Я ИДУ НА УРОК

С.В. ЗУЕВА,
учитель биологии, многопрофильная гимназия № 18,
г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская обл.

Познавательный урок «Культура общения с природой»

Действующие лица:

Лесовичок.
Мальчик Вова.
Девочка Наташа.
Марина Ивановна.

На сцене висят плакаты с призывами беречь природу.

На сцену выходит Вова. Ходит, читает плакаты. Останавливается около плаката, висящего в центре зала. Читает вслух: «Добро пожаловать на познавательный урок «Культура общения с природой»!» Затем читает другой плакат: «Каждый из нас, пользуясь услугами природы, обязан вести себя так, чтобы не наносить ей вреда».
За кулисами слышится голос:

– Очень мудрые слова!

Вова. Кто это? Или мне кажется?

Голос за кулисами. Нет, тебе не кажется! Догадайся сам, кто я!

Вова. Вы, наверное, учитель биологии, который будет проводить сегодняшний урок. Посмотрите, вон сколько ребят собралось сегодня в зале!

Голос за кулисами. Нет, я не учитель биологии. Я – тот, кто охраняет лес!

Вова. ОМОНовец?

Голос за кулисами. Нет, я – не ОМОНовец!

Вова (обращаясь к ребятам, сидящим в зале). Ребята, помогите мне угадать: кто же это такой?

Вариантов может быть много, но все-таки кто-то из ребят догадается, что это Лесовичок.
Лесовичок выходит на сцену.

Лесовичок. Здравствуйте, мои хорошие! Заждались, наверное? Пора начинать наш урок!

Вова. А где же наша учительница биологии? Ведь она обещала, что урок будет вести именно она!

Лесовичок. Не беспокойтесь, сегодняшний урок проведу у вас я. A ваша Марина Ивановна поехала договариваться насчет экскурсии.

Вова. Ура! Наконец-то мы поедем в лес на экскурсию!

Лесовичок. Да, новость для вас, конечно же, приятная. Но, прежде чем отправляться на экскурсию, вы должны доказать, что знаете основные правила общения с природой!

Вова. А в чем тут проблема? Нас Марина Ивановна еще с начала учебного года готовила к этой экскурсии, рассказывала нам основные правила поведения в природе.

Лесовичок. А я вот сейчас возьму, да и проверю, насколько вы хорошо усвоили эти правила.

Вова. Думаю, Лесовичок, что мы с легкостью ответим на все твои вопросы.

Лесовичок. Внимание! Вопрос первый! Правда ли, что на природе можно хорошо отдохнуть?

Вова. Конечно! Можно набегаться вдоволь. А еще лучше – взять с собой магнитофон, врубить на всю катушку и слушать!

За кулисами слышится голос:

– Ой, Вова, как мне за тебя стыдно. Разве этому нас учили в школе?

Вова. Наташа, это ты?

Наташа (выходит на сцену). Да, это я.

Вова. Знакомься, Наташа, это – Лесовичок. Лесовичок, это – Наташа.

Лесовичок и Наташа (друг другу). Очень приятно!

Наташа. Вова! Разве можно шуметь в лесу?

Вова. А почему нет? Ведь природа – это не библиотека, в которой нужно разговаривать только шепотом!

Наташа. А давай лучше спросим ребят! Ребята! Рассудите нас!

Разъяснения из зала: шум пугает лесных обитателей, заставляет птиц бросать гнезда.

Лесовичок. Да, Вова, видать, позабыл ты, о чем вам учительница весь год рассказывала.

Вова (с грустью в голосе). Да, признаюсь, забыл немного.

Лесовичок. А знаете ли вы, Наташа и Вова, зачем вы поедете в лес на экскурсию?

Вова. Знаем, конечно. Изучить разнообразие лесных растений.

Лесовичок. Совершенно верно! А знаете ли вы, на какие группы можно разделить растения леса в зависимости от условий, необходимых для их жизни?

Наташа. На светолюбивые и теневыносливые.

Лесовичок. Тогда попробуйте решить такую задачу. Растениям в лесу требуется разное количество света. Как же они уживаются все вместе?

Вова. А я знаю! В лесу растения распределяются по ярусам. Верхний ярус состоит из светолюбивых растений, под ними размещаются теневыносливые виды. Ярусами расположены и подземные части растений, причем глубже всего проникают корни высокорослых видов, обычно это деревья; совсем близко к поверхности почвы размещаются корни трав, проростков.

Лесовичок. Верно, Вова! А теперь я задам задачу ребятам, сидящим в зале. Я буду показывать таблички и называть растения, изображенные на них. Ваша задача, ребята, определить, к какой группе – светолюбивых или теневыносливых – они относятся. А растения следующие: липа, сосна, ландыш, кислица, василек луговой, папоротник, дуб, мох. (Светолюбивые растения – липа, сосна, василек луговой, дуб; теневыносливые – ландыш, кислица, папоротник, мох.)

Лесовичок. Молодцы, справились. А теперь следующее задание. Почему погибает лес, если вырубают старые дуплистые растения? (В дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут летучие мыши, поедающие насекомых.)

Лесовичок. Совершенно верно! Теперь вопрос для Наташи: почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели – нет?

Наташа. Сосна – растение светолюбивое, а ель – теневыносливое. Нижним ветвям сосны не хватает света, поэтому они и отмирают.

Лесовичок. Умничка, Наташа! Умничка, Вова! Умнички, ребята! (Немного подумав.) Есть у меня еще вопрос. Чем полезен для человека лес?

Вова. В лесу всегда хорошо дышится. Лес создает хорошее настроение, успокаивает.

Лесовичок. Ребята! А почему в лесу всегда хорошо дышится?

Возможные ответы:

– лес – источник кислорода;
– 1 га леса за 1 ч поглощает 8 кг углекислого газа – количество, которое за это же время выдыхают 200 человек;
– лес очищает воздух от пыли, сажи. 1 га хвойного леса отфильтровывает 30–35 т, лиственного – 50–70 т пыли в год;
– лесные растения выделяют фитонциды – особые вещества, которые убивают болезнетворные бактерии;
– лес сглаживает суточные и сезонные колебания температур. Зимой в лесу теплее, чем в поле, летом прохладнее днем и теплее ночью;
– лес кормит человека грибами, ягодами.

Лесовичок. Как видите, ребята, значение леса в жизни человека очень велико. Но площадь лесов на планете с каждым годом уменьшается. Многие считают, что причинами этого могут быть природные пожары, загрязняющие природу вещества, которые выбрасывают предприятия, и т.д. Да, это так. Но многое зависит и от каждого человека. Для того, чтобы сохранить природу, необходимо, чтобы в общении с природой человек был культурным. Культурного человека отличает образованность, воспитанность, которые проявляются в умении с достоинством вести себя в различных ситуациях. Культурный человек никогда не забывает, что он неразрывно связан с настоящим и будущим природы. Он знает, что от его взаимоотношений с природой сегодня зависит качество природной среды, в которой будут жить его дети и внуки. Есть очень хорошая песня «Прекрасное далеко» из кинофильма «Гостья из будущего». Давайте послушаем ее фрагмент.

Звучит фрагмент песни «Прекрасное далеко».

Лесовичок. По-моему, каждому стоит задуматься над вопросом: «А сегодня что для завтра сделал я?» Ведь если сегодня мы беззаботно оставляем после себя мусор в лесу или моем машину на берегу реки, то что же завтра мы ответим своим детям, если они спросят нас: «А что такое река?» и «Правда ли, что когда-то вся планета была зеленой?»
Ребята! Я предлагаю вам сформулировать основные правила культурного общения с природой. А Наташу и Вову попрошу законспектировать ваши ответы. В конце урока они зачитают их, а вы постараетесь эти правила запомнить. Договорились?

Правила поведения в лесу

  • Старайтесь не засорять лес. Мусор, бумагу сжигайте (но не забудьте потушить костер после себя!); все, что не горит и не разлагается в земле – унесите с собой из леса.

  • Старайтесь поменьше беспокоить обитателей леса, особенно в период гнездования и выкармливания потомства, не разрушайте гнезд, нор, логовищ. Не увозите в город молодых зверей, птенцов-слетков – без родителей они погибнут.

  • Радио, магнитофоны слушайте дома, в лесу слушайте птиц.

  • Не трогайте мелких животных, их и так может обидеть кто угодно.

  • Не обламывайте деревьев. Их много в лесу, но растут деревья медленно, всего по 20–30 см в год.

  • Не собирайте по возможности растения в лесу.

  • Собирая грибы, следует их аккуратно срезать или выкручивать, чтобы не разрушать грибницу. Старые, непригодные в пищу, грибы оставьте там, где они растут. Они дадут споры, из которых разовьется новая грибница.

  • Старайтесь в лесу идти друг за другом по одной тропинке, чтобы не вытаптывать большую площадь земли.

  • Помните, что по-настоящему культурный и воспитанный человек даже в самом глухом лесу не сделает ничего, что причинит вред природе.

Лесовичок. Ну вот и подошел к концу наш урок. Надеюсь, что вы теперь будете культурно общаться с природой. А чтобы не забыть эти правила, я рекомендую вывесить их в вашем классном кабинете. Смотрите, ребята, Марина Ивановна уже приехала.

Марина Ивановна. Ребята, автобус уже у крыльца школы. Но сначала давайте повторим правила поведения в природе.

Лесовичок. А мы их уже повторили.

Марина Ивановна. Но тогда в путь, ребята!

Литература

Баранник Л.П. Природа – наш дом: (Лес и охрана природы). – Кемерово: Кн. изд-во, 1984.

Бондаренко В.Д. Культура общения с природой. – М.: Агропромиздат, 1987.

Проблемы экологического образования младших школьников: Методическое пособие/Авт.-сост. Т.Ф. Уколова, Н.В. Переволоцкая/Под ред. Л.А. Богдановой – Кемерово: Изд-во ОблИУУ, 1998.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru