Там, на неведомых дорожках...

БИОЛОГИЯ МАЛЫШАМ

Н.И. АСТАШИНА,
учитель биологии Воротынской СШ,
Нижегородская обл.

Там, на неведомых дорожках...

Данная разработка рассчитана на учащихся 5-х классов, но может быть использована и при работе с 4–6-ми классами при проведении уроков здоровья, классных часов по экологическому воспитанию или занятий экологических кружков.
В разработку входят два материала: «Путешествие по сказочному лесу» – о ядовитых, лекарственных и съедобных растениях леса, и «Как Иринка по грибы ходила» – о съедобных и ядовитых грибах. Эти два занятия желательно проводить последовательно с небольшим перерывом, который можно посвятить выставке детских рисунков и обсуждению результатов выполнения заданий по первой сказке (если они выполнялись письменно), разгадыванию загадок по теме и т.п.

Варианты использования методического материала

1. Текст сказок может быть прочитан учителем, по мере необходимости проиллюстрирован наглядным материалом. Учащиеся включаются в действие индивидуально, парами или группами, выполняя необходимые задания в тетрадях или на отдельных листах бумаги.
2. Театрализованное представление привлекает дополнительное внимание костюмами, новыми действующими лицами, но требует достаточно большой подготовительной работы.
3. При наличии технических возможностей возможно создание и использование презентации по материалам сказок.

Оборудование

Демонстрационный материал: открытки, фотографии, плакаты с изображением ядовитых, лекарственных и съедобных растений и грибов своего края.
Раздаточный материал (на парту или на рабочую группу детей): наборы иллюстраций по теме занятия; правила первой помощи при отравлении ядовитыми растениями и грибами; списки растений и грибов, которые упоминаются по ходу занятий (на усмотрение учителя).
Костюмы для артистов (при организации театрализованного представления).
Рисунки с изображением действующих героев сказки (если текст сказки зачитывает учитель).

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗОЧНОМУ ЛЕСУ

Задачи:

– сформировать знания о значении растений в жизни человека;
– сформировать знания об основных ядовитых растениях нашей местности, умение различать их среди других растений;
– знать и уметь использовать некоторые дикорастущие съедобные растения своей местности;
– знать основные лекарственные растения нашего края;
– знать о лекарственном значении некоторых ядовитых растений;
– знать правила первой помощи при отравлениях ядовитыми растениями;
– воспитание экологической культуры (навыки экологически оправданного поведения в природе).

Действующие лица.

Ведущий.
Хранительница-Сказительница.
Бабелла-Ягоделла.
Старичок-Лесовичок.
Мудрая Сова.
Кот Ученый.
Вовка, Дениска, Андрейка
– школьники.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий. Хочешь – верь, хочешь – не верь, а не веришь – сам проверь…
Только случилась эта история в нашей школе во время летних каникул. Собрались как-то три закадычных друга – Вовка, Дениска и Андрейка и стали думать, чем бы им таким интересным заняться? Думали они, думали, да и решили в лес пойти по ягоды. Сбегали они домой за корзинками, мазь от комаров прихватили и пошли в дальний лес. Дорога-то была не близкой, пока шли – притомились ребятки. Да и солнце припекало сильно. Так что пока к лесу-то подошли – устали изрядно.
Решили они для начала немножко отдохнуть. Только на отдых устроились – смотрят, из лесу к ним старушка выходит.

Хранительница-Сказительница. Что, касатики, притомились на солнышке?

Дениска. Ой, притомились, бабуля! Ну да ничего. До леса мы уже дошли, сейчас вот отдохнем маленько, от комаров намажемся и в лес пойдем.

Хранительница-Сказительница. Верно, верно! Отдохнуть хорошенько – это наипервейшее для здоровья дело! Только вот лес-то вы знаете ли? В лесу много бед человека подстерегает, опасностей всяких.

Вовка. Это вы про диких зверей что ли? Так в нашем лесу их отродясь не было. Что-то вы, бабушка, путаете. Лес для здоровья – самое безопасное место. Это вам каждый ребенок скажет. Мы про это с самого детства знаем.

Хранительница-Сказительница. Знаете, да не все. Скажу вам по секрету: поселилась в нашем лесу моя двоюродная тетушка Бабелла-Ягоделла – очень недобрая женщина. А вместе с ней очень недобрые растения. Если их не знать, то запросто можно до смерти отравиться, а в лучшем случае получить сильное отравление и надолго в больницу угодить. Вы-то хоть знаете такие растения?

Андрейка (растерянно). Да нет, нам всегда говорили, что растения для человека очень полезны – и еду дают, и кислород для дыхания, и еще много чего.

Хранительница-Сказительница. Полезны, да не всегда. Иной раз растения и навредить здоровью могут. Вот послушайте меня. Я вам сейчас про опасные растения нашей местности расскажу и покажу их. А вы слушайте, смотрите да запоминайте. А если в лесу или еще где такие растения встретите, то стороной их обходите, руками не трогайте, не нюхайте и в рот не кладите!

Вовка. А может, их, наоборот, лучше с корнем вырвать, чтобы не росли у нас больше, раз они такие опасные?

Хранительница. Ни в коем случае! Даже самые ядовитые растения в природе нужны. В природе ничего вредного и бесполезного нету! Может, они полезны? Да и для человека многие ядовитые растения не только опасны, но и полезны – обладают лечебными свойствами. Только использовать их нужно осторожно, знаючи. Давайте-ка, слушайте меня, да на ус мотайте! (Учитель демонстрирует изображения растений.) Вот, смотрите: до этих растений даже дотрагиваться нельзя. При соприкосновении с крапивой, борщевиком Сосновского, волчьим лыком (корой), красавкой белладонной, лютиком едким на коже могут появиться сильные ожоги.
А вот растения, с которыми опасно долго находиться рядом: багульник, дурман вонючий, папоротник. Их ядовитые вещества выделяются в воздух и при длительном вдыхании можно получить сильные отравления. Чаще всего отравления вызывают ядовитые ягоды: ландыш майский, вороний глаз, волчье лыко, крушина, красавка белладонна, паслен сладко-горький, купена лекарственная.
Нельзя брать в рот листья, стебли, корневища таких растений, как белена черная, болиголов крапчатый, аконит, вех ядовитый (цикута), дурман вонючий, крушина, паслен. И вообще, незнакомые растения, ягоды в рот брать не надо!
Если вы меня внимательно слушали, да на ус мотали – можете смело в лес идти, а если сомневаетесь – то лучше подобру-поздорову домой возвратиться, про прогулки в лес и думать забыть. А уж если все же в лес пойдете да тетушку мою встретите – Бабеллу-Ягоделлу, тут уж и вовсе ухо востро держите. Не верьте, чему она вас учить будет, а сами соображайте, что к чему.

Дениска. Спасибо, бабушка за совет, за помощь. А как вас звать-величать?

Хранительница. Я – здешняя Хранительница-Сказительница. Правду людям сказываю да от опасностей добрых людей оберегаю. В лесу неприметно живу, но иногда и людям на глаза показываюсь, вот как вам сейчас. У меня в лесу и помощники есть: Кот Ученый, Старичок-Лесовичок и Мудрая Сова. У них, конечно, силенок-то поменьше моего будет, ну да ничего, в трудную минуту и они вам сгодятся. А сейчас – ступайте, добры молодцы, в добрый путь. Только слова мои не забывайте.

Ведущий. Сказав такие слова, старушка незаметно растворилась в воздухе, словно ее здесь и не было. Только вошли ребята в лес, смотрят – навстречу им другая старушка идет.

Бабелла-Ягоделла. Явились, не запылились! Ягодок лесных захотели? Ну-ну. Сейчас как раз самое время – в лесу много всяких ягодок поспело. Только я гляжу – не перегрелись ли вы на солнышке-то? А вот есть у меня одна травка на примете (показывает борщевик Сосновского) – вы ее сорвите, да на головку-то и положите, чтоб остудить ее маленько!

Ведущий. Только она эти слова сказала, как из-за кустов Кот Ученый выскочил.

Кот-Ягоделла. Погоди-погоди, Бабелла, так нечестно! Пусть ребята сами выбирают, какое растение можно от солнечного удара использовать, а какое – нет. Я ведь тебя знаю: сейчас насоветуешь, а вдруг с ребятами что плохое случится – кто отвечать будет? Пусть уж лучше сами выбирают, и если что – сами и виноваты будут!

Бабелла-Ягоделла. И то верно. Пожалуй, я вот что сделаю. Дам я каждому по две корзинки: черную и зеленую. Все, что захотите, в них положите. Только в черную корзинку можно ядовитые, опасные растения складывать. А в зеленую – съедобные, да неопасные. Ходите по лесу, берите, что хотите, а после поглядим, что из этого выйдет. Если все собранные растения правильно по корзинкам распределите – выпущу вас из леса домой, а уж если чего напутаете – навек в лесу моем останетесь!

Учитель предлагает ребятам записывать названия растений, о которых пойдет речь, в тетради в два столбика: в один – съедобные и лекарственные растения, а в другой – ядовитые. Все упоминающиеся в тексте растения демонстрируются.

Бабелла-Ягоделла. Вот, вам для начала на выбор две травки: одна для здоровья полезная, например можно ею от солнца голову прикрыть, а другая – очень опасная. У первого растения листья темно-зеленые, крупные, цветки – темно-малиновые, сидят на верхушке липких «шишечек». Высокое – до 2,5 м высоты. Распространяет семена, прицепившись к одежде человека или шерсти животных. Корневище лекарственное. Из семян получают масло, полезное для волос. (Лопух большой.)
У другого растения крупные листочки с волосками с нижней стороны листа. Обычно растет на хорошо освещенных местах. Имеет большой стебель с зонтиками наверху. Хороший медонос. (Борщевик Сосновского.)
Сложили в корзинки? Теперь дальше пойдем. Такие цветы я в лесу вырастила – глаз не оторвать! Так уж и быть – вам покажу.
Захотите – букет с собой нарвите, а не захотите – пусть на поляне останутся. (Показывает.)

Вот поляна, так поляна –
Здесь растут и валерьяна,
И багульник, и дурман,
И пустырник, и тимьян.
Белладонна и цикута,
Даже папоротник тута!
Словом, выбор – хоть куда!
Посидим здесь без вреда.

Появляется Кот Ученый.

Кот Ученый.

Нет, сидеть здесь не годится!
Лучше вам испить водицы,
Чай, сумеет вам помочь?
И скорей отсюда прочь!
Чем скорей, тем лучше будет.
Чистый воздух вас разбудит,
А не то вы здесь уснете
И до дому не дойдете.

Бабелла-Ягоделла. А ты, Кот Ученый, не подсказывай! Иди своей дорогой да нас с ребятками не трогай. Они сами с усами, знают, что выбирать. Иди-иди, некогда мне с тобой лясы точить!

Кот уходит, а Бабелла начинает тихонько напевать себе под нос на мелодию песни про Мамонтенка.

Бабелла-Ягоделла.

Ах, чурлы и мурлы, и ржавые гвозди!
Явились к нам нынче незваные гости.
Я ловчие сети раскину,
В корзинки отраву подкину!

Ведущий. Шли они, шли, пришли на другую поляну. Смотрят – а там ягод всяких – видимо-невидимо! И красные, и черные, и синие – так прямо в корзинки и просятся.

Бабелла-Ягоделла (с гордостью). Вот, смотрите. Ничего от вас не утаила. Все богатства лесные вам показываю! Берите – чего захотите. Тут крушина и земляника, вороний глаз и ежевика, волчье лыко и паслен сладко-горький, правда, ягодки его пока не спелые, зеленые. Да это ничего – так даже вкуснее! А вот у ландыша ягодки аккурат поспели. Видите, какие они красненькие? А вот белладонна и черника, брусника и шиповник. А кому диковинки лесной хочется попробовать – вон там, на краю поляны, цикута растет, ее еще вехом зовут. У нее корневища есть. Можете попробовать. А рядом – похожее на нее растение тоже с интересными корешками. Их, кстати, кошки очень любят. (Валериана.) Жаль, что я Ученого Кота прогнала, а то бы мы его сейчас угостили. Еще аконит там синеет, его цветки шмели очень любят.
Ну что, наполнили свои корзинки-то? Не пора ли домой поворачивать, если, конечно, кто попадет нынче домой-то... Я тут по своим делам еще в одно место заскочу, а вы пока вот по этой тропке идите, я вас догоню. (Уходит.)

Ведущий. Идут ребята по лесной дорожке домой. Призадумались – на что это Бабелла-Ягоделла им намекала? Глядь, а на одном пенечке, откуда ни возьмись, старичок появился. Сам росточка маленького, на голове шапка – на шляпку гриба похожа.
Уж не Старичок-Лесовичок ли это, о котором Хранительница толковала?

Старичок-Лесовичок. Ну, конечно, я и есть Старичок-Лесовичок! Послушайте моих советов, ребятки. Если кто из вас чего напутал да не те растения в корзинки положил, одно у вас спасение – рассказать Бабелле-Ягоделле, как первую помощь при отравлении ядовитыми растениями оказать. Времени у нас, конечно, мало, но вы слушайте да запоминайте.
– При отравлении ядовитыми растениями необходимо вызвать врача или доставить пострадавшего в ближайшую больницу.
– Чем раньше будет оказана помощь, тем она успешнее.
– До прибытия врача надо принять меры к удалению яда и остатков растений из желудка – вызвать рвоту. Для этого дать пострадавшему выпить несколько стаканов воды с содой. Если рвота не появляется, ее нужно вызвать, раздражая заднюю стенку глотки ложкой или пальцем.
– Важно предупредить возможность всасывания яда в желудке. Для этого можно выпить взбитый в воде яичный белок (2–3 яичных белка на 250 г воды) или выпить пол-литра молока. Через 20–30 мин после этого необходимо вызвать рвоту.
– Затем выпить 1–2 чашки крепкого чая или кофе и положить грелку под ноги.
– Можно использовать активированный уголь.
Все запомнили? Теперь пора вам из леса выбираться. Дам я вам провожатого, чтобы вы в лесу не заблудились, – Мудрую Сову. Она вам путь покажет, да еще несколько полезных советов даст.

Мудрая Сова. Вы меня не бойтесь, ребятки. В нашем лесу не только коты ученые встречаются, но и мудрые совы. Вот, я например. Сейчас я вперед полечу, а вы за мной ступайте, что я показывать буду –
подмечайте. Лес-то наш – добрый. Конечно, если в него с умом да с добром приходить, мудрые советы слушать – много пользы для себя получите. А опасностей бояться не надо. Их знать надо да избегать. Вот, смотрите: в лесу многие деревья лечебными свойствами обладают.
Это липа, дуб, береза, сосна. И даже кустарники, хоть и колючи на вид, а для здоровья очень полезны: вот шиповник, а это – можжевельник. А вот съедобные растения: землянику с малиной все знаете? А вот еще ежевика да черника, брусника да орешник. И травки съедобные есть: первоцвет весенний – у него сладкий стебелек, его можно пожевать; у кислицы лесной (заячья капуста) можно пожевать листочки, они, кстати, хорошо утоляют жажду. Иван-чай (кипрей) хорошо заваривать и пить как чай. И еще есть много других съедобных и лекарственных растений. Приходите к нам в лес еще. А пока я с вами прощаюсь – вон там вас уже Бабелла-Ягоделла поджидает. (Улетает.)

Бабелла-Ягоделла. Что, голубчики, понравилось вам по лесу гулять? Сейчас проверим, что вы там в свои корзинки насобирали. Если кто ошибся да съедобную травку с ядовитой перепутал – навек со мной в лесу останется, никакие врачи не помогут.
Только я в этом не виновата – травки-то вы сами собирали.

Проверяются списки съедобных, лекарственных и ядовитых растений. Ребята, правильно распределившие растения по группам, благополучно игру завершают. Те, кто допустили ошибки, называют правила первой помощи при отравлении ядовитыми растениями.

Бабелла-Ягоделла. Ладно уж, отпущу я вас подобру-поздорову восвояси. Не по годам умненькие попались мне ребятишки. Я тут других подожду, не таких смышленых.
На мой век неучей хватит! Прощайте! Да лихом не поминайте!

 

КАК ИРИНКА ПО ГРИБЫ ХОДИЛА

Задачи:

– знать основные съедобные грибы своего края;
– знать правила сбора грибов;
– знать основные ядовитые грибы своего края;
– иметь представления о признаках отравления ядовитыми грибами и способах оказания первой помощи при отравлениях.

Действующие лица.

Ведущий.
Иринка.
Паук-Крестовик.
Бабелла-Ягоделла.

Ведущий. После того случая, как Вовка, Дениска и Андрейка в лес по ягоды ходили, встретились там с Бабеллой-Ягоделлой, Котом Ученым да Мудрой Совой немало времени прошло. Как вы помните, та история благополучно закончилась. С тех пор ребята частенько в лес хаживали и каждый раз приносили из леса его дары: то веничек дубовый, то ягод полный кузовок, то лечебной травки пучок. Это добрая Хранительница-Сказительница каждый раз им новые секреты леса показывала. А ребята в лесу себя уважительно вели: ничего зря не брали, птиц не пугали, веток не ломали. Вот так ладно у них и шло дело-то.
К тому времени подросла у Андрейки младшая сестренка Иринка. Годков-то ей еще совсем мало было, но шустра да умна была девица не по годам. Но до чего же вредной да упрямой была Иринка – страсть! Что ей ни скажут взрослые – норовит все по-своему сделать, наперекор. Вот, к примеру, скажут ей, чтобы далеко от дома не уходила, так и знай – уйдет на другой конец деревни, чуть ее Андрейка доищется; скажут, чтобы пораньше домой к ужину возвращалась, а она обязательно припозднится. И ведь что интересно – не нарочно и не со зла она так делала, а уж просто так получалось.
Вот и в тот день наказали родители Иринке далеко от дома не уходить, а она что надумала – одна-одинешенька в лес пошла! Понаслушалась Иринка рассказов Андрейки с ребятами, как много в лесу всего интересного да полезного, и решила домой грибков принести. Вот-де удивятся взрослые, что она хоть и мала, а не менее удачлива в делах, чем старшие ребята! Взяла Иринка корзинку, да потихоньку на дорожку, что к лесу вела, и пробралась. Шла-шла, так до лесу и дошла. Глядит – на опушке бабушка Хранительница-Сказительница стоит, будто ее поджидает.
Испугалась тут Иринка, вдруг бабушка ее заругает, что она одна в лес пошла, да домой ее завернет. Вот и спряталась она от Сказительницы – с тропинки-то свернула и в лес через заросли колючего кустарника пролезла.
А в лесу-то сумеречно, прохладно. Как-то неуютно, страшновато Иринке стало. Идет она по лесу, оглядывается. Уж и не рада, что одна в лес пошла. Хорошо бы обратно домой вернуться, да тропинка куда-то пропала, и в какую сторону дальше идти – неведомо. Остановилась Иринка посреди лесной чащобы, что делать дальше – не знает. Тут прямо ей под ноги откуда-то сверху жучок-паучок свалился и на глазах стал расти-раздуваться. Рос, рос и вырос размером со стол. И заговорил человеческим голосом.

Паук-Крестовик. Что, испугалась меня, девица?

Иринка (немного испуганно). Еще чего! Я – дев-чонка смелая, во всей деревне никого не боюсь. Чего это я тебя пугаться должна?

Паук-Крестовик. Меня все боятся, кто в первый раз в лес приходит! Ты ведь в первый раз в лес пришла?

Иринка. Ну и что, все равно не боюсь!

Паук (уважительно). Молодец, девчонка. И правда, чего меня некоторые люди боятся? Конечно, у меня есть ядовитые родственники, но я, паук-крестовик, для людей безвредный. Я только для мух да мелких мошек опасный: питаюсь я ими. А чего это ты, девица, тут делаешь? Дело пытаешь иль от дела лытаешь?

Иринка. За грибами я пришла, да вот заблудилась маленько.

Паук. За грибами? Это хорошо. В лесу этого добра полным-полно. Лес для грибов – дом родной. А умеешь ли ты, девица, грибы-то рвать-собирать?

Иринка. Да чего же тут уметь? Увидел гриб – хватай его и в корзинку!

Паук-Крестовик. Ну, не скажи. Грибы надо умеючи собирать. Собирают грибы рано поутру, срезают ножку аккуратно ножичком, чтобы главную часть гриба – грибницу – не повредить. Это такие тоненькие беловатые нити в почве – на мою паутину похожи. Если срезать грибок аккуратно, на этом месте или рядом с ним на другой день можно опять новый грибок найти. Настоящие грибники так и делают. Еще опытные грибники только молоденькие грибы собирают, старые-то могут червивыми и невкусными оказаться. Никогда хороший грибник не возьмет сомнительный или незнакомый гриб. Ведь они могут ядовитыми оказаться! В нашем лесу и такие водятся. Знаешь ли ты такие грибы-то?

Иринка (растерянно). А я об этом как-то и не думала. Я хотела самое главное – побольше грибов в корзинку набрать. А там уж пусть дома взрослые разбираются, что к чему.

Паук-Крестовик. Тут ты не права. Ни в коем случае собирать да приносить домой незнакомые и сомнительные грибы нельзя! Так по ошибке и до смерти отравиться можно. Но я тебе помогу. Смотри и запоминай, что к чему. Вот грибы съедобные: белый, подберезовик, масленок, подосиновик, груздь, сыроежки, лисички, опята.
Вот это грибы ядовитые (показывает): бледная поганка, мухомор красный, мухомор поганковидный, мухомор вонючий.
Очень опасны и так называемые грибы-двойники. Внешне они немного похожи на съедобные грибы, поэтому невнимательный или неопытный грибник может легко обмануться. Смотри (показывает), вот это – сатанинский гриб, похож на дубовик крапчатый. У него шляпка светлая, сероватая или зеленоватая, часто слизистая. Желчный гриб похож на белый или подберёзовик. Но у него нижняя поверхность шляпки белая, серовато-розовая или грязно-розовая. Мякоть на изломе розовеет, ножка с ярко выраженным сетчатым рисунком черно-бурого цвета. Ложный опенок коричнево-красный похож на осенний опенок, но у него шляпка желтая или красноватая, чешуек на шляпке нет. На ножке нет кольца. Пластинки желтые, зеленоватые или коричневые. Запах неприятный. Запомнила?
И еще. В лесу не все такие добрые, как я. Смотри, коли встретишь Бабеллу-Ягоделлу – не слушай ее, а то в такую беду попадешь – мало не покажется. А сейчас – прощай, Иринка, не поминай меня лихом!

Ведущий. Сказав такие слова, паук уменьшился в размерах и быстро вскарабкался по тоненькой паутинке куда-то вверх, затерявшись в ветвях дерева. А Иринка дальше пошла.
Вот идет она по лесу, под кустики да под листочки поглядывает, а грибов нет как нет. Тут навстречу ей из-за дерева женщина выходит.

Бабелла-Ягоделла. Здравствуй, деточка! За грибами пожаловала?

Иринка. Да уж не просто так! Только в вашем лесу грибов что-то ни одного не видно.

Бабелла-Ягоделла. Как это – не видно? Вот, смотри – я целый кузов насобирала. За грибами-то надо пораньше приходить. А то к обеду их другие грибники соберут. Но так и быть, я с тобой поделюсь. В моем кузове всяких грибов полно. Тебе – самые ценные подарю. Вот, смотри (показывает), этот гриб знаменит с глубокой древности. Дошла до нас легенда о том, что римскому императору Клавдию так понравился нежный вкус этого гриба, что он издал указ, чтобы к его столу только этот гриб и подавали. Правда, это был единственный человек, рассказавший о вкусе этого гриба. Бери да пробуй, вторым человеком в этом списке будешь! Знаешь, как называется этот гриб?

Здесь учителю уместно привлечь учеников к участию в сказке. Для этого можно раздать ученикам сигнальные карточки: красный – опасность, зеленый – съедобный. Можно раздать таблички с названиями грибов, о которых пойдет речь в сказке. Ученики могут работать как индивидуально, так и группами.

Иринка (посмотрев на карточки учеников). Конечно, знаю. И брать его не собираюсь. Кто этот гриб попробует — умрет. Его яд очень опасен и коварен. Первые признаки отравления появляются только через несколько часов: сильная рвота, кишечные колики, боли в мышцах, кровавый понос, пульс слабый, нитевидный, артериальное давление понижено, возможна потеря сознания. Помочь пострадавшему от этого яда невозможно. Это же бледная поганка!

Бабелла-Ягоделла. Не хочешь – не бери. Могу предложить другой гриб. Вот, смотри: прямо вылитый белый – и шляпка, и ножка такие же. Мой грибок даже лучше белого. На изломе или срезе мякоть слегка розоватая, а сетчатый рисунок на ножке черно-бурый, хорошо заметный. Берешь?

Иринка (посмотрев на карточки ребят). И этот гриб не возьму. Он несъедобный, хоть и похож на белый гриб. Это его ядовитый двойник – желчный гриб.

Бабелла-Ягоделла. Ну, а вот эту красотулю возьмешь (показывает)? Смотри, какой симпатичный – красненькая шляпка в горошек – так и просится в корзинку!

Иринка (посмотрев на карточки ребят). Нет, и этот не возьму. Пусть мухомор в лесу останется.

Бабелла-Ягоделла. Последний раз предлагаю! Смотри, какие маленькие симпатяги: ножка тоненькая, шляпка серно-желтая, в центре красноватая, пластинки желто-зеленые, ничего лишнего на ножке нету. Бери, у тебя ведь корзинка-то пустая. Хоть чего из леса принесешь, а то над тобой смеяться будут: ни одного гриба в лесу не нашла!

Иринка. Пусть только попробуют! А ложные опята я в корзинку брать не буду!

Бабелла-Ягоделла. Все! Мое терпение лопнуло! Еще ни разу такой упрямой девчонки не видела. Я ее и так, и эдак уговариваю, а она – никак не уговаривается! Ну ладно, по-хорошему не хочешь – будем по-плохому разговаривать. Мои грибы не берешь – и не надо. А с пустой корзинкой я тебя из лесу не выпущу!

Иринка. А мне ребята помогут съедобных грибов набрать!

Бабелла-Ягоделла. А они сами-то знают ли их? Вот сейчас посмотрим! Я вам загадки загадаю, а вы отгадать попробуйте!

1. Что за продукт:
Не овощ, не фрукт,
Любит потемки,
Не любит котомки,
А для закуски –
Лучше капустки?

(Гриб.)

2. Рыжие ушки с лисьей макушки
В травке лежат для малых ежат.

(Лисички.)

3. В лесу – чудо:
Растет блюдо!
Дождь пойдет –
Воды нальет.
Хороша водица
Ежику напиться!

(Груздь.)

4. И лесная модница
За нарядом гонится:
То с бордовым,
То с лиловым
Или алым покрывалом
У тропы появится,
Хочет всем понравиться.

(Сыроежка.)

5. Под березой старичок,
На нем бурый колпачок,
И пиджак с пестринкой,
А сапожки с глинкой.

(Подберёзовик.)

6. Есть старуха вредная,
На ней шляпа бледная,
А нога в ботинке,
На чулке – пестринки,
Вокруг ворота – пораспорото.
Кто к ней прикоснется,
Тот не проснется.

(Бледная поганка.)

Иринка. Что, убедилась, что наши ребята не лыком шиты? Все твои хитрые загадки отгадали! Уходи с дороги. Пойду дальше в лес грибы собирать!

Бабелла-Ягоделла. Ваша взяла. Иди уж, собирай свои грибочки. Мешать больше не буду. Только скажи, а что делать станешь, если все же кто отравится ядовитыми грибами-то?

Иринка. Да это у нас в школе все знают: при отравлениях нужно сделать промывание желудка с активированным углем или слабым раствором марганцовки. Применить солевые слабительные. Затем срочно доставить пострадавшего в больницу или вызвать «скорую помощь».

Бабелла-Ягоделла. Ишь, какая смышленая! Такая нигде не пропадет и товарищей в беде выручит!

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru