Интеллектуальный лабиринт

Я ИДУ НА УРОК

Т.В. ГУТАРОВА,
учитель биологии,
п. Березняки, Моск. обл.

Интеллектуальный лабиринт

Викторина по экологии для учащихся 10–11-х классов

За две недели до проведения мероприятия учитель знакомит игроков с планом и темами викторины, темами резервных вопросов, дает необходимые пояснения и список рекомендованной литературы.

В игре принимают участие три команды. Число игроков в каждой значения не имеет. Учитель читает вопросы вслух для зрителей, а командам дает карты с их записью. Команда, которая раньше других даст правильный ответ на первый вопрос предварительного задания, первой и начинает игру. Следующей вступает в игру команда, давшая правильный ответ на второй вопрос.

Стартовое задание состоит из основного и дополнительного вопросов. Дополнительный задается в случае неправильного ответа на основной, после хода соперников. Верно ответив на «стартовый» вопрос, команда после хода соперников выбирает тему следующего, пользуясь указателями-стрелками. В случае неверного ответа команда возвращается на исходную позицию и после хода соперников пытается ответить на другой вопрос. Команда, неправильно ответившая на все вопросы, которые она имеет право выбрать по указателю, выбывает из игры. В случае, если одна из команд выберет путь к вопросу, на который уже правильно ответили их соперники, следует воспользоваться одним из резервных вопросов. Побеждает команда, первой ответившая на один из вопросов «линии финиша».

Для удобства и наглядности можно воспользоваться фишками разного цвета, используя схему викторины как игровое поле.

Предварительное задание

1. Почему насекомые, живущие в полярных областях и высокогорных районах, имеют преимущественно темную окраску? (Ответ. Темный цвет хорошо поглощает тепловые лучи, поэтому в солнечную погоду температура тела насекомых выше температуры окружающего воздуха.)

2. Что такое ПДК? (Ответ. Предельно допустимая концентрация.)

Вопросы линии старта

Автора!

1. «Нефть – не топливо, топить можно и ассигнациями». Кто автор этих строк? (Ответ. Д.И. Менделеев.)

2. «В химии нет отходов, а есть неиспользованное сырье...» Кто автор этих строк? (Ответ. Д.И. Менделеев.)

Главное вещество на планете

1. Известный американский экономист А.Смит сказал об этом веществе: «Как это получается, что это вещество, столь нужное, что без него было бы невозможно жить, ценится так низко, тогда как алмазы, не приносящие никакой пользы, ценятся так высоко...». Что это за вещество? (Ответ. Вода.)

2. Это самое распространенное вещество на планете Земля.
Оно – основа всех жизненных процессов, присутствует во всех живых организмах. Участвуя в реакциях главного движущего процесса на Земле – фотосинтеза, это вещество является единственным источником кислорода в атмосфере. Что это за вещество? (Ответ. Вода.)

Под пологом леса

1. Разные виды короедов тесно связаны с определенными породами деревьев. Кроме того, на одном и том же дереве одни виды жуков заселяют ствол в нижней части, другие – в верхней, третьи живут только на сучьях или на корнях. Объясните, какое значение для насекомых имеют различия в выборе мест поселения. (Ответ. Различия в требованиях к среде обитания снижают конкуренцию между видами, повышают степень использования ресурсов среды и устойчивость биоценоза.)

2. Лес дает пищу множеству насекомых. У каждого вида – свой рацион питания и место потребления корма: есть корнееды, стволоеды, листоеды, пыльцееды, семяеды, виды, питающиеся соком. Объясните, какое значение имеют различия в кормовой диете насекомых для биоценоза. (Ответ. Различия в требованиях к среде обитания снижают конкуренцию между видами, повышают степень использования ресурсов среды и устойчивость биоценоза.)

Вопросы по указателям

Грабители

Они отнимают у сельскохозяйственных растений питание, свет, влагу. Из-за них теряется до 2 ц зерна с гектара. Кто они? (Ответ. Сорняки.)

Смерть микробам!

Лесной воздух имеет ярко выраженные антимикробные свойства. В 1 м3 лесного воздуха содержится не более 500 патогенных бактерий, тогда как в воздухе города – 3000. Что придает воздуху антимикробные свойства? (Ответ. Выделяемые растениями губительные для микробов вещества – фитонциды.)

Флаг штата

Флаг американского штата Луизиана украшает изображение бурого пеликана с птенцами. На заболоченных отмелях и в устьях рек здесь когда-то гнездились десятки тысяч этих птиц. Но в середине 1950-х гг. колония пеликанов резко сократилась, а к 1961 г. исчезла совсем. Что может служить причиной исчезновения птиц водно-болотного комплекса с берегов водоемов? (Ответ. Загрязнение воды пестицидами и отравление планктона; загрязнение воды нефтью, которая попадает на оперение.)

Ну, ты сказал!

«Волк хорош только мерт-вый» – эта широко распространенная точка зрения, по мнению эколога Ю.Одума, весьма далека от истины. Какие аргументы можно привести в защиту волка? (Ответ. Волк – хищник, который уничтожает преимущественно больных и ослабленных животных в популяции жертвы, тем самым поддерживая здоровье данной популяции и регулируя ее численность.)*

Ой, мороз, мороз...

Почему в холодную погоду многие животные спят, свернувшись в клубок? (Ответ. Так уменьшается площадь открытой поверхности тела и следовательно, теплоотдача.)

Каждая погода – благодать?

При какой погоде – циклональной или антициклональной – концентрация загрязняющих веществ в приземных слоях будет выше? (Ответ. При антициклональной, так как опускающийся воздух в центре антициклона прижимает все выбросы к поверхности земли.)

Место жительства

Лишайники широко распространены в природе, способны жить в очень суровых, с точки зрения человека, условиях, но при этом почти не встречаются в городах. Почему? (Ответ. Лишайники своего рода индикаторы чистого воздуха, а воздух городов загрязнен.)

Надгробный камень

На одном из нью-йоркских кладбищ можно увидеть 200 надгробных камней, под которыми никто не лежит. Что начертано на камнях? (Ответ. Названия исчезнувших видов животных.)

Кто виноват?

Рим спасли гуси. Это известно всем. Бдительные птицы заметили приближение неприятельских войск и гоготанием сигнализировали об опасности. Но, тем не менее, Римской империи суждено было погибнуть. Что же послужило причиной падения некогда могущественного государства? Как
считают ученые-токсикологи, в этом повинно отравление... Что погубило Рим? (Ответ. Виноват свинец. Римская аристократия вымирала, так как пользовалась дорогой свинцовой посудой, косметическими красками, содержащими соединения свинца. Из-за этого средняя продолжительность жизни римских патрициев не превышала 25 лет. Люди низших сословий жили дольше и меньше подвергались отравлению, но и они пользовались римским водопроводом, трубы которого были сделаны из свинца.)

Проблема урожая

Объясните, почему в Китае вслед за уничтожением воробьев резко снизился урожай зерновых. (Ответ. Воробьи, склевывая зерна, наносят определенный вред сельскому хозяйству. Однако при выведении потомства они собирают на полях огромное количество насекомых, в том числе вредных. Уничтожение воробьев вызвало вспышки размножения вредителей, что привело к сокращению урожая.)

Вода «цветет»

Сильное «цветение» воды, наблюдаемое иногда в прудах, часто сопровождается замором рыбы. Объясните это явление. (Ответ. «Цветение» – это массовое размножение водорослей и цианобактерий. Разложение их после отмирания приводит к острой нехватке кислорода в водоеме. Те же процессы разложения органических веществ, которые не требуют участия кислорода, связаны с выделением метана, аммиака, сероводорода, губительных для водных обитателей. Кроме того, некоторые синезеленые водорослии при жизни выделяют ядовитые вещества.)

Вопросы линии финиша

Осторожно: огонь!

Весной многие люди жгут пожухлую прошлогоднюю траву, обосновывая свои действия тем, что свежая трава после этого будет лучше расти. Экологи, напротив, утверждают, что этого делать нельзя. Объясните позицию экологов. (Ответ. Выжигание травы может привести к лесным пожарам, к гибели миллионов насекомых и других беспозвоночных, обитающих в подстилке, к уничтожению семян растений, к потерям из почвы ценных азотсодержащих соединений. В итоге нарушается естественный баланс экосистемы. Побеги молодых растений обугливаются, их рост замедляется, усиливается эрозия почвы.)

Чистота воды

Северные реки и озера поражают чистотой своих вод. К сожалению, летом в тех же местах тучи гнуса и комаров досаждают всему живому. Установлено, однако, что первое невозможно без второго. Почему? (Ответ. Личинки комаров питаются органическими остатками, содержащимися в воде, тем самым очищая воду.)

А нам не холодно!

Раствор соли в воде замерзает при более низких температурах, чем сама вода. Зимой у берегов Антарктиды температура океанической воды может опускаться на несколько градусов ниже нуля. При такой температуре тканевые жидкости рыб, содержащие меньшее, обычное для позвоночных животных, количество соли, должны превратиться в лед. Однако некоторым рыбам удается выжить в таких условиях. Объясните этот факт. (Ответ. В крови полярных рыб содержатся особые вещества – антифризы. Не влияя на солевой состав живых тканей, эти вещества препятствуют образованию льда.)

Резервные вопросы

Осторожно: яд!

В одном из районов Америки в борьбе с насекомыми, уничтожающими леса, многократно применялись сильнейшие химикаты. Потом оказалось, что в ближайшем водоеме исчезли лососи. Почему? (Ответ. Ядохимикаты уничтожили беспозвоночных, которыми питались рыбы, в том числе и лососи.)

Летят перелётные птицы

Ласточки, стрижи, мухоловки улетают на зиму на юг, а вот дятлы, синицы, тетерева, глухари, совы остаются. Дайте объяснение этому явлению. (Ответ. Улетающие птицы – насекомоядные, а те, которые остаются,– зерноядные, хищные или всеядные.)

Священное дерево

Многие народы, живущие на территории России, почитали это дерево как священное. А вот что поется в русской песне об этом дереве:

Первое дело – мир освещать,
Второе дело – скрип утишать,
Третье дело – больных исцелять,
Четвертое дело – чистоту соблюдать.

Что это за дерево? Объясните, о чем поется в песне.

(Ответ. Береза. Березовая лучина, деготь, отвар березовых почек, веники (ими мели полы, с ними парились в бане).

Внимание: свалка!

Чем опасны свалки бытового мусора в районе жилых домов? (Ответ. Привлекают ворон, голубей и крыс – разносчиков инфекций, бродячих собак и кошек. Гниющие отходы – среда развития некоторых болезнетворных микроорганизмов. Проволока, обрезки досок могут стать причиной травм. Свалки – причина загрязнения воздуха, почвы, водоемов.)

Смена образа жизни

Популяция серебристых чаек, живущих в Северной Европе и обычно зимовавших в Испании, Португалии, Северной Африке, в последнее время сильно увеличилась, и птицы стали оседлыми. Почему? (Ответ. Увеличение городов плодит свалки и помойки, на которых чайки круглый год могут найти неограниченное количество корма. Кроме того, крыши и карнизы высоких зданий гораздо удобнее для гнездования, чем скалы, так как дают тепло, хороший обзор и безопасность. Все это привело к тому, что птицы смогли увеличить свою численность, и у них отпала необходимость улетать на зиму.)

Литература

Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. – М.: Просвещение, 1985.

Демьянков Е.Н., Никишов А.И. Биология. Мир животных. Задачи, дополнительные материалы. – М.: Владос, 2004.

Жигарев И.А., Пономарева О.Н., Черно-ва Н.М. Основы экологии. Сборник задач, упражнений и практических работ. – М.: Дрофа, 2002.

Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания. В 4-х книгах. – М.: Мир, 1995.

Реймерс А. Азбука природы. – М.: Знание, 1980.

Энциклопедия для детей. Т. 19 – М.: Аванта+, 2003.


*При желании ученики могут привести и противоположные аргументы... В этом случае необходимо объяснить, что в спорах о «вреде», причиняемом волком, следует различать его роль в естественных сообществах и там, где численность копытных (сельскохозяй-ственных или тех, на которых ведется охота) предпочитает контролировать сам человек. – Прим. ред.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru