ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
 

Правовое обеспечение профильного обучения

Новые задачи, поставленные перед учителем профильной школы, требуют от него мобилизации сил, умений, знаний, зачастую того, что приходит с годами педагогического труда. В регионах, где уже сегодня внедряются предпрофильная подготовка и профильное обучение, обозначились типичные затруднения педагогов в процессе их реализации: незнание нормативно-правовой базы, непонимание целей и задач профильного обучения; непонимание отличий в целях, задачах, средствах реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения.

В публикуемом материале мы даем фрагменты основных документов, которые определяют развитие профильного обучения.

Приказ Минобразовани РФ от 18.07. 2002 г. № 2783 «Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»
«Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования». Приложение к приказу № 2783 от 18.07.2002 г.

– В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательной школы ставится задача создания «системы специализированной подготовке (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда». <…>

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

– обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

– создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

– способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

– расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. <…>

Можно выделить несколько вариантов (моделей) организации профильного обучения.

1. Модель внутришкольной профилизации

Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранные профиль) и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения).

Общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили, но за счет значительного увеличения числа элективных курсов предоставлять школьникам (в том числе в форме многообразных учебных межклассных групп) в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы.

2. Модель сетевой организации

В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Оно может строиться в двух основных вариантах.

Первый вариант связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, которое выполняет роль «ресурсного центра». В этом случае каждое общеобразовательное учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых общеобразовательных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр».

Второй вариант основан на кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения профильного обучения не только там, где он учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, учреждения профессионального образования и др.).

Предложенный подход не исключает возможности существования и дальнейшего развития универсальных (непрофильных) школ и классов, не ориентированных на профильное обучение, и различного рода специализированных общеобразовательных учреждений (хореографические, музыкальные, художественные, спортивные школы, школы-интернаты при крупных вузах и др.).

Решение об организации профильного обучения в конкретном образовательном учреждении принимает его учредитель по представлению администрации образовательного учреждения и органов его общественного самоуправления. <…>

«Рекомендации по организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях на 2003/2004 учебный год». Приложение к письму Минобразования РФ от 20.08. 2003 г. № 03-51-157ин/13-03.

<…> Эксперимент организует и проводит Министерство образования Российской Федерации совместно с органами управления образованием различных уровней, учреждениями повышения квалификации работников образования, общеобразовательными учреждениями, изъявившими желание участвовать в эксперименте и включенными в перечень экспериментальных общеобразовательных учреждений. <…>

Общеобразовательные учреждения:

– создают необходимые условия для проведения эксперимента, направляют на курсы повышения квалификации педагогических работников по вопросам проведения эксперимента;

– организуют образовательный процесс и методическую работу с учетом проведения эксперимента;

– устанавливают штатное расписание, распределение должностных обязанностей, надбавок и доплат к должностным окладам и ставкам заработной платы работников учреждения с учетом специфики экспериментальной работы;

– представляют ежегодный отчет в местную (муниципальную) структуру (совет) по проведению эксперимента.

Общеобразовательные учреждения, участвующие в эксперименте, имеют статус экспериментальных площадок.

Органам управления образованием, учредителям общеобразовательных учреждений – экспериментальных площадок рекомендуется изыскать возможности для организации выплат надбавок работникам общеобразовательных учреждений, принимающим непосредственное участие в эксперименте (классным руководителям 9-х классов, заместителям директоров общеобразовательных учреждений, отвечающим за организацию предпрофильной подготовки обучающихся). <…>

Для организации предпрофильной подготовки и последующего перехода на профильное обучение органам местного самоуправления (муниципалитетам), участвующим в эксперименте, рекомендуется провести следующую работу:

– определить совокупность образовательных учреждений, в которых будет вестись предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов (общеобразовательные учебные заведения, учебно-производственные комбинаты (УПК), профессиональные училища (ПУ), профессиональные лицеи (ПЛ), колледжи, техникумы, образовательные учреждения системы дополнительного образования, высшие учебные заведения (ВУЗ));

– составить предварительный проект структуры и сети предстоящего профильного обучения в территории (профильные школы, классы, группы и др.) с учетом возможностей образовательной сети и выявленных ориентаций школьников;

– организовать информационную работу в общеобразовательных учреждениях;

– начать отработку различных вариантов взаимодействия образовательных учреждений в рамках сетевой формы реализации образовательных программ (по типу взаимоотношений «школа – школа», «школа –
УПК», «школа – ПУ», «школа – ПЛ», «школа – колледж», «школа – техникум», «школа – ВУЗ»), включая академические, организационные, экономические аспекты взаимодействия. <…>

При этом необходимо подчеркнуть, что решение о введении профильного обучения в том или ином общеобразовательном учреждении учредитель принимает по представлению администрации школы, согласованному с органом самоуправления общеобразовательным учреждением. Тем самым учредитель должен будет принимать решение в отношении конкретного общеобразовательного учреждения, руководствуясь не только собственно его пожеланиями и характеристиками (кадровое обеспечение и материальная база), но и своим видением конкретной перспективы, своим реальным проектом развертывания сети профильного обучения на подведомственной территории в целом. <…>

«Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся». Приложение к письму Минобразования РФ от 20.04. 2004 г. № 14-51-102/13.

<…> Использование индивидуального учебного плана при профильном обучении позволяет реализовывать различные образовательные потребности обучающихся, их семей, работодателей, учреждений профессионального образования в общеобразовательных учреждениях различных видов.

Под индивидуальным учебным планом (ИУП) понимается совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения обучающимся из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе федерального базисного учебного плана. В рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) при составлении ИУП возможно использование учебных предметов (курсов) нескольких образовательных учреждений (организаций).

Нормативно-правовой основой обучения по индивидуальным учебным планам являются:

– Закон РФ «Об образовании», который указывает, что «...обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения <...>. Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта. <...> регламентируется уставом данного образовательного учреждения» (п. 4 ст. 50);

– Концепция профильного обучения на третьей ступени общего образования исходит из многообразия форм его реализации. Наряду с созданием профильных классов и групп, на основе примерных учебных планов профилей важно предоставить обучающемуся право освоения образовательных программ на основе ИУП;

– федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования (приложение к Приказу Минобразования России от 09.03.2004 N 1312);

– уставы общеобразовательных учреждений, реализующих практику ИУП. В соответствующих разделах уставов данных общеобразовательных учреждений целесообразно прописать:

а) наличие прав обучающихся на обучение по ИУП;

б) возможность организации образовательного процесса для обучающихся по ИУП (в том числе с использованием ускоренных курсов обучения, экстерната);

в) особый порядок оценивания, промежуточной и по некоторым дисциплинам итоговой аттестации при обучении по ИУП;

г) порядок разработки, утверждения и периодической корректировки ИУП учащихся (это также может быть отнесено к компетенции администрации школы, педагогического совета, органов школьного самоуправления и пр.). <…>

Составление учебного плана общеобразовательного учреждения и школьного расписания, основанного на индивидуальных учебных планах учеников, может осуществляться в три этапа.

I этап. Формирование списка учебных предметов и курсов, предлагаемых обучающимся

Данный этап начинается с составления предварительного варианта учебного плана общеобразовательного учреждения, включающего в себя набор учебных предметов, которые данное учреждение может предложить ученикам на выбор. В соответствии с федеральным базисным учебным планом определяется перечень обязательных предметов на базовом уровне (федеральный компонент).

Далее перечень дополняется профильными предметами, которые школа предлагает обучающемуся для выбора.

Затем учебный план общеобразовательного учреждения дополняется предметами, включая предметы регионального компонента, и элективными курсами. Перечень и содержание элективных курсов определяются школой (компонент образовательного учреждения).

II этап. Составление индивидуальных учебных планов, учебного плана общеобразовательного учреждения и расписания занятий

Обучающиеся выбирают предметы, которые хотят изучать на профильном уровне (их должно быть не менее двух).

После предложений обучающихся по выбору предметов и курсов производится подсчет суммарного объема часов, составляющих индивидуальный учебный план, и, если потребуется, приведение его в соответствие с объемом учебной нагрузки, предусмотренной базисным учебным планом и СанПиНами.

Необходимо пояснить обучающимся механизм составления индивидуального учебного плана, возможности и правила его изменения за время обучения в старшей школе, формы отчетности по изученным курсам.

При составлении ИУП следует обратить внимание на то, чтобы обучающиеся и их родители понимали, что имеет место ситуация выбора, при которой изменить набор предметов можно только при выполнении определенных условий, получении соответствующих оценок при промежуточной аттестации.

Далее ведется работа по составлению расписания общеобразовательного учреждения.

III этап. Составление расписания с учетом ИУП

Разработана компьютерная программа «ИУП-профиль», которая с учетом нормативов федерального базисного учебного плана, объемов допустимой учебной нагрузки, возможностей и интересов школы, объема и содержания регионального компонента учебного плана помогает школе и учащимся вести работу по созданию индивидуальных учебных планов обучения на третьей ступени.

Администрация общеобразовательного учреждения делает сводную таблицу, в которой суммируются индивидуальные учебные планы обучающихся старших классов. <…>

Примеры создания ИУП и разработки расписания общеобразовательного учреждения, опытный образец компьютерной программы и перечень проблемных вопросов относительно организации практики ИУП и сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций представлены в Интернете на сайте «Профильное обучение в старшей школе» по адресу: www.profile-edu.ru. <…>

«О комплектовании 10-х классов общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по профильному обучению». Письмо Минобразования РФ от 6.05.2004 г. № 14-51-123/13.

<…> При комплектовании 10-х классов общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте, безусловным остается выполнение требования законодательства о бесплатности и общедоступности среднего (полного) общего образования.

Ответственность за реализацию этого права граждан несут органы местного самоуправления (муниципалитеты), которые обычно и являются учредителями образовательных учреждений. Они должны обеспечивать общедоступность среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях, учрежденных ими на данной территории (однако это не равнозначно праву беспрепятственной записи на обучение в конкретное образовательное учреждение).

Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранный профиль) и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения, открывая профильные классы и профильные группы). Также общеобразовательные учреждения могут открывать на старшей ступени классы (группы) универсального (непрофильного) обучения.

Общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили, но за счет значительного числа предлагаемых к выбору предметов и курсов предоставлять обучающимся (в том числе в форме многообразных учебных межклассных групп) возможности обучения по индивидуальным учебным планам, включая в них те или иные профильные и элективные предметы и курсы.

Профильные классы, созданные на третьей ступени общего образования, являются структурными единицами общеобразовательного учреждения, открываются, реорганизуются и закрываются соответствующим решением Учредителя общеобразовательного учреждения (далее – Учредитель).

Учредитель осуществляет контроль за реализацией права граждан на получение среднего (полного) общего образования в профильных классах.

Комплектование профильных классов должно осуществляться на объективной, справедливой и прозрачной для общества основе.

Прием обучающихся в профильные классы осуществляется приемной комиссией общеобразовательного учреждения, в состав которой могут входить представители Учредителя данного учреждения.

Наполняемость профильных классов, как правило, в городских общеобразовательных учреждениях составляет 25 человек, в сельских – 20 человек.

При наличии необходимых условий и средств для организации профильного обучения, в том числе изучения элективных курсов, возможно деление классов на группы с меньшей наполняемостью.

В профильные классы общеобразовательных учреждений принимаются обучающиеся, успешно сдавшие экзамены по обязательным предметам и экзамены по выбору, независимо от их места проживания. Преимущественным правом поступления в профильные классы пользуются:

– выпускники 9-х классов, наиболее успешно прошедшие государственную (итоговую) аттестацию за курс основного общего образования;
– победители по соответствующим профильным предметам районных, региональных и федеральных окружных олимпиад;
– обладатели похвальной грамоты «За особые успехи в изучении отдельных предметов» (профильных предметов);
– дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
– выпускники 9-х классов, получившие аттестат об основном общем образовании особого образца.

Наряду с результатами государственной (итоговой) аттестации по решению местного (муниципального) органа управления образованием рекомендуется использовать портфель индивидуальных учебных достижений (портфолио) в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников 9-х классов.

Портфолио выпускника – это комплект документов, представляющих совокупность сертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки.

В случае если количество мест в профильном классе (общеобразовательном учреждении) соответствует количеству поданных заявлений, а также в условиях малокомплектной сельской школы портфолио позволяет более обоснованно предложить направление (профиль) обучения в зависимости от характера представленных материалов. <…>

Для решения вопроса о зачислении в профильный класс выпускники 9-х классов или их родители (законные представители) представляют в общеобразовательное учреждение заявление о приеме на имя директора общеобразовательного учреждения, аттестат об основном общем образовании. По решению местного (муниципального) органа управления образованием может учитываться портфель индивидуальных учебных достижений.

Документы, представленные выпускниками 9-х классов или их родителями (законными представителями), регистрируются через секретариат общеобразовательного учреждения в журнале приема заявлений в 10-й класс. После регистрации заявления заявителю выдается документ, содержащий следующую информацию: входящий номер заявления; перечень представленных документов и отметка об их получении, заверенная подписью секретаря или ответственного за прием документов и печатью общеобразовательного учреждения; сведения о сроках уведомления о зачислении в 10-й профильный класс; контактные телефоны для получения информации; телефон органа управления образованием, являющегося учредителем.

Все представленные документы рассматриваются на заседании приемной комиссии. Принятое решение оформляется протоколом заседания комиссии. Время работы приемной комиссии устанавливает общеобразовательное учреждение.

Комплектование профильных классов завершается 1 июля. В исключительных случаях осуществляется дополнительный прием в период с 1 по 30 августа. Для осуществления дополнительного приема директору общеобразовательного учреждения разрешается иметь резерв в количестве 5 мест в каждом профильном классе.

После окончания приема заявлений зачисление в профильный класс общеобразовательного учреждения оформляется приказом руководителя школы не позднее 30 августа текущего года и доводится до сведения заявителей.

Всех обучающихся, зачисленных в профильные классы, и их родителей (законных представителей) общеобразовательное учреждение обязано ознакомить с уставом общеобразовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации и другими документами, регламентирующими деятельность учреждения.

За учащимися профильных классов (при отсутствии академической задолженности) сохраняется право перехода в универсальные (непрофильные) классы по заявлению родителей (законных представителей) и по согласованию с Учредителем.

Обучающимся в 10-х профильных классах может быть предоставлено право изменения профиля обучения в течение учебного года при следующих условиях:

– отсутствие академических задолженностей за прошедший период обучения;
– самостоятельная сдача зачетов по ликвидации пробелов в знаниях по предметам вновь выбранного профиля;
– письменное ходатайство родителей (законных представителей).

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru