КОПИЛКА ОПЫТА

В.Г. СМЕЛОВА,
учитель биологии, г. Ноябрьск, ЯНАО

Окончание. См. № 23/2007

Тип Простейшие

Изучение темы в рамках авторской программы

Практическая работа: «Изготовление моделей простейших. Сравнительное изучение строения и размножения»

Цель:

– способствовать формированию знаний о строении, питании, передвижении и размножении основных представителей классов простейших животных;
– закрепить представление о простейших животных как объемных одноклеточных (преодолеть плоскостное восприятие);
– закрепить знания о бесполом способе размножения простейших.

Оборудование: пластилин зеленого, бурого, белого цветов; таблица «Тип Простейшие».

Примечание: амёба – самое крупное простейшее (бурый цвет), инфузория туфелька – в 1,5–2 раза меньше (белый), эвглена зеленая – в 10 раз меньше (зеленый).

Ход работы

Действия учителя

Действия учащихся

Объяснение нового материала

1. Амёба обыкновенная

Амёба – свободноживущее микроскопическое животное. Ее можно обнаружить в небольших мелких прудах с илистым дном. Тело амёбы достигает в размерах 0,1–0,5 мм и состоит из протоплазмы, ограниченной тончайшей плазмалеммой. Протоплазма разделяется на ядро и цитоплазму.
Форма тела амёбы постоянно меняется из-за образующихся в разных его участках лопастеобразных выпячиваний цитоплазмы, называемых псевдоподиями (ложноножками). Эти временные структуры служат для передвижения и захвата пищи.
Несмотря на примитивное строение, амёба вполне самостоятельный организм.

Слушают объяснения учителя. Лепят из пластилина бурого цвета амёбу.

После изготовления модели вносят сведения об амёбе в сравнительную таблицу (см. ниже).

Записывают в тетрадь новые термины с определениями.

Питание амёбы. Амёба – всеядное животное. Ее пищу составляют водоросли, жгутиковые, инфузории. Как только амёба оказывается рядом с потенциальной добычей, ее цитоплазма образует несколько ложноножек, которые окружают жертву. Из цитоплазмы, окружающей добычу, выделяется пищеварительный сок. Образуется пищеварительная вакуоль. После усвоения растворенной пищи, непереваренные остатки выбрасываются наружу.
Амёба обыкновенная относится к классу Корненожки.

Проводят «кормление» амёбы. Для этого из кусочка пластилина зеленого цвета изготавливают модель одноклеточной водоросли и в динамике показывают захват пищи ложноножками амёбы.

 

  • Как вы думаете, почему класс Корненожки получил такое название?

Отвечают на вопрос.

Класс получил такое название из-за того, что представители класса не имеют постоянной формы тела и образуют выпячивания цитоплазмы – псевдоподии (корненожки).

2. Эвглена зеленая

Зеленая эвглена – необычное существо. Ее описание можно встретить и в учебниках ботаники, и в учебниках зоологии. До сих пор систематики не могут решить, к какому царству (растений или животных) нужно отнести этот одноклеточный организм.
Эвглена живет в пресноводных водоемах, богатых растворенными органическими соединениями. Тело эвглены вытянутое, длиной около 0,05 мм. Его передний конец притуплен, задний заострен. У эвглены нет клеточной стенки. Наружный слой цитоплазмы плотный, он образует вокруг тела эвглены оболочку. На переднем конце тела эвглены находится жгутик, при помощи которого она передвигается. Эвглена обладает положительным фототаксисом – в ее цитоплазме расположен светочувствительный глазок.

Питание эвглены. В цитоплазме эвглены содержится около 20 хлоропластов, придающих ей зеленый цвет. В хлоропластах находится хлорофилл. На свету эвглена питается, как растение, – при помощи процесса фотосинтеза. В темноте она усваивает готовые органические вещества, образующиеся при разложении различных отмерших организмов.

Слушают рассказ учителя и по ходу изготавливают из пластилина зеленого цвета модель эвглены зеленой.
После изготовления модели вносят сведения о ней в сравнительную таблицу.
Прикрепляют «жгутик» к модели.
Записывают новый термин в тетрадь.

 

  • Почему ботаники относят эвглену к одноклеточным водорослям?

 

 

  • Почему зоологи относят эвглену к простейшим животным?

 

 

  • О чем говорит существование таких промежуточных форм жизни, как эвглена?

Отвечают на вопросы.

Так как цитоплазма эвглены содержит хлоропласты и на свету она питается, как растение, строя свое тело из органических веществ, образующихся путем фотосинтеза.

Так как в темноте эвглена способна питаться, как животное, поглощая готовые органические вещества.

Существование эвглены указывает на родство между растениями и животными.

3. Инфузория туфелька

Инфузория туфелька – обитатель стоячих водоемов с большим количеством разлагающегося органического материала. Она имеет удлиненное тело длиной 0,1–0,3 мм, форма которого постоянна. Все тело инфузории покрыто продольными рядами многочисленных коротких ресничек, при помощи которых туфелька плавает тупым концом вперед.
Инфузория туфелька отличается от других простейших сложностью внутриклеточной организации. Ее протоплазма содержит два ядра: макронуклеус, регулирующий про-
цессы питания, движения, выделения, и микронуклеус, координирующий размножение.

Питание. Ближе к переднему концу тела инфузории находится постоянное углубление – перистом (ротовая воронка), которое ведет в глотку. Реснички желобка постоянно работают, создавая ток воды. Вода подхватывает и подносит ко рту основную пищу туфельки – бактерий. Через глотку бактерии попадают внутрь тела инфузории. В цитоплазме вокруг них образуется пищеварительная вакуоль. Переваривание пищи и усвоение питательных веществ у туфельки происходит так же, как и у амёбы. Непереваренные остатки выбрасываются наружу через отверстие – порошицу.

Слушают рассказ учителя и в соответствии с объяснениями изготавливают модель инфузории туфельки.

(Примечание: ротовое отверстие легко проделать острым концом карандаша, а реснички на поверхности инфузории – кончиком ногтя.)

После изготовления модели вносят сведения об инфузории туфельке в сравнительную таблицу.

 

  • Почему инфузория туфелька получила такое название?

 

  • Почему инфузорий считают естественными фильтраторами водоемов?

Отвечают на вопросы.

Тело инфузории по форме напоминает туфлю.

Инфузории очищают водоемы от бактерий, тем самым способствуют их очистке.

Сравнительная таблица «Тип Простейшие»

Признаки

Амёба обыкновенная

Эвглена зеленая

Инфузория туфелька

Окраска

бесцветная

зеленая на свету

бесцветная

Форма тела

непостоянная

постоянная веретеновидная

постоянная веретеновидная

Количество ядер

1

1

2

Передвижение

с помощью псевдоподий

при помощи жгутика

биением ресничек

Размножение простейших

Действия учителя

Действия учащихся

Размножение амёбы. Питание амёбы приводит к росту ее тела. После достижения определенных размеров амёба начинает делиться пополам. Попробуйте сами показать деление амёбы на своих моделях.

Такой способ размножения делением клетки пополам называется бесполым.

  • Сколько амёб образовалось после деления?

  • Чем они отличаются от прежней амебы?

Делят свою амёбу в соответствии с объяснениями учителя.

Отвечают на вопросы.

Две.

Размерами.

Размножение эвглены. Размножение эвглены происходит так же, как и размножение амёбы, – делением клетки пополам. Рассмотрите рисунок в учебнике. Попробуйте аккуратно при помощи линейки поделить свою модель эвглены. Обратите внимание, что вам понадобится еще один кусочек нитки для второго жгутика.

  • Почему в середине лета обычно наблюдается «цветение» воды в прудах и небольших озерах?

«Размножают» эвглену.

 

Отвечают на вопросы.

Происходит массовое размножение эвглены.

Размножение инфузории туфельки. Летом туфелька, интенсивно питаясь, растет и делится, как амёба, на две части. В отличие от эвглены (у которой ось деления клетки проходит вдоль) и амёбы (которая может делиться в любом на- правлении) инфузория туфелька делится поперек.

  • В чем сходство размножения амёбы, эвглены и инфузории?

Делят инфузорию туфельку.

Отвечают на вопрос.

Все эти простейшие размножаются бесполым способом – делением клетки пополам.

Рис. 1. Сравнительные размеры амёбы обыкновенной, эвглены зеленой и инфузории туфельки

Рис. 1. Сравнительные размеры амёбы обыкновенной, эвглены зеленой и инфузории туфельки

Лист поурочного контроля знаний (пример)

Радиолярии и Солнечники

1. Закончите предложения:

1. Так же, как и амёба, радиолярии и солнечники относятся к типу ___________________________, подтипу _______________________ .

2. В отличие от амебы обыкновенной радиолярии и солнечники живут в ______________________ .

3. Амёба передвигается по дну _______________ при помощи ____________________________, а радиолярии и солнечники парят в толще _____________ при помощи _____________________ .

4. Амёба не имеет постоянной формы тела, а радиолярии и солнечники имеют _________________, благодаря ______________________________.

5. Радиолярия отличается от солнечника тем, что _______________________________________ .

2. Заполните сравнительную таблицу.

Признаки

Амёба обыкновенная

Радиолярия

Солнечник

Размеры тела

 

 

 

Место обитания

 

 

 

Наличие скелета

 

 

 

Способ передвижения

 

 

 

Питание

 

 

 

3. Выберите правильный ответ:

1. Аксоподия – это:

а) лопастеобразное выпячивание цитоплазмы; б) игла, торчащая из солнечника;
в) длинные тонкие псевдоподии, способные укорачиваться во время парения.

2. Планктон – это:

а) организмы, живущие на дне водоема; б) организмы, парящие в толще воды;
в) организмы, живущие на поверхности воды.

3. Радиолярии – это:

а) морские микроскопические животные подкласса саркодовых; б) возбудители болезней человека;
в) пресноводные микроскопические животные подкласса саркодовых.

4. Солнечник изображен на рисунке: а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.

1

2

3

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Биологический энциклопедический словарь/Гл. ред. М.С. Гиляров. 2-е изд., исправл. – М.: Сов. Энциклопедия, 1989.

2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т. Пер. с англ./Под ред. Р. Сопера. – М.: Мир, 1990.

3. Кемп П., Армс К. Введение в биологию/Пер. с англ. – М.: Мир, 1988.

4. Слюсарев А.А., Жукова С.В. Биология. – Киев.: Вища шк. Головное изд-во, 1987.

5. Хаусман К. Протозоология/Пер. с нем. – М.: Мир, 1988.

Лист контроля знаний (пример)

Простейшие как возбудители заболеваний человека и животных

Ф.И. учащегося______________________________

1. Соотнесите название болезни с ее симптомами и возбудителем, ее вызывающим. Ответ зашифруйте.

1. Дизентерия

4. Тяжелое заболевание характеризуется периодическим наступлением изнурительных приступов. Приступы сопровождаются ознобом и повышением температуры до 40 °С.

7. Трипаносома

2. Сонная болезнь

5. Для этой болезни характерен кровавый стул 3–10 и более раз в сутки.

8. Малярийный плазмодий

3. Малярия

6. У больного набухают шейные лимфатические узлы, развиваются отеки всего тела, менингоэнцефалит (изменения в тканях головного мозга), лихорадка. Больной находятся в постоянно сонливом состоянии.

9. Дизентерийная амёба

2. Заполните кроссворд

1. Способ взаимоотношений между живыми организмами, когда один получает пользу, а другой – вред.
2. Простейшее класса зоомастигофор, возбудитель сонной болезни.
3. Насекомое отряда полужесткокрылых, промежуточный хозяин трипаносомы.
4. Отряд жгутиконосцев, имеющих особый органоид, соответствующий по ультраструктуре митохондриям.
5. Тяжелое заболевание человека, характеризующееся частыми подъемами температуры тела.
6. Род паразитических простейших, возбудители малярии.
7. Отряд споровиков, преимущественно внутриклеточные паразиты.
8. Род комаров, переносчики малярийного плазмодия.

3. Подпишите названия рисунков:

Рис.1
Рис. 2
Рис. 3

4. Заполните сравнительную таблицу.

Признаки

Дизентерийная амёба

Трипаносома

Малярийный плазмодий

Место обитания

 

 

 

Питание

 

 

 

Размножение

 

 

 

Форма тела

 

 

 

Взаимоотношение с хозяином

 

 

 

Основной хозяин

 

 

 

Промежуточный хозяин

 

 

 

5. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные слова. Воспользуйтесь словами-подсказками.

В течение многих веков сопровождает человека страшная болезнь - _________________ (желтая лихорадка). ______________ - тяжелое заболевание, характеризуется периодическим наступлением изнурительных приступов. Приступы сопровождаются ознобом и повышением температуры до ____ . Это заболевание, якобы вызываемое «дурным воздухом» (mala aria - Malaria) с болот, многократно приводило к большим __________________________. Согласно некоторым оценкам, за последние 2 тыс. лет малярия унесла в Средиземноморье больше жизней, чем военные действия.

В чем же причины этой ____________? На самом деле причиной болезни являются простейшие животные _____________, которые переносятся комарами из рода ____________.

Как же уберечься от заражения _______________? При выезде в районы, опасные в малярийном отношении, в качестве личной профилактики рекомендуется предохраняться от укусов _____________ (спать под сетками, смазывать кожу отпугивающими комаров _________________). Кроме того, следует принимать внутрь лекарственные ____________________ препараты, оказывающие _______________ действие.

Слова-подсказки: эпидемия, профилактическое, комары, малярия, противомалярийные, плазмодий, 40 °С, анофелес, вещества.

6. Прочитайте внимательно «Памятку», которую составил Незнайка для того, чтобы не заболеть дизентерией. Если вы не согласны с правилами, предложенными малосведущим героем Н.Носова, напишите ниже свои. Как можно изменить название Памятки, чтобы не исправлять все правила, предложенные Незнайкой?

Памятка для тех, кто не хочет заболеть дизентерией

1. Не обязательно мыть руки перед едой. Кошки умываются после еды и ничего - живут!

_____________________________________________________________________________

2. Сорвав с грядки огурец, сразу отправляй его в рот, пока он свежий.

_____________________________________________________________________________

3. Вода из-под крана - самая вкусная!

_____________________________________________________________________________

4. Нужно есть суши! Это - секрет долголетия японцев.

_____________________________________________________________________________

5. Прочитай в кулинарной книге «Кухня народов мира» рецепт «Фарша по-татарски»: «Взять сырую говядину, провернуть через мясорубку, добавить соль, перец, сырое яйцо и подавать на стол». Обязательно попробуй!

_____________________________________________________________________________

 

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru