ОЛИМПИАДЫ, КОНКУРСЫ

В.Н. КУЗНЕЦОВ

XIV Всероссийская олимпиада по экологии

XIV Всероссийская экологическая олимпиада школьников проходила с 9 по 15 апреля 2007 г. в г. Сочи и собрала наибольшее за все годы своего существования количество участников – 250 человек из 59 регионов страны.

Олимпиада состояла из двух туров – письменного, с тестовыми заданиями теоретико-практического характера, и защиты экологических проектов, представляемых в шести отдельных секциях. Кроме того, был организован командный конкурс экологических плакатов.

В тестовых заданиях, в отличие от прошлых лет, требовалось не просто указать правильный ответ, а письменно обосновать сделанный выбор и аргументировать отказ от других вариантов ответа. Из этого складывалась общая оценка за тест. Всего ученикам 9–11-х классов было предложено 15 тестовых заданий. Приведем примеры заданий и ответы на некоторые из них.

1. Глобальные изменения климата (например, потепление) приводят к потерям в экономике и социальной сфере, влияют на существование и распространение биологических видов в различных областях земного шара. У этих климатических изменений есть различные причины, к которым не относятся:

а) извержения вулканов;
б) смерчи и торнадо;
в) влияние океанов (океанические течения);
г) химические вещества атмосферы.

Ответ «б» – правильный. Смерчи и торнадо являются следствием климатических изменений, а не их причиной.

Ответ «а» – ошибочный. Извержения вулканов могут повлиять на климат. Образующиеся в процессе извержения вулкана облака мелких частиц (аэрозоли) способны заметно ослаблять поток приходящей к земной поверхности коротковолновой радиации, почти не изменяя длинноволнового излучения, уходящего в мировое пространство. Исследования показывают, что после извержений наблюдается некоторое понижение температуры на значительной территории в районе вулкана.

Ответ «в» – ошибочный. Атмосфера имеет общую границу с океаном более чем на 72% поверхности Земли и реагирует на изменения, происходящие в океане. Океан является главным аккумулятором и хранителем поступающей на землю тепловой энергии Солнца, которая впоследствии высвобождается в атмосферу. Обладая огромной теплоемкостью, океаны оказывают стабилизирующее влияние на атмосферу, делая ее температуру более устойчивой. Запас тепла в океане размещен неравномерно и постоянно перемещается океаническими тече-ниями.

Ответ «г» – ошибочный. Атмосфера нагревается, поглощая солнечную радиацию, как поступающую из космоса, так и отраженную земной поверхностью. Нагретая атмосфера сама излучает тепло (инфракрасные волны). Значительная часть (около 70%) теплового излучения атмосферы приходит к земной поверхности, которая практически полностью ее поглощает. Сравнительно небольшие изменения концентрации углекислого газа в атмосфере могут оказать воздействие на температуру земной поверхности, вызывая так называемый парниковый эффект. Удвоение количества СО2 повышает температуру на 2 °С. Другими «парниковыми газами» являются О3 (озон), СН4 (метан), окислы азота, хлоруглеродные соединения.

2. Создание крупных животноводческих комплексов (птицефабрик и свиноферм с поголовьем животных более 5000) с незарегулированными стоками повлияет на:

а) введение севооборотов;
б) химический состав поверхностных и грунтовых вод;
в) зональность ведения сельского хозяйства;
г) ускорение водной мелиорации.

Ответ «б» – правильный. Сток с животноводческих ферм (жидкий навоз), попадая в реки и озера, увеличивает содержание в воде азотсодержащих соединений, что ведет к эвтрофикации этих водоемов. Растворенные в поверхностных водах соединения азота могут попадать и в грунтовые воды (верховодка), делая непригодной для питья воду из колодцев глубиной до 10–15 м.

Ответ «а» – ошибочный. Севообороты (чередование выращивания различных сельскохозяйственных культур на одном поле в течение нескольких лет) применяют, чтобы не снижалось плодородие почв и не размножались вредители, специфичные для какого-либо одного вида растения. С животноводством севообороты не связаны.

Ответ «в» – ошибочный. Зональный принцип ведения сельского хозяйства учитывает агроклиматические условия региона. С ним связаны выбор культивируемых сельскохозяйственных растений (по требовательности к теплу, влаге, кислотности почв, наличию питательных веществ в почве) и разведение традиционных видов животных. Наличие животноводческих комплексов на зональный принцип ведения сельского хозяйства не влияет.

Ответ «г» – ошибочный. Существует два вида водной мелиорации: осушение (применяется на заболоченных территориях для вовлечения этих территорий в сельскохозяйственный оборот) и обводнение (полив). Оба этих вида очень важны в растениеводстве. Водная мелиорация с животновод-ством никак не связана.

3. Сплошная вырубка участка таежного леса может привести к:

а) увеличению пожароопасности и возгораемости лесов, особенно хвойных пород;
б) созданию условий для размножения вредящих лесу организмов;
в) развитию эрозионных процессов и заболачиваемости части вырубки;
г) химическому загрязнению лесных водоемов.

Ответ «в» – правильный. При сплошной вырубке таежного леса (зона избыточного увлажнения) происходит усиление поверхностного стока на лесосеках и, как следствие, изменение гидрологического режима территории. Одновременно с заболачиванием отдельных участков может наблюдаться усиление водной эрозии, выражающееся в росте оврагов и появлении оползней.

Ответ «а» – ошибочный. К увеличению пожароопасности в хвойных лесах может приводить, например, захламление небольших лесосек при выборочных рубках, а также зарастание лесных просек и отсутствие на них ежегодной противопожарной распашки.

Ответ «б» – ошибочный. Размножению опасных для леса насекомых-вредителей и грибковых заболеваний способствует накопление на вырубке больших количеств гниющей растительной биомассы (ветки, сучья и др.). Как правило, при сплошных рубках такого накопления не происходит, т.к. после вырубки освобождаются большие участки, позволяющие беспрепятственно вывезти все заготовленные материалы.

Ответ «г» – ошибочный. Химическое загрязнение лесных водоемов чаще всего происходит в результате аварий на нефтетрубопроводах. Небольшое количество бензина или смазочных масел, разливаемых при работе лесозаготовительной техники, очень редко может вызвать загрязнение сколько-нибудь значительного участка леса или водоема.

4. Крупномасштабная распашка целинных и залежных земель на Южном Урале и в Северном Казахстане, получившая в СССР название «освоение целины», уже к концу 1950-х гг. вызвала:

а) накопление избытка влаги в почве и, как след-ствие, развитие процесса заболачивания;
б) ветровую эрозию;
в) переуплотнение почв;
г) усиление испарения почвенной влаги и, как следствие, развитие процессов засоления почв.

Ответ «б» – правильный. Распашка целинных земель в степных районах без учета ландшафтной мозаики приводит к ветровой эрозии и, как следст-вие, к пыльным бурям и потере верхнего плодородного слоя почвы.

Ответ «а» – ошибочный. К накоплению избытка влаги в почве и ее последующему заболачиванию может привести вырубка лесов только в таежной зоне, где коэффициент увлажнения больше 1, т.е. количество осадков преобладает над испарением. Распашка целинных земель проводилась в степных районах страны, где увлажнение недостаточное и влаги никогда не бывает в избытке.

Ответ «в» – ошибочный. Переуплотнение почв – процесс, происходящий при многократном использовании на одной территории тяжелой техники, например трактора «Кировец». Такую технику стали выпускать в СССР только в конце 1960-х – начале 1970-х гг. Переуплотнение чаще всего происходит на почвах тяжелого механического состава (средний и тяжелый суглинок). В степных районах Казахстана преобладают почвы легкого механического состава, что затрудняло их переуплотнение, но способствовало развитию процессов ветровой эрозии.

Ответ «г» – ошибочный. Процессы засоления почв развиваются, как правило, в степных и полупустынных регионах при поливном земледелии, когда избыточный полив вызывает поднятие уровня засоленных грунтовых вод.

5. Интенсивный лов трески в Баренцевом море в середине ХХ в. способствовал:

а) развитию прудового рыболовства;
б) увеличению популяции мойвы;
в) разрастанию водорослей в прибрежной зоне;
г) разведению молоди сельди в воспроизвод-ственных целях.

Ответ «б» – правильный. Треска является хищной рыбой. С уменьшением ее численности начинает увеличиваться численность рыб меньшего размера, на которых она ранее охотилась, например мойвы, минтая, хека и т.п.

Ответ «а» – ошибочный. Прудовое рыбное хозяйство и морское (океаническое) рыболовство никак не связаны. Морское рыболовство в ХХ в. добывало большую часть рыбных ресурсов, а прудо-
вое – лишь небольшой процент.

Ответ «в» – ошибочный. Разрастание водорослей может быть связано только с притоком питательных веществ, а не с интенсивным выловом рыбы, тем более, что лов трески производится не в прибрежной зоне.

Ответ «г» – ошибочный. Разведение молоди сельди в нашей стране не практиковали. Разводили мальков преимущественно осетровых рыб. В мире также развивалось такое направление рыбного хозяйства, как марикультура – культивирование морских организмов в искусственных или «полуискусственных» условиях. Приемы марикультуры используют в первую очередь для лососевых рыб.

Организация и проведение представления и защиты участниками олимпиады экологических проектов с каждым годом также совершенствуются. Повышаются требования к научному содержанию проектов, обращается внимание на использование адекватных выбранной теме исследовательских методик, большое внимание уделяется оформлению проектов, грамотности и продуманности докладов. Это приводит к повышению уровня общей теоретической подготовки конкурсантов (знание ими первоисточников) и т.д.

Стоит отметить, что в олимпиадных работах этого года были предложены интересные варианты сохранения природной экологической обстановки при сооружении и эксплуатации объектов зимней спортивной Олимпиады 2014 г.

Литература, рекомендуемая для составления тестовых заданий, и документы, определяющие содержание заданий:

Обязательный минимум среднего (полного) общего образования образовательной области «Естествознание» (экология), утвержденный Приказом Минобразования России от 30.06.99 г. № 56 «Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования».

Бигон М., Харпер Дж. Экология. Особи, популяции и сообще-ства. – М.: Мир, 1989.

Винокурова Н.Ф., Камерилова Г.С., Николина В.В. и др. Природопользование. Проб. учебник для 10–11-х кл. профильных школ. – М.: Просвещение, 1994.

Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. Учебник для 10(11)-й кл. – М.: Просвещение, 1999.

Воронков Н.А. Общая экология. – М.: Агар, 1999.

Гиляров А.М. Популяционная экология. – М.: 1990.

Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации в 1993 и последующие годы».

Гржимек Б. Экологические очерки о природе и человеке. – М., 1988.

Дежкин В.В., Попова Л.В. Основы биологического природопользования. – М.: Модус–К Этерна, 2005.

Егоренков Л.И. Занимательная экология. – М.: Прометей, 1996.

Жигарев И.А., Пономарева О.Н., Чернова Н.М. Основы экологии. 10(11)-й кл. Сборник задач, упражнений и практических работ. – М.: Дрофа, 2001.

Камерилова Г.С. Экология города. Учебник для 10–11-го кл. – М.: Просвещение, 1997.

Капица С.П. Общая теория роста человечества. Сколько людей жило, живет и будет жить на Земле. – М.: Наука, 1999.

Красилов В.А. Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты. – М., 1992.

Кузнецов В.Н. Экология России. Хрестоматия. – М.: АО «МДС», 1996.

Кузнецов В.Н. Справочные и дополнительные материалы по экологии. Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2002.

Кузнецов В.Н. Экология. Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников средней школы. – М.: Вентана Граф, 2004.

Кузнецов В.Н., Титов Е.В. Новые тесты по экологии. – М.: Дрофа, 2002.

Медоуз Д. и др. Пределы роста. – М., 1989.

Медоуз Д. и др. За пределами роста. – М., 1993.

Минин А.А. Экология крупного города (на примере г. Москвы). – М., 2001.

Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Популярный экологический сло-варь. – М.: Устойчивый мир, 1999.

Моисеев Н.Н. Экология человечества глазами математика. – М., 1988.

Одум Ю. Экология. Т. 1–2. – М.: Мир, 1986.

Пономарева И.Н. Общая экология. – Л., 1994.

Пономарева И.Н. Экология растений с основами биогеоценологии. Уч. пособие. – М.: Просвещение, 1980.

Ревель П., Ревель Ч. Среда нашего обитания. В 4-х кн. – М., 1995.

Реймерс Н.Ф. Природопользование от А до Я. – М.. 1983.

Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества. – М.: Аспект-Пресс, 1995.

Россия на пути к устойчивому развитию (Сб. статей.) – М.: РЭФИА, 1996–2006.

Снакин В.В. Экология и охрана природы. Словарь-справочник. – М., 2000.

Титов Е.В. Олимпиада школьников по экологии: подготовка и проведение. – М.: Школьные технологии, 2004.

Чернова Н.М. и др. Экология. Учебн. для студентов биол. спец. пед. институтов. – М.: Просвещение, 1988.

Яблоков А.В. и др. Уровни охраны живой природы. – М., 1985.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru