ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

В.И. АБРАМОВ,
учитель биологии
Северодвинской городской гимназии,
Архангельская обл.

Как повысить интерес к биологии в классах гуманитарного профиля

Наша Северодвинская городская гимназия – учебное заведение с углубленным изучением ино-странных языков. И вполне понятно, что многие ученики свою будущую профессию связывают с ино-странными языками. Поэтому не секрет, что такие учащиеся в старших классах к изучению биологии относятся формально. Им интересно на уроках, им интересен предмет, но для них важно не получение глубоких знаний по биологии, а только хорошая или отличная оценка в аттестате. Для преодоления такого отношения я использую различные приемы, о которых уже писал в газете «Биология» (№ 25–26/2004). За последние два года мне удалось найти и проверить на практике еще один очень, на мой взгляд, удачный способ развития у наших учащихся дополнительного интереса к биологии, опираясь на их стремление к творческой деятельности в области иностранных языков.

Все началось с того, что к нескольким учащимся 11-го класса, увлеченным английским языком, я обратился с просьбой перевести на русский язык названия картин нескольких зарубежных художников-анималистов. Ребята успешно справились с этой работой. Был доволен и я, и, как мне показалось вначале, сами учащиеся. Ведь за проделанную работу они получили в журнал оценку «5», и их похвалили учителя английского языка. Но оказалось, что ребята своей работой не были удовлетворены, т.к. не знали, что это за художники, где живут, над чем работают, как их картины оцениваются специалистами. Начался поиск в Интернете. Были найдены не только новые репродукции этих художников, но и рассказы об их творчестве. Ребята перевели и эти статьи.

Тогда же и родилась идея создания силами творческой группы учащихся гимназии и учителя биологии мультимедийной энциклопедии «Животные в живописи», посвященной художникам-анималистам. К реализации этой идеи мы приступили в прошлом учебном году. В группу вошли учащиеся 8, 10 и 11-х классов. К участию в этой работе привлечены теперь не только ученики, занимающиеся на «отлично» по иностранным языкам, но и те, кто параллельно учится в художественных школах города. Им приходится работать с оригинальными статьями на английском, немецком, французском языках, найденными в Интернете. Выполняя такую работу, ребята не только используют словари, но и вынуждены обращаться к дополнительной англоязычной литературе по биологии, использовать Интернет для того, чтобы правильно перевести названия животных, названия картин. Преподаватель технического перевода Е.В. Бойкова и учителя иностранных языков гимназии, с которыми ребята консультируются, помогают им в этой работе. По их мнению, такая работа полезна не только для тех учащихся, кто будет поступать на языковые факультеты, но и для тех, кто собирается поступать в медицинские вузы, т.к. расширяет лексический словарь, способствует формированию переводческих навыков наиболее сложных грамматических и лексических конструкций, пополняет их словарный запас биологическими терминами.

К работе над созданием мультимедийного диска привлечен преподаватель художественной школы В.И. Попов.

Обязательным условием работы учащихся над созданием мультимедийного диска являются недопущение перегрузок и отсутствие снижения успеваемости по другим предметам. Данная работа выполняется добровольно, с разрешения родителей школьников.

Работа учащихся оценивается учителем биологии и учителями английского языка, что является для ребят дополнительным стимулом.

Участники этой группы выступают с докладами о зарубежных и отечественных художниках-анималистах перед учащимися нашей гимназии, сопровождая их показом репродукций. Запланированы их выступления и в других школах города. С их участием в гимназии организована постоянная выставка картин художников-анималистов, на которых изображены животные, обитающие на территории Архангельской области.

Результат этой работы – появление истинного интереса к биологии у учащихся, занятых в создании мультимедийного диска.

Сейчас мультимедийный диск включает более 12 000 репродукций художников-анималистов. Работа над ним продолжается. В этом учебном году для удобства пользования будет создан мультимедийный диск, в котором репродукции картин будут размещены не по принципу авторства, а по принципу классификации животных.

Затем мы собираемся приступить к созданию диска, посвященного изображению в живописи растений, а также, по примеру московских школ, мультимедийной энциклопедии, посвященной животному миру Архангельской области.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru