Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №13/2007

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН 2007

И.И. ДОЛГОВА,
учитель биологии ГОУ «СОШ № 1972», г. Москва

Использование методов научного исследования при выполнении заданий дистанционной олимпиады по естествознанию

В этом году мы во второй раз участвуем в Московской городской дистанционной олимпиаде по естествознанию для 4–6-х классов, которая является проектом отдела естествознания МИОО. Какие цели преследует учитель, проходя со своими учениками непростой путь выполнения заданий олимпиады? Чем для нас ценен данный вид деятельности?

Всех нас беспокоит, что в современной школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий от учеников. Основные трудности у учащихся при освоении школьной программы по-прежнему вызывает самостоятельный поиск информации и овладение знаниями.

Для учителя, находящегося в жестких рамках учебной программы и отведенного для ее изучения времени, существует опасность «учить тому же и так же, как раньше, но за более короткое время». За повседневной суетой нам бывает сложно разглядеть личность ученика, мы забываем о необходимости способствовать ее росту и развитию. К тому же и творческое начало учителя не получает должной реализации.

В то же время наш предмет, биология, как никакой другой позволяет разнообразить методы и формы работы, чтобы спроектировать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка и обеспечить творческий успех учителя. Не случайно в классической триаде целей работы учителя на первое место выходят развивающие цели. Конечно, обучение никто не отменял, но в связи с мощным потоком информации в современном мире содержание предмета становится средством запуска и поддержания процессов саморазвития и самопознания ученика.

Какие задачи должен ставить перед собой учитель для успешной реализации этой идеи? По моему мнению, необходимо ориентировать учащихся не только на усвоение знаний, но и на развитие познавательных и творческих способностей, на формирование ценностного и критического отношения к знанию. Обучая детей исследовательской деятельности, мы создаем мотивацию к самообразованию, формируем творческие способности, развиваем умение ставить проблему и самостоятельно находить решение, развиваем коммуникативные способности, формируем чувство личной ответственности за принятое решение и прочие необходимые в учебной деятельности умения и навыки.

Чаще всего успешное овладение методами научного исследования подразумевает углубленное изучение предмета в специальных классах, что не всегда возможно. Выходом из такого положения служит организация внеклассной работы, которая позволяет заниматься с учащимися, интересующимися предметом, не ограничиваясь рамками учебной программы.

Всем этим целям и задачам отвечает работа над заданиями Московской городской дистанционной олимпиады по естествознанию. Это одна из самых интересных форм работы не только для способных, талантливых детей, но и для нас, педагогов. Олимпиада по естествознанию – дистанционная. В течение длительного времени (с ноября по март) она дает возможность учителю общаться с вдумчивыми, увлеченными детьми и совместно создавать уникальный продукт – выполненные задания олимпиады. Характер заданий предполагает организацию длительного научного исследования. А это значит, что разработка вопросов олимпиады может быть включена в программу работы биологического кружка. Вот краткое описание программы работы такого кружка по месяцам учебного года.

Сентябрь – знакомство со схемой научного исследования.

Октябрь – знакомство с правилами участия в олимпиаде, работа с архивом заданий.

Ноябрь – олимпиада началась! Знакомство с заданиями, комплектация команды. Необходимо пояснить, что олимпиада включает командное и индивидуальное первенства. Участие в командном туре подразумевает наличие слаженной, организованной команды, коллектива единомышленников, в котором каждый несет свою долю ответственности и «болеет» за общее дело. Я думаю, что и для учителя, и для детей возраста 10–11 лет подходит именно такая форма участия. Вопросы индивидуального тура не менее интересны, и мы также разбираем их на занятиях кружка.

Декабрь – сбор информации, планирование экспериментов.

Январь – предварительное слушание теоретических вопросов, постановка экспериментов, работа над проектным заданием.

Февраль – предварительная презентация заданий, оценка деятельности.

Март – оформление и подготовка работы к сдаче.

Апрель–май – обсуждение результатов работы, проведение презентаций.

Авторами заданий олимпиады являются сотрудники отдела естествознания МИОО: М.Ю. Демидова, В.С. Рохлов, А.Д. Хотунцев. Можно уверенно сказать, что олимпиада является творческой удачей этих педагогов.

Предлагаемые олимпиадные задания (всего их 9) можно разделить на следующие три части.

1. Теоретические задания, выполнение которых требует поиска большого количества разнообразной информации из самых разных источников. Информация может быть взята из Интернета, научных и учебных изданий. В роли консультантов могут выступить учителя, родители, сотрудники музеев и эколого-просветительских отделов, ученые, занимающиеся данной проблемой. Работа над теоретическими заданиями развивает у детей умение сравнивать, классифицировать и обобщать, а также формирует такие важные операции логического мышления, как анализ и синтез.

2. Экспериментальные задания, для решения которых необходима организация исследовательской деятельности по проведению наблюдений, измерений, постановке опытов. Такие задания не требуют, как правило, серьезного оборудования, и их можно выполнить при помощи любых подручных материалов.

3. Проектные задания, предполагающие не только теоретическое решение, но и воплощение его в «вещественном» виде (создание модели, конструирование самодельных установок, макетов и т.д.).

Несколько слов о тематике вопросов олимпиады. Первый вопрос (и это уже традиция) – «Кругом монстры!» Перед нами биологическая загадка – не существующее в природе животное. Необходимо определить, какие части тела от каких животных были использованы для создания монстра. Вот выдержки из ответов детей.

«Монстр №1 соединен из частей различных ракообразных. Ходильные ноги с коготками на концах принадлежат какому-то крупному крабу (вероятнее всего, камчатскому). Камчатский краб – беспозвоночное животное из отряда десятиногих раков.

 

Внешне он похож на краба (отсюда название), но в действительности его ближайшие родственники –
раки-отшельники. …Видоизмененные конечности-клешни монстр получил в подарок от обыкновенного речного рака. Кстати, брюшко с характерным хвостовым плавником тоже от него. Речной рак – типичный представитель класса ракообразных. Обитатель пресных, проточных водоемов (ручьев, речек) со слабым течением. …Остается самое сложное – центральная часть. У меня было несколько версий. Я остановился на мокрице, небольшом сухопутном животном, обитающем в сырых местах. Мокрица – это ракообразное из отряда равноногих…»

При выполнении данного задания дети учатся делать логические выводы на основании перехода от общего к частному, т.е. используют дедуктивный метод. Сам собой возникает вопрос: почему для создания монстра использованы части именно этих животных? Ответ – они относятся к одной систематической группе – классу ракообразных (вывод делается благодаря методу индукции).

Вопрос «Живые барометры»: какими знаниями должен обладать человек, находящийся в экспедиции, как выжить в экстремальных условиях? Оказывается, необходимо уметь пользоваться не только ботаническим барометром, но и природным компасом и цветочными часами. Задание расширяет кругозор, решается методом погружения в ситуацию.

Вопрос «Полечим» наглядно демонстрирует применение метода моделирования. Отвечающий на вопрос должен представить, что работает в многопрофильной больнице и ведет прием больных с различными заболеваниями. Первоочередной задачей является выявление больных, которым необходима прививка. «Моя мама работает врачом. Иногда (особенно в детстве) я представлял себя врачом. Но слово «прививка» всегда вызывало у меня дрожь в коленках. Недавно я посмотрел передачу, в которой врач сказал: «Если у тебя есть возможность, обязательно сделай прививку!» Что же такое прививка и почему она так важна? Прививку проводят с целью предупреждения заболевания. Для этого в организм вводят небольшую дозу убитого или ослабленного возбудителя болезни (вакцину). Организм вырабатывает против него иммунитет, т.е. защиту от болезни. Вакцинация помогла победить многие опасные болезни, например оспу. Первую прививку против натуральной оспы провел в 1776 г. английский врач Эдвард Дженнер. Сейчас с помощью прививок предотвращают многие болезни…» Далее следует описание перечисленных заболеваний и, конечно же, вывод: «Если бы я был врачом и должен был выявить больных, которым необходима прививка, то в первую очередь обратил бы внимание на людей с какими-либо ранениями и ввел им противостолбнячную сыворотку, полученную из сыворотки крови переболевшего этой болезнью животного (чаще всего лошади). Против других опасных заболеваний прививка уже должна была быть сделана в детстве или не делается вообще. А если в больницу доставлен человек, укушенный иксодовым клещом, то прививку ему делать уже поздно, необходимо назначить лечение антибиотиками. Теперь мне понятен смысл слов врача, говорившего о необходимости прививки, – ведь болезнь легче предупредить, чем потом лечить».

«Спасайся, кто может!!! Ну... кто как может!!!» Задача данного вопроса – составление классификации способов защиты животных. В работе над заданием нам помогла книга Ю.Дмитриева «Хитрецы, невидимки и разные родители».

«Людская молва» – вопрос на межпредметные связи. Для выполнения задания необходимо знание русского языка, истории и, конечно, биологии. Необходимо собрать коллекцию крылатых выражений, в которых присутствует название какого-либо животного. Далее выполняется анализ и устанавливается биологическая достоверность каждого из выражений.

В ходе совместной работы над заданиями олимпиады наши ученики учатся сотрудничеству и сотворчеству, видению и постановке проблемы, определению целей и постановке задач исследования, умению формулировать гипотезы, планировать эксперименты, работать с информацией, анализировать полученные результаты. Помимо перечисленных методологических умений дети учатся планировать и оформлять работу, письменно и устно представлять результаты работы, защищать свою точку зрения.

Исследовательская работа важна для детей с самыми разными интересами, т.к. формирует качества, необходимые для профессиональной карьеры. При разработке вопросов олимпиады проявили себя не только «биологи», но и «гуманитарии», «компьютерщики», «художники».

Были и открытия – дети, раскрывшие во время олимпиады свои способности в увлекательном процессе исследования природы.

Учитель в этом проекте создает положительную мотивацию к работе, ставя интересную для учеников проблему, отсеивая бессмысленные гипотезы, указывает на противоречия, знакомит с методами исследования, т.е. исполняет роль консультанта и научного руководителя, при литературной обработке проектных работ выполняет работу редактора. В нашем случае отчет о проделанной работе выглядит как протокол итогового занятия кружка.

Каков же ожидаемый результат участия в дистанционной олимпиаде? Наверное, это не только поддержание и укрепление интереса к биологии и другим естественнонаучным дисциплинам, но и создание внутренней мотивации учебной деятельности в целом, развитие важных психических функций, в первую очередь логического мышления и, как следствие, повышение успешности в процессе освоения учебных программ.

 

Рейтинг@Mail.ru