Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №13/2007

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН 2007

В.И. АБРАМОВ,
учитель биологии,
г. Северодвинск, Архангельская обл.

Использование репродукций картин художников-анималистов на уроках биологии

Анималистика, т.е. изображение животных (от лат. animal – животное), является самым древним видом изобразительного искусства. К нему относятся произведения живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного творчества.

На фотографиях зачастую сложно отразить характерные особенности животного. Это делают художники-анималисты. Они не только стремятся сохранить все подробности облика животного, но и выражают в рисунке отношение к изображаемому объекту, свое личное впечатление от него, особенности собственного видeния, что делает их картины еще более привлекательными и интересными. Художник-анималист должен сочетать любовь к природе с наблюдательностью ученого. Способность ценить мгновение, останавливать его, восхищаясь его неповторимостью, характерна для ведущих художников-анималистов. «С глубоким чувством изумления, уважения и любви смотрю я на мир животных. …Я не перестаю изумляться неисчислимым разнообразием форм, всегда неожиданно новых, неповторимых, всегда прекрасных. …Как художник я преклоняюсь перед животным миром – мощным проявлением красоты. Как биолог я признаю в животном собрата человека и преклоняюсь перед стихией животного – предшественника человека на Земле». Этими словами В.А. Ватагина можно объяснить особую привлекательность анималистического жанра, нравственная основа и ключевая заповедь которого – гуманизм.

Особое значение приобретает жанр анималистики в наши дни, когда в опасности находятся все животные и растения нашей планеты, да и сама планета. Единственной силой, способной сохранить жизнь, объединить людей, может быть любовь и уважение к Природе. Верой в это пронизано творчество художников-анималистов, которых объединяет безграничная любовь ко всему живому, восторг и удивление перед великим разнообразием творений Природы.

На уроках я часто использую репродукции картин художников-анималистов. Это позволяет заинтересовать ребят биологией. Эмоционально насыщенные портреты животных часто заставляют учеников по-иному взглянуть на них и их судьбу. И это касается не только тех ребят, которые любят рисовать или занимаются в художественных школах. Многие начинают пробовать рисовать животных. Выбирая животное как объект для своей работы, они непроизвольно заинтересовываются им, стараются узнать о нем как можно больше. Если учитель вовремя заметит этот интерес, постарается познакомить ученика с работами художников-анималистов, даст дополнительный материал о животном, которого ученик рисует, то возникший интерес к рисованию животных может перерасти в интерес к биологии.

В моем кабинете биологии три фона для диорам были нарисованы именно такими ребятами. Ранее равнодушные и слабо занимающиеся по биологии, они получили в аттестатах оценку «отлично» по этому предмету. Сейчас несколько учениц, занимающихся в художественных школах города, проявляют интерес к анималистике, интересуются моими новыми находками, сами участвуют в поиске.

В нашей гимназии углубленно изучаются иностранные языки и я использую это для развития у учеников интереса к анималистике и к биологии. Я даю им задание перевести на русский язык названия картин художников-анималистов, информацию о самих художниках. Выполняя такую работу, гимназисты совершенствуют свое знание английского языка, т.к. вынуждены обращаться к дополнительной англоязычной литературе по биологии, использовать Интернет для того, чтобы правильно перевести названия животных. Эта работа выполняется добровольно, и, к радости учащихся, оценивается учителями биологии и английского языка, что служит для ребят дополнительным стимулом.

Из таких учащихся 9–11-х классов в гимназии была создана творческая группа для создания мультимедийной энциклопедии «Животные в живописи». Ребята изучают творчество художников-анималистов всех стран мира, используя оригинальные статьи на иностранных языках, которые находят в Интернете. В этой работе принимает участие и преподаватель Северодвинской художественной школы В.И. Петров.

Работы художников-анималистов являются хорошим дополнительным материалом на уроке. Одни репродукции картин я распечатываю на цветном принтере и помещаю на магнитную доску, другие – демонстрирую по ходу урока на экране телевизора, который используется в качестве монитора компьютера. В сочетании с демонстрацией фрагментов видеофильмов это делает уроки более эмоциональными, насыщенными, запоминающимися, дает лучший результат при изучении соответствующих тем школьной программы. Вот несколько примеров моего применения картин художников-анималистов.

