КОПИЛКА ОПЫТА

И.А. АКПЕРОВА,
учитель биологии;
Е.Б. АЛЦЫБЕЕВА,
учитель химии;
Е.С. РЕПНИЦЫНА,
учитель химии;
Н.Г. ШАБАРДИНА,
учитель биологии.
Школа № 46, г. Киров.

Продолжение. См. № 1/2007

Предметные декады в школе

Ученики – учителям

Почему слоны часто машут ушами, а коровы – хвостами?

Многие зоопарки страдают от слишком «добрых» посетителей, которые, несмотря на предупреждающие надписи, кормят животных. Каким образом одному из зоопарков удалось решить эту проблему и заодно получить немалую прибыль?

«Жемчуг!» – воскликнул француз Меж-Мурье, увидев мерцавшие на солнце шарики, образовавшиеся из только что охлажденной эмульсии. А что это было на самом деле?

Кто из позвоночных животных первым испытал зубную боль? Ответ необходимо пояснить.

У подножия одной необычной горы имеется множество небольших вмятинок (углублений), которые постепенно увеличиваются в размерах. Предположите причину появления этих вмятин.

Одна из птиц, обитающих в наших лесах, необычна во многих отношениях: клюв у нее «задом наперед», и птенцов она выводит странно, и даже умереть «по-человечески» не может – после смерти многие годы не поддается гниению. Что это за птица и чем объясняются ее «странности»?

В 1418 г. во Вьетнаме началось восстание против китайского диктатора. Советнику предводителя восставших, чтобы поднять боевой дух вьетнамцев, пришла в голову гениальная мысль: на листьях деревьев тончайшими штрихами написать божественное пророчество о скорой победе. Казалось, что задачу решить невозможно: ведь надписи надо было сделать на множестве листьев, не срывая их с деревьев, и так, чтобы у людей не вызывало сомнения их «божественное» происхождение. И все-таки эта сложная задача была решена. Каким образом?

Игра «Эти удивительные животные…» (Автор – И.А. Акперова)

(7-й класс)

Тематика игры связана с изучаемым материалом: все вопросы посвящены представителям типов Губки и Кишечнополостные.

Игра направлена на привлечение учащихся к чтению дополнительной литературы, т.к. многие вопросы составлены по материалам энциклопедии для детей «Биология» издательства «Аванта+». Возможны два варианта игры: 1) при подготовке к игре учащимся рекомендуется внимательно прочитать соответствующие статьи в энциклопедии;
2) игра проводится без предварительной подготовки, учащиеся выдвигают собственные версии, а к энциклопедии они обращаются уже после игры, чтобы выяснить, насколько близкими к истине оказались их ответы.

Оформление доски

Слева записан эпиграф – слова французского философа Мишеля Монтеня: «Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других людей».

На центральной части доски – перечень вопросов в алфавитном порядке: австралийский, английский, байкальский, вонючий, детективный, зеленый, изобретательский, исторический, медицинский, прозрачный, съедобный, убийственный, чудовищный.

ХОД ИГРЫ

Игра проводится на уроке; участниками являются все ученики, которые делятся на команды по 4 человека.

Вопросы по очереди выбирают сами команды, исходя из шуточных названий, записанных на доске. Учитель зачитывает вопрос, после минуты размышления каждая команда в течение 1–2 минут записывает свой вариант ответа.

После того, как все вопросы будут разыграны, команды сдают листы с ответами, а затем можно обсудить вопросы, вызвавшие наибольший интерес.

После урока ответы проверяются, определяются победители, которые награждаются на следующем уроке.

Вопросы к игре

Австралийский. Он тянется на 2 тыс. км вдоль побережья Австралии. Площадь, которую он занимает, составляет 207 тыс. км2. О чем идет речь и какое отношение это имеет к биологии? (Ответ. Большой Барьерный риф, созданный коралловыми полипами.)

Английский. В 1880 г. в Лондонском ботаническом саду в бассейне, где обитала знаменитая кувшинка виктория регия, была обнаружена необычная медуза краспедакуста. Это открытие стало подлинной сенсацией, потому что до этого времени ученые и не предполагали, что медузы могут быть …. Чем отличалась краспедакуста от всех других медуз? (Ответ.Пресноводностью, обитанием в пресной воде.)

Байкальский. В озере Байкал встречаются разные и очень интересные виды губок. Какие особенности байкальской воды связаны с их жизнедеятельностью? (Ответ. Чистота.)

Вонючий. Многие губки имеют весьма неприятный запах. Почему?

Детективный. В рассказе Артура Конан Дойла «Львиная грива» одно из живых существ стало причиной загадочной гибели пловца. Какое животное и почему послужило прообразом «львиной гривы»? (Ответ. Крупная медуза цианея, окрашенная в буро-рыжий цвет.)

Зеленый. Зеленая гидра, в теле которой живут одноклеточные зеленые водоросли, избегает сильно заросших водной растительностью участков водоема. Почему? (Ответ. Чтобы на «ее» водоросли попадало больше света.)

Изобретательский. В теле медузы есть особые камешки, благодаря которым медузы чутко улавливают звуковые колебания, возникающие при трении воды о воздух, и в случае опасности отплывают от берегов. Ученые сконструировали прибор, который назвали «ухо медузы». Что определяют моряки с помощью этого прибора? (Ответ. Приближение шторма.)

Исторический. В 1778 г. Словарь натуральной истории писал о них так: «Это растение морское, растущее на дне моря, которое твердеет почти при первом изнесении из воды на воздух. Оное состоит из смеси растения и минерала. Они бывают белыя, красныя, черныя, желтыя, зеленыя и темныя. Точут из сего растения зерны и, просверлив, как жемчуг, нанизывают на нитки». О чем шла речь в старинном словаре? (Ответ. О благородном коралле.)

Медицинский. Сушеной бодягой натирают тело. Иглы губки, раздражая кожу, вызывают прилив крови к ней. Что мы сейчас обычно используем для этих целей вместо бодяги? (Ответ. Горчичники.)

Прозрачный. В типе Губки есть класс, представители которого имеют удивительные прозрачные скелеты, похожие на диковинные вазы или старинные поделки из хрусталя. Одна из них, кубок Нептуна, напоминает по форме чашу высотой до 120 см. Как называется этот класс губок? (Ответ. Стеклянные губки.)

Съедобный. В некоторых местах побережья Южного Китая летом море становится белым от скопившихся там ропилем. Их ловят, солят, варят, жарят, добавляют к различным салатам и закускам. Кто она, ропилема? И каким прилагательным называют кушанья, приготовленные из ее «мяса»? (Ответ. Ропилема – медуза.)

Убийственный. Она имеет пузырек с ядом и спиральную пружинку с шипиками, направленными назад, как у гарпуна? О каком существе идет речь и какая еще деталь имеется в этом совершенном орудии убийства? (Ответ. Гидра. Чувствительный волосок.)

Чудовищный. Жила она в болоте около города Лерны и, выползая из своего убежища, пожирала целые стада, опустошая всю округу. И вот выползла она в последний раз, извиваясь покрытым блестящей чешуей телом… Наступил он ей на туловище, придавил к земле… Но вдруг он заметил, что… Кто она? Кто он? И какое явление он заметил? (Ответ. Лернейская гидра. Геракл. Регенерацию.)

Игра «Знакомые незнакомцы» (Автор – Н.Г. Шабардина)

(6-й класс)

Мы работаем по УМК Н.И. Сонина, поэтому в 6-м классе изучается курс «Живой организм». Предлагаемая игра направлена на расширение знаний, развитие биологического кругозора учащихся. Объекты игры – самые обычные растения и животные, а вопросы составлены так, чтобы обратить внимание учащихся на интересные признаки этих организмов или их использование человеком.

Игра может быть проведена как индивидуальная викторина: ответ на вопрос дает тот ученик, который первым поднял руку. За правильный ответ или дополнение учащиеся получают жетоны. А можно дать возможность каждому выдвинуть свою версию. В этом случае класс делится на группы или на пары, а ответы принимаются в письменном виде.

Растения

1. Разгадайте загадки:

  • Кошачья травка, больным поправка,
    Корешок в аптечку, чтоб помог сердечку.

(Ответ. Валериана, 1 балл.)

  • Какую траву и слепой знает? (Ответ. Крапива, 1 балл.)
    Корень, стебель, лист, плоды –
    Все негодно для еды.
    А засажен огород…
    Что же мы положим в рот?

(Ответ. Клубень картофеля, 1 балл.)

  • Какую ягоду собирают весной, зимой, летом и осенью? (Ответ. Клюкву, 1 балл.)

  • Какое дерево считается национальным деревом нашей страны? (Ответ. Лиственница, 1 балл.)

  • Когда он расцвел, то увидел Весну и сразу полюбил ее. И Весна была неравнодушна к маленькому, одетому в изящное белое платьице цветочку, укрывавшемуся широким зонтиком. Весна ушла, и цветок долго оплакивал ушедшую ласковую весну. Маленькие цветочки его опали, и на месте их выступила кровь и обагрила зеленые следы, ставшие потом ярко-красными слезинками – ягодами. О каком растении идет речь в этой легенде? (Ответ. Ландыш, 1 балл.)

  • Из семян каких растений делают следующие крупы:

а) геркулес (овес);
б) манная (пшеница);
в) гречневая (гречиха);
г) перловая (ячмень);
д) пшено (просо)?

(1 балл за каждый ответ, всего до 5 баллов.)

  • Выглянет из земли росток злака, через неделю он уже выше человека. (Ответ. Бамбук, 1 балл.)

  • Соколиный Глаз вздрогнул и с опаской огляделся вокруг. Потом опустился на колено, потрогал рукой неприметное растение, выросшее на тропе. «След бледнолицего!» – воскликнул индеец. Как называется это растение? (Ответ. Подорожник, 1 балл.)

  • Если положить цепочкой три ячменных зернышка, вы получите единицу длины, хорошо известную всем по одной из сказок Андерсена. Что это за единица? (Ответ. Дюйм, 1 балл.)

  • Он бывает желтый и красный, может быть белым и почти черным, но любой из них в свое время становится зеленым. Он верный помощник человека, хотя кое-кто его терпеть не может. Про него в старину говорили: «Друг от семи недуг». (Ответ. Лук, 1 балл.)

  • Очень известный математик древности Пифагор много внимания уделял правильному питанию. Он дожил до глубокой старости и считал, что хорошим здоровьем он обязан двум продуктам: меду и извест-
    ному у нас овощу, который поддерживает бодрость духа и веселье. Название этого овоща происходит от латинского слова «капут», что означает «голова». (Ответ. Капуста, 1 балл.)

  • Назовите по три растения, у которых человек использует в пищу а) корень; б) стебель; в) лист. (За каждое растение – 1 балл, всего до 9 баллов.)

  • Цикута, собачья петрушка, белладонна, дурман, лютик, вороний глаз. Какое свойство объединяет эти растения? (Ответ. Ядовитость, 1 балл.)

  • О березе говорят: «Первое дело – мир освещать, второе дело – скрип утишать, третье дело – больным помогать, четвертое – чистоту соблюдать». Поясните, как вы это понимаете? (Ответ. Лучина, деготь, почки, веник. До 4 баллов.)

Животные

  • Этот пятнистый хищник дал название одному из зарубежных автомобилей. (Ответ. Ягуар, 1 балл.)

  • Именем какой рыбы названа харчевня в сказке «Буратино»? (Ответ. Пескарь – «Три пескаря»,
    1 балл.)

  • Какая корова сытнее живет: хвостатая или бесхвостая? Почему? (Ответ. Хвостатая – лучше отгоняет насекомых, 2 балла.)

  • В Англии есть кошки, которые состоят на государственной службе и получают заработную плату. Где они работают? (Ответ. Шесть кошек ловят мышей в Британском музее, 1 балл.)

  • Назовите любимую обувь любимой собаки Эдуарда Успенского. (Ответ. Кеды собаки Шарика,
    1 балл.)

  • Сколько лошадей в одном эскадроне? (Ответ. 100, 1 балл.)

  • Какую лошадь боготворят все поэты? (Ответ. Пегаса, 1 балл.)

  • Закончите схему: много кошек –––> ? –––> ? –––> большой урожай клевера. (Ответ. «Мало мышей», «много шмелей»: кошки едят мышей, которые уничтожают гнезда шмелей – опылителей клевера, 2 балла.)

Игра «Путешествие по страницам учебника биологии» (Автор – Н.Г. Шабардина)

(7-й класс)

Эта игра направлена на привлечение внимания учащихся к рисункам в учебнике биологии. К сожалению, из-за огромного объема учебного материала в курсе «Многообразие живых организмов» на уроках редко удается обратить внимание на интересные особенности изучаемых объектов. В ходе игры, работая в группах, учащиеся рассматривают рисунки учебника в поисках ответов на вопросы. Так как игра проводилась во время предметной декады (в январе), то «путешествовали» мы в основном по первой половине учебника В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов».

Если игра проводится на уроке, команды за определенное время дают краткие письменные ответы по каждому этапу. Если игра проводится во внеурочное время, можно привлечь старшеклассников и организовать «путешествие по станциям», определив для каждой команды свой маршрут. В этом случае участники игры на каждой «станции» дают устные ответы, а набранные баллы вписываются в маршрутный лист.

Музыкальный этап

  • Найдите за 1 минуту на страницах учебника изображения живых организмов, в названиях которых содержатся ноты. Укажите названия организмов и номера страниц.

  • Этому дереву мы обязаны скрипичной музыкой, так как у него очень певучая и звонкая древесина, из которой делали свои скрипки самые знаменитые мастера Страдивари и Амати. О каком дереве идет речь? Найдите его изображение на страницах учебника. (Ответ. О ели, которую можно увидеть на с. 42 и 79.)

  • Это животное получило свое название из-за формы, напоминающей духовой музыкальный инструмент. (Ответ. Инфузория-трубач, с. 99.)

  • Прослушайте фрагмент музыкального произведения и найдите в учебнике портрет животного, которое вдохновило композитора на его создание. (Ответ. Звучит «Полет шмеля», изображение шмеля на с. 145 и 159.)

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru