ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

О.М. ЛЕОНТЬЕВА,
г. Москва

Естествознание для гуманитариев

Цели

Программа курса, методы его преподавания и способы промежуточной и итоговой фиксации результатов обучения направлены на формирование у учащихся целостной естественнонаучной картины мира, современного научного мировоззрения, на развитие самоопределения личности школьника в окружающем мире.

Дети приходят в десятый класс с уже сложившимся взглядом на окружающий мир, с осознанием (у каждого – в своей мере) собственного места в нем. Они не так легко меняют свои взгляды, как бы нам, взрослым, этого хотелось. Часто они прячут, маскируют их во время уроков, чтобы легче получить желаемую отметку. Они могут получать свои пятерки по биологии, называя плод клубники «орешком», но тут же, придя в магазин, скажут, что это – ягода. Их собственное «знание» оказывается сильнее «объективного», школьного, знания.

Целостный взгляд на мир у каждого человека остается, вопреки искусственному расчленению этого мира школьными учебными программами, которые дети «проходят» в начальной и средней школе.

Поэтому этот курс и нацелен на:

– развитие и структурирование собственной, целостной естественнонаучной картины мира;
– развитие научного мировоззрения и соотнесение его с современными представлениями о живой и неживой природе;
– самоопределение личности учащегося в окружающем мире.

Почему в свои цели мы не внесли «знаниевый» компонент?

В этом курсе мы постарались уйти от простой «передачи» набора знаний. Мы считаем, что гораздо важнее научить молодых людей пользоваться справочной литературой, анализировать естественнонаучные факты т.е. развивать универсальные навыки (компетенции), которые помогут им в дальнейшем разбираться с новой естественнонаучной информацией, формировать собственное к ней отношение.

Наш опыт преподавания показывает, что «минимум» знаний, получаемый в результате такого обучения, будет выше обычного. Каждый ученик не только будет иметь возможность выбрать для работы самый интересный для него объект в естествознании, но и познакомится с результатами, полученными одноклассниками, с их взглядами, мыслями, идеями. После такой работы дети будут легко понимать проблематику естествознания, с любовью относиться к естественнонаучным объектам, интересоваться Природой, ее законами.

Задачи

В соответствии с поставленными целями, основной задачей деятельности педагога становится создание условий, при которых развитие и самоопределение будут проходить с наибольшей эффективностью.

Какие именно навыки (умения, компетенции, способности) мы предлагаем тренировать и развивать у своих учеников? Список задач, предлагаемых ниже, может быть расширен и дополнен учителем (или командой), взявшимся за эту работу. Главное, чтобы все они были направлены на создание определенных условий, при которых будут развиваться способности (компетенции) учеников в их понимании окружающего мира, закономерностей его развития и самоопределения в этом мире.

Задачами курса является создание условий для:

– расширения проблемного поля учащихся;
– формулирования вопросов, проблем, тем собственных исследований;
– проведения исследований;
– анализа результатов исследований и их презентации.

Учебник

Данная программа может базироваться на самых разнообразных учебниках, в том числе на учебниках по отдельным предметам естественнонаучного цикла. Обязателен доступ к разнообразной дополнительной и справочной литературе и Интернету.

Этапы обучения и методы работы

I. Расширение проблемного поля и формирование тем для собственных исследований учащихся

Это самый сложный, но и самый важный этап. Он может проходить отдельно от остальных этапов (тогда он займет примерно одно полугодие) или периодически повторяться в течение всего учебного года, чередуясь с остальными этапами.

Методы работы

1. Обзорное чтение учебников. Данный метод предполагает фронтальную работу с классом или с группой учащихся, выбравших этот предмет. Все (включая учителя) садятся в круг, берут одинаковые учебники по одному из предметов естественнонаучного цикла (это могут быть и энциклопедии) и начинают просматривать книги, соблюдая условие: во время этой работы можно читать лишь подписи под картинками, заголовки и подзаголовки. Эти подписи обсуждаются, все пытаются догадаться, о чем говорится в самом тексте: как поясняются в тексте рисунки, о чем говорится в отдельных параграфах и главах текста. Чтобы активизировать работу учащихся, учитель периодически задает вопрос, начинающийся со слов: «Как вы думаете?..», относящийся к тому или иному рисунку или названию. Ученики высказывают собственные идеи. Педагог комментирует ответы, соглашаясь или не соглашаясь с мнением ребят, дополняя их ответы со своей (более аргументированной) точки зрения. Очень важно учесть, что учитель не делит ответы на «правильные» и «неправильные». Любое мнение учитывается, с ним можно соглашаться или спорить.

При этом педагог концентрирует внимание ребят на вопросах, возникающих у них в процессе общей работы. Особенно важны вопросы, ответы на которые нельзя сразу найти в тексте, вопросы, связанные с личным опытом учеников. Фактически это расширяет проблемное поле, охваченное анализируемым в данный момент текстом. Ответы на такие вопросы детей учитель дает наиболее подробно: «Я думаю, что...», «Еще не совсем понятно, почему..., зачем... и т.д.» – показывая неоднозначность своих собственных версий, демонстрируя, что есть проблемы еще до конца не изученные наукой.

Именно вопросы учеников, оставшиеся без «однозначного» ответа, и станут материалом для второго этапа обучения: из них учащиеся смогут выбрать темы своих будущих исследований и работ.

Этот метод лучше использовать при концентрической работе, чередуя этапы несколько раз в течение одного учебного года. При этом после одного-двух занятий в режиме обзорного чтения предлагается выбрать темы собственных исследований и начать работу над ними. Как правило, первые исследования будут незаконченными: и темы недостаточно хорошо сформулированы, и опыта такой работы недостаточно. После этого снова используется метод обзорного чтения, вся работа повторяется. Лишь ближе к концу учебного года ребятам предлагается выбрать самую интересную для них тему и довести исследовательскую работу до некоторого результата.

2. Метод погружения. Лучше всего организовать занятия таким образом, чтобы в течение недели класс (группа) занимался естествознанием каждый день по 4-6 уроков. Начать работу можно с лекции специалиста по данной теме, акцентируя внимание как на сегодняшних достижениях, так и на не разрешенных еще вопросах и перспективах будущих исследований. После лекции все вместе формулируют темы возможных исследований. Каждая группа, выбрав одну из тем, работает над ней, а затем выступает перед остальными учащимися с полученными результатами.

Задачи, стоящие перед группой: показать максимальное количество новых проблем, возникающих при нахождении ответов на поставленные ранее во-просы; заинтересовать остальных выбранной темой, привлечь к будущему исследованию одноклассников.

В конце погружения возникшие вопросы можно задать специалисту, услышать его мнение.

Наработанные в ходе таких занятий темы следует собирать, чтобы к началу третьей четверти можно было предложить ребятам целый набор сформулированных ими тем.

3. Лекции. На первом этапе можно использовать и обычные лекционные курсы. Темы выбирает сам преподаватель. При этом важно концентрировать внимание учеников на вопросах, возникающих во время слушания. Лекции могут быть оснащены демонстрационным материалом и иногда прерываться небольшими практическими работами.

Этим достигается расширение проблемного поля учащихся, а не только передача учащимся «базисных знаний».

4. Работа с литературой. Можно предложить ученикам подготовить интересные (на их взгляд) сообщения, используя научную и научно-популярную литературу по естествознанию. Доклады не надо специально оформлять, при рассказе можно пользоваться первоисточником. Работу на уроках можно строить следующим образом: все, приготовившие рассказы, разбиваются на пары. В парах ребята рассказывают друг другу то, что считают самым важным, стараясь, чтобы партнер данную информацию действительно услышал, понял, принял (для этого существуют некоторые технологии, например, предварение рассказа вопросом, связанным с ним, и превращение монолога в диалог двух людей). Как только пара заканчивает работу, она показывает учителю, что готова к смене партнеров. В течение одного урока ребята могут рассказать свое сообщение 3–5 одноклассникам. Те, кто к занятию не готов, получают на уроке литературу, выбирают интересные темы, читают и подключаются к общей работе.

В конце каждого занятия (как правило, к концу пары уроков), примерно за 10 мин до окончания, все вместе выбираем самые интересные рассказы и обсуждаем их.

Этот метод работы лучше всего сочетать (чередовать) с обзорным чтением. При этом ребятам предлагается выбрать темы, связанные с последними обсуждаемыми (просматриваемыми в книгах) во-просами.

5. Лабораторные работы. Учитель предлагает перечень практических и лабораторных работ, которые необходимо выполнить в течение полугодия. Хорошо, если это будет избыточный список: например 20 работ, из которых необходимо выполнить любые 15.

Работы выполняются в группах по 2–3 человека. Ставится одно требование к оформлению: итоги работы и выводы должны быть записаны на 3 листах машинописного текста (оформлением можно заниматься, например, на занятиях по информатике, в библиотеке). Для того чтобы записать итоги своей работы в таком объеме, ученикам приходится пользоваться дополнительной литературой, самим расширять проблемное поле, связанное с выполненной работой, искать ответы на поставленные вопросы, фиксировать вопросы, ответы на которые так и не были найдены.

II. Анализ выявленного проблемного поля, поиск решения поставленных проблем

Предлагаем сконцентрировать внимание учеников на двух основных способах поиска решений поставленных проблем: экспериментально-исследовательском и реферативном.

Прежде чем предлагать ребятам выполнить самостоятельное исследование, нужно провести вместе с ними две-три общих работы на темы, сформулированные вместе с ребятами. При этом учитель руководит исследованием, которое проводится в достаточно большой группе: вместе с учениками обсуждает цели работы, ищет наиболее точные формулировки; обсуждает и формулирует задачи работы, ее этапы; распределяет обязанности участников; следит за ходом проведения экспериментов и оформлением реферативной части; заслушивает и корректирует доклады о результатах проведенного исследования.

Поскольку не каждый может самостоятельно провести экспериментальное исследование и у ребят различная степень заинтересованности в такого рода работе, можно использовать прием «задание–награда». Ученикам, которые в процессе проведения общих исследований, показали себя наиболее заинтересованными, готовыми к проведению самостоятельной работы можно разрешить приступить к собственным исследованиям. В конце каждого занятия им предоставляется время для рассказа о том, что они делали, каких результатов (промежуточных) достигли, что планируют делать дальше. Для выполнения исследования и его оформления они могут подобрать себе «команды». Ответственность за результат работы такой команды разделяют все ее члены.

Для обсуждения результатов готовых работ проводятся школьные научные конференции с докладами, вопросами к докладчику, обсуждением работы. Здесь все участники – равноправные коллеги. Исследование может как подтвердить первоначальную гипотезу, так и опровергнуть ее: оба результата считаются положительными. Каждый участник конференции высказывает свою точку зрения на обсуждаемый вопрос, выслушиваются все мнения.

Для получения ответов на сформулированные учащимися проблемные вопросы, также используется написание рефератов. Реферативные работы оформляются в соответствии с принятыми в естест-вознании нормами. Результаты докладываются на внутренних конференциях. Фиксируется способ работы, время, затраченное на достижение желаемого результата.

III. Фиксация результатов

Фиксация результатов работы в рамках такого курса происходит регулярно, по мере завершения того или иного этапа.

Способ аттестации при прохождении программы должен соответствовать целям обучения или конкретным задачам. Промежуточную аттестацию следует соотносить с задачами обучения, а итоговую – с целями или с совокупностью всех поставленных задач.

В качестве промежуточной аттестации мы предлагаем различного рода самооценку и самоотметку, критерии которой должны быть заранее оговорены. Итоговой формой аттестации видится «открытый экзамен», в котором выпускникам будут предложены задания, при выполнении которых они могут пользоваться любыми источниками информации. При этом обязательным является условие отражения личной позиции ученика. Итоговый экзамен может быть двух видов:

1. С длительной подготовкой к экзамену (тема выбирается учеником заранее, включает в себя собственное естественнонаучное исследование, его подробное описание, обзор литературы по выбранной теме, собственные выводы – как любое научное исследование).

2. С подготовкой ответа на случайно выбранную тему «по времени» (тема выбирается случайно во время экзамена, она не может быть заранее известна никому из учеников; материал по этой теме подбирается из любых источников, которые можно найти в школе, ответ готовится в виде доклада. Задания должны быть сформулированы так, чтобы на них не существовало единственного «правильного» ответа, заранее известного учителям).

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru