Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №13/2007

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН 2007

Г.Л. БАРСУКОВА,
руководитель детского экологического отряда,
учитель биологии и экологии ЦО № 1943, г. Москва

Организация работы экологического отряда

Детский экологический мобильный отряд (ДЭМО), существует в ЦО № 1943 с весны 2004 г. Необходимость создания такого движения возникла давно и этому было немало причин. Наш ЦО расположен на самой границе Москвы, около Красногорского леса, который является зоной отдыха жителей района и г. Красногорска. Из года в год экологическая ситуация в лесу становилась все хуже. Из-за бытовых и промышленных загрязнений гибли многие растения, исчезали звери и птицы.

Отсутствие мероприятий, направленных на оказание помощи лесу, безразличие властей, низкий культурный уровень населения в целом, отсутствие объективной информации о состоянии леса – вот далеко не полный перечень того, что заставило нас задуматься. Необходимость конкретных действий стала объективной реальностью. С чего начать работу? Создавать просто еще один отряд, группу детей, которые ходят в лес и убирают мусор, изначально не хотелось, т.к. виделись более широкие цели такого движения:

– организовать учащихся и вовлечь их в процесс экологического движения;
– сформировать у детей не только экологическое сознание, но и активную жизненную позицию.

Экологическое движение школьников существует давно. Его опыт, методики и значение известны (пример – школьные лесничества). В нашем же проекте нужно было совместить воспитательную деятельность среди школьников и взрослого населения района; обосновать необходимость организации движения, проведя экологический мониторинг леса и прилегающих территорий; создать общественное мнение и пробудить интерес к экологическим проблемам леса с помощью СМИ и сотрудничества с управой (администрацией района).

Перед нами встали две главные проблемы:

1) как организовать детское экологическое движение в рамках одной школы;

2) какими методиками лучше воспользоваться для экологического воспитания не только школьников, но и взрослого населения?

Обе проблемы, как нам кажется, удалось решить. Практическая значимость проекта создания и работы детского экологического отряда виделась в следующем:

– создание методики организации экологического отряда в отдельно взятой школе (ЦО);
– разработка системы мероприятий по сохранению леса, проводимых совместно с лесничеством и управой;
– накопление опыта взаимодействия учащихся с общественностью;
– организация детского досуга;
– профориентационная работа со старшеклассниками;
– организация научно-исследовательской работы с учащимися в рамках отряда.

После того как определились цели и задачи, мы перешли непосредственно к работе. От этапа к этапу изменялась не только форма деятельности – постепенно складывалось биоцентрическое мировоззрение школьников.

I этап: « Ознакомительный»

На этом этапе учитель проводит для школьников ознакомительную экскурсию в лес, чтобы показать масштабы антропогенного воздействия. По результатам этой экскурсии организуется диспут, на который приглашаются «старожилы» с фотографиями и видеоматериалами 10–15-летней давности.

II этап: «Скорая помощь»

На этом этапе организуется субботник. Его цель – показать экологическую обстановку в районе объекта в целом. Вторая и главная цель этого этапа – попробовать объединить ребят в группу, имеющую общую природоохранную задачу.

III этап: «Внимание! Опасность!»

В результате проведения субботника у учащихся формируется чувство сопричастности, тревоги за судьбу леса (реки и т.д.) Это сплачивает детский коллектив, т.к. появляется нечто, объединяющее детей.

IV этап: «Действуй!»

Учащиеся делают главный вывод: одноразовые мероприятия проблему не решат. На этом этапе важно так организовать работу отряда, чтобы ребята начали поиск путей решения проблемы. Экологический отряд – сумма личностей, детских индивидуальностей, каждая из которых может проявить свои способности в разных видах деятельности. Например, можно предложить следующие действия:

– проведение экологического мониторинга состояния леса и близлежащих водоемов;
– выступление с результатами и предложениями в СМИ района, создание общественного мнения;
– ознакомление администрации района с проблемами и предложение мероприятий по сохранению объекта живой природы;
– организация постоянных мероприятий по уборке леса в рамках работы отряда и совместно с администрацией района, лесничеством, другими школами и местными жителями.

V этап: «Анализ опыта»

Когда накапливается значительный багаж различных форм работы, можно перейти к их анализу, поделиться опытом. Например, организовать выступления ребят с докладами о проделанной исследовательской и проектной деятельности на окружных и городских научно-практических конференциях. Этот этап не только подводит итог работы отряда в целом. На нем все члены детского коллектива уже готовы сделать свой выбор – как профессиональный, так и мировоззренческий.

VI этап: «Преемственность»

Работу экологического отряда невозможно представить законченной, потому что все проблемы охраны природы нельзя разрешить сразу. Опыт взрослых ребят необходимо передать приходящим им на смену молодым.

Старшие ребята помогают руководителю отряда не только в обучении младших, выполняют многие аспекты воспитательной работы. Общее дело сплачивает учащихся, создает условия взаимоответственности и сопричастности, формирует активную жизненную позицию.

Подводя итоги трехлетней работы ДЭМО, можно сделать некоторые обобщения и выводы. На разных этапах работы отряда мы видим, как постепенно меняется мировоззрение ребят.

Изменить мировоззрение нельзя только одними экологическими десантами, хотя их роль очень велика. Через исследовательскую деятельность (изучение биоценоза, химико-экологические пробы, экологический мониторинг), через опыт общения с людьми (жители и администрация района, редакции газет, корреспонденты), тяжелый и неблагодарный физический труд, опыт борьбы с обывательской инертностью и публичные выступления пролагается путь к новому биоцентрическому мировоззрению.

Можно быть уверенным, что дети, прошедшие через такие формы работы, вырастут настоящими личностями, способными отстаивать свою жизненную позицию и изменять в лучшую сторону мир, который их окружает.

 

Рейтинг@Mail.ru