ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

Г.А. ВОРОНИНА,
к.п.н.

Вопросы здоровья в курсе биологии: западно-европейская модель обучения

В школах Западной Европы вопросы изучения учащимися своего здоровья выделены в особую группу. Однако, по мнению педагогов, существенное значение в формировании навыков здорового образа жизни отводится курсу биологии. Предлагаемая статья посвящена преподаванию тем, рассматривающих проблемы здоровья в средней школе, и основана на оригинальном источнике (G.Schaefer. Health education and biology teaching. – Paris, 1994).

Цель такого образования – включение школьников в программу «Здоровье для всех». Особое внимание уделяется объяснению роли религии и метафизических практик в сравнении с реальной медициной. Здоровье в данном курсе понимается как здоровье физическое, душевное, социальное, а также как взаимодействие человека с окружающей средой, в том числе в экстремальных ситуациях.

Экспериментальная оценка сложившейся системы восприятия понятия «здоровье» разными возрастными группами граждан показала, что в большинстве случаев здоровье воспринимается через негативный аспект болезней и тяжесть лечения, а человек воспринимается как организм, а не личность. У разных групп респондентов выявлены следующие значимые аспекты здоровья: юридический, экономический, географический, религиозный, эстетический, психологический, физический, химический, биологический, медицинский.

Организация изучения здорового образа жизни

При организации изучения здорового образа жизни необходимо руководствоваться следующими основными положениями.

1. Школьное обучение здоровью в составе биологического образования не может заменить профессиональное образование и обучение взрослых людей.

2. Изучение здорового образа жизни является частью более общей программы, цель которой – охрана и преумножение здоровья населения в целом.

3. Особое значение в планировании программы должно уделяться вопросам здоровья молодежи.

4. Программа изучения здоровья должна включать несколько предметов: биологию, физическое воспитание, ведение домашнего хозяйства, естествознание в целом. Возможно преподавание данной дисциплины отдельным учебным предметом. Все курсы, содержащие элементы знаний о здоровье, должны быть скоординированы.

5. Отбор конкретного учебного материала для преподавания необходимо осуществлять с учетом интересов учащихся, особенностей их окружения.

6. Вопросы охраны здоровья следует рассматривать в контексте биологических проблем, учитывая уровень знаний школьников. Наиболее значимо изучение базовых принципов поддержания здоровья.

Изучение здорового образа жизни в школьном курсе биологии включает следующие основные направления.

1. Раскрытие таких понятий, как «питание», «болезни», «окружающая среда», «иммунитет», «первая помощь», «принципы профилактики заболеваний» и «правила гигиены» на основе базовых биологических знаний.

2. Социально-биологический аспект здорового образа жизни: социальное значение личного здоровья, роль таких социальных программ, как планирование семьи, половое воспитание и личное здоровье.

Общие цели обучения здоровому образу жизни

1. Формирование понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни».

2. Расширение знаний о строении человеческого тела, функционировании органов, росте и развитии организма.

3. Формирование понимания взаимосвязи между физическим и психическим здоровьем.

4. Формирование правильного осознания взаимоотношений человека с природой и обществом.

5. Привитие навыков правильного питания.

6. Развитие умения дозировать физические нагрузки для поддержания здоровья.

7. Освоение знаний по профилактике социальных заболеваний и изучение правил поведения.

8. Ознакомление с правилами санитарии дома.

9. Изучение правил поведения по отношению к алкоголю, табаку, наркотическим веществам.

10. Формирование понимания роли семьи, основ сексуального поведения и планирования семьи.

Учебный план для средней школы

Биологические темы

Вопросы здоровья

Учебная деятельность

Ценностные отношения, умения и знания

Клеточные структуры и функции молекул жизни

Воздействие алкоголя, табака и наркотиков на организм и системы органов. Семейный алкоголизм. Мутагены

Практикум «Живая и фиксированная клетка». Муляжи органоидов. Анализ и восприятие рекламы алкоголя и табака

Включение в программы борьбы с алкоголизмом, курением. Вредное воздействие тяжелых металлов, пестицидов, радиации

Жизнедеятельность организма, системы органов и их функции

Здоровье организма. Питание и поддержание гомеостаза. Движение. Стресс. Патогенные бактерии и вирусы – источники заболеваний

Система физических упражнений. Первая помощь пострадавшим. Беседа с врачом о риске сердечно-сосудистых заболеваний. Значение фитнес-программ. Беседа с психологом о стрессе

Умение оказывать первую помощь. Профилактика респираторных заболеваний в школе

Классификация патогенных организмов

Микробы и болезни. Правила гигиены во время болезни. Распространение паразитических организмов

Дискуссия о распространении болезней. Опыт с ростом колонии бактерий. Обнаружение паразитических организмов

Привычки здорового образа жизни. Преодоление страха перед лечением. Навык контроля самочувствия

Потребность в пище

Пища как источник энергии. Приготовление пищи. Уход за полостью рта. Пищевые добавки и здоровье.
Лекарственные растения

Расчет рациона питания. Знакомство с диетами. Распорядок дня. Традиции и инновации в питании. Вредные составляющие пищи

Привычки в питании. Навыки приготовления пищи. Питание в семье. Умение выбирать продукты питания. Культура питания

Репродуктивное здоровье

Половые различия. Гормоны. Рост и развитие. Менструальный цикл. Заболевания половой сферы. Семейное планирование

Дискуссия о методах контроля рождаемости. Профилактика половых заболеваний, предотвращение их распространения. Беседа с врачом и психологом

Различия между женским и мужским организмами. Знакомство с правилами сексуального поведения. Контрацепция

Генная инженерия

Генетическое здоровье. Причины мутаций. Влияние мутагенов на здоровье

Наследование. Генетически обусловленные заболевания

Особенности формирования организма. Роль генов и окружающей среды. Ответственность родителей за здоровье детей

Человек и окружающая среда

Роль общества в охране среды обитания. Проблемы и перспективы экологии

Анализ воды, воздуха и почвы около школы. Оценка уровня загрязнения окружающей среды. Изучение вторичного использования отходов

Знакомство с примерами полезного и вредного антропогенного воздействия на среду обитания. Правила охраны окружающей среды

Медицина

Вредные привычки: алкоголь, курение, наркотики

Анализ рекламы алкоголя и табака. Дискуссия о правах некурящих. Права в семье. Беседа с фармацевтом

Социальные причины вредных привычек. Альтернативное поведение. Умение отказаться от вредных привычек

Общие направления методики обучения

Изучение здорового образа жизни ориентировано на рассмотрение его научных основ, определяющих осознанный выбор поведения. Например, темы питания включают изучение состава пищи, функции ее компонентов. Основной задачей обучения является научное обоснование здорового образа жизни на основе культурных традиций и индивидуальных предпочтений с целью формирования соответствующих привычек. Рассмотрение вопросов здоровья позволяет соединить личный опыт со школьными знаниями. Без планомерного изучения здоровье ассоциируется с негативными образами (болезнь, лекарства и др.) и сводится к простым гигиеническим правилам («Мойте руки перед едой!», «Чистите зубы!»). Опыт показывает, что в процессе формирования индивидуального поведения важны не только знания о здоровье и болезнях, но и навыки профилактики.

В рассматриваемой модели обучения желательно отойти от лекционной системы преподавания. Необходимо проводить дискуссии, приглашать специалистов, организовывать посещение больниц, проводить практические работы, демонстрации, игры, которые стимулируют интерес школьников к проблеме.

Стратегии преподавания

1. Включение деятельности учащихся.

2. Переход от научных идей к конкретным фактам: применение знаний, полученных в школе, к реальным жизненным ситуациям.

3. Направленность на установление правильных отношений между обществом и личностью.

4. Заинтересованность в привлечении собственного жизненного опыта.

5. Организация работы в малых группах (работа в лаборатории, участие в проектах).

Мотивация учащихся

Мотивация важна для эффективности процесса обучения. Г.Шеффер предлагает следующие подходы к повышению заинтересованности школьников:

– поддержка индивидуального развития;
– соревнование между учащимися;
– помощь в затруднительных случаях;
– обучение через исправление собственных ошибок;
– ориентация на решение поставленных задач и объяснение целей занятий;
– одобрение работы в группе, формирование «чувства локтя»;
– опора на личный опыт.

Поддержка выбора индивидуальной траектории обучения

Среди других аспектов образования чрезвычайно важен выбор школьником индивидуальной траектории обучения, что предполагает планирование собственного образования и управление им. Педагоги могут помочь осознанному выбору учащимися собственного пути для индивидуального и социального становления личности, используя следующие подходы:

– обсуждение предполагаемого выбора;
– расширение возможностей обучения за счет привлечения ресурсов вне стен школы (научные центры, музеи, центры обучения);
– предложение разных модулей обучения;
– вовлечение студентов в планирование образовательных программ;
– альтернативные возможности по времени, месту, моделям обучения и содержанию программ;
– увеличение роли корректирующего обучения, которое предпочтительнее, чем авторитарный и догматический стиль преподавания.

Преподавание, облегчающее восприятие учебного материала

Педагогическая практика подтверждает, что учителя чаще используют методы пассивного обучения, несмотря на то, что активные методы в большей степени способствуют развитию школьников. В этой связи целесообразно выделить три модели преподавания основ здорового образа жизни в курсе биологии.

Первая модель – преподавание, направленное на повышение активности восприятия и понимания материала. Главными целями является активизация полученных знаний, формирование приемов анализа, установление взаимосвязей между имеющимися и вновь приобретенными знаниями и умениями.

Вторая модель ориентирована на структуру получаемых знаний и умений: значение эксперимента, аргументы, формы развития научных знаний, доказательство основных научных положений.

Третья модель формируется с опорой на навыки критического мышления (вопросы, суждения, дискуссии, отбор информации, касающейся альтернативных точек зрения).

Во всех перечисленных моделях научные знания по биологии рассматриваются как гуманитарная ценность. Формировать основные ценностные категории предлагается в процессе ознакомления с новыми идеями и информацией, проверки научной достоверности утверждений путем постановки опытов, установления причинно-следственных связей, доказательства обоснованности их оценки. Такой подход способствует развитию интеллектуальной честности.

Многие педагоги согласны, что главной задачей преподавания является формирование системы взглядов на окружающий нас мир, способности к его критическому осмыслению. Однако в преподавании здорового образа жизни необходимо предостеречь от чрезмерного фокусирования внимания на научных аспектах темы. В процессе обучения важно показать применение знаний в повседневной жизни в соответствии с возрастными особенностями учащихся, сформировать жизненные навыки и систему ценностных отношений по проблемам здоровья.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru