НОВОСТИ НАУКИ

В.А. КРАСИЛЬНИКОВ,
учитель биологии и информатики,
автор сайта www.Lasius.narod.ru,
г. Мариинский Посад, Респ. Чувашия

Гигантораптор тоже хотел стать птицей

Все мы в детстве мечтаем о полете, и, наверное, не только мы. Новую сенсационную находку сделали китайские палеонтологи в пустыне Гоби. Там обнаружен самый большой похожий на птицу динозавр.

Животное было найдено случайно в апреле 2005 г., когда профессор Хинг Ху (Xing Xu) из Института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии в Пекине работал вместе с документальной съемочной группой из японской телекомпании NHK. Молодой китайский профессор уже довольно хорошо известен в мире своими открытиями (он открыл и описал около 30 новых родов динозавров). Японцы снимали ландшафты и места обитания зауропод для очередного научно-популярного фильма о них. В тот момент, когда операторы двигали камеру, профессор беспорядочно выбирал и показывал им кости на участке в районе пустыни Гоби, где и ранее находили уникальных динозавров. Счистив очередной слой грунта и обнаружив крупную кость, ученый скоро понял, что она принадлежала вовсе не зауроподам. Большой размер кости предполагал её принадлежность скорее к гигантскому тираннозавру, но оказалось, что и это не так. «И тогда я велел им прекратить киносъемку, – рассказывал потом китайский профессор. – Я сказал им, что это – не для вашей программы». Дело оказалось действительно гораздо серьезнее.

Прошло долгих два года мучительных изысканий и перепроверок, прежде чем ученые окончательно разобрались в этом открытии. Существо оказалось настолько необычным, что было выделено в новые для науки род и вид: Gigantoraptor erlianensis (Xu et al., 2007). Название новому динозавру было дано по местечку Erlian в китайской провинции Внутренняя Монголия, где были найдены сенсационные окаменелости. Команда специалистов установила, что существо жило приблизительно 70–85 млн лет назад, в позднемеловое время мезозойской эры.

Обнаруженные кости были настолько большие, что исследователи первоначально думали, что они нашли кости тираннозавра, например Tyrannosaurus rex – возможно, самого страшного динозавра в истории Земли. В любом случае, авторы открытия считают, «...что это – наибольшее крылатое животное из всех когда-либо обнаруженных».

Что нового?

Для ученых это не просто открытие нового крупного вида. Оно полностью противоречит многим прошлым взглядам на ход исторического развития динозавров по пути к птицам. Все прошлые ископаемые находки динозавров показывали явную эволюционную тенденцию уменьшения их размеров, особенно в эволюции целурозавровых теропод. Но при увеличении размера (что также отмечается во многих группах) целурозавры становились все менее подобными птицам во внешнем облике. Так вот, новая «звезда динозаврового парка» гигантораптор совершенно невероятным образом соединяет в себе несоединимое прежде.

Хотя гигантораптор имел массу тела почти в 1,5 т, филогенетический анализ позиционирует этот новый таксон в пределах Oviraptorosauria, т.е. в группе мелких крылатых теропод, масса тела которых редко превышала 40 кг. А сам Oviraptor весил всего около 2 кг. То есть размер этих ящеров варьировал от крысы до свиньи, а самый большой представитель группы был сравним с лошадью (например, Citipati имел длину около 3 м). Специально проведенный гистологический анализ костных тканей обнаружил ещё одну сенсацию. Оказалось, что гигантораптор достигал этого своего огромного размера гораздо быстрее, чем такие большие североамериканские тираннозавры, как Albertosaurus и Gorgosaurus. То есть рос, как в сказке, «не по дням, а по часам».

Гигантораптор обладал и другими существенными особенностями, ранее не встречающимися ни у одного динозавра, а размеры и пропорции его задних конечностей значительно отличались от таковых у всех других целурозавров. Всё это увеличивает и без того огромное морфологическое разнообразие динозавров. Наиболее значимо то, что гигантский гигантораптор имел много «птицеподобных» особенностей, отсутствовавших у его меньших овирапторозавровых родственников. Главное – это стройные, длинные и мощные задние ноги. Сравнение пропорций ног и тела говорит о том, что гигантораптор был вообще самым быстрым бегуном среди больших двуногих динозавров.

Размеры его впечатляют. Gigantoraptor erlianensis имел длину около 8 м, а высоту в бедре – 3,5 м. Масса его была, очевидно, около 1400 кг, что в 35 раз больше, чем у крупнейших представителей того же семейства (Caudipteryx, найденный в Китае в 1997 г.), и в 300 раз больше размера самых мелких его представителей. Даже в плече он был вдвое выше человека, а в полный рост – не менее 5 м. А как предполагают ученые, найденная особь была, вероятно, ещё совсем молодого возраста. Почему?

Согласно линиям, демонстрирующим задержку роста (сродни годовым кольцам деревьев), обнаруженным на его костях, это существо умерло на 11-м году жизни. Для своего размерного класса совсем «птенец»-подросток. А если бы он подрос, то какого бы тогда был размера?..

Костные остатки гигантораптора

Паспортные данные «новорожденного» и его классификация

Ранг

Saurischia (Зауришии)

Theropoda (Тероподы)

Oviraptorosauria (Овираптозавры)

Oviraptoridae

Gigantoraptor (Xu et al., 2007)

G. erlianensis (Xu et al., 2007)

Птицы, Млекопитающие

70–85 млн лет, позднемеловое время мезозойской эры

1400 кг

Около 8 м с хвостом

Более 3,5 м в бедре, полный рост – около 5 м

Огромные гиганторапторы и мелкие орнитомимиды

Интересно и другое предположение ученых.

Сравнение новой находки с другими известными динозаврами выявляет почти сотню признаков, позволяющих говорить о том, что гигантораптор относится именно к семейству Oviraptoridae. Это была группа нелетающих, но оперенных динозавров, беззубых и, вероятно, всеядных. Именно их сравнивают с сухопутными пираньями, бегавшими стайками (правда, хватавшими жертву не зубами, а клювом и когтями на передних лапах – «руках») и разворовывающими чужие яйцекладки. Именно страусоподобные овирапторы вошли в современную человеческую культуру и знакомы почти всем по книге Dinotopia (правда, автор James Gurney, называет их там Ovinutrix, или egg nurses – «наседки»), по голливудским фильмам «Динозавр» (там они воровали яйца у игуанодона) и «Парк Юрского периода». Они даже стали героями компьютерных игр – Dino Stalker и Dino Crisis 2. Правда, там везде фигурирует скорее не сам Oviraptor, а его более крупный родственник Citipati.

А что же наш герой? Гигантораптор имел длинные руки (передние конечности) с острыми когтями, птицеподобные ноги, беззубую челюсть и, вероятно, клюв (как у черепахи или попугая). Нет никаких ясных признаков присутствия на его теле перьев. Однако, судя по его известным близким родственникам, они, возможно, были. Во всяком случае, один из первооткрывателей гигантораптора, Хинг Ху, считает именно так.

Самый спорный вопрос – о питании. Gigantoraptor erlianensis имел некоторые особенности, характерные для хищных динозавров, – острые когти для того, чтобы рвать тело жертвы, и быстрые ноги. Но он также имел и некоторые признаки, характерные для растительноядных динозавров, – маленькую голову и длинную шею. В то же самое время он обладал непропорционально огромными глазами. Зачем? Чтобы вовремя увидеть опасность? Но он и так быстро бегал. А при его-то размерах он и сам – большая опасность. Чтобы заметить жертву и догнать? Но он опять-таки спринтер динозаврового мира. А может быть, высматривать какую-нибудь растительную пищу?

«Он принадлежит к очень необычной группе динозавров теропод, которые, как правило, хищники. Но гигантораптор не имел никаких зубов, поэтому, то, что он ел, остается тайной», – прокомментировал доктор Пол Барретт (Paul Barrett), исследователь динозавров из Британского музея естественной истории в Лондоне.

Доктор Барретт считает, что это животное не принадлежало к эволюционной ветви, ведущей к современным птицам. Это подтверждает предположение, что те черты, которые для нас обычно ассоциируются с современными птицами, вероятно, возникали не раз у их ближайших вымерших родственников. Живая природа делала много попыток «взлететь», но только одна линия в итоге принесла достойный результат в виде класса Птицы.

Крылья и перья

Что касается перьев, то никаких прямых доказательств их наличия не было обнаружено. Но авторы открытия считают, что они всё-таки были, основываясь на том факте, что гигантораптор – бесспорный член подотряда Oviraptorosauria, включавшего множество представителей, имевших подобие крыльев и, возможно перьев. Большинство найденных до настоящего времени крылатых динозавров (не путать с птерозаврами!) были небольшого размера. Однако, известно, что и более крупные представители семейства Oviraptoridae, такие как Citipati (3 м), Beipiaosaurus (2 м) и Therizinosaurus, почти наверняка также имели перья. Более того, некоторые ученые всерьез считают овираптозавров гораздо ближе стоящими к птицам, чем знаменитый археоптерикс (из отряда Archaeopterygiformes). А один из палеонтологов, Майкл Бентон (Michael Benton), даже включил в 2004 г. весь подотряд Oviraptorosauria в состав класса Птицы (Aves).

Правда, возникает вопрос: а зачем перья, если ты не летаешь? Можно провести сравнительные этологические аналогии. Перья гигантораптору были, вероятно, нужны для демонстрации особенностей поведения (полового или территориального) и для того, чтобы закрывать яйца при насиживании, сохраняя их теплыми. Очевидно, что это – самое большое крылатое животное, вообще когда-либо обнаруженное человеком. До сих пор крупнейшим крылатым существом считалась найденная в Австралии и жившая около 6 млн лет назад птица Dromornis stirtoni или Stirton’s Thunder Bird («Птица Грома Стайртона», которую раньше относили к страусам, а ныне – к гусеобразным) весом в полтонны. По размеру этот «Громокрыл» был крупнее ранее более известных мoa (250 кг; Новая Зеландия) и тяжелее, чем Aepyornis (450 кг; Мадагаскар). Но все они были нелетающими, как и современные страусы (их рекорд – 159 кг).

Из крылатых и летающих организмов долгое время крупнейшим считался птерозавр птеранодон (9 м). Затем, в 1971 г., в Техасе нашли кетцалькоатля (Quetzalcoatlus), размах крыльев которого достигал 18 м (хотя, по расчетам, животные размером более 12 м летать не могут – развалятся…). Но это птерозавры. А у птиц? У них был огромный летающий аргентавис (Argentavis magnificens) из отряда аистообразных (голенастых) из Южной Америки, описанный в 1980 г., – 8 м в размахе крыльев и предположительно 100 кг весом.

Разнообразие голов в семействе овирапторид (родственников гигантораптора)

Прежде мы говорили, что похожие на птиц динозавры были очень маленькими (например, знаменитый археоптерикс был размером с голубя). А большие динозавры, напротив, не походили на птиц. Гигантораптор стал исключением.

Вопросы, вопросы…

Как известно, новый гигантский динозавр был беззубым, но имел большой клюв, подобно птицам и овирапторам. Почему клюв? Зачем? Либо для склевывания растений, либо для охоты на маленьких животных. А может быть, он использовался для разбивания раковин моллюсков? Или был приспособлен для раскалывания яичной скорлупы? И не гигантораптор ли был главным разворовывателем динозавровых яйцекладок, приблизившим конец эры тяжеловесных монстров?

Кроме того, ученые еще понятия не имеют о функции специфических отверстий, обнаруженных на позвонках (только ли облегчение веса?). Как уже сказано, пищевые предпочтения этого животного – полная тайна. Хотя некоторые овираптозавры типа Incisivosaurus (длина – около 1 м, имел несколько зубов и открыт тем же Хинг Ху в 2002 г.), как думают, являлись главным образом травоядными. Но ведь гигантораптор имел задние ноги, позволяющие ему быстро передвигаться (и был, вероятно, более ловким животным, чем тяжеловесный Tyrannosaurus), что никак не характерно для травоядных динозавров.

Уже с открытием первых овирапторов возникли проблемы с объяснением их образа жизни. Обнаружил их впервые в Монголии легендарный палеонтолог Рой Чапман Эндрьюс (Roy Chapman Andrews), а описал в 1924 г. другой знаменитый динозавровед – Генри Осборн (Henry Osborn) под именем Oviraptor philoceratops, что означает «хватающий яйца» и «любящий цератопса» (потому, что кости черепа были найдены рядом с кладкой яиц динозавра Protoceratops). Хотя Осборн и предупреждал, что «название может ввести нас в заблуждение относительно его привычек и противоречить его характеру». И дальнейшие находки подтвердили эти опасения. В 2001 г. были найдены остатки представителей рода Citipati – не самых мелких (около 3 м) и похожих на птиц овираптозавров рядом со своими собственными кладками. Экземпляр, обнаруженный сидящим на кладке из 22 яиц (диаметром по 18 см каждое) и покрывающим их своими «руками-крыльями», так и прозвали «Big Mamma». Видимо, до последнего держалась птицезавровая «Большая Мама», защищая своих будущих детенышей от превратности судьбы. Но то ли оползень, то ли испепеляющее солнце, то ли что-то ещё внезапно оборвало их жизни.

А вот был ли гигантораптор «яйцевором» или «яйценаседкой», остается ещё невыясненным.

В заключение скажем, что город Erlian (он же Erenhot) – это уникальное место, уже давно славящееся находками динозавров и даже получившее третье имя – «dinosaur town». С целью привлечения туристов и в то же время для охраны ископаемых захоронений местные власти намеревались в 2007 г. выделить 100 млн юаней (13 млн долл.) для создания специального парка и музея динозавров. В Китае в последнее время явно намечается новая динозавровая лихорадка.