5-й класс. Тема: «Животные – братья наши меньшие»

Урок «Признаки животных». Мы должны выяснить, чем животные отличаются от растений и каких животных следует отнести к домашним, а каких – к диким. Для урока я подбираю яркие репродукции картин различных художников-анималистов. Они очень эмоциональны, привлекают внимание учащихся и хорошо запоминаются. В начале урока я провожу викторину, чтобы узнать, насколько учащиеся знакомы с животным миром нашей области: ребята должны назвать увиденных животных и рассказать, кого из них они встречали в окрестностях города. После чего в тетрадях они заполняют таблицу «Дикие и домашние животные», отражая их главные признаки.

Урок «Условия жизни и многообразие животных». В конце этого урока проводится игра. Каждому ученику выдается репродукция картины художника Грейма Бейза, на которой крупным планом изображен носорог, а в пейзаже, его окружающем, спрятано 20 изображений других животных. Ребята должны найти и назвать этих животных. Побеждает тот, кто больше всех нашел изображений спрятанных животных и правильно назвал их.

6-й класс. Тема: «Царство Растения»

Урок «Плауны, хвощи, папоротники». На этом уроке при объяснении причин образования каменного угля хорошо использовать картину Зденека Буриана «Буря в каменноугольном лесу». На ней изображены покрытое густыми облаками небо, ломающиеся под напором ураганного ветра довольно хрупкие древовидные папоротники и растения, вывороченные с корнем бурлящими потоками воды. Картина яркая, динамичная. Она привлечет внимание даже самого нерадивого ученика и наверняка заинтересует его этим периодом жизни планеты.

Урок «Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира». При объяснении нового материала я использую репродукции картин Зденека Буриана «Раннедевонский ландшафт», «Мезозойский ландшафт», «Каменноугольный лес», «Бурокаменный лес». При повторении изученного материала первый вызванный к доске ученик из лежащих на столе иллюстраций должен отобрать нужные и разместить их на магнитной доске в таком порядке, чтобы получилась схема происхождения покрытосеменных растений. Следующие ученики используют при своих ответах уже вывешенные картины и дополняют схему не вошедшими в нее изображениями растений, представляющих тупиковые ветви.

7-й класс. Тема: «Животный мир и хозяйственная деятельность человека»

На уроках зоологии, и прежде всего при изучении темы «Многообразие животных», широко применяю картины художников-анималистов при объяснении нового материала, при опросе и как иллюстрации к докладам учащихся.
При изучении пресмыкающихся, учитывая возраст, интерес, обилие самой разнообразной литературы, игрушек, компьютерных игр, великолепных мультфильмов и фильмов, я выделяю целый урок на изучение древних пресмыкающихся и динозавров. При этом на уроке показ фрагментов из видеофильмов или мультфильмов сочетаю с использованием иллюстраций самых разных авторов.

На уроке «Охрана и рациональное использование животного мира» рассказываю ребятам об истории создания в 1934 г. в Брюсселе «Международного союза охраны природы» (МСОП), о том, что в результате многолетней работы МСОП в 1963 г. впервые появился реестр редких и исчезающих видов животных. Инициатором и одним из главных организаторов этого проекта был всемирно известный орнитолог, художник, профессор Питер Скотт. Он же назвал этот документ Red Data Book (Красная книга) и придумал эмблему Союза – изображение панды. Показываю Красные книги РФ и Архангельской области. Затем учащиеся среди различных репродукций должны выбрать изображения животных, занесенных в Международную красную книгу и в Красную книгу Архангельской области.

8-й класс

Урок «Особенности высшей нервной деятельности человека». После объяснения материала об особенностях ВНД человека и видах мышления предлагаю провести практическую работу для закрепления понятий, связанных с особенностями мышления человека. В работе использую картины Грейма Бейза, где среди ярких и крупных изображений, например, носорога, тигра или снежного барса, помещены скрытые изображения десятков животных. Ребята должны их найти и определить, сколько из них млекопитающих, сколько птиц, есть ли пресмыкающиеся, а затем сказать, какой тип мышления применялся во время поиска.
В качестве домашнего задания предлагаю тем ребятам, которые заинтересовались творчеством художника, перевести с английского рассказ о нем.

9-й класс. Тема: «Организменный уровень»

Урок «Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов». Объяснение темы урока сопровождается показом картин, изображающих различные породы лошадей и собак.

Тема: «Возникновение и развитие жизни на Земле»

На уроках этой темы при объяснении нового материала и во время опроса использую картины художников, изображающих прошлое нашей Земли. Например, отвечая на вопрос о развитии жизни в кайнозое, учащийся должен отобрать соответствующие картины, назвать, кто на них изображен, рассказать, какие происходили эволюционные изменения в этот период и под влиянием каких факторов; вспомнить о находках ископаемых свидетельств далекого прошлого на территории Архангельской области.
Следующий ученик рассказывает об условиях жизни в триасовом и меловом периодах мезозойской эры, демонстрируя предварительно отобранные изображения характерных ландшафтов. Рассказывая об эволюции растительного мира в этот период, учащийся демонстрирует отобранные им изображения растений.
Отвечая на вопрос: «Почему мезозойскую эру называют эрой динозавров и что они собой представляли?», ученик должен показать выбранные изображения динозавров, правильно назвав их.
При объяснении нового материала использую фрагменты из сериала «Прогулки с чудовищами», картины с изображениями древних вымерших млекопитающих и птиц.

11-й класс

На уроке «Макроэволюция, ее доказательства», рассказывая об особенностях строения археоптерикса, я использую рельефную таблицу, а переходя к его образу жизни – рисунок Зденека Буриана «Археоптерикс», где, в отличие от иллюстрации, помещенной в учебнике, он изображен не только более ярко, но и на фоне среды обитания. На этом же уроке показываю репродукцию картины «Девонский период. Ихтиостега».

Урок «Основные стадии антропогенеза». Из-за дефицита времени показать во время объяснения фильмы или их фрагменты из сериала «Прогулки с пещерным человеком» невозможно. Поэтому я использую портреты наших далеких предков (журнал GEO № 2/2005), демонстрируя их на экране телевизора, и дополняю их великолепными иллюстрациями Е.В. Коньковой из книги «Происхождение человека».

Урок «Движущие силы антропогенеза». Начинаю урок с шутливой студенческой песенки:

Вспомни мезозойскую культуру,
Как с тобой сидели под скалой,
Ты мою изодранную шкуру
Зашивала каменной иглой.

Ты иглой орудовала рьяно,
Не сводя с меня мохнатых век.
Ты была уже не обезьяна,
Но пока еще не человек.

Предлагаю ученикам определить, о каком из наших предков идет речь. Затем один из учеников выбирает из лежащих на столе портретов австралопитека, помещает его на магнитную доску и рассказывает об особенностях его строения и образе жизни. Ответ об образе жизни он должен сопроводить отобранными в компьютере соответствующими картинами и показать их на мониторе. Всему классу дается задание охарактеризовать остальных предков человека и подумать о том, что им известно о следах деятельности древних людей на территории Архангельской области.

Предлагаемая методика с использованием мультимедийной энциклопедии «Животные в живописи» вносит свой вклад в эстетическое воспитание школьников и наряду с другими многочисленными приемами прививает любовь к животному миру, развивает интерес к биологии.

С ее помощью могут быть реализованы различные образовательные задачи и компетенции: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные. Причем формы проведения уроков могут быть самыми разными: как когнитивного типа (урок-наблюдение, урок-эксперимент, урок – исследование объекта, урок постановки проблем и их решения, урок-концепт – построение картины мира или ее части); так и креативного (урок-диалог, урок-диспут, урок-парадокс, урок-фантазия, урок-путешествие – вымышленное или реальное, урок – изменение истории) или коммуникативного типа (урок-вернисаж, урок-выставка).

В качестве примера предлагаем фрагменты мультимедийной энциклопедии «Животные в живописи».

Русские художники-анималисты

Алексей Степанович Степанов

Родился в 1858 г. в Симферополе. Рано лишился родителей, и с 7 лет его воспитывал опекун, по настоянию которого юноша в 1879 г. окончил Межевой институт в Москве, получив профессию землемера. Однако работать по этой специальности не стал, а поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Занимался в классе И.М. Прянишникова, учился успешно и в 1884 г. окончил училище с большой серебряной медалью.
Во второй половине 1880-х гг. Степанов несколько летних сезонов работал вместе с И.Левитаном сначала под Звенигородом, потом на Волге. Наряду с Левитаном его считают одним из создателей «пейзажа настроения», когда художник не только ищет в природе мотив, соответствующий его внутреннему состоянию, но и переносит в него собственные мысли и переживания. Работы Степанова носят пленэрный характер, они написаны широко, эскизно, прозрачным мазком.
Очень мягко, немногими цветами Степанов любил изображать деревенскую дорогу, по которой крестьянские лошади тащат сани или телеги, например «По проселку зимой», «У крылечка» (1913–1914), «Уехали» (1914). Любил изображать крестьянских детей, наблюдающих окружающий мир – голый, бедный, осенний, но родной и широкий («Журавли летят», 1891; «Дети на хворосте», 1899; «У околицы», 1915–1916). С увлечением писал охотничьи сцены («После охоты. Возвращение», 1907; «Убитый лось», 1900–1910; «С борзыми», 1910; «Увидели», 1917).
Художник обладал редким умением передавать повадки и даже психологию животных («Лоси», 1889; «На промысел», 1909; «Лось и лайки», «В ожидании обеда», 1910; «Волки ночью», «Волки у плетня», 1910). М.В. Нестеров считал Степанова лучшим анималистом после В.А. Серова. Сам Серов также высоко ценил этот дар художника и потому настоял на приглашении А.Степанова преподавателем в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Около двадцати лет, с 1899 по 1918 г., Степанов руководил там «классом животных».
Скромного, деликатного, доброго А.С. Степанова, Степочку, как его все звали, любили и ценили друзья – С.В. Иванов, Н.П. Чехов, И.И. Левитан, М.В. Нестеров, а многочисленные ученики, среди которых были П.Д. Корин, А.А. Пластов, Л.В. Туржанский, любили его до обожания. Корин после очередной выставки Степанова говорил: «Словно я Пушкина стихи прочитал. Вот так же просто, просто, а высоко… Что о нем сказать? Художник он был. Вот все тут и сказано. И было в нем все просто, без эффектов. Душа в нем была, и это – самое главное. Но притом артистизм высокий, мастерство несравненное. Сверкающий он при великой своей простоте».
Очень немного известно о личной жизни художника – незадолго до смерти он уничтожил свой архив. Зато весь он – в своих картинах.

Евгений Иванович Чарушин

Родился 11 ноября 1901 г. в Вятке в семье губернского архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина. Любовь к природе родители прививали сыну с детства. Родительский дом с огромным заросшим садом был густо населен животными. Здесь жили поросята, индюшата, кролики, цыплята, чижи, подстрелки разных птиц, которых выхаживали и лечили.
Любимым чтением мальчика были книги Э.Сетон Томпсона, Лонга, Биара и особенно подарок отца – семь томов Брема, которые Евгений Иванович хранил и перечитывал всю жизнь. Рисовать Чарушин начал рано. Рисовал начинающий художник «преимущественно зверей, птиц да индейцев на лошадях», бегая в чучельную мастерскую, расположенную недалеко от родительского дома, или наблюдая свой «домашний зоопарк». Можно предположить, что раннее знакомство с искусством народов Востока, его лаконизмом и точностью в изображении зверей, умением любоваться природой и ощущать себя ее частью оказало существенное влияние на творчество Евгения Ивановича, на его подход к рисованию животных.
Закончив в 1918 г. среднюю школу, Чарушин пошел в армию, служил помощником декоратора в культпросвете Политотдела штаба Красной Армии Восточного фронта. Лишь в 1922 г. он вернулся к мирной жизни. Зимой учился в декоративных мастерских Вятского губвоенкомата, а осенью поступил на живописный факультет в Петербургскую Академию художеств (ВХУТЕИН). По окончании учебы (1926) Чарушин пришел в Детский отдел Госиздата. Рисунки к детским книгам о животных прославились его на весь мир.
Чарушинские звери очень трогательны, эмоциональны. Среда, фон в ранних его иллюстрациях едва намечены. Главное – крупным планом показать животное, при этом не только создав художественный образ, но и изобразив своего героя максимально правдиво с точки зрения биологии. Плохо нарисованных зверей Евгений Иванович терпеть не мог. Он считал, что в детской книге рисунки должны быть живыми, дышащими, и не любил Ивана Билибина, утверждая, что тот занимался не иллюстрированием, а раскрашиванием холодных, мертвых контуров…
Живописность образов чарушинских животных складывается из множества фактур, мастерски передающих перья птицы, шерсть зверя.
К оформлению детских книг он попробовал подойти иначе. На его рисунках стало обозначаться пространство, появилась перспектива. Звери порой изображались более сказочными и скорее напоминали героев Васнецова. Менялась и техника: художник начал работать гуашью и акварелью, тщательно прорабатывая в рисунке мелкие детали.
В 1930 г. Чарушин попробовал писать небольшие рассказы. И тексты, и иллюстрации к ним отражают единый, цельный, внутренний мир их создателя. Его рассказы и рисунки строги, лаконичны, познавательны и понятны даже маленькому ребенку.
Помимо работы над книгами, он создал серию эстампов с изображениями животных. Еще до Великой Отечественной войны он увлекся скульптурой, расписывал чайные сервизы, а в послевоенные годы делал из фарфора фигурки животных и целые декоративные группы.
Евгений Иванович оформил несколько десятков книг для детей. Последней книгой Чарушина стали «Детки в клетке» С.Я. Маршака. Его книги выходили в Англии, США, Японии, Индии, Болгарии, других странах; их общий тираж превышает 60 млн экземпляров. В 1965 г. ему посмертно была присуждена Золотая медаль на Международной выставке детской книги в Лейпциге.

Зарубежные художники-анималисты

Кристоф Дрочон (Christophe Drochon)

Родился во Франции, в предместье Парижа, в 1963 г. Его талант художника был замечен не сразу. Школьный учитель Кристофа даже сказал его матери, что ее сын никогда не достигнет больших успехов в живописи. Но это не охладило его страсти к искусству – Дрочон с воодушевлением все свободное время отдавал самостоятельным занятиям живописью и благодаря таланту и напряженному труду доказал, что школьный учитель ошибался.

Детство будущего художника проходило в Париже, он не видел дикой природы и ничего не знал о естественной среде обитания диких животных. Но когда Кристоф пошел в школу, его семья поселилась недалеко от Винсенского зоологического парка, а летом выезжала на юго-запад Франции. Там он проводил много времени, внимательно наблюдая за животными и делая зарисовки. Его интерес к природе рос, а наблюдения научили глубоко понимать животных и сопереживать им.

Потрясающие работы Дрочона, его мастерство и техника реалистичного изображения животных восхищают и очаровывают любителей природы. Однако его изображение животных отличается от привычного. В его работах животные и пейзаж всегда служат символами для выражения идей художника и иллюстрации его эмоционального состояния. Он пытается донести до зрителя осознание непостоянства мира. На многих его рисунках очень выразительны глаза животных, что делает ощутимее сущность живой природы и приближает нас к самопознанию.

Соня Рэйд (Sonia Reid)

Родилась в США в городе Куллмане в 1964 г. Училась в Университете Оберна. В 1988 г. успешно закончила Винфропский колледж со степенью бакалавра Благородных искусств и в течение 8 лет работала дизайнером внутренних помещений.

Соня всегда любила животных и наслаждалась красотой природы. Решив посвятить все свое время их изображению, она уезжает в Африку. Посетив в Танзании знаменитый кратер Нгоро-Нгоро, Соня влюбилась в природу этого континента. Африка стала ее страстью. В своих картинах, выполненных маслом и графитом, она старается показать все, что так затронуло ее душу, и призвать зрителей к защите и прославлению дикой природы.
Ее картины на многочисленных выставках завоевали множество наград.
Еще одна страсть художницы – фотография и коллекционирование книг об Африке и ее природе.

Харро Маасс (Harro Maass)

Родился в Германии недалеко от Дюссельдорфа. В 1962 г. окончил Школу искусств по классу графического дизайна Крофельда. С 1974 г. работал свободным иллюстратором, а в 1987 г. стал художником-натуралистом.
Журнал «Искусство живой природы» в 1999 г. писал о нем: «Мы подумали, что нашли золото, когда получили пакет диапозитивов, присланных из Германии Харро Маасом. Он рисует удивительное разнообразие животных, одних – в их естественной среде обитания, других – как иллюстрации к научно-популярным книгам, третьих – в виде портрета». Это ли не свидетельство многогранности таланта автора?

В своих зарисовках он изображает дикую природу стран и регионов, в которых когда-то побывал. Его походы по красивейшим охранным территориям Германии дали богатый материал для творчества.
Шесть картин Харро выставлялись на аукционах «Кристи» в Лондоне в 1997–1999 гг. Его работы были опубликованы в журнале «Лучшее из мира дикой природы», неоднократно выставлялись на выставках в Васау, посвященных птицам, представлены в коллекциях Музея Искусств Нью-Йорка, музея Александра Кенига в Германии и др.

Прочитать о Харро Маассе можно в журналах: «Мир дикой природы» (апрель, 2003) и «Американское искусство» (август, 2000).

Томас Мансанарез (Thomas Mansanarez)

Живет в США, в штате Вайоминг. Он одарен многочисленными художественными талантами. Круг его интересов очень широк, но дикая природа – самое сильное увлечение. Он рисовал диких животных Африки, Азии, Европы, а с недавних пор сосредоточился на зарисовке животных Северной Америки. Его цель – показать реальность, не приукрашивая ее. Его творчество отличается богатством композиции и совершенством деталей.

Томас внес большой вклад в развитие многих организаций «Дикой природы» по всей Северной Америке. В 1992 и 1998 гг. он был назван художником года. Он член Сообщества художников-анималистов США. В 2001 г. на «Юго-Восточной выставке художественного отражения дикой природы» в Фэлбруке его картины были признаны лучшими. В 2002 г. он был награжден призом зрительских симпатий на «Выставке искусств» в Тулсе (штат Оклахома), а его картина «Гора Фьюри» получила высшую награду. Том был одним из художников, отмеченных в книге «Дикая жизнь: 60 современных мастеров искусства и их работы». Его работы украшают обложки многих престижных американских журналов по живописи.

Йен Колеман (Ian Coleman)

Родился в Венесуэле. С детства окруженный дикой природой, Йен рисовал все, что видел, и его увлечение миром природы только росло. После окончания школы в Англии он стал иллюстратором и особого мастерства достиг в рисовании млекопитающих, птиц и рыб.

Живя в Австралии и Америке, рисовал диких животных для «Мира подводного плавания». В 1996 г. Йен был принят в престижное Cообщество художников-анималистов США. С тех пор его работы постоянно выставлялись на ежегодных Национальных турах. В 1998 г. он получил высшую награду за картину «Маленькая голубая цапля», а в 2000 г. – за картину «Пятнистые дельфины и Королевская ракушка». В 1999 г. награжден престижной премией на ежегодной «Национальной выставке изобразительного искусства дикой природы», в 2000 г. отмечен на художественной выставке «Дикий мир в искусстве».

Полотна Йена высоко оцениваются любителями живописи. Его работы можно найти в коллекциях в Америке, Новой Зеландии, Франции, Италии, Голландии, Великобритании.

Дино Паравано (Dino Paravano)

Родился в 1935 г. в Италии. В 1947 г. его семья иммигрировала в Южную Африку, где он прожил 44 года. Дино начал рисовать в раннем возрасте. Его отец приложил немало усилий, чтобы заинтересовать и увлечь мальчика рисованием. По его же настоянию Дино поступил в «Колледж Искусств» в Джоненсбурге, чтобы продолжить обучение живописи. И все-таки он был больше самоучкой. Годы, проведенные в Африке, дали ему возможность наблюдать за животными в их естественной среде обитания. Уникальная техника света, удивительная палитра цветов в работах сделали Дино известным. Он получил признание в Южной Африке.

В начале 1970-х гг. со своими работами он поехал в США. Поездка оказалась очень успешной. Его картины были так хорошо восприняты, что он стал постоянно организовывать выставки своих картин в США, а в 1992 г. вместе с женой переехал на постоянное жительство в Аризону.

К 1968 г. он принял участие в 220 различных выставках в Южной Африке, Нью-Йорке, Лондоне. Его работы ежегодно выставляются на выставках Общества художников природы, неоднократно награждался премиями Сообщества художников-анималистов. Много его работ представлено в музеях Европы, Америки, Австралии, Южной Африки, в многочисленных частных коллекциях.

Мелани Кристи (Melaine Krystii)

Мелани родилась в австралийском городе Байрнсдале и большую часть своего детства провела, наблюдая за дикими зверями и птицами в лесу, окружавшем ее дом. Заявив уже в 4 года, что хочет быть художником, в 7 лет Мелани победила на своем первом конкурсе юных художников. В 14 лет она уже продавала свои картины и принимала заказы.

После обучения рисованию, черчению, фотографии и графическому дизайну Кристи создала свою компанию модного дизайна и за несколько лет превратила ее в одну из самых больших и успешных в Австралии. Но страсть к рисованию заставила ее вернуться к живописи. 5 лет она обучалась живописи у известного художника Грэхма Муа, живущего в Мельбурне.
Примерно в это же время Кристи с мужем переехали из города жить в домик, расположенный в лесу горной местности. Очаровательная окружающая природа вдохновила художницу. Ее картины посвящены природе и животному миру и получили заслуженную популярность в Америке и Европе. Кристи признана одной из лучших художниц Австралии.
Путешествуя по миру, изучая диких животных в их естественной среде, Кристи делает заметки, зарисовки, фотографии. Яркие впечатления воплощаются затем в ее живописных полотнах.

Перед завершающим этапом рисования Кристи накладывает несколько слоев масляной краски на холст. Она любит чувство масляного письма, смешение ярких цветов с приглушенными тонами, наложение густого слоя или тончайших слоев, небрежные мазки кистью и уточненные детали. Ее работы можно отнести к импрессионистским.
Свою любовь к дикой природе и искусству она выразила словами: «Я очарована всем живым, видя в этом красоту, характер и сильный дух жизни. Меня может вдохновить моментальное телодвижение, солнечный свет и неуловимо отраженные лучи или атмосфера дикого места. Показать дикое существо, выразить момент его жизни и поделиться с другими чистотой природы – вот то, для чего я живу».

Дэн Амико (Dan D. Amico)

Дэн живет в горной долине рядом с Национальным парком Скалистых гор в Колорадо. Интерес Дэна к искусству возник очень рано. Он проводил так много времени, рисуя лошадей и кроликов, что его родители, пытаясь сберечь бумагу, дали ему меловую доску. Во время учебы в Высшей школе искусств у Дэна возник интерес к импрессионизму. Он почувствовал особенное родство с искусством Клода Моне, восхищался искусством Андре Виета, чей стиль сильно повлиял на дальнейшее творчество Дэна. Первоначально самоучка, Дэн в 1991 г. закончил мастер-класс Роберта Бейтмана, а затем учился у известного художника Боба Кухна, т.к. считает, что художник всю свою жизнь должен учиться, расти и экспериментировать.

Одна из главных задач художника, по мнению Дэна, – делиться красотой окружающего мира. Он говорит: «Если я могу подтолкнуть кого-то оценить игру света на влажной осенней траве, я чувствую, что я могу затронуть его душу. Зритель не может испытать момент вдохновения, он может только соприкоснуться с картиной, пропуская ее через свои собственные ощущения». Дэн пытается создать настроение, вызывая ответные чувства или воспоминания. В своих работах он старается правдиво передать не только внешний облик животного, но и его чувства.

В 1991 г. Дэна выбрали членом Организации анималистов. На открытии тридцать второй ежегодной выставки «Искусство и животные» в Нью-Йорке он был награжден Премией зрительских симпатий, а член университетского правления скульптуры и декоративного искусства в «Национальной Галерее Искусств» в Вашингтоне доктор Дуглас Левис назвал его картину «Игра ожидания» одной из самых утонченных, которые он когда-либо видел.

Питер Блеквелл (Peter Blackwell)

Уроженец Кении Питер Блеквелл всю жизнь был увлечен красивейшей природой Африки и необычным разнообразием ее животного мира. Он вырос на отдаленной ферме в Северной Кении, и дикая природа была ареной его развлечений и наблюдений. Высшее образование он получил в Англии, став специалистом в области изобразительного дизайна. Но всегда страстно хотел вернуться к своим корням, избрать профессию не связанную с рекламой, а сосредоточиться на изображении дикой природы, и диких животных. Будучи фактически самоучкой в области изобразительно искусства Питер стал специалистом по акварельным рисункам птиц, обладающим способностью оживлять объекты своих рисунков.

Со временем Питер включил эти акварели, а также картины, написанные маслом, в свой альбом. Все это выполнено с такой же тщательностью, как и рисунки птиц. Сейчас он особое внимание уделяет африканскому пейзажу. Питер постоянно живет в Кении, изучает животный мир Африки, выбирая объекты для своих полотен.
Золотистый цвет и его оттенки, характерные для большей части африканского пейзажа, представляют для него особый интерес и играют ключевую роль в его работах. Будучи профессиональным фотографом, Питер считает, что занятие фотографией помогает не только правильно передавать цвета, но и эстетически привлекательно расположить детали рисунка. Его стиль живописи нетрадиционен, работы оригинальны, анатомически и визуально свежие и новаторские.

Питер занимается живописью профессионально более 15 лет. Начиная с 1987 г., он успешно провел 20 персональных выставок в Найроби и Лондоне, выпустил два альбома с репродукциями своих картин. Его рисунки красуются на марках Кении, а картины украшают частные коллекции в Европе, Америке, Австралии.
Каждая из работ Питера – это попытка уловить мельчайшие нюансы красоты африканской природы. Его рисунки помогают осуществить виртуальное путешествие по этому материку.

Джонатан Трасс (Jonthan Truss)

Джонатан всегда был очарован дикой природой, и его ранняя карьера профессионального музыканта и актера сочеталась с любовью к рисованию. Частые поездки по дикой местности, посещение национальных парков Ботсваны, Зимбабве, Кении, Танзании, Замбии давали богатый материал для новых живописных полотен.

Он поработал руководителем сафари в Кении (2004) на Галапагосских островах (2005), в Индии (2006). Во время путешествия по Африке, преодолев массу трудностей, он сделал большое количество фотографий слонов. Он пробирался через глубокие воды, чтобы понаблюдать за слонятами, играющими в воде. «Когда я поднимался из воды, я полностью был покрыт пиявками, – говорил Трасс, – но результат был потрясающим!» Прошел не один день, прежде чем он отснял необходимый материал. А потом на своей знаменитой картине «Водные малыши» он запечатлел игривость слонят. А его картина «Сибирская Сиеста», изображающая заботу человека о зверях, получила специальный приз.

Своими работами Трасс украшал школьные кабинеты, обложки журналов. А сейчас Джонатан Трасс – профессиональный художник дикой природы, которого вдохновляет животный мир. Его картины пользуются огромным успехом, и спрос коллекционеров на его работы быстро растет по всему миру. Его «Сибирская сиеста» украшает интерьеры более чем 250 покупателей.

Литература

Ватагин В.А. Изображение животного. Записки анималиста. – М.: Сварог и Ко, 1999.

Диксон Д. Динозавры. Иллюстрированная энциклопедия. – М.: Московский клуб, 1994.

Комаров А. Рассказы старого лешего. – М.: Армада, 1998.

Смирины В. и Ю. Звери в природе. – М.: Армада-Пресс, 2001.

Желающие приобрести мультимедийную энциклопедию «Животные в живописи», включающую биографические очерки о художниках-анималистах и репродукции их картин, могут обратиться к автору, написав в редакцию, (на конверте сделайте пометку «Энциклопедия»).

 

Рейтинг@Mail.ru