Новости науки

Растения имитируют насекомых

Израильские экологи обнаружили, что стебли и цветы некоторых растений покрыты отметками, похожими на гусениц, муравьев и тлей. Лжепаразиты – своеобразные знаки, отпугивающие вредителей, которые ищут пищу или хотят отложить на растениях яйца.

Растения выглядят так, как будто они покрыты кусающими, жалящими или отвратительными на вкус насекомыми, и это отпугивает крупных травоядных животных, таких, например, как олени.

Симха Лев-Ядун и Моше Инбар исследовали полдюжины растений, которые, как они считают, имитируют насекомых. Некоторые из них могут ввести в заблуждение даже людей. Они вспоминают, как показали коллеге фотографии растений семейства бобовых, у которых стручки по форме и цвету похожи на ядовитых гусениц. Тот спросил: «Что это за гусеницы?» Он был уверен, что это насекомые. У одного из видов ромашки на стеблях есть черные точки, напоминающие муравьев, которые, как известно, атакуют многих других насекомых и даже крупных животных, поэтому для растения выгодно имитировать их присутствие.

Возможно, растения действительно развили в себе способность имитировать насекомых, соглашается Джеймс Маллет из Лондонского университетского колледжа. Но необходимо провести эксперименты, доказывающие, что растения-обманщики реже подвергаются атакам со стороны травоядных животных.

Множество насекомых притворяются растениями, чтобы не быть съеденными. До сих пор считалось, что растения редко пользуются схожей тактикой. Например, некоторые орхидеи выглядят и пахнут, как самки пчел, и это помогает им распространять пыльцу. Когда привлеченный запахом самец подлетает к орхидее, на него сыплется пыльца, которую он затем разносит.

Авторы работы считают, что существует несколько тысяч видов растений, которые имитируют насекомых.

Союзники муравьев в микромире

На протяжении нескольких тысячелетий муравьи рода Attini возделывают грибок, который служит им пищей. На протяжении нескольких десятилетий ученые изучали этих насекомых, пытаясь в первую очередь понять, как они выращивают свои «сады». Не так давно группа ученых обнаружила, что муравьи в специальных «карманах» своего тела носят особые бактерии, которые помогают им управлять численностью паразитов, угрожающих их урожаю.

Энтомолог Камерон Керри (Cameron Currie) из Университета штата Висконсин (США) с коллегами обнаружил с помощью электронного микроскопа защитные бактерии, содержащиеся в серповидных углублениях наружного скелета двух разновидностей панамских муравьев, Cyphomyrex longiscapus и C.muelleri. Бактерии рода Pseudonocarida живут на поверхности наружного скелета муравьев. Эти бактерии выделяют противопаразитарные агенты, с помощью которых муравьи защищают свой урожай грибков.

По данным Керри, более 200 разновидностей муравьев демонстрируют этот сложный симбиоз с бактериями. Муравьи, по сути применяя антибиотики, уже в течение как минимум 50 млн лет избегают такого побочного эффекта, как развитие привыкания к ним. Муравьи Attine пополнят сравнительно короткий список других насекомых, животных и растений, которые известны тем, что предоставляют кров «нужным» микроорганизмам. Однако еще много таких разновидностей нам пока неизвестны. «Это еще раз показывает нам, как мало мы знаем о естественных симбиотических системах, – говорит Керри. –
Муравьи, которые, как оказалось, выращивают грибки, ранее были хорошо изучены. Но все же это сторона жизни муравьев до сих пор оставалась незамеченной. Не могут ли другие организмы участвовать в такого рода симбиозе?»

По материалам сети Интернет