это не только то, что вы помните, но и то, что вы позабыли. Поддерживая в форме свое внимание, вы поддерживаете гибкими и «мышцы» памяти.

Совет 1. Обращайте внимание только на то, что вы хотите запомнить. Не старайтесь удерживать в памяти всё. Выбирайте то, что впоследствии захотите восстановить в памяти, и не беспокойтесь об остальном.

Совет 2. Организуйте материал, который вы хотите запомнить, в строго определенную структуру. Предпочтительнее выучивать материал не частями, а целиком. Фокусируйте внимание на смысле и контексте.

Совет 3. Используйте очередность, которая поможет вам выучить материал. Заставляйте работать свое воображение, ищите ассоциации, придумывайте истории, связанные с тем, что вы должны запомнить. Это поможет более надежно закрепить информацию в долгосрочной памяти. Создавайте свои собственные методики эффективного запоминания.

Совет 4. Поддерживайте свою память в хорошей форме, периодически выполняя упражнения для памяти. Каждый раз спрашивайте себя, что вы хотите и что вам нужно вспомнить из прошлого. Что нового вы узнали вчера и сегодня и что вы хотели бы вспомнить завтра?

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru