ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Г.И. ЛЕРНЕР

Продолжение. См. № 6, 7, 8, 9, 10/2008

Зоология

Рабочая тетрадь для 7-го класса

Тренировочная часть

1. Дайте определения следующим понятиям:

Изменчивость_______________________________________________________________
________________________________________________________________________ .

Наследственность____________________________________________________________
________________________________________________________________________ .

Естественный отбор __________________________________________________________
________________________________________________________________________ .

 

2. Какова связь между понятиями «изменчивость», «наследственность», «естественный отбор»?

_________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________ .

 

3. Дайте определение понятию «эволюция».

_________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________ .

 

4. Приведите 2–3 примера относительности приспособлений животных к окружающей среде.

_________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________ .

 

5*. Почему на океанических островах встречаются насекомые либо с хорошо развитыми крыльями,

либо бескрылые, но практически не встречаются формы с промежуточной длиной крыльев?

_________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________ .

Тематический контроль

Часть А

А1. Теория эволюции объясняет причины:

1) происхождения органического мира;
2) возникновения разнообразия и приспособленности живых существ;
3) сходства зародышей разных классов;
4) возникновения Земли.

 

А2. Чарлз Дарвин обосновал свою теорию, пользуясь наблюдениями за:

1) искусственным отбором;
2) естественным отбором;
3) бессознательным отбором;
4) всеми формами отбора.

 

А3. Естественным отбором Дарвин назвал:

1) возникновение пород домашних голубей и других животных;
2) появление полезных приспособлений у животных и растений;
3) возникновение наследственных и ненаследственных изменений;
4) выживание наиболее приспособленных к условиям среды организмов.

 

А4. Сколько видов животных представлено в данном списке: лягушка озерная, тритон гребенчатый, мышь, цепень?

1) Четыре;
2) два;
3) три;
4) один.

 

А5. Лошадь Пржевальского и Орловский рысак – это лошади:

1) одной породы;
2) одного вида;
3) разных пород;
4) разных видов.

 

А6. Наиболее вероятным начальным условием для возникновения новых видов может быть:

1) появление ненаследственных изменений у членов популяции;
2) жизнь небольшой популяции в стабильных условиях среды;
3) появление новых наследственных изменений у членов популяции;
4) сосуществование двух популяций близких видов (грачей и ворон) на одной территории.

 

А7. Наиболее вероятная причина сохранения зеленых кузнечиков на зеленом лугу связана с тем, что:

1) зеленые кузнечики быстрее убегают от птиц, чем другие кузнечики;
2) зеленые кузнечики менее заметны;
3) зеленые кузнечики размножаются активнее кузнечиков другого цвета;
4) зеленые кузнечики ядовиты.

 

А8. Чем объяснить, что морской конек и рыба-игла одинаково хорошо приспособлены к жизни в морях?

1) Наследственной изменчивостью и естественным отбором;
2) случайной приспособленностью;
3) ненаследственной изменчивостью.
4) необходимостью приспосабливаться.

 

А9. Самыми древними простейшими считаются:

1) жгутиковые;
2) саркодовые;
3 ) инфузории;
4) споровики.

 

А10. Нервная система в виде взаимосвязанных и взаимодействующих клеток возникла у:

1) простейших;
2) кишечно-полостных;
3) плоских червей;
4) насекомых.

 

А11. Ткани впервые появились у:

1) хордовых;
2) кишечно-полостных;
3) плоских червей;
4) моллюсков.

 

А12. Сквозной пищеварительный тракт впервые появился у:

1) плоских червей;
2) круглых червей;
3) насекомых;
4) моллюсков.

 

А13. Кровеносная система впервые возникла у предков:

1) печеночного сосальщика и бычьего цепня;
2) нереид и дождевых червей;
3) аскарид и остриц;
4) стрекоз и жуков.

 

А14. Второй круг кровообращения впервые появился у ближайших предков:

1) латимерии;
2) черепахи каретты;
3) жабы серой;
4) домашнего голубя.

 

А15. Наиболее развита кора головного мозга у:

1) древесной лягушки;
2) песца;
3) орла;
4) комодского варана.

 

А16. Впервые среди позвоночных животных внутреннее оплодотворение появилось у:

1) некоторых рыб;
2) земноводных;
3) пресмыкающихся;
4) птиц.

 

А17. Развитие длинного кишечника у некоторых млекопитающих связано, скорее всего, с:

1) плотоядностью;
2) растительноядностью;
3) паразитизмом;
4) всеядностью.

 

А18. Признаком, в большей степени обеспечившим выход позвоночных на сушу, можно считать появление:

1) кожного дыхания;
2) замкнутой кровеносной системы;
3) двух кругов кровообращения;
4) развитого мозжечка.

 

А19. У млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися наиболее совершенен процесс:

1) дыхания;
2) питания;
3) выделения;
4) терморегуляции.

  Часть В

В1. Выберите правильные утверждения эволюционной теории:

А) виды, существующие в природе, изменяются под влиянием условий среды;
Б) все живые существа на Земле стремятся приспособиться к условиям среды;
В) среди организмов существует конкуренция за территорию, пищу, условия для размножения и расселения;
Г) все наследственные изменения сохраняются естественным отбором и становятся приспособлениями;
Д) основным признаком вида является неспособность его представителей к рождению плодовитого потомства от представителя другого вида;
Е) появившиеся приспособительные признаки выгодны в любых условиях среды.

 

В2. Выберите правильные утверждения:

А) развитие второго круга кровообращения связано с выходом позвоночных на сушу;
Б) сквозная пищеварительная система впервые появилась у круглых червей;
В) все личинки земноводных дышат легкими и кожей;
Г) кора головного мозга впервые появилась у млекопитающих;
Д) четырехкамерное сердце обеспечило разделение крови на венозную и артериальную;
Е) теплокровные животные распространены на Земле шире, чем холоднокровные;
Ж) внутреннее оплодотворение не дает животным никаких преимуществ в развитии и выживании потомства;
З) примитивные формы организмов сохранились благодаря их хорошей приспособленности к разнообразным условиям среды;
И) в появлении наземных позвоночных заметную роль сыграли кистепёрые рыбы;
К) современные птицы и млекопитающие произошли от древних земноводных.

 

В3. Соотнесите результаты естественного и искусственного отборов.

Отбор

А) Естественный.

Б) Искусственный.

Результаты отбора

1) Возникновение породы.
2) Возникновение сорта.
3) Возникновение бесплодных гибридов.
4) Возникновение в природе нового вида.
5) Закрепление случайных полезных наследственных изменений.
6) Неслучайное появление новых, иногда вредных для организма признаков.

 

В4. Выстройте правильную последовательность возникновения систематических групп животных в процессе эволюции:

А) кишечнополостные;
Б) инфузории;
В) насекомые;
Г) плоские черви;
Д) кольчатые черви;
Е) хордовые.

Часть С

С1. В чем заключается относительность приспособлений у лягушки к сухопутному образу жизни?

__________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________ .

 

С2. В связи с какими изменениями в образе жизни могли возникнуть такие приспособления,

как копыта лошадей, их высокий рост?

__________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________ .

 

С3. Какое свойство организмов определяет индивидуальные различия между особями одного вида?

__________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________ .

 

С4. Можно ли считать простейших самостоятельными организмами? Ответ поясните.

__________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________ .

 

С5. Чем объяснить, что простейшие сохранились до настоящего времени и сосуществуют с

высокоорганизованными животными?

__________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________ .

 

С6. Почему возникновение многоклеточности считается важнейшим событием в эволюции?

__________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________ .

 

С7. Какие признаки строения и образа жизни доказывают сходство членистоногих с многощетинковыми кольчецами?

__________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________ .

 

С8. Каковы преимущества трехслойных животных перед двуслойными?

__________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________ .

 

С9. Как изменялись органы дыхания от рыб к млекопитающим?

__________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________ .

 

С10. Как изменялось строение сердца в ряду рыбы – млекопитающие?

__________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________ .

 

С11. Как изменялось строение кровеносной системы в ряду рыбы – млекопитающие?

______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________ .

 

С12. Как изменялось строение нервной системы от рыб к млекопитающим?

______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________ .

 

С13. Почему эволюционная теория считается одной из самых важных научных биологических теорий?

______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________ .

 

С14. Правильно ли утверждение, что в борьбе за существование выживают только самые сильные организмы?

______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________ .

 

С15. Как вы думаете: почему в потомстве таких пород, как бульдоги, боксеры, доберманы, не рождаются бесхвостые щенки? Ответ обоснуйте.

______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________ .

 

С16. Каков результат естественного отбора в природе?

______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________ .

 

Итоговая контрольная работа по курсу зоологии

Часть А

А1. Тип питания животных сходен с питанием:

1) растений;
2) водорослей;
3) грибов;
4) железо- и серобактерий.

 

А2. Клетки животных в отличие от клеток растений:

1) безъядерны;
2) не имеют клеточной стенки;
3) имеют другой генетический код;
4) не имеют митохондрий.

 

А3. Из большого количества клеток состоит:

1) инфузория туфелька;
2) амёба дизентерийная;
3) эвглена зелёная;
4) гидра пресноводная.

 

А4. Хищные животные в пищевых цепях занимают место:

1) продуцентов;
2) редуцентов;
3) консументов;
4) всех указанных компонентов.

 

А5. Общим свойством всех животных считается:

1) многоклеточность;
2) способность к автотрофному питанию;
3) эукариотическое строение клеток;
4) наличие нервной системы.

 

А6. К фотосинтезу способна:

1) эвглена зелёная;
2) амёба обыкновенная;
3) инфузория туфелька;
4) лямблия кишечная.

 

А7. Движется с помощью ресничек:

1) инфузория стилонихия;
2) фораминифера;
3) эвглена зелёная;
4) малярийный плазмодий.

 

А8. Движется с помощью жгутиков:

1) амёба обыкновенная;
2) фораминифера;
3) трипаносома;
4) инфузория стилонихия.

 

А9. К типу Кишечнополостные не относится:

1) медуза-корнерот;
2) гидра пресноводная;
3) коралловый полип;
4) белая планария.

 

А10. У медузы нет:

1) эктодермы;
2) мезодермы;
3) энтодермы;
4) нервных клеток.

 

А11. О принадлежности медуз к типу Кишечнополостные свидетельствует:

1) свободный образ жизни;
2) наличие личиночной стадии;
3) стенка тела, состоящая из двух слоев клеток;
4) раздельнополость.

 

А12. О принадлежности печеночного сосальщика к типу Плоские черви свидетельствует следующий признак:

1) замкнутый кишечник, паразитический образ жизни;
2) трехслойное строение тела;
3) наличие кровеносной системы;
4) лучевая симметрия.

 

А13. У ленточных червей нет системы:

1) пишеварительной;
2) нервной;
3) выделительной;
4) половой.

 

А14. Малый прудовик является промежуточным хозяином в цикле развития:

1) широкого лентеца;
2) бычьего цепня;
3) свиного солитера;
4) печеночного сосальщика.

 

А15. У бычьего цепня пищеварение:

1) кишечное;
2) внутриклеточное;
3) и кишечное, и внутриклеточное;
4) отсутствует.

 

А16. У аскариды:

1) двусторонняя симметрия тела и три слоя клеток;
2) лучевая симметрия и три слоя клеток;
3) два слоя клеток и лучевая симметрия;
4) два слоя клеток и двусторонняя симметрия.

 

А17. В легких человека аскарида:

1) размножается;
2) находится во взрослой стадии;
3) паразитирует в виде личинки;
4) не присутствует ни в одной из форм.

 

А18. Кольчатые черви отличаются от круглых:

1) двусторонней симметрией;
2) сквозным кишечником;
3) наличием полости тела;
4) наличием кровеносной системы.

 

А19. Какое из свойств дождевых червей использовали при строительстве подводных лодок?

1) Способность червя жить под водой;
2) его способность плавать в толще воды и на ее поверхности;
3) способность восстанавливать утраченную часть тела;
4) сегментацию тела.

 

А20. Доказательством трехслойного строения дождевого червя является наличие:

1) кожного эпителия;
2) кишечника;
3) мышц;
4) нервных узлов.

 

А21. Главным систематическим признаком типа Членистоногие является:

1) сегментация тела и конечностей;
2) развитие с полным превращением;
3) трахейное дыхание;
4) незамкнутая кровеносная система.

 

А22. Новой системой органов, возникшей в процессе эволюции у членистоногих, является:

1) пищеварительная;
2) кровеносная;
3) дыхательная;
4) нервная.

А23. Жабрами дышит:

1) жук плавунец;
2) паук тарантул;
3) речной рак;
4) медуза обелия.

 

А24. На зеленых листьях чаще встречаются зеленые гусеницы, потому что:

1) из яиц бабочек, отложенных на эти листья, выводятся только зеленые гусеницы;
2) гусеницы, питаясь зелеными листьями, меняют окраску;
3) зеленые гусеницы менее заметны на листьях;
4) гусеницы видят цвет листьев и ползут к ним, чтобы спрятаться от врагов.

 

А25. Соответствие формы тела некоторых насекомых форме опыляемых ими цветков – это:

1) результат искусственного отбора;
2) результат естественного отбора;
3) случайность;
4) пример модификационной изменчивости.

 

А26. Четыре пары ходильных ног у:

1) клеща;
2) бабочки;
3) кольчатого червя;
4) жука.

 

А27. Одинаковое число пар ходильных ног имеют:

1) паук и жук;
2) скорпион и клещ;
3) клещ и стрекоза;
4) муха и медуза.

 

А28. С полным превращением развивается:

1) майский жук;
2) постельный клоп;
3) пустынная саранча;
4) рыжий таракан.

 

А29. Неполное превращение свойственно:

1) бабочке павлиний глаз;
2) жуку-пожарнику;
3) стрекозе коромыслу;
4) мухе домашней.

 

А30. Куколки не бывает у:

1) овода лошадиного;
2) клопа-солдатика;
3) жука-носорога;
4) комара обыкновенного.

 

А31. Личинки насекомых, живущие в воде, дышат:

1) жабрами;
2) трахеями;
3) трахейными жабрами;
4) поверхностью тела.

 

А32. Переносчики возбудителей заразных заболеваний встречаются среди представителей отряда:

1) перепончатокрылых;
2) жесткокрылых;
3) чешуекрылых;
4) двукрылых.

 

А33. Колорадский жук вредит:

1) капусте;
2) свекле;
3) пшенице;
4) картофелю.

 

А34. Опасным вредителем сельского хозяйства является:

1) бражник мертвая голова;
2) озимая совка;
3) большая переливница;
4) крапивница.

 

А35. Ланцетника сближает с позвоночными животными наличие:

1) замкнутой кровеносной системы;
2) нервной системы;
3) хорды;
4) позвоночника.

 

А36. Ланцетник относится к:

1) классу Рыбы;
2) подтипу Беспозвоночные;
3) подтипу Бесчерепные;
4) подтипу Позвоночные.

 

А37. У бесчерепных и позвоночных общим является наличие:

1) двух кругов кровообращения;
2) теплокровности;
3) легочного дыхания;
4) внутреннего скелета.

 

А38. Карась отличается от ланцетника наличием:

1) жаберных щелей;
2) спинного мозга;
3) хитинового покрова;
4) позвоночника.

 

А39. Одним из наиболее выдающихся зоологических открытий XX в. является поимка:

1) акулы-молота;
2) латимерии;
3) австралийского рогозуба;
4) африканского чешуйчатника.

 

А40. Пара животных, у которых развитие происходит с полным превращением, – это:

1) озёрная лягушка и бабочка капустница;
2) аксолотль и стрекоза;
3) червяга и кузнечик;
4) гребенчатый тритон и саранча.

 

А41. Возможность существования на суше земноводным обеспечило возникновение:

1) головного мозга;
2) трехкамерного сердца и двух кругов кровообращения;
3) развития с полным превращением;
4) шейного отдела позвоночника.

 

А42. Представителей земноводных вряд ли можно встретить:

1) в дальневосточной тайге;
2) в Аравийской пустыне;
3) в экваториальном лесу в бассейне Амазонки;
4) на берегах Волги.

 

А43. Крупным эволюционным приобретением первых пресмыкающихся было образование:

1) трехкамерного сердца с неполной перегородкой;
2) легких;
3) кожистого яйца;
4) позвоночника.

 

А44. Варанов относят к отряду:

1) чешуйчатых;
2) клювоголовых;
3) крокодилов;
4) черепах.

 

А45. Четырехкамерное сердце есть у:

1) ушастой круглоголовки;
2) гребнистого крокодила;
3) кобры;
4) слоновой черепахи.

 

А46. Общим свойством пресмыкающихся и остальных классов позвоночных является:

1) живорождение;
2) развитие из неоплодотворенного яйца;
3) развитие из зиготы;
4) развитие с полным метаморфозом.

 

А47. Рептилии наиболее распространены в:

1) тропиках и субтропиках;
2) тундре;
3) средних широтах;
4) в Антарктиде.

 

А48. Непостоянство температуры тела пресмыкающихся объясняется строением:

1) пищеварительной системы;
2) центральной нервной системы;
3) дыхательной системы;
4) покровов и кровеносной системы.

 

А49. Важнейшим приспособлением птиц к полету является:

1) два круга кровообращения:
2) наличие ребер и грудины;
3) три пальца на передних конечностях;
4) наличие полостей в костях.

 

А50. Питается на деревьях:

1) жаворонок;
2) перепелка;
3) большая синица;
4) утка-кряква.

 

А51. Из средней полосы России на зиму улетает:

1) сорока;
2) большой пестрый дятел;
3) стриж;
4) большая синица.

 

А52. К крупнейшим эволюционным приобретениям птиц можно отнести:

1) появление цевки;
2) обтекаемость формы тела;
3) яйцо, покрытое скорлупой;
4) редукцию зубов и возникновение клюва.

 

А53. Место полярной совы в пищевой цепи:

1) продуцент;
2) консумент первого порядка;
3) консумент второго порядка;
4) редуцент.

 

А54. Выделительная система птиц представлена:

1) вторичными тазовыми почками;
2) нефридиями;
3) первичными тазовыми почками;
4) клоакой.

 

А55. Отличием млекопитающих от других хордовых является:

1) наличие внутреннего скелета;
2) развитый мозжечок;
3) волосяной покров;
4) наличие двух кругов кровообращения и теплокровности.

 

А56. Классификационным признаком отряда Хищные звери является:

1) скорость бега;
2) умение маскироваться;
3) строение зубов;
4) наличие охотничьего инстинкта.

 

А57. К настоящим плацентарным млекопитающим относится:

1) утконос;
2) кенгуру;
3) сумчатый волк;
4) белка-летяга.

 

А58. К одному отряду с дикобразом относится:

1) ёж;
2) домовая мышь;
3) летучая мышь;
4) заяц-русак.

 

А59. Осел и козел относятся к:

1) разным видам, но одному роду;
2) разным родам, но одному семейству;
3) летучая мышь;
4) заяц-русак.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru