Вступительное задание Биологического отделения Открытого лицея ВЗМШ

ОЛИМПИАДЫ, КОНКУРСЫ

 

Вступительное задание Биологического отделения Открытого лицея ВЗМШ

Всероссийская заочная многопредметная школа – Открытый лицей ВЗМШ при МГУ им. М.В. Ломоносова объявляет очередной, 34-й, набор на Биологическое отделение. Зачисление проводится на конкурсной основе по результатам вступительной работы. В конкурсе могут принять участие школьники, которые в этом учебном году занимаются в 8-м или 9-м классе, независимо от места проживания.

ВЗМШ высылает учащимся пособия и задания по разным разделам биологии и проверяет их работы. Обучение для 8-классников длится 3 года, для 9-классников – 2 года.

1. Перед вами – перечень грибов: дождевик, мукор, мухомор, опенок, пеницилл, подосиновик, сморчок, спорынья, трутовик. Предложите как можно больше признаков, по которым их можно разделить на две группы так, чтобы в каждой группе оказалось не меньше двух организмов. Для каждого признака укажите, какие грибы в какую группу попадут.

2. Существует множество примет, позволяющих на основании жизнедеятельности животных или растений предсказывать погоду на ближайшие дни либо давать более долгосрочные прогнозы. Хотя приметы не все-гда сбываются, эффективность многих из них довольно высока. Объясните, как связаны наблюдаемые признаки с ожидаемыми природными явлениями, рассмотрев различные народные приметы или придумав приметы самостоятельно.

3. Наряду с химическими сред-ствами защиты культурных растений используются биологические – живые организмы, выпуск которых на поля (сады, огороды) тем или иным способом приводит к повышению урожая или улучше-нию качества сельскохозяйственной продукции. Предложите разные способы, которыми биологические средства защиты растений могут вызывать эти эффекты. Постарайтесь для каждого из указанных вами способов привести по одному-два примера его реализации.

4. Как вы думаете, почему у животных рваные раны заживают лучше резаных, а у растений – наоборот?

5. Существует множество лекарств, используемых для достижения одного и того же физиологического эффекта: потогонные, мочегонные, кровоостанавливающие, жаропонижающие и др. Нужно ли все это разнообразие? Давайте попробуем для каждого эффекта выбрать лучший препарат. Составьте план подобного исследования, объяснив, какие характеристики лекарств вы будете сравнивать.
Как вы думаете, удастся ли для достижения каждого физиологического эффекта выбрать един-ственный препарат и отказаться от всех остальных аналогичных лекарств? Ответ обоснуйте.

6. Представим себе фантастическую мутацию, когда у человека при сохранении размеров тела и всех его органов в несколько раз уменьшаются размеры составляющих их клеток – то есть тот же объем заполнен большим числом клеток. Как вы думаете, к каким последствиям приведет эта мутация? (Если для каких-то из ваших идей существенно, уменьшились ли клетки во всех трех измерениях или нет, – рассмотрите оба варианта.)

7. От чего зависит время жизни тех или иных клеток человека или другого многоклеточного организма? Объясните, что может вызывать необходимость их гибели и когда она происходит. Постарайтесь предложить как можно больше вариантов ответа.

(Во вступительном задании использованы материалы Биологической олимпиады школьников МГУ.)

В ответах можно использовать и факты, найденные в литературе, и собственные идеи. Просим для сведений, почерпнутых из книг, приводить ссылки на источники.

Учащимся 8-х классов необходимо решить задачи 1–5, 9-классникам – задачи 3–7.

Работу следует выполнить на русском языке в тетради; на обложке укажите свою фамилию, имя, отчество, полный домашний адрес с индексом, номер школы и класс, в котором вы учитесь. Вместе с работой пришлите конверт с маркой и заполненным адресом (для отправки вам решения приемной комиссии).

Работа должна быть отправлена не позднее 15 мая 2007 г. Наш адрес: 119823, Москва, ГСП, МГУ, ВЗМШ-Биология, конкурс.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru