ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Д.С. ЕРМАКОВ,
к.х.н., зав. кафедрой
естественных дисциплин УРАО, г. Москва

Элективные курсы по биологии для профильного обучения

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (2002 г.) предусматривает возможность введения пяти профилей, в числе которых естественно-математический (профильные предметы – математика, физика, химия, география, биология). В Федеральном базисном учебном плане (2004 г.) предлагается вариант введения десяти профилей, в том числе естественнонаучного (профильные предметы – физика, химия, биология).

Профильное обучение предусматривает возможность для каждого учащегося обучаться по индивидуальному учебному плану, который строится на основе базисного и включает следующие основные блоки.

1) Базовые общеобразовательные предметы – являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения.

2) Профильные общеобразовательные предметы – предметы повышенного уровня сложности, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения, обязательные для учащихся, выбравших данный профиль.
Содержание указанных блоков учебных предметов определяется федеральным компонентом образовательного стандарта общего среднего образования и контролируется ЕГЭ.

3) Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся, определяемые профилем обучения.

Примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50 : 30 : 20. В отличие от факультативов, элективные курсы в профильном обучении обязательны. По элективным курсам ЕГЭ не проводится.

Можно выделить следующие типы элективных курсов по биологии и экологии для профильного обучения.

1. Предметные курсы, цель которых – углубление и расширение содержания профильного общеобразовательного курса биологии.

1.1. Курсы повышенного уровня сложности, направленные на углубленное изучение учебного предмета «Биология» и согласованные с основной программой как тематически, так и по времени. Выбор такого элективного курса позволит изучить биологию не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы курса углубляются более или менее равномерно.

1.2. Спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы профильного курса биологии, входящие в обязательную программу данного предмета (например, «Генетика», «Клетки и ткани», «Экология», «Биофизика»).

1.3. Спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу («Биотехнология», «Селекция», «Теория эволюции», «Вирусы и вирусные заболевания»).

1.4. Прикладные элективные курсы, цель кото-рых – знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству («Биология в сельском хозяйстве», «Экологический практикум», «Решение проблем окружающей среды и устойчивое развитие»).

1.5. Элективные курсы, посвященные изучению биологических методов познания природы («Методика и техника биологического эксперимента», «Как делаются открытия», «Математические методы и модели в биологии и экологии», «Экология в экспериментах»).

1.6. Элективные курсы, посвященные истории биологии и экологии («Современные проблемы биологии», «История экологии», «Нобелевские премии по физиологии и медицине»).

1.7. Элективные курсы, посвященные составлению и решению задач по биологии («Решение олимпиадных задач по биологии», «Экспериментальные задачи по биологии и экологии», «Задачи по биологии с практическим содержанием»).

2. Межпредметные элективные курсы, цель которых – интеграция знаний учащихся о природе и обществе («Эволюция и креационизм как феномен культуры», «Устойчивое развитие», «Экологическая химия», «Биология и здоровье», «Социально-экономические факторы решения экологических проблем», «Естественнонаучная картина мира»).

3. Отдельную группу составляют элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план, способствующие социализации, профессиональному самоопределению учащихся («Мир профессий», «Эффективное поведение в конфликте», «Информационная культура и сетевой этикет»).

Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.

При разработке содержания и методической системы элективного курса важно показать, какое место он занимает среди общеобразовательных и базовых профильных предметов, какие межпредметные связи реализуются при изучении элективного курса, какие общеучебные, профильные и специальные (биологические, экологические) умения и навыки при этом развиваются, каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, профессионального самоопределения.

Цели и задачи изучения курса желательно формулировать в терминах, понятных и учителю, и учащимся: для чего изучается курс, какие образовательные потребности удовлетворяет. В соответствии с целями формулируются задачи изучения курса: что необходимо для достижения целей; над чем конкретно предстоит работать учителю и учащимся при изучении курса.

При отборе содержания курса необходимо ответить на следующие вопросы: какие факты, понятия, представления, идеи, принципы, ценности предлагаются для усвоения; какие умения и навыки будут сформированы; для каких биологических и экологических профессий (областей прикладной биологии и экологии) полезны формируемые умения и навыки; какие разделы и из каких школьных курсов (не только биологии, но и, например, математики, физики, химии, иностранного языка) должны быть освоены (как учащимися, так и учителем) перед началом изучения элективного курса; в каких материалах реализуется содержание курса (учебное пособие, рабочая тетрадь для учащихся, методическое пособие для учителя, хрестоматия, электронные/мультимедийные пособия, Интернет-ресурсы и т.п.).

Методы и формы обучения должны определяться требованиями профилизации обучения, учета индивидуальных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. Ведущее место в обучении следует отвести методам проблемного, практического и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность. Значительной должна быть доля самостоятельной работы с различными источниками учебной информации.

При определении форм организации учебных занятий следует исходить прежде всего из целей курса. Поскольку в принципе не исключается изучение элективного курса даже одним учащимся, необходимо предусмотреть варианты как коллективного, так и индивидуально-группового изучения материала курса. В то же время если содержание курса может быть освоено только в групповых или коллективных формах (учебные проекты, деловые игры), то следует оговорить минимальную численность учебной группы. Важно предусмотреть использование таких методов и форм обучения, которые давали бы представление учащимся о возможной будущей профессиональной деятельности, соответствующей выбранному профилю обучения. Это могут быть биологический эксперимент, экологическое моделирование, опытническая работы на пришкольном участке, деловые игры по решению местных экологических проблем, перевод иностранных научных публикаций и др.

Тематический план включает в себя основное содержание всех разделов/тем курса с указанием времени, необходимого для их изучения. Отдельно выделяются практические и лабораторные работы, экскурсии (в природу, в научно-исследовательские организации, сельскохозяйственные и промышленные предприятия, лаборатории экологического контроля, органы управления природопользованием), учебные проекты и т.п.

Дополнительные обучающие материалы: литература для учителя и для учащихся (основная и дополнительная), электронные издания (компакт-диски, обучающие компьютерные программы), Интернет-ресурсы.

Важным элементом методической системы элективного курса является определение ожидаемых результатов изучения курса, а также способов их диагностики и оценки. Ожидаемый результат изучения курса – это ответ на вопрос: какие знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании, будут получены, какие виды деятельности будут освоены, какие ценности будут предложены для усвоения? Результаты должны быть значимы в первую очередь для самих учащихся, что необходимо для обеспечения привлекательности курса на этапе первоначального знакомства с ним и его выбора школьниками. Результаты обучения могут быть сформулированы как в терминах «учащийся должен знать (иметь представление, приводить примеры)», «уметь», «иметь опыт», так и в терминах компетентностей.

Не менее важно продумать систему контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Необходимо разработать как формы промежуточного контроля, так и формат итоговой зачетной работы по курсу. Оценка может выставляться как в форме «зачтено/незачтено», так и по балльной шкале. С целью повышения привлекательности курса для учащихся и повышения шансов его продвижения на рынке образовательных услуг желательно, чтобы формы и содержание контроля уровня достижений учащихся в рамках элективного курса согласовывались с требованиями контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по биологии.

Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса можно использовать как специальную зачетную работу (экзамен, тест), так и портфолио ученика, т.е. совокупность самостоятельно выполненных работ (схемы, чертежи, макеты, рефераты, отчеты об исследованиях, эссе) и документально подтвержденных достижений (грамоты, дипломы). Итоговая оценка может быть накопительной, когда результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса. При этом можно использовать и рейтинг, когда конкретные рамки по количеству баллов для получения той или иной оценки заранее не ставятся, а оценка определяется по завершении изучения курса в зависимости от уровня подготовки учащихся.

Для презентации наиболее важных особенностей элективного курса его разработчикам желательно составить краткую аннотацию. Аннотация должна включать в себя название, основное содержание, а также объяснять, для кого предназначен курс. Важно, чтобы аннотация была краткой и в то же время давала достаточно полное представление о курсе, раскрывала его привлекательность.

Указанные требования к элективным курсам должны найти отражение в системе учебно-методических материалов для учителя и учащихся – учебно-методическом комплекте (УМК). В качестве основных элементов УМК может включать как минимум программу и учебник (учебное пособие) для учащихся, а также, как дополнительные элементы, рабочую тетрадь для учащихся, методическое пособие для учителя, хрестоматию, Интернет-ресурсы и др.

Программа курса должна включать: аннотацию; место курса в образовательном процессе; цели и задачи изучения курса; основные компоненты содержания курса; методы и формы обучения; результаты изучения курса; формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки; тематический план; дополнительные обучающие материалы.

Учебное пособие для учащихся. Основное содержание курса может быть представлено как в виде традиционного учебника, так и в других формах (видеокурс, интерактивная компьютерная программа, Интернет-ресурсы и т.п.). Изложение учебного материала не должно ориентировать учителя на чтение лекций, его основная функция – предоставить учащемуся информацию для занятий в классе (тексты, инструкции к лабораторным опытам и исследовательским работам, материалы для обсуждения, вопросы для дискуссий), самостоятельной работы, для выполнения домашних зданий, подготовки учебных проектов.

Аннотированный список литературы. Его необходимо подготовить в том случае, если рекомендуемая литература доступна. Необходимо указать, при изучении каких тем следует использовать тот или иной источник.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта «Английский Онлайн». Если Вы хотите выучить английский язык, и желаете обучаться по высокоэффективному курсу, пользующемуся признанием и популярностью среди других пользователей сети Интернет, то больше не надо тратить время, вводя в поисковое окно Вашего браузера такие запросы, как «курсы английского отзывы». Посетив сайт «Английский Онлайн», Вы найдете бесплатные обучающие материалы, которые позволят в самые быстрые сроки изучить основы английского языка, и сможете записаться на интенсивные курсы английского по авторской программе Игоря Хохлова. Интернет проект «Английский Онлайн» располагается по адресу http://www.e-english.ru/

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru