Филателия учителю биологии

БОТАНИКА

Г.И. Лернер

Ботаника

Рабочая тетрадь для 6-го класса для совместной работы учителя, ученика и родителей

Уважаемые учителя и родители!
Эта рабочая тетрадь написана для того, чтобы научить ребят думать и рассуждать при ответах на самые разные вопросы, решении задач, выполнении заданий. Очень важно, чтобы школьники не угадывали ответы, а выводили их из условия, чтобы могли доказать правильность своего ответа. Вот почему прежде чем выполнять задания, предлагаемые для решения, познакомьтесь с обучающей и тренировочной частями каждого раздела. Тетрадь включает как задания похожие по структуре на задания экзаменационных работ, предлагаемых на ЕГЭ, так и разнообразные дополнительные вопросы, задания, задачи. Такой подход к обучению позволяет обсуждать со школьниками самые различные проблемы курса биологии, учить их устному и письменному выражению своей мысли, работать с терминами, понятиями, текстами. Помогите школьникам усвоить необходимые навыки работы с учебным материалом.

Введение

Уважаемые ребята! Эта рабочая тетрадь написана для того, чтобы вы научились отвечать на самые разные по типам и формулировкам вопросы (часто их называют тестовыми заданиями). Для того, чтобы успешно это делать, необходимо знать, какие бывают задания, чем отличается один тип заданий от другого.
Эта рабочая тетрадь имеет следующие части: обучающую, тренировочную, контрольную и дополнительную по каждой теме курса «Биология растений». В обучающей части показаны примеры рассуждений, даются ответы на большинство вопросов и комментарии к ним. В тренировочной части ответы также приводятся. Однако объяснить правильность выбора должны вы сами. Наконец, в контрольной части вам всю работу нужно выполнить самостоятельно. Используя тетрадь, вы научитесь анализировать тексты, правильно понимать смысл вопроса, самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них, доказывать правильность своих ответов и опровергать неверные ответы. В обучающей и тренировочной частях вы познакомитесь с заданиями, чаще всего встречающимися в разных проверочных работах. Контрольная часть включает как совсем простые, так и более сложные вопросы.

Виды заданий, встречающиеся в проверочных, контрольных, экзаменационных работах

Приступая к работе с тетрадью, внимательно изучите примеры заданий разных видов. Научитесь их узнавать.

1. Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких

Пример А. К растениям относится:
1) гриб мухомор;
2) рожь;
3) вирус гриппа;
4) бактерия чумы.

Для того, чтобы правильно отвечать на задания с выбором одного ответа, надо:
– внимательно читать учебник;
– понимать смысл вопроса;
– доказывать правильность единственного ответа;
– объяснять, почему остальные ответы неправильны;
– сразу исключать заведомо неверные ответы.

Очень полезной может быть следующая схема рассуждения:

Пример Б. Группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям называется:
1) органом;
2) корневым чехликом;
3) камбием;
4) тканью.

При ответе на такое задание нужно, поняв смысл и форму вопроса, анализировать каждый вариант ответа, спросив себя: «Да?» или «Нет?». Если вы отвечаете «Да», то надо объяснить, почему «Да». Если же ответ «Нет» – то почему «Нет»?
Давайте рассуждать, отвечая на поставленный вопрос. Он сформулирован в виде определения одного из четырех понятий – органа, корневого чехлика, камбия, ткани.


Ответ
1. Орган. «Да» или «Нет»? Например, «Да», но тогда все остальные ответы неверны. Так ли это? Во-первых, органы состоят из нескольких видов тканей. Во-вторых, не все органы сходны по строению, функциям и происхождению.
Значит, данный ответ не подходит.

2. Корневой чехлик. «Да» или «Нет»? Нет, так как на основании первого рассуждения – корневой чехлик – это только часть органа, образованная одним из видов ткани – покровной.

3. Камбий. Нет, т.к. камбий – это часть стебля, которая обеспечивает его рост в толщину и представлена одной образовательной тканью. Значит и этот ответ не подходит.

4. Ткань. Да. В определении есть все признаки ткани. Этот ответ включает в себя часть признаков органа, корневого чехлика и камбия.

Если вы начали работать с тетрадью, еще не изучив некоторых тем, то, во-первых, вы можете посмотреть в учебнике, что написано по данному вопросу, во-вторых кое-что вы уже знаете из курсов «Окружающий мир» и «Естествознание», а, в-третьих, сейчас важно не столько знать что такое камбий, сколько постараться понять ход рассуждений при ответе на вопрос. А заодно вы уже узнали, и что такое камбий, и что такое орган и корневой чехлик.

Познакомьтесь еще с несколькими примерами тестовых заданий и проследите за рассуждениями при выборе правильного ответа. Имейте в виду, что в обучающей части примеры заданий не всегда совпадают с темой, которую вы изучаете в настоящее время.

Пример В. Создание первого светового микроскопа относится к веку:
1) XVII;
2) XII;
3) XIX;
4) XX.

Смысл вопроса ясен: надо соотнести открытие со временем, в котором оно было сделано.
Допустим, вам кажется, что вы не помните ответа на этот вопрос. Ничего страшного. Попробуем сопоставить данные.

XVII в. Расцвет культуры в Европе, вы что-то слышали об открытии клетки. Вероятно, именно этот ответ может оказаться правильным. Теперь надо рассмотреть другие ответы.
XII в. Слишком рано для Европы или России, так это еще период раннего Средневековья. Вы не знаете ни об одном открытии в биологии, относящемся к тому времени.
XIX в. Значительно раньше работали А.Левенгук, шлифовавший линзы, и Р.Гук, открывший клетку.
XX в. В соответствии с предыдущим выводом, данный ответ явно не подходит.
Следовательно правильный ответ – «Семнадцатый». Рассуждая подобным образом, вы сможете справиться с большинством заданий. Конечно, лучше обладать твердыми знаниями, но и уметь ответить на вопрос, опираясь на знания, уже имеющиеся у вас, очень важно. Такое умение скорее поможет в дальнейшей жизни, чем зубрежка.

2. Задания с выбором нескольких правильных ответов

Пример А: В состав биосферы входят:
А) атмосфера;
Б) космическое пространство;
В) земное ядро;
Г) гидросфера;
Д) литосфера;
Е) другие галактики.

Правильный ответ: А, Г, Д.

Для ответа на задания с выбором нескольких правильных ответов нужно хорошо помнить признаки объекта или рассуждать на основании уже имеющейся у вас информации. На данный вопрос вы можете легко ответить, пользуясь знаниями из предмета «Естествознание». Следует четко осознать, что биосфера – это те части океана, суши и атмосферы, в которых распространена жизнь. Вы точно знаете, что в земном ядре живых существ нет, т.к. там очень высокие температуры. Существование жизни в космическом пространстве, а значит и в других галактиках, пока не подтверждено.

3. Задания на сопоставление объекта с его свойствами, особенностями

Пример А. Соотнесите науки с объектом их изучения

Наука

Признаки классов

1. Физиология
2. Экология
А) взаимоотношения между растениями и другими организмами;
Б) процессы образования органических веществ в растении;
В) охрана окружающей среды;
Г) корень стержневой;
Д) процесс прорастания семени;
Е) круговорот веществ в биосфере.

Ответ: 1 – Б, Г, Д; 2 – А, В, Е.

Отвечая на этот и подобный вопросы, нужно соотнести признаки одного и второго объектов. Иногда такой выбор сделать достаточно трудно.

4. Задания на определение последовательности событий, явлений, процессов

Пример А. В какой последовательности надо готовить микроскоп к работе:
1) приготовить препарат;
2) начать поднимать тубус для получения четкого изображения;
3) установить объектив для увеличения объекта;
4) опустить тубус вниз на расстояние 1–2 мм от объекта;
5) установить свет с помощью зеркала;
6) установить микроскоп на расстоянии 5–8 мм от края стола штативом к себе;
7) установить препарат на предметный столик с помощью клемм;
8) убедиться в четкости полученного изображения.

Ответ: 6, 1, 7, 5, 3, 4, 2, 8.
Отвечая на подобный вопрос, постарайтесь представить, что вы выполняете эту работу прямо сейчас.
Первый вопрос, который надо себе задать в данном случае: С чего нужно начать работу с микроскопом? Если выбрать ответ 1 – приготовить препарат, то можно предположить, что он успеет высохнуть, пока вы настроите микроскоп. По этой же причине не годится ответ 7 и не подходят ответы 5 и 8. Далее сами постарайтесь ответить, почему правильный ответ именно тот, который приведен в задании.

5. Задания на дополнение, вставку пропущенных терминов

Пример А:
а) Цветки, плоды и семена называют _______________ _______________ растения.

Ответ: органами размножения.

б) Растения, _________________ хотя бы раз в жизни, называют цветковыми.

Ответ: цветущие.

6. Задания на выявление ошибок в тексте

Пример А: Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки. Объясните их.

1. Ботаника – это наука о строении растений. 2. Слово «ботаника» происходит от греческого «ботанэ», что значит «жизнь». 3. Без растений не могут существовать ни животные, ни человек. 4. Во-первых, зеленые растения выделяют углекислый газ, необходимый для образования органических веществ из неорганических. 5. Во-вторых, растения служат пищей всему живому на Земле.

В данном примере предложения 1, 2, 4 содержат ошибки. Вы можете найти их, прочитав учебник, а можете это сделать, не заглядывая в него. Попробуйте их объяснить.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________


7. Задания со свободным ответом

Обычно такие задания бывают разного уровня трудности и, как правило, предусматривают подробный ответ на вопрос.

Пример А. В чем заключаются различия между растениями и грибами?
Отвечая на этот вопрос надо указать на:
– различия в строении клеток грибов и растений;
– различие в строении тела;
– различные способы питания.

Указать на различия или сходство – это значит сравнить два или больше объектов. Начинать учиться сравнивать надо с двух объектов или явлений.
А что значит «сравнить»? Сравнивать можно одно растение с другим, одну группу растений с другой. Можно сравнить друг с другом дома, людей, средства транспорта. Иными словами, надо сравнивать однородные предметы. Нельзя, например, сравнивать устройство автомобиля с устройством лошади, хотя можно сравнить их как транспортные средства. Так и растения с грибами можно сравнивать как живые организмы, у которых существуют как общие, так и различные признаки.

1. В клетках грибов нет хлоропластов.
2. В них также нет вакуолей с клеточным соком.
3. Клеточные стенки грибов состоят из хитина, а стенки растений из целлюлозы.
4. Вегетативные органы растений – корень, побег. У грибов вегетативное тело состоит из грибницы.
5. Растения создают органические вещества из неорганических, а грибы питаются готовыми органическими веществами.

Используя только ответ на предыдущий вопрос, попытайтесь выяснить, в чем заключается сходство грибов и растений.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

8. Задания на понимание текста

Пример А. Прочтите следующий текст:
1. Клетка – самостоятельная живая система. 2. Она обладает всеми признаками, характерными для живых организмов. 3. В клетке происходят все процессы, характерные для живых организмов. 4. Самым заметным видимым проявлением жизнедеятельности клетки можно считать движение цитоплазмы в клетках листа элодеи. 5. Если в течение некоторого времени наблюдать за клетками, можно заметить круговые движения хлоропластов, направленные вдоль оболочки клетки.

Задания.
1. Укажите номера предложений, содержащих главные мысли текста. (1,2,3.)
2. Укажите предложение, отражающее главную мысль текста. (1.)
3. Укажите предложения, нуждающиеся в обсуждении. (1, 2.)
4. Укажите предложение, доказывающее мысль, высказанную в предложении 3. (4.)
5. Напишите, что осталось неясным, нераскрытым в этом тексте.
Отвечая на последний вопрос, надо понять, как данный текст поможет вам ответить на следующие вопросы: 1. Что такое система? 2. Из чего состоит система «КЛЕТКА»? 3. Какими признаками должна обладать живая система? 4. Какие процессы протекают в живых организмах? О чем говорит движение цитоплазмы, наблюдаемое в некоторых клетках? Во всех ли клетках можно его наблюдать? Являются ли живыми клетки, в которых движения цитоплазмы нет?
Можно задать еще много вопросов к данному тексту, и чем больше их будет, тем интереснее искать ответы на них и тем лучше вы будете понимать смысл прочитанного.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru