Филателия учителю биологии

Я ИДУ НА УРОК

С.В. Зуева,
учитель биологии
гимназии № 18,
г. Ленинск-Кузнецкий,
Кемеровская обл.

«Урок здоровья»

Действующие лица.
Незнайка.
Таня и Петя – юные врачи-гигиенисты.

На сцену выходят Таня и Петя.

Таня.
Чтобы быть здоровым всем,
Жить без всяческих проблем,
Посетите наш урок – «Урок здоровья»!
Петя.
Вы пришли к нам все? Ура!
Здравствуй, здравствуй, детвора!
Очень рады мы, что зрители все в сборе!

На сцену выходит Незнайка.

Незнайка (обращается к залу). Здравствуйте, друзья!
Таня. Я предлагаю начать наш «Урок здоровья» со знакомства!
Незнайка. Я думаю, что все ребята меня уже узнали. Я – Незнайка!
Петя. А мы – юные врачи-гигиенисты. Знакомьтесь, это – Таня!
Таня. А это – Петя!
Незнайка. Какие, какие вы врачи? Гигиенисты? А что это такое?
Петя. Название нашей будущей профессии связано с названием науки гигиены.
Незнайка. А что такое гигиена?
Таня. Гигиена – это наука о здоровье. Она изучает связь между человеком и средой, а также влияние разных факторов внешней среды на здоровье человека. Главная задача этой науки – создать наиболее благоприятные условия для сохранения и укрепления здоровья человека.
Незнайка. Да-а! Придумают же такое! В общем, запутали вы меня совсем!
Петя. Понятие о гигиене имеют все ребята. Да и ты, Незнайка, я думаю, не исключение.
Таня. Ведь тебе известно, как правильно сидеть за столом, когда лучше готовить уроки. Наверное, ты знаешь и о режиме дня. Ведь так, Незнайка?
Незнайка. Не знаю, забыл. Не помню, наверное.
Петя. Как это ты не знаешь? Ведь все ребята знают, а ты не знаешь?
Незнайка. А давайте мы их спросим! Может, они, как и я, ни о чем таком никогда и не слышали! (Обращается к зрителям.) Ребята! А вы знаете, как ответить на вопросы Тани? (Ребята отвечают.)
Таня. Очень рада за вас, ребята! А сейчас мы с Петей будем по очереди задавать вам вопросы, а вы постарайтесь ответить на них.
Петя. Расскажите, как нужно правильно сидеть за рабочим столом?
(Ответы ребят. Спина должна касаться спинки стула, предплечья до локтевого сустава должны лежать на столе, ноги должны быть согнуты в коленном суставе под прямым или тупым углом.)
Таня. Как правильно определить расстояние от глаз до книги или тетради?
(Ответы ребят. Надо поставить руку на локоть, кончики пальцев должны коснуться виска.)
Петя. Какое расстояние должно быть между грудью и столом?
(Ответы ребят. Между ними должна свободно проходить ладонь.)
Незнайка. Постойте! Дайте-ка потренируюсь, чтобы ничего не забыть.

Садится за стол боком к зрителям. Ставит стул далеко от стола, вытягивает ноги, спину и голову отклоняет на спинку стула.

Незнайка (обращается к ребятам). Ребята! Я правильно сижу?
(Ответы ребят. Нет. Неправильно.)
Незнайка. Нет? Ну почему? Я же все сделал, как вы говорили! Тогда подскажите, пожалуйста, в чем я не прав.

Можно пригласить одного из учеников из зрительного зала на сцену, чтобы помочь Незнайке пододвинуть поближе к столу стул, проверить расстояние между столом и грудью Незнайки.

Незнайка. Теперь я всё вспомнил! Если я захочу, например, что-нибудь написать или почитать книгу, то я обязательно должен проверить расстояние от глаз до тетради или книги с помощью руки. (Ставит руку на локоть. Кончики пальцев касаются виска.) Ребята, я правильно проверяю себя?
Таня. А если ты, Незнайка, захочешь почитать книгу, под каким углом ты ее расположишь? Как должны располагаться при этом глаза?
Незнайка (виновато пожимает плечами). Не знаю.
Таня. Тогда давай спросим об этом ребят!
(Ответы ребят. Книга должна быть наклонена под углом 45°. При правильном положении глаза должны быть на уровне большого пальца руки, поставленной на локоть.)

Пока ребята отвечают на вопросы, Незнайка старается повторить (жестами, сидя за столом) «законы» правильного чтения.

Петя. Незнайка! А ведь ты забыл о самом главном! Сидеть за столом нужно прямо! А ты сгорбился.
Незнайка. А если я не могу прямо сидеть, прямо ходить! Не слушается меня спина, и всё! Как быть? Не знаю!
Таня. В романе А.И. Куприна «Юнкера» рассказывается, как капитан 4-й роты Фофанов по прозвищу Дрозд поучал юнкеров, стараясь выработать у них правильную осанку. «Чтобы плечи и грудь были поставлены правильно, – учил Дрозд, – вдохни и набери воздуху столько, сколько сможешь. Сначала затаи воздух, чтобы запомнить положение груди и плеч, и, когда выпустишь воздух, оставь их в том же самом порядке, как они находились с воздухом. Так вы и должны держаться в строю.
– Всегда ходи и держись, даже вне строя, так, как подобает воину. Не шаркайте подметками, не везите, не волочите ног по полу. Шаг легкий, крупный, быстрый и веселый. Идете вдвоем, непременно идите в ногу... Никогда не горбиться. Для этого научись держать высоко голову, однако не выставляя вперед подбородка и, наоборот, втягивая его в себя...»
Но дело не ограничивалось только нотациями. В юнкерских училищах юношам, которые постоянно сутулились, к спине привязывали доску. Эта доска мышцы «не тренировала и не укрепляла», но психологический эффект был велик. Уже после часа ее ношения внимание на осанке фиксировалось достаточно хорошо.
Для воспитания правильной осанки в учебных заведениях для дворянских детей применялись самые разные методы. Девочек обучали держать высоко голову, не смотреть постоянно под ноги, учиться сводить лопатки, «убирать животы».
Петя. Нет ничего плохого, если мы будем использовать полезные приемы «старой школы» и в наши дни. Установлено, что, исправив свою осанку, молодой человек становится на 3–4 см выше.
Психологи полагают, что опущенная голова и сгорбленная спина свидетельствуют о пассивности, несмелости, неуверенности в себе. Так следует выпрямиться и обрести недостающую уверенность.
Незнайка (выпрямляется). Интересные вещи вы рассказываете! Теперь я всегда буду сидеть и ходить прямо! Та-а-к (берет с края стола журнал), почитаю-ка я журнальчик (открывает журнал)... А мне чего-то плохо читается! Вроде сижу прямо, расстояние от глаз до журнала соблюдаю.
Петя. Сидишь-то ты правильно, а вот освещение используешь неверно.
Незнайка. Как неправильно? Лампа же горит? Горит! Вот, если бы я читал в темноте, без лампы, то ты мог бы сказать, что я неправильно использую освещение. А так совсем другое дело!
Петя. Да, читаешь ты при включенной лампе. Но к освещению рабочего стола предъявляются определенные гигиенические требования.
Незнайка. А какие?
Петя. Давай спросим об этом ребят!
(Ответы ребят. Настольная лампа должна быть достаточной мощности (40–50 Вт), но не слишком яркой и находиться слева и лишь в крайнем случае спереди. Целесообразно также оставить в комнате включенным и верхний свет.)
Незнайка. И это всё вы называете гигиеной?
Таня. Да! Но это далеко не всё. Сколько раз в день, Незнайка, ты моешь руки?
Незнайка (не задумываясь). Три раза!
Таня. Маловато, конечно! А когда ты моешь руки?
Незнайка. Когда мама попросит меня об этом.
Петя. Но ведь это просто ужас!
Незнайка (обращается к ребятам). Ребята, а вы когда моете руки?
(Ответы ребят. Обязательно после прихода домой с улицы, перед едой, после посещения туалета.)

Таня. Молодцы, ребята!
Незнайка (обращается в зал). А для чего их так часто мыть-то надо?
(Ответы ребят. На грязных руках бывают различные микробы, яйца глистов. Через грязные руки могут передаваться различные инфекционные и паразитарные болезни.)
Петя. Ребята! А сколько раз в день нужно чистить зубы?
(Ответы ребят. Два раза в день – обязательно на ночь и утром. Причем утром до завтрака лучше всего прополоскать рот, а после завтрака почистить зубы щеткой и зубной пастой.)
Незнайка. А почему только 2 раза, а не чаще?
(Ответы ребят. Если чистить зубы чаще, можно стереть с зубов защитную эмаль.)
Незнайка. Давайте теперь поговорим о школе, об учебных занятиях.
Таня. Давайте! Ведь учебный процесс в самом разгаре.
Незнайка. Сколько времени нужно затрачивать на подготовку домашнего задания?
Таня. Учащимся 1-х классов не более 1 ч; 2-х классов – 1–1,5 ч; 3–4-х классов – 2 ч; 5–6-х – 2–2,5 ч; 7-х классов – около 3 ч, 8–11-х классов – около 4 ч.
Незнайка. За это время можно сильно устать!
Петя. При выполнении домашних заданий необходимо устраивать перерывы: ученикам 1–2-х классов через каждые 30 мин занятий – 10-минутные перерывы, а ученикам более старших классов – 15-минутные перерывы через каждые 45 мин занятий.
Незнайка. А как правильно организовать перерыв?
Таня. Во время перерыва нужно встать, потянуться, сделать несколько глубоких вдохов, походить по комнате или сделать несколько легких гимнастических упражнений. Полезно проделать все это и на школьной перемене.
Незнайка. А что делать, если я очень устаю в школе?
Петя. Ничего страшного. Усталость – это сигнал к тому, что надо отдыхать. Поэтому необходимо так распределять свое время, чтобы его хватало для отдыха и прогулок, для занятий спортом, игр и т.д.
Незнайка. А я вот после школы всегда гуляю, а уроки делаю поздно вечером!
Таня. Этого ни в коем случае нельзя допускать! Такая работа малопродуктивна! Лучше заниматься утром на свежую голову, встав на 1 ч раньше, чем сидеть вечером или ночью над книгами лишних 3 ч, в течение которых все равно усваивается меньше, чем в один утренний час. Тем более что вечерний сон во много раз полезнее, чем сон утренний.
Незнайка (обращается к Тане и Пете). Есть какое-то странное понятие – «режим дня». Ответьте, пожалуйста, что это такое?
Петя. Режим дня, по И.П. Павлову, – это система временных связей организма со средой, или, иначе, – это система цепных условных рефлексов. А еще проще, режим дня – это определенное расписание того, что ты должен будешь делать в течение дня.

Петя раздает листочки, на которых написан примерный режим дня для учащихся, посещающих школу в первую и во вторую смены. Один листочек передает Незнайке, а остальные листочки (ксерокопии) – ребятам в зал.

Незнайка (внимательно рассматривает листочек). Здесь написано, что питаться нужно 3 раза в день, а я слышал, что есть нужно 4–5 раз в день.
Таня. Совершенно верно! Врачи, исходя из физиологических исследований, рекомендуют есть каждые 4–5 ч. Это объясняется тем, что за 3–4 ч происходит переваривание пищи в желудке, и она покидает его. Есть желательно в определенные часы. Кстати, кроме домашних завтрака, обеда и ужина, полезно перекусить в школе, в столовой.
Незнайка (обращается к ребятам). Ребята, а как правильно питаться?
(Ответы ребят. Во время еды нужно тщательно пережевывать пищу, а не запивать недожеванный кусок водой. Пища при тщательном пережевывании пропитываться слюной настолько, что легко, без помощи воды или другой жидкости, проходит в желудок. Поэтому компот или сок должны подаваться на стол только после второго блюда. Ужин должен быть за 1,5–2 ч до сна. На ужин готовят легкие блюда. За ужином не стоит наедаться до полного насыщения. Во время еды не рекомендуется разговаривать.)
Незнайка. А какой должна быть пища?
Петя. Разнообразной и содержать витамины. Обязательно нужно пить молоко, есть творог, мясо, яйца, рыбу, масло, овощи и фрукты. Следует избегать острых и очень соленых блюд и разного рода приправ, которые возбуждают нервную систему и раздражают пищеварительный тракт.
Незнайка (вновь рассматривает лист с режимом дня школьников). Приготовление ко сну. А как правильно подготовиться ко сну?
Таня. Перед сном нужно умыться, почистить зубы, проветрить комнату. Рекомендуется погулять перед сном. Просмотр по телевизору боевиков, детективов и всякого рода страшилок врачи строго-настрого запрещают.
Незнайка. Я смотрю, продолжительность сна учащихся разных возрастов неодинакова. Чем младше, тем сон продолжительнее. Значит, младшие школьники устают больше, чем старшие, и времени для восстановления сил им требуется больше?
Петя. Совершенно верно, Незнайка!
Незнайка. А что будет, если я не буду соблюдать все перечисленные санитарно-гигиенические правила и режим дня?
Таня. Если неправильно сидеть за столом, да еще и при плохом освещении, длительно, без отдыха делать уроки, напрягать зрение, то может развиться близорукость (человек начнет прищуриваться при рассматривании удаленных предметов). Тогда придется носить очки. Если человек будет сутулиться, то нарушится осанка, а это будет вызывать повышенную усталость и нарушение общего самочувствия. Искривление позвоночника, вызываемое неправильной посадкой за столом, нарушает рост, ухудшает работу многих органов. При нарушении режима снижается аппетит, появляются головные боли. Такой школьник обычно выглядит бледным, менее жизнерадостным, часто болеет.
Незнайка. Да-а! Вон сколько много я сегодня узнал!
Петя. Теперь, Незнайка, самое главное – не забыть все то, о чем ты сегодня узнал.
Таня. Я думаю, что и ребятам сегодняшний урок пойдет на пользу. Они показали прекрасные знания по гигиене, открыли что-то новое для себя.
Петя. А теперь наступила пора прощаться.
Незнайка. Не спешите прощаться! Я предлагаю наградить ценными подарками самых активных ребят.

Во время урока каждому правильно ответившему на вопрос выдается жетон. В качестве награды самым активным ребятам можно подарить грамоты, дипломы, книги или брошюры о здоровом образе жизни.

Незнайка. Вот теперь можно смело сказать ребятам: «До свидания!» Ведь мы с вами, друзья, очень скоро увидимся и вновь поговорим о нашем здоровье.
Таня и Петя. До скорой встречи, ребята!

Звучит песня
«Закаляйся, если хочешь быть здоров!..»

Литература

Богданов Я.М., Краковяк Г.М. Гигиена. – М.: Физкультура и спорт, 1968.
Кардашенко В.Н., Прохорова В.М. Режим дня школьника. – М.: Медицина, 1967.
Кондратьев В.Г. Общая гигиена. – М.: Медицина, 1972.
Коростелев Н.Б. От А до Я. – М.: Медицина, 1980.
Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей. – М.: Медицина, 1982.

Примерный режим дня учащихся, посещающих школу в первую смену*

Примерный режим дня учащихся, посещающих школу во вторую смену*

* Кардашенко В.Н., Прохорова В.М. Режим дня школьника. – М.: Медицина, 1967.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru