Я ИДУ НА УРОК

Г.А. КАПЕЦКАЯ,
учитель гимназии, г. Светлогорск, Республика Беларусь

Звездный час «В мире животных»

Творения природы совершеннее творений искусства

Цицерон

Цель: расширение кругозора учащихся, создание условий для воспитания бережного отношения к животным, формирования ответственности за сохранение окружающей природы.

Оформление зала: выставка литературы «Удивительный мир животных»; выставка изготовленных учащимися плакатов «Хранить, беречь и множить»; выставка поделок из природных материалов.

Правила проведения игры

Участники игры стоят за спинками стульев, на которых приклеены номерки (по числу игроков). У каждого на сиденье стула лежат таблички с цифрами 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6. На полу мелом нарисовано пять «ступенек». В первом туре ведущий задает вопрос, а игроки поднимают табличку с номером правильного, на их взгляд, ответа. Если игрок отвечает правильно, он продвигается на одну «ступеньку» вперед. Одновременно в игре участвует «группа поддержки» – шесть игроков с такими же номерами, которые сидят за столом. Перед ними также находятся таблички с цифрами. Если игрок за столом отвечает правильно, то ассистент ведущего прикрепляет скотчем вырезанную из бумаги звезду к спинке стула игрока с таким же номером. Во второй тур выходят шесть игроков. В третьем туре – играют три игрока. Победитель имеет право произнести «тронную речь», т.к. наступил его «звездный час», а также в честь победителя исполняется номер художественной самодеятельности и ему вручается грамота. Во время «тайм-аута» исполняются стихи и песни о животных или проводится викторина для зрителей.

Первый тур. «Все о животных»

На столе лежат рисунки (или фотографии) под номерами: № 1 – лягушка; № 2 – медведь; № 3 – черепаха; № 4 – аист; № 5 – голубь; № 6 – лиса. Нужно определить, о каком животном идет речь.

1. Африканская родственница этого земноводного называется голиаф и достигает в длину 40 см. (№ 1.)

2. В Европе водится три вида этих пресмыкающихся, длина тела у них достигает 30 см. На Галапагосских островах эти пресмыкающиеся достигают 110 см в длину и 60 см в высоту. (№ 3.)

3. В Африке живет родственник этой птицы – марабу. В Европе чаще встречается белый, редко – черный. (№ 4.)

4. Эти животные, в отличие от других хищников, питаются не только мясом, они также едят траву и ягоды. (№ 2.)

5. Наиболее известный вид из семейства волчьих, неприхотлив к окружающей среде и хорошо приспосабливается к изменяющимся условиям жизни. (№ 6.)

6. В мировой фауне этих птиц насчитывается 50 видов. Розовый вид с острова Маврикий находился на грани исчезновения, но был спасен благодаря вольерному разведению. (№ 5.)

Тайм-аут. Викторина для зрителей «Рекорды в мире животных»

За каждый правильный ответ зрители получают жетон. Зритель, набравший наибольшее количество жетонов, имеет право подарить один балл любой команде по своему выбору. После ответа на вопрос ведущий может показывать зрителям фотографии или рисунки с изображением животных, о которых идет речь, и рекомендовать литературу из имеющейся на выставке, из которой можно больше узнать о данном животном.

1. Какие из вымерших животных были самыми крупными? (Бронтозавры. Длина тела – 20 м, масса – 50 т.)

2. Сколько особей может находиться в термитнике? (До 3 000 000.)

3. Назовите самое тяжелое из летающих насекомых. (Жук-голиаф. Вес – до 100 г.)

4. Какое морское животное имеет самую большую массу тела? (Синий кит. Длина тела – до 35 м, масса – 130 т.)

5. Назовите самую маленькую птичку. (Колибри-пчелка. Масса – 1,6 г; размах крыльев – 7,5 см.)

6. Какое животное самое быстроногое из всех двуногих? (Страус, скорость бега – до 72 км/ч.)

7. Какое животное самое высокое? (Жираф. Рост – до 6 м.)

8. Какой хищник быстрее всех бегает? (Гепард. Скорость бега – 105–112 км/ч.)

9. Назовите животных-долгожителей. (Черепаха –150 лет, осел – 100 лет, слон – 70 лет.)

10. У какой птицы самая большая скорость полета? (Сокол-сапсан. Скорость – до 350 км/ч.)

Второй тур. «Кто больше»

Участники игры по очереди шагают вперед, на каждый шаг называют животное. Повторяться и пропускать ход нельзя.

Третий тур. «Третий лишний»

Ведущий зачитывает вопросы, игроки поднимают табличку с номером ответа, под которым названо животное, не соответствующее данному признаку, т.е. является «третьим лишним». Если есть возможность, можно демонстрировать плакатики с изображением животных, о которых идет речь. Если все ответы правильные, то игрок поднимает табличку с цифрой «0».

1. Все эти животные относятся к классу земноводных: 1 – саламандра; 2 – тритон; 3 – черепаха. (Ответ: № 3.)

2. Нижеперечисленные животные являются холоднокровными: 1 – гадюка; 2 – жаба; 3 – крокодил. (Ответ: № 0.)

3. К семейству беличьих относятся: 1 – белка; 2 – лиса; 3 – луговая собачка. (Ответ: № 2.)

4. К классу пресмыкающихся относятся: 1 – квакши; 2 – черепахи; 3 – змеи. (Ответ: № 1.)

5. Эти животные обитают только в Австралии: 1 – кенгуру; 2 – колибри; 3 – муравьед. (Ответ: № 2.)

6. Все перечисленные млекопитающие относятся к семейству куньих: 1 – норка; 2 – куница; 3 – лемминг. (Ответ: № 3.)

7. Все эти птицы не умеют летать: 1 – киви; 2 – такахе; 3 – какапо. (Ответ: № 0.)

8. Эти птицы гнездятся на земле: 1 – рябчик; 2 – сокол; 3 – тетерев. (Ответ: № 2.)

9. Эти звери – пушные: 1 – соболь; 2 – лиса; 3 – песец. (Ответ: № 0.)

10. Все эти млекопитающие являются парнокопытными: 1 – лошадь; 2 – корова; 3 – бегемот. (Ответ: № 1.)

Литература

1. Брюс Д., Вилке А., Плешева В.В. Животные. – М.: ООО «Издательство РОСМЭН-ПРЕСС», 2004.

2. Все о животных от А до Я. – М.: ЗАО Компания «Махаон», 2004.

3. Животный мир. Энциклопедия. – М.: ООО «Издательство РОСМЭН-ПРЕСС», 2001.

4. Мир животных. Серия «Энциклопедии». – М.: «Издательство ЭКСМО-Пресс», 2001.

5. Я познаю мир. Животные. Детская энциклопедия. – М.: ООО «Издательство ACT», 2001.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru