Урок-конкурс «Шестиногие соседи по планете»

Я ИДУ НА УРОК

Н.П.СОЛОШЕНКО,
учитель биологии СШ №71,
п.Кедровый, Красноярский край

Урок-конкурс «Шестиногие соседи по планете»

Обощение знаний по теме «Тип Членистоногие. Класс насекомые»

Задачи урока

  • Образовательно-развивающие.

Развитие умений оперировать с понятиями: определять, делить, ограничивать и обобщать понятия, определять отношения между понятиями, находить и разрешать противоречия при работе с понятиями.
Применение опорных понятий (тип Членистоногие, класс Насекомые, отряд Двукрылые, отряд Жесткокрылые, отряд Перепончатокрылые, головогрудь, брюшко, линька, мальпигиевы сосуды, паутина, хитин, челюсти, крылья, глаза, имаго, хелицеры, конечности, беспозвоночные животные).

  • Воспитательные.

Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий:

– общее – особенное – единичное;
– единство – многообразие;
– причина – следствие;
– первичное – вторичное.

Формирование умения работать в группе.

Привитие интереса к биологии.

Оборудование

  • На доске: пронумерованные понятия (тип Членистоногие, линька, хелицеры, челюсти, паутина, хитин, глаза, крылья, мальпигиевы сосуды, имаго, конечности), таблицы с изображением животных типа Членистоногие.

  • На столах команд:

– папки с понятиями (отряд Жесткокрылые, класс Насекомые, подтип Трахейнодышащие, тип Членистоногие, царство Животные, подтип Жабродышащие, класс Паукообразные, подтип Хелицеровые, класс Ракообразные;
– пакеты с заданиями «Природа мудра. А мы?», «Круги Эйлера»;
– пакеты с рисунками представителей отрядов Двукрылые, Перепончатокрылые, Чешуекрылые;
– листы опорных сигналов.

  • На столе учителя:

– пакет № 1 с названиями животных (паук птицеед, речной рак, майский жук);
– пакет № 2 с понятиями и названиями (имаго, нимфа, зеленые железы, мальпигиевы сосуды, мокрица, муха, бабочка, саранча, пчела, хелицеры, хитин).

Класс поделен на три команды.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Здравствуйте! Начинаем очередное заседание Клуба знатоков биологии. Сегодня мы проведем конкурс «Шестиногие соседи по планете». На столах у вас лежат листы взаимооценки, в которые вы в конце урока внесете отметки всем членам команды за работу на уроке.
Первое задание – биологический диктант. На доске – пронумерованные понятия. У вас на столах находятся карточки с числами. Я раскрываю содержание понятия, вы определяете, что это за понятие и поднимаете карточку – номер этого понятия.

Учащиеся, прослушав содержание понятия, поднимают карточку с соответствующим, по их мнению, номером.

А сейчас, капитаны команд, подойдите ко мне. У меня в пакете три карточки с названиями представителей типа Членистоногие. Пожалуйста, возьмите по одной карточке. Используя карточки с понятиями на вашем столе, составьте логическую цепочку по систематике данного представителя.

Учащиеся составляют на доске логическую цепочку по систематике, например:

– царство Животные
– беспозвоночные животные
– тип Членистоногие
– подтип Трахейнодышащие
– класс Насекомые
– отряд Жесткокрылые
– род Жук
– вид Майский жук

Назовите, пожалуйста, изученные нами отряды класса Насекомые. (Двукрылые, Перепончатокрылые, Чешуекрылые.) У вас на столах есть листы с изображением представителей этих отрядов. Представители разных команд, выходя по очереди к доске, составляют логический квадрат 3 ?8 3: («Биологические крестики-нолики») так, чтобы в каждой вертикали и каждой горизонтали находилось только одно изображение представителя каждого отряда.

Учащиеся составляют логический квадрат, например:

Крапивница

муха

пчела

муравей

Белянка

овод

комар

шмель

Адмирал

Настал черед пакета «Природа мудра. А мы?» Раскройте пакет. Внимательно прочтите понятия. Найдите противоречие. Подумайте и скажите, как природа разрешила это противоречие.

1-я команда
Мокрица – наземная среда обитания.

2-я команда
Паук серебрянка – водная среда обитания.

3-я команда
Хитиновый покров – рост членистоногих.

Команды по очереди предлагают свои варианты ответов. Если команда не может ответить, а у других команд есть свои варианты ответов, то надо дать им возможность высказать свое мнение. Ответ, например 3-й команды, может быть таким: «Хитиновый покров не растягивается и не растет, а животные должны расти. В этом и заключается противоречие. Для его разрешения природа «придумала» процесс линьки».

А теперь играем в «Третий лишний». У вас есть конверт «Круги Эйлера», раскройте его. Внимательно прочтите понятия. Найдите среди них лишние. Объясните, почему вы так решили. Определите основание деления, отношение между понятиями и отобразите их кругами Эйлера.

1-я команда

А – мальпигиевы сосуды;
Б – нимфа;
В – органы выделения.

2-я команда

А – взрослое насекомое;
Б – имаго;
В – хитин.

3-я команда

А – развитие с полным превращением;
Б – линька;
В – развитие с неполным превращением.

Учащиеся выполняют задания.

1-я команда
Лишнее – нимфа.

2-я команда
Лишнее – хитин.

3-я команда
Лишнее — линька.

Представители команд по очереди называют признаки, по которым можно сравнивать представителей класса Насекомые и других классов типа Членистоногие (не повторяя уже названных) и проводят сравнение. Побеждает та команда, которая назовет больше признаков (ответит последней).

Например: органы выделения у ракообразных антеннальные и максиллярные железы, у насекомых – мальпигиевы сосуды. В отличие от паукообразных насекомые имеют два сложных глаза.

У вас на столах есть листы с опорными сигналами. Предложите свой вариант опорного конспекта по классу Насекомые.

Учащиеся на листах ватмана фломастерами рисуют основные опорные сигналы, составляя опорные конспекты.

Подведем итог. Победила команда.... В командах обсудите, кто как работал, и на листе взаимооценки поставьте каждому соответствующую оценку (листы сдайте). Спасибо за работу. До свидания.

Учащиеся оценивают работу каждого члена команды.

Словарь понятий

Понятие

Содержание

Комментарии

Паутина

Вещество выделяемое пауками и некоторыми другими паукообразными, застывающее на воздухе в виде нитей; используется для постройки убежищ, ловчих сетей, яйцевого кокона, выстилки норок, расселения молоди

 

Хитин

Сложный полисахарид, у членистоногих животных составляющий основу наружного скелета, также является компонентом клеточных стенок у грибов и некоторых зеленых водорослей

 

Конечности

Органы тела животных, выполняющие функции передвижения, осязания, захвата пищи и т.д.

По строению у беспозвоночных:
нечленистые, лопастевидные, членистые

Челюсти

У беспозвоночных – видоизмененные конечности, выполняющие функцию захвата и измельчения пищи

По месту расположения:
верхние, нижние

Хелицеры

Первая пара головных конечностей у паукообразных, выполняющая функцию челюстей

По внешнему виду:
клешни, крючки, стилеты

Крылья насекомых

Специализированные органы движения, служащие для полета, являющиеся выростами покровов, расположенные на средне- и заднегруди и имеющие различное строение

По строению:
перепончатые, чешуйчатые, кожистые

Мальпигиевы сосуды

Выделительные и осморегулирующие органы у паукообразных, насекомых, многоножек, представляющие собой слепые выросты кишечника на границе между средней и задней кишкой

По происхождению:
выросты средней кишки (паукообразные),
выросты задней кишки (насекомые, многоножки)

Личинка

Фаза развития многих беспозвоночных животных и некоторых позвоночных

По строению у насекомых:
гусеница, истинная личинка, ложногусеница, безголовка, безножка
По длительности стадии:
дни и недели (обычно около месяца);
месяцы и годы (часто 2–3 года)

Линька

Процесс смены наружного покрова

 

Имаго

Конечная стадия развития насекомых и ряда других членистоногих

По продолжительности жизни:
несколько часов (поденки),
несколько дней (тли),
несколько месяцев (бабочки),
несколько лет (пчелиная матка, самка муравьев)

Глаза

Образования, обеспечивающие восприятие зрительных раздражителей

У членистногих по строению:
простые, сложные

 

Поздравляем победителей конкурсов за I полугодие 2006 г.!

По итогам конкурса «Я иду на урок» ими стали:

Гусева Лидия Александровна, г. Михайлов, Рязанская обл. – «Интересные факты из жизни растений», урок в форме игры «Поле чудес», №8/2006.

Гутарова Татьяна Владимировна, п. Березняки, Моск. обл. – «Своя игра» по теме: «Млекопитающие», №10/2006.

Мельникова Тамара Ивановна, п. Первомайск, Красноярский край – обобщающий урок в 6-м классе «Без билета по белу свету», №2/2006.

По итогам конкурса «Мои методические находки» ими стали:

Заикина Елена Анатольевна, г. Златоуст – «Этимология и ботаника: точки соприкосновения», №8/2006.

Крамаренко Оксана Константиновна, г. Москва – «Литературное творчество на уроках биологии», №2/2006.

Соловьев Роман Борисович, г. Москва – «Нетрадиционные темы сочинений по зоологии», №10/2006.

Премию «Мастер-класс» получают:

Асташина Нина Игоревна, п. Воротынец, Нижегородская обл. – «День Совы», методический материал по экологическому воспитанию, №3/2006; итоговый урок «Эволюция органического мира», №9/2006; «Братец Филин и Вредина-Зловредина», экологическая сказка, №12–13/2006.

Живейнова Валентина Ивановна, г. Пересвет, Моск. обл. – ролевая игра по курсу «Человек и его здоровье», №6/2006.

Шумова Любовь Петровна, г. Кызыл, Республика Тыва, – обобщающий урок по теме: «Основы цитологии», №7/2006.

Все победители награждаются денежными премиями или призами и дипломами. Конкурсы продолжаются!
Материалы принимаются в любом виде (электронном, печатном или рукописном). Ждем ваших писем!
К сожалению, редакция не имеет возможности рецензировать пришедшие материалы и не возвращает их.
Всех победителей конкурса прежних лет, не получивших по какой-то причине дипломы, просим сообщить об этом в редакцию письменно.

Редакция газеты «Биология»

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru