КОПИЛКА ОПЫТА

И.А. АКПЕРОВА,
учитель биологии;
Е.Б. АЛЦЫБЕЕВА,
учитель химии;
Е.С. РЕПНИЦЫНА,
учитель химии;
Н.Г. ШАБАРДИНА,
учитель биологии.
Школа № 46, г. Киров.

Окончание. См. № 1, 3, 4, 5/2007

Предметные декады в школе

Радужная игра (5-й класс). Авторы – И.А. Акперова, Е.С. Репницына

Кроссворд

По горизонтали.

2. Самая большая планета. 4. Ближайшая к нам звезда. 5. Польский астроном, который «остановил Солнце и сдвинул Землю». 6. Самый южный материк. 8. Фонтан горячей воды, бьющий из-под земли. 10. Вещество, которого больше всего на Земле.

По вертикали.

1. Световая вспышка в атмосфере, «падающая звезда». 3. Наука о древних растениях и животных. 7. Вулкан, извержение которого изображено на картине «Последний день Помпеи». 9. Оптическое явление в атмосфере, имеющее отношение к нашей игре.

Ответы

По горизонтали.

2. Юпитер. 4. Солнце. 5. Коперник. 6. Антарктида. 8. Гейзер. 10. Вода.

По вертикали.

1. Метеор. 3. Палеонтология. 7. Везувий. 9. Радуга.

Эту игру можно провести на уроке, и тогда в ней участвует весь класс, разделившись на команды по 5–6 человек. А можно провести ее как внеклассное мероприятие – соревнование между командами разных классов. В этом случае целесообразно привлечь в качестве помощников старшеклассников, которые по ходу игры будут проверять и оценивать выполнение конкурсных заданий и подводить промежуточные итоги.

Игровые задания находятся в семи разноцветных конвертах. Команды по очереди называют цвета, соответствующий конверт вскрывается и из него достаются карточки с заданиями, которые либо зачитываются вслух, либо вручаются каждой команде.

Красный цвет в нашей игре – это кроссворд. Разгадать его вам помогут знания, полученные на уроках природоведения. За каждое правильно разгаданное слово – 1 балл.

Оранжевый цвет связан с двумя словами на букву «о»: отгадай, отыщи. В каждой фразе вам необходимо отыскать название птицы, «спрятавшееся» среди других букв.

Команды получают карточки с заданиями, по которым работают 5 минут. За каждое найденное название – 1 балл.

  • Зарница пляшет в той дали, куда уходят корабли.

  • В озерке лилии цветут. Как хорошо! Как славно тут!

  • Сбегу скорее под откос, улягусь спать в тени берез.

  • Я на снегу нарисовала широкий круг и два овала.

  • Чей в роще голос вам услада? Конечно, мой! Гадать не надо.

  • Красиво лгать умеют лисы. А после – шасть! – и за кулисы.

  • Лечу к цветку! Поймать легко ли брильянт, порхающий на воле?

  • Следы костра у самой пальмы. Кора в ожогах. Факт печальный.

  • Как хорошо после дождя: телята рады, рад и я.

  • Снег чьи-то лапы разграфили: наверно, мыши здесь шалили.

  • Красивый пруд, сосна и стог. Я б зимовал здесь, если б мог.

  • Хочу свою измерить тень. Не знаю как, а думать лень.

Желтый цвет традиционно символизирует доброжелательность и общительность. Эти качества вам понадобятся, чтобы как можно быстрее сложить и прочитать предложение, содержащее важную для вас информацию.
На листе формата А4 вертикально располагаются слова: «Любознательность – путь к познанию природы». Затем лист разрезается на большое количество фрагментов неправильной формы, из которых учащиеся и должны «собрать» предложение. Контрольное время – 5 минут. В этом конкурсе можно оценивать скорость выполнения задания: самой первой команде – 5 баллов, а дальше – по убывающей.

Зеленый цвет – это цвет растительного мира. Растения изучает наука ботаника. Ваша задача – за 3 минуты вспомнить как можно больше названий растений на каждую из букв слова «ботаника». За каждое название вы получите по 1 баллу. (Задание выполняется письменно).

Голубой цвет – загадочный. Это цвет неба и цвет воды, цвет нашей планеты. В нашей игре этот цвет связан с загадками, героями которых являются животные – обитатели воды и суши: звери, рыбы, насекомые.

Учитель (или помощники-старшеклассники) зачитывает загадки, команды на листочке пишут отгадки.

В бурном море поохотясь,
С белой пеной на боках
Из холодных волн выходим
Мы на ластах и клыках. (Моржи.)

Очень острые иголки
Я ношу на страх врагу.
Но в комок свернуться колкий,
Словно ежик, не могу. (Дикобраз.)

Я – чистюля. И обычай
Соблюдаю свой везде:
Перед тем, как съесть добычу,
Полощу ее в воде. (Енот-полоскун.)

Потрудившись красным летом,
Подо льдом в реке сидим.
И как вкусные конфеты,
Зиму всю дрова едим. (Бобры.)

Как зверек я неприметен
И, смущаясь, говорю:
«Кисти, лучшие на свете,
Я художникам дарю». (Колонок.)

По воде зеркальной, чистой,
Как по синей глади льда,
Мы не хуже хоккеистов
Носимся туда-сюда. (Водомерки.)

Рост травы могу подслушать,
Перебравшись в дальний лог.
Ведь не зря имею уши
На коленях длинных ног. (Кузнечик.)

От своей норы в пустыне
Далеко не ухожу.
Ног имею я две пары,
Но всего на двух хожу. (Тушканчик.)

В бронь закован я укромно
От хвоста до головы,
И когтей таких огромных
Не имеют даже львы. (Броненосец.)

Я живу в подводной тине,
Страшен с виду я небось:
Пасть да хвост, а между ними –
Только игл колючих горсть. (Ерш.)

Синий цвет в нашей игре связан с собаками. За 3 минуты вспомните как можно больше названий кино- и телефильмов, в которых главными героями являются собаки. За каждое название – 1 балл. (Это задание может выполняться как письменно, так и устно: в этом случае команды называют фильмы по цепочке, не повторяя друг друга.)

Фиолетовый цвет обычно ассоциируется с фантазией, творчеством, изобретениями. Вам предлагается придумать необычную, фантастическую собаку. Максимальная оценка – 5 баллов. После короткого (не более 3–5 мин) «мозгового штурма», команды представляют рисунки или описания своих фантастических собак.

Материал по домашним животным. Автор – Н.Г. Шабардина, учитель биологии.

Многие школьники содержат домашних животных, и в ходе декады мы предоставляем им возможность рассказать о своих питомцах. Одна из удачных, на наш взгляд, форм – конкурс на лучшее наблюдение за домашним животным.

Программа для участника конкурса на лучшее наблюдение за домашним животным

I. Анкетные данные животного: вид, порода, кличка, возраст, внешний вид, особые приметы, хобби, история появления в семье. Желательно приложить фотографию или рисунок.

II. Опишите наблюдения за своим питомцем по одной из следующих тем:

– «Один день из жизни»;
– «Забавный случай на прогулке»;
– «Мое животное – помощник и друг»;
– «Любимые увлечения моего питомца»

или по любой другой интересной теме, которую вы определите самостоятельно.

III. Предположите, как ваше животное отреагирует на изменение привычной ситуации (смена корма, новая игрушка…). Постарайтесь придумать такую ситуацию, с которой вы и ваше животное пока не встречались. Проверьте свое предположение на практике.

Запишите отчет по следующей схеме:

Сначала я предполагал(а), что …………………… .
На самом деле оказалось, что …………………… .
Это можно объяснить тем, что …………………… .

IV. На основе своих наблюдений сформулируйте три вопроса, на которые вы хотели бы получить ответ в ходе дальнейшего общения с вашим питомцем.
Все работы участников этого конкурса были со-браны в рукописный альманах, а сейчас мы готовим публикацию печатного сборника.

Материал по выставкам. Авторы – И.А. Акперова, А.В. Пастушенко

Иногда во время декады (и не только!) учащиеся посещают различные выставки животных. Мы разработали творческие задания для учащихся при посещении таких выставок.

Обязательное задание

Закончите следующие предложения.

1. При посещении выставки я почувствовал ... .
2. Из животных, которых я увидел, лично мне ближе всего .... , потому что ... .
3. Больше всего меня удивило ... .
4. А я и не знал, что ... .
5. Я понял, почему ... .
6. Мне захотелось больше узнать о ... .
7. У меня возник вопрос ... .

Задания на выбор

  • Напишите рассказ рекламного характера так, чтобы другому человеку захотелось сходить на выставку.

  • Напишите сочинение-миниатюру по личным наблюдениям и впечатлениям.

  • Напишите репортаж о посещении выставки для классной стенгазеты.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